Файл: Статус нотариуса (Права, обязанности и ответственность нотариуса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 919

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Административно-правовое регулирование статуса нотариуса при условии соответствия требованиям общественных отношений в сфере организации нотариата и осуществления нотариальной деятельности является базой эффективной деятельности нотариусов по реализации ими основной функции нотариата – защищать права граждан и юридических лиц.

В настоящее время деятельность нотариуса регламентируется Основами законодательства Российской Федерации о нотариате (далее – Основами о нотариате)[1], принятыми в 1993 г., которые подвергались многочисленным редакциям. За давность времени принятия в связи с переменами, произошедшими в обществе, они перестали отвечать стандартам закрепления статуса нотариуса как высококвалифицированного независимого профессионала, основная деятельность которого призвана защищать субъективные права граждан. Лишь при условии наличия широкого круга прав нотариуса, при наличии соответствующих адекватных организационных, материальных, судебных гарантий нотариус сможет эффективно осуществлять свою деятельность, нести ответственность за исполнение своих обязанностей.

Так, современный институт нотариата фактически лишен актуальной правовой основы деятельности, что и определяет актуальность исследования.

К тому же тема работы выбрана с учетом слабости исследования правовых вопросов административно-правового регулирования института нотариата в условиях осуществления в нашей стране административной реформы. Данное исследование – попытка комплексно рассмотреть административно-правовую деятельность России с предложением авторских вариантов изменения действующего законодательства.

Объект исследования составили сложившиеся в Российской Федерации общественные отношения, отражающие административно-правовой статус нотариуса.

Предмет исследования представляет собой систему элементов, образующих правовой статус и определяющих правовое положение нотариуса, содержание которых закреплено в соответствующих нормативных правовых актах, материалах правоприменительной практики, научных исследованиях.

В качестве цели исследования мы определяем комплексный анализ и выявление сущности современного административно-правового статуса нотариуса в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • определить основные организационно-правовые основы деятельности нотариата;
  • дать характеристику субъектам нотариальных действий;
  • выявить требования, предъявляемые к лицам, претендующим на право заниматься нотариальной деятельностью;
  • комплексно охарактеризовать основные права, обязанности и ответственность нотариуса;
  • определить круг субъектов, осуществляющих контроль за нотариальной деятельностью.

Методологической основой исследования стали общенаучные методы познания, в том числе: конкретно-исторический, метод системного анализа, структурно-функциональный, и другие, а также ряд частно - научных методов: статистический, сравнительно-правовой и иные методы.

Права, обязанности и ответственность нотариусов рассматривали в своих публикациях И.В. Москаленко, А.Г. Нуриев, П.П. Сергун, Г.В. Фадеева, А.С. Фучко, А.Е. Черников. В связи с реформированием административной системы в целом, многими авторами исследовались основные тенденции и перспективы развития нотариата в РФ, поднимались дискуссионные вопросы по совершенствованию механизма управления института, выносились предложения по совершенствованию законодательства (Ф.П. Аракелян, О.В. Балышева, И.А. Кузовков, Н.И. Куленко, Е.И. Лагодина, Е.В. Ломакина, М.А. Малыхина, О.В. Моисеева, М.И. Никитин, О.А. Тимошкина, Д.В. Фролова).

Изученная литература позволяет говорить о том, что на сегодняшний день недостаточно выделены и проанализированы закономерности функционирования системы органов юстиции в механизме управления нотариатом.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и приложения.

Глава 1. Общая характеристика нотариата в Российской Федерации

1.1. Организационно правовые основы деятельности нотариата

В современной правовой науке и законодательстве не выработано единого понятия нотариата.

В общем виде нотариат ученые определяют как систему органов, наделённых властными полномочиями, осуществляющих защитную функцию законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом а также как правовой институт, обеспечивающий стабильность гражданского оборота посредством совершения нотариальных действий, защищающих права граждан и юридических лиц.

Кроме того, ряд авторов под нотариатом предлагает понимать систему органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, направленных на закрепление гражданских прав[2].


М.В. Бутузова дает определение нотариату, как системе органов и должностных лиц, на которые удостоверяют бесспорные права и факты, производят свидетельствование документов и выписки из них, придают документам исполнительную силу и выполняют иные легальные действия с целью обеспечения защиты прав и интересов участников гражданского оборота[3].

Анализ данных точек зрения дает основания утверждать, что нотариат это юридическая деятельность, осуществляемая от имени государства, гарантирующая публичное признание нотариально оформленных документов.

Г.В. Фадеевой точно конкретизирована правовая сущность нотариата: нотариус, обладая публичными, властными полномочиями и осуществляя свою деятельность от имени РФ не является субъектом системы органов государственной власти. Нотариат является институтом гражданского общества, при этом государство повышает степень своего регулятивного воздействия в данной сфере[4].

Считаем, что ответственность нотариусов, не должна ограничиваться уголовно-правовыми и административно-правовыми санкциями. К тому же законодатель должен наделять соответствующими контрольно-административными компетенциями органы исполнительной государственной власти. Часто исследователи преувеличивают административно-правовой аспект в правовом регулировании института нотариата. Так, Ю.Н. Власовым и В.В. Калининым подчеркивается «административное единство» системы нотариата, обеспечение которого происходит не только за счет полномочий Минюста и его территориальных органов, но и установленных законом функциональных обязанностей нотариальных палат[5]. Считаем, что статус нотариальных палат не охватывается предметом и методологией административно-правового регулирования общественных отношений, так как их деятельность по сути своей не только государственно-управленческая, но и самоуправленческая – основанная на принципах профессиональной корпоративности. Это позволяет согласиться с мнением М.Ю. Плетнева, считающего, что контроль за нотариальной деятельностью ограничен тремя формами – судебной, профессиональной и налоговой[6]. Добавим к этому конституционный контроль (проверка соответствию Конституции РФ законодательства о нотариате и разрешений споров о компетенции государственных органов)[7], и административный контроль, осуществляемый органами юстиции.


Профессиональный контроль же скорее является компетенций непосредственно самоуправляющегося нотариата – профессиональной корпорации юристов, действующей в соответствии с принципами демократии, а не органов юстиции[8].

Подводя итоги, отметим, что нотариальная деятельность является совокупностью систематически происходящих публичных действий, которые юридически закрепляют бесспорные гражданские права и факты, исполняются с целью обеспечить защиту прав и законных интересов обратившихся к нотариусу юридических лиц и граждан[9].

Основными ее особенностями являются:

1. правоохранительный характер позволяет отнести нотариат к системе правоохранительных органов;

2. профессиональный юридический характер деятельности;

3. нотариальная деятельность осуществляется от имени государства, а значит, является официальной, публичной;

4. специфика участия в гражданском обороте. Не являюсь субъектом гражданского правоотношения, нотариус как участник удостоверяет бесспорные юридические факты, проверяет дееспособность субъектов, действуя не от своего имени;

5. возмездный характер. При этом нотариусы не считаются предпринимателями и не преследуют в качестве цели извлечь прибыль. Нотариальные действия признаются совершенными после уплаты государственной пошлины по фиксированному тарифу;

6. подзаконный характер. Нотариальная деятельность нормализирована и строго регламентирована. Процессуальная форма является обязательным условием законности нотариального действия. Также, нотариус совершает строго те нотариальные действия, которые содержатся в законодательном перечне и не имеет права самостоятельно расширять свои полномочия совершением иных нотариальных действий;

7. нотариальная деятельность имеет двойственную природу, основанную на сочетании самоуправления и государственного управления.

1.2. Субъекты нотариальной деятельности

Как отмечалось выше, нотариат является системой органов и должностных лиц, которые в соответствии с законодательством РФ уполномочены совершать нотариальные действия.

Все субъекты нотариальной деятельности можно разделить на две группы:

1. Субъекты, имеющие право совершать нотариальные действия;

2. Органы нотариального самоуправления в РФ.


Рассмотрим первую группу субъектов, являющуюся определяющей, так как поскольку именно посредством действий субъектов, входящих в ее состав осуществляется собственно нотариальная деятельность.

В ее состав входят:

  • нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе;
  • нотариусы, занимающиеся частной практикой;
  • глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения, уполномоченные на совершение нотариальных действий в установленных законом случаях;
  • должностные лица консульских учреждений РФ, уполномоченные на совершение нотариальных действий в установленных законом случаях.

Данные субъекты имеют различные полномочия.

Полным объемом полномочий обладают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах и частнопрактикующие нотариусы.

Проведем анализ правовых особенностей статуса и характера перечисленных субъектов. Государственный нотариат является сложившейся формой организации нотариальной деятельности, которая обладает определенным рядом черт.

Во-первых, он является государственно-структурным учреждением, действующим от имени РФ согласно делегированным полномочиям.

Во вторых, государственная нотариальная контора является структурным звеном нотариальной системы РФ, имеющим принципиальную особенность: отнесение их в некоторой мере у государственно-властными структурам (органам)[10]. Проанализируем понятия «государственная должность», «государственная служба», «государственный служащий» для проведения четкого разграничения между государственными и частными нотариусами.

Государственной является публичная служба или служба в органах публичной власти. ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»[11] определяет государственную службу как профессиональную служебную деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий государственного органа, т.е. акцент делается на управленческий аспект. В ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[12] 8 (ст. 1) под государственной должностью РФ и государственной должностью субъектов РФ понимаются должности, устанавливаемые российским законодательством, как на федеральном, так и на уровне субъектов, для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ. Это определение наиболее полно отражает характеристики должности нотариуса государственной нотариальной конторы.