Файл: Бюджетирование как инструмент планирования и управления хозяйственной деятельностью. Направления развития системы бюджетирования, ориентированного на результат ( МУП г.Астрахани «Астрводоканал» ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В условиях рыночной экономики субъекты хозяйственной деятельности активно приспосабливаются к динамично развивающимся ситуациям внешней среды. Для того, чтобы получать прибыль, стабильно функционировать необходимо создавать эффективные системы организации производства, постоянно обучаться и повышать квалификацию персонала, внедрять новые методы и технологии управления финансами предприятия. Эффективное управление финансами предприятия обеспечивается финансовым менеджментом - системой принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятий и оборота их денежных средств.

Настоящая работа посвящена процессу бюджетирования – новации современного финансового менеджмента.

Бюджетирование – это особый метод финансового управления, позволяющий решать задачи минимизации издержек, оптимального формирования и использования финансовых ресурсов и др.

В числе основных аргументов в пользу состоятельности и эффективности бюджетирования специалисты приводят в пример опыт многочисленных иностранных компаний, сэкономивших благодаря нему не одну тысячу долларов. Естественно, что многие российские руководители с большим энтузиазмом отнеслись к бюджетированию. Но одни компании, следуя привычным стереотипам, во многом отождествляли бюджетирование с применившимся ранее сметным планированием, что привело к построению заведомо неэффективных схем. Другие, ориентируясь на рыночные методы управления, достаточно профессионально подошли к внедрению бюджетирования.

Тем не менее, систем бюджетирования, правильно разработанных и дающих видимые результаты, в России немного. Среди государственных и муниципальных предприятий система бюджетирования вообще не популярна. В большинстве таких организаций структура производства и управления давно устарела, технологии современного финансового менеджмента не реализуются, управление финансами осуществляется спонтанно. Существующее вместо системы бюджетирования планирование не отвечает требованиям, необходимым для эффективной деятельности предприятия. Очень часто плановые показатели совершенно не соответствуют фактическим; контроль исполнения плана не ведется, полученные отклонения в результате анализа не корректируются при составлении нового плана.

Важно осознать, что в условиях рынка именно бюджетирование является основой планирования финансов предприятия, так как позволяет четко представлять когда, что и для кого предприятие будет производить (или оказывать услуги), какие ресурсы и в каком объеме необходимы.


Сложившаяся в России система планирования, в отличие от бюджетирования, не позволяет руководителям ставить конкретные цели перед своими предприятиями, выстраивать эффективную стратегию бизнеса, правильно выбирать критерии оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности и, следовательно, верно выбирать целевые показатели плана. Большинство же управленцев не используют систему бюджетирования, так как попытки внедрения подобных систем не привели к желаемым результатам. Аналитики полагают, что методы бюджетирования до сих пор недооцениваются отечественными организациями по причине их применения в недоработанном состоянии, по частям. До сих пор на многих российских предприятиях система внутрифирменного планирования не основывается на бюджетировании. Это не позволяет руководству, финансовым менеджерам предприятий четко ставить конкретные стратегические финансовые цели, выстраивать стратегию бизнеса на основе роста его капитализации, не предполагает многовариантного анализа финансовых последствий реализации планов, различных сценариев изменения финансового состояния предприятия в зависимости от изменений внешней среды. Отсутствие бюджетирования, а, следовательно, и управленческого учета, не позволяет финансовым менеджерам в любой момент времени получать максимально точный ответ о том, какими денежными средствами в данный момент располагает организация.

Все вышеизложенное и предопределило актуальность и практическую значимость выбранной темы работы.

В данной работе предпринята попытка построения системы бюджетирования предприятия – МУП г.Астрахани «Астраводоканал», что и является целью настоящей работы.

В рамках реализации поставленной цели сформулированы следующие задачи:

  • изучить теоретические аспекты бюджетирования;
  • выполнить анализ финансово-хозяйственной деятельности исследуемой организации;
  • разработать систему бюджетирования для внедрения.
  • Объектом исследования является Муниципальное унитарное предприятие г.Астрахани «Астрводоканал». Предметом исследования является состояние финансово-хозяйственной деятельности и система внутрифирменного планирования данной организации.

Глава 1. Теоретические аспекты бюджетирования


1.1. Сущность системы бюджетирования на предприятии

Обычно слово «бюджет» больше ассоциируется с разработкой экономической политики в масштабах государства. Менее известно, что бюджет может разрабатываться и утверждаться не только для всей страны, но и на микроуровне, в рамках планирования деятельности отдельного предприятия. Иными словами, помимо «государственного бюджетирования» существует и «корпоративное бюджетирование», под которым понимается поставленная на регулярную основу система сквозного (комплексного) планирования, контроля и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Следует отметить, что термины «бюджет» и «план» не являются тождественными, хотя основу плана составляет сводный бюджет.

План - это конечный результат. Однако процесс его разработки ценен сам по себе. Во-первых, планирование вынуждает финансового менеджера рассматривать совокупный эффект инвестиционных решений вместе с результатами финансовых решений. Во-вторых, планирование заставляет финансового менеджера изучать события, которые могут помешать успеху компании и запасаться стратегиями, которые рассматриваются в качестве запасного средства реагирования в случае появления неожиданных обстоятельств.

Общая идеология финансового планирования представлена на рисунке 1.

Рис.1. Комплексный характер финансового планирования предприятия[1]

Финансовое планирование тесно связано и опирается на маркетинговый, производственный и другие планы предприятия, подчиняется миссии и общей стратегии предприятия: никакие финансовые прогнозы не обретут практическую ценность до тех пор, пока не проработаны производственные и маркетинговые решения. Финансовые планы будут нереальны, если недостижимы поставленные маркетинговые цели, финансовые планы могут быть неприемлемы, если условия достижимости целевых финансовых показателей невыгодны для предприятия в долгосрочном периоде. Бюджет – это количественное выражение централизованно устанавливаемых показателей плана предприятия на определенный период по:

  • использованию капитальных, товарно-материальных, финансовых ресурсов;
  • привлечению источников финансирования текущей инвестиционной деятельности;
  • привлечению источников финансирования текущей и инвестиционной деятельности;
  • доходам и расходам;
  • движению денежных средств;
  • инвестициям (капитальным и финансовым вложениям)[2]

Бюджет – это план в денежном выражении, охватывающий все стороны деятельности предприятия, позволяющий сопоставить все понесенные затраты и полученные результаты в финансовом измерении на прогнозируемые периоды времени.

Согласно определению американского института дипломированных бухгалтеров по управленческому учету, бюджет – это «количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, расходы, которые должны быть понижены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения этой цели».

Бюджетирование можно также определить как прогнозирование будущих финансовых показателей, денежных потоков, потребности в финансовых средствах, базирующееся на модели функционирования предприятия, с целью формирования планов и бюджетов различного уровня.[3]

Принципы финансового планирования и прогнозирования сосредоточены на разработке и применении прогнозных документов и бюджетов всевозможных типов. Бюджетирование – это часть более широкого процесса планирования бизнеса. Процесс составления бюджета одновременно прост и сложен. Он достаточно прост, поскольку представляет собой обычный порядок «раскладывания по полочкам» результатов влияния решений в области производственной, финансовой и инвестиционной деятельности на финансовый результат. С другой стороны, он сложен, ведь всякие суждения о будущем чреваты неопределенностью.

Определяющими характеристиками бюджета предприятия являются:

  • формализация (количественное выражение);
  • централизация;
  • «сквозной» характер (системность).

Понятие «количественное выражение» означает, что бюджет – это прежде всего набор цифр. План же, помимо бюджетных цифровых показателей, как привило, включает в себя перечень конкретных мероприятий по достижению этих показателей.

Другим существенным моментом является то, что бюджет охватывает только централизованно устанавливаемые аппаратом управления (директивные) показатели для отдельных подразделений (центров ответственности). Методология бюджетирования на отдельных предприятиях может различаться: встречается планирование «сверху вниз» (проекты бюджетов подразделений разрабатываются службами аппарата управления); «снизу вверх» (проекты бюджетов разрабатываются самими подразделениями); встречное планирование (проекты бюджетов разрабатываются подразделениями с последующей корректировкой службами аппарата управления). Однако, в конечном итоге, утверждение бюджетных показателей происходит по линии «аппарат управления (директивный орган) – подразделение (центр ответственности за исполнение утвержденных бюджетных показателей)».


Таким образом, бюджетные показатели всегда устанавливаются «сверху вниз» центральным органом (аппаратом управления) предприятия и обязательны к исполнению структурными подразделениями – центрами ответственности (за исключением случая долгосрочного индикативного бюджета, который устанавливает целевые ориентиры стратегии развития компании на долговременную перспективу и носит рекомендательный характер для подразделений предприятия).

«Сквозной» характер бюджетирования (системность) означает, что в бюджетном процессе совокупность бюджетов отдельных центров ответственности в обязательном порядке формирует сводный бюджет компании в целом. Иными словами, в конечном итоге объектом бюджетирования служит бизнес компании как единое целое, и бюджетные показатели для отдельных подразделений и по отдельным сегментам хозяйственной деятельности устанавливаются, исходя из критерия максимизации конечных финансовых результатов предприятия в целом, а не повышения эффективности данного отдельного сегмента.

Бюджет предприятия всегда разрабатывается на определенный временной интервал, который называется бюджетным периодом. Предприятие может одновременно составлять несколько бюджетов, различающихся по продолжительности бюджетного периода (текущий квартальный бюджет, среднесрочный годовой бюджет, долгосрочный бюджет развития и т.д.). Правильный выбор продолжительности бюджетного периода является одной из предпосылок эффективности системы бюджетного планирования в целом.

Следует также различать понятия «бюджет» и «бюджетирование».

Бюджет – это насыщенный количественными показателями документ, в соответствии с которым предприятие ведет свою финансово-хозяйственную деятельность.

Бюджетирование – это процесс составления и реализации данного документа в практической деятельности компании. Бюджетный процесс не ограничивается лишь стадией составления сводного бюджета. Вообще-то, технология бюджетирования во времени – это непрерывный цикл, где планирование на следующий период производится на основе план-факт анализа и исполнения бюджета отчетного периода (рис.2).

Нулевая подготовительная стадия

Первая стадия

Вторая стадия

Третья стадия (нулевая)

Первая стадия

План-факт анализ исполнения бюджета прошлого периода

Составление сводного бюджета отчетного периода

Контроль (мониторинг) исполнения бюджета отчетного периода