Файл: Статус нотариуса (Права, обязанности и ответственность нотариуса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 820

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственный служащий – это гражданин, состоящий на должности федеральной государственной службы, который за осуществляемую профессиональную деятельность получает денежное содержание из средств федерального бюджета[13].

Государственный нотариат не подпадает под нормы законодательства РФ, регламентирующие статус государственных служащих. При этом их деятельность носит властный характер и в какой-то мере близка к деятельности должностных лиц органов исполнительной власти.

Частный нотариус также не относится к числу государственных служащих, так как не имеет штатной должности в государственном аппарате и денежное содержание из федерального бюджета не получает. Он практикует самостоятельно и под свою ответственность совершает нотариальные действия, руководствуясь законодательством РФ и международными договорами.

Права и обязанности частных и государственных нотариусов тождественны, оформленные ими документы по своей юридической силе равны.

Параллельное сосуществование государственного и частного нотариата отражает сложный и постепенный процесс социально-экономических преобразований, возникновения и развития новых форм и организационных структур в правоохранительной сфере.

Определим основные сходства и различия между частным и государственным нотариатом.

К сходствам отнесем следующее:

а) совершение нотариальных действий происходит от имени РФ;

б) назначение на должность производится путем вынесения приказа Министра юстиции РФ с согласия Федеральной нотариальной палаты;

в) наличие личной печати с изображением Государственного герба РФ, указанием фамилии, инициалов, должности нотариуса и места его нахождения или наименования государственной нотариальной конторы, штампы удостоверительных надписей, личные бланки или бланки государственной нотариальной конторы;

г) право совершения законодательно предусмотренных нотариальных действия в интересах обращающихся лиц, обратившихся к нему; составления проектов сделок, заявлений и других документов, изготовления копий документов и выписок из них, дачи разъяснений по вопросам совершения нотариальных действий; истребования сведений и документов, необходимых для совершения нотариальных действий;

д) обязанность оказания содействия в осуществлении прав и защите законных интересов обратившихся лиц, разъяснения их прав и обязанностей, предупреждения о последствиях совершаемых нотариальных действий; неразглашение сведений, ставших известными в связи с осуществлением профессиональной деятельности; отказа в совершении нотариального действия, если таковое противоречит законодательству;


е) предоставление по требованию нотариальной палаты сведений о нотариальных действиях, документов, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности и личных объяснений[14].

Различия между государственным и частным нотариатом[15]:

а) создание и ликвидация государственных нотариальных контор производится Минюстом РФ или по его поручению местными органами юстиции. Частнопрактикующие нотариусы открывают нотариальную контору в том округе, который определяет орган юстиции и нотариальная палата;

б) государственным нотариусом взимается пошлина, поступающая в местный бюджет, а частным нотариусом – одинаковый, установленный законодательно тариф, из которого им самостоятельно уплачивается налоги государству;

в) государственный нотариус получает строго фиксированную заработную плату, а частные нотариусы не ограничены в зарплате, уровень которой определяется их способностями и профессиональной подготовкой;

г) нотариусам, работающим в государственной нотариальной конторе, рабочее помещение (офис) предоставляется государством, оно же выделяет деньги на его ремонт и другие нужды; частнопрактикующие нотариусы, приобретают все за свой счёт;

д) государственные нотариусы имеют более широкий круг полномочий, к которым добавляется выдача свидетельств о праве на наследство и принятие меры по охране наследственного имущества.

А.В. Бегичев выделяет следующие различия между государственным и частным нотариатом:

1. Назначение на должность. Государственные нотариусы, осуществляющими свою деятельность на основании трудового договора, заключенного с территориальным органом юстиции и подчиняются требованиям трудового законодательства. Частные нотариусы назначаются на должность территориальным органом юстиции на конкурсной основе и в трудовых отношениях с этим органом не состоят.

2. Прекращение деятельности. Увольнение нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе, производится в соответствии с ТК РФ.

Частные нотариусы слагают полномочия по собственному желанию либо на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности[16].

Следующим видом субъектов, наделенных правом совершения нотариальных действий, являются должностные лица органов исполнительной власти (при отсутствии в населенном пункте нотариусов). Круг нотариальных действий у них ограничен. Они могут удостоверять завещания, доверенности, принимать меры к охране наследственного имущества, свидетельствовать подлинность документов и выписок из них, свидетельствовать подлинность подписи на документах. Привлечение данных субъектов призвано максимально упростить и приблизить к гражданам административные процедуры[17].


Следующей группой субъектов являются должностные лица консульских учреждений РФ. Они уполномочены на совершение следующих нотариальных действий: удостоверение сделок (исключая договоры об отчуждении недвижимого имущества); принятие мер к охране наследственного имущества; выдача свидетельства о праве на наследство, о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; свидетельствование верности копий документов и осуществление выписок из них и др. Данный круг полномочий шире, чем у глав местных администраций поселений, что обусловлено отсутствием возможности обращения у российских граждан за рубежом к нотариусу.

Отдельные цивилисты, например Г.Г. Черемных, включают в круг субъектов, наделенных правом на совершение нотариальных действий помощников нотариуса; стажеров; технических секретарей, переводчиков и др.[18] Данные субъекты способствуют осуществлению нотариальной деятельности, но нотариальные действия они не совершают, а значит включать их в круг субъектов нелогично.

Таким образом, к субъектам наделенных правом совершения нотариальных действий следует отнести государственный и частный нотариат, при преобладании последнего. Государственные нотариусы при схожести положения с государственными служащими в плане наделения властных полномочий не относятся к последним. Они входят в систему нотариата РФ.

Частные нотариусы сходи по своему положению с предпринимателями, так как не получают денежного вознаграждения от государства за свою деятельность и материально-техническая база нотариальной конторы обеспечивается из собственных средств, хотя государство по сути передает им свои полномочия.

Государственный нотариат сегодня – это наследство советской административно-командной системы управления государством, который постепенно изживает себя. Ежегодно число государственных нотариусов сокращается, что демонстрирует необходимость создать единую организационную правовую форму нотариата – частную. Такие субъекты как глава местной администрации поселения и уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения сегодня изжили себя. Они часто не обладают юридическим образованием они, будучи призванными, облегчить доступ населения к нотариальным услугам, оказывают их не качественно, не легитимно, что приводит к оспариванию их заверений в судебном порядке.

Должностные лица консульских учреждений являются субъектами наделенными полномочиями осуществления нотариальных действий для возможности доступа российским граждан к нотариальным услугам за рубежом. Узость круга их полномочий по сравнению с полномочиями государственных и частных нотариусов обусловлена самыми необходимыми, базовыми нотариальными действиями, необходимыми для реализации прав граждан РФ.


Глава 2. Особенности содержания административно – правового статуса нотариуса

2.1. Требования, предъявляемые к лицам, претендующим на право заниматься нотариальной деятельностью

Правовой статус нотариуса представляет собой систему, состоящую из ряда элементов, включающих, его права, обязанности и ответственность. По отношению к должностным лицам принято говорить не о правах и обязанностях, а об их полномочиях, так как они обязаны реализовать свое право и исполнить обязанность после наступления соответствующего юридического факта, после обращения заинтересованных лиц.

Важными в административно-правовом статусе нотариуса являются квалификационные и иные требования, предъявляемые к нему.

Государство обязано обеспечивать получение гражданами качественной правовой помощи, а получение данного права гражданами выступает в качестве одного из основных конституционных гражданских прав в РФ. Современный нотариус является независимым представителем государства, который наделен правом совершения нотариальных действий. Функции нотариата по объективным причинам являются необходимыми в современном гражданском обороте[19].

Это определяет в качестве важнейшего направления работы Минюста РФ – обеспечение деятельности института нотариата.

С 1 января 2015 г. ФЗ от 29 декабря 2014 г. № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[20] внесены важные изменения в Основы о нотариате, которые регламентируют доступ к получению профессии нотариуса[21].

Для получения профессии нотариуса гражданину необходимо пройти несколько этапов для получения качественной юридической подготовки.

Первым этапом является необходимость прохождения стажировки у действующего нотариуса. По ст. 19 Основ о нотариате прохождение стажировки возможно у частнопрактикующего нотариуса, который занимается нотариальной деятельностью не менее трех лет. До этого времени стажировка могла быть пройдена у государственного нотариуса. Таким образом, законодатель возлагает всю организацию стажировки на нотариальную палату субъекта РФ.


Порядок прохождения стажировки регламентирован приказом Минюста России от 29 июня 2015 г. № 151[22]. В соответствии с ним нотариальная палата по согласованию с территориальным органом юстиции каждый год определяет количество стажеров. К стажеру предъявляется ряд требований. Им может быть гражданин РФ, который получил высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации[23].

Длительность стажировки составляет один год по общему правилу, при возможности сокращения данного срока по согласованию нотариальной палаты и территориального органа юстиции не более чем на 6 месяцев.

Лицо, претендующее на должность стажера должно подать документы в нотариальную палату, которая заблаговременно на официальном интернет сайте и в общедоступных местах располагает информацию о проведении стажировки (требования к претендентам на должность стажера, списки руководителей стажировки, число должностей стажеров, требования к пакету документов и сроки их приема). Подача документов может производить как лично, так и посредством почтовой связи (оригиналы предоставляются при заключении трудового договора с нотариальной палатой).

До 2015г. всеми претендентами на должность сдавался квалификационный экзамен. В настоящее время данный экзамен проводится, если число претендентов на должность стажера превосходит количество стажерских мест. Порядок и время проведения экзамена, а также дата и время проведения экзамена утверждаются путем согласования нотариальной палаты и территориального органа Минюста РФ.

По окончании проведения экзамена нотариальной палатой принимается решение о назначении руководителей стажировки лицам, прошедшим испытание. С ними заключается трудовой договор. Труд стажера оплачивается из средств нотариальной палаты.

По истечении стажировки руководителем оформляется заключение об ее итогах, которое подается в нотариальную палату. Решение о прохождении или неудовлетворительном результате принимается нотариальной палатой. Лица, не прошедшие стажировку могут допускаться к ней повторно, на общих основаниях[24].

По успешным результатам прохождения стажировки наступает следующий этап сдача квалификационного экзамена. Приказ Минюста России от 29 июня 2015 г. № 150[25] утверждает Положение о квалификационной комиссии, где содержатся основные требования к формированию и деятельности комиссии, принятию решения о допуске лиц к квалификационному экзамену и порядку его проведения.