Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации ( Внутренняя среда организации ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и значение внутренней и внешней среды организации
1.2 Направление анализа внутренней среды организации
1.3 Факторы внешней среды организации
2.1 Краткая характеристика Дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин
2.2 Формулировка миссии и стратегических целей организации
2.3 Анализ и оценка внешней среды
3.1 Основные причины низкой эффективности работы путевых машин
3.2 Резервы повышения эффективности деятельности предприятия
ВВЕДЕНИЕ
Каждая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно в том случае, если среда допускает его осуществления. Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде – в этом и заключается актуальность данной темы.
Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключается в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать.
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая себе тем самым возможность выживания. При этом и внутренняя среда, и внешнее окружении изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.
Цель данной работы – оценить влияние факторов внешней и внутренней среды на поведение организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные понятия темы (организация, внешняя среда, внутренняя среда);
- рассмотреть сущность анализа внешней среды;
- рассмотреть принципы изучения внутренней среды;
- применить основные методы изучения среды на конкретной организации (в нашем случае ОАО "РЖД");
- выделить основные проблемы ОАО "РЖД";
- разработать рекомендации по устранению проблем и повышению эффективности деятельности компании.
Предмет исследования - факторы и условия внешней и внутренней среды организации.
Объект исследования - производственно-хозяйственная деятельность ОАО РЖД «Путевая машинная станция № 311».
В ходе написания работы для реализации поставленных целей и задач применялись такие методы исследования как анализ и синтез.
При проведении исследования были использованы периодические издания, учебные пособия и работы таких авторов как: Велесько Е. И., Виханский О.С., Демчук О.Н. и др.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и значение внутренней и внешней среды организации
Каждая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключений организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.
В литературе можно найти различные определения внешней и внутренней среды организации. Рассмотрим некоторые из них:
Кабушкин под внутренней средой организации понимает ситуационные факторы внутри организации, такие как цели организации, организационная структура, задачи, технология и люди [11, c. 26].
Все внутренние переменные взаимосвязаны. Изменение одной из них в определенной степени влияет на все другие. Совершенствование одной переменной, например, такой, как технология, не обязательно может вести к повышению производительности, если эти изменения сказываются отрицательно на другой переменной, например, людях.
Виханский дает следующее определение: внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, существовать и выживать в определенном промежутке времени [7, c. 44].
Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны - это предмет пристального внимания со стороны руководство, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.
Внешняя среда. Дж. Белл определяет ее так: «Внешняя среда организации включает такие элементы, как потребители конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов» [3, c. 33].
Под внешней средой в управлении следует понимать совокупность взаимосвязанных внешних факторов изменения свойств, которые влияют на организационную систему.
Внешние факторы - это в основном неконтролируемые силы, которые воздействуют на решения менеджеров и их действия и, в конечном счете, на внутреннюю структуру и процессы в организации.
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Однако ресурсы внешней среды небезграничны и на них претендуют многие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, организация не сможет получить нужные ресурсы. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.
Внешнюю среду обычно подразделяют на следующие составляющие:
- Микросреда оказывает прямое влияние на предприятие.
- Макросреда воздействует на предприятие и его микросреду.
К обобщенным характеристикам внешней среды можно отнести:
- Взаимосвязанность факторов: сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы;
- Сложность: число и разнообразие факторов, значительным образом влияющих на организацию;
- Первичность: относительная скорость изменения среды;
- Неопределенность: относительное количество информации о среде и уверенность в ее точности [14, c. 48].
При рассмотрении влияния внешней среды на управление организационной системой важно понимать, что характеристики среды отличны, но в то же время связаны с ее факторами. Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределенности описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия.
Успех функционирования предприятий в условиях сильной конкуренции и постоянных изменений, как во внешней, так и во внутренней среде, во многом зависит от профессиональной подготовки управленческого персонала, его умения быстро идентифицировать происходящие изменения и наблюдающиеся тенденции, чтобы своевременно распознать возникающие угрозы, появляющиеся шансы и благоприятные ситуации и предпринять ответные шаги к действию, обеспечивающие адаптацию к сложившемуся положении.
Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает базу для определения миссии и целей фирмы и для выработки стратегий поведения, позволяющих фирме выполнить миссию и достичь своих целей. Анализ среды предполагает изучение трех ее частей: макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды.
Таким образом, представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией, помогает определить стратегию поведения организации провести эту стратегию в жизнь.
1.2 Направление анализа внутренней среды организации
Внутренняя среда организации - это та часть общей среды, которая находится в пределах организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации [16].
Внутрифирменный стратегический анализ представляет собой комплексное изучение ключевых сфер деятельности предприятия, определение его сильных и слабых сторон, ресурсов и резервов дальнейшего развития [6, c. 90].
Анализ внутренней среды организации называют управленческим анализом деятельности предприятия, бизнес диагностикой, анализом проблем.
Управленческий анализ необходим для разработки стратегии развития организации, оценки привлекательности организации для инвестора, определения рейтинга компании.
Основная цель данного анализа - исследование внутренней среды предприятия, содержащей источники его конкурентных преимуществ.
Внутренняя среда имеет несколько срезов, в совокупности, состояние которых определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация [7, c. 55].
Можно выделить следующие срезы внутренней среды: кадровый, организационный, производственный, маркетинговый, финансовый срез.
Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как:
- Взаимодействие менеджеров и рабочих;
- Практика найма, обучения и продвижения кадров;
- Оценка результатов труда, стимулирование и мотивация кадров;
- Возможность дополнительного привлечения квалифицированных специалистов;
- Создание и поддержание отношений между работниками;
- Уровень квалификации существующих работников;
Основной заботой современной организации стали отбор и поддержка талантливых менеджеров. Джордж Стейнер в своем исследовании попросил руководителей ряда фирм проранжировать по степени важности для них 71 фактор применительно к последним пяти годам. В число факторов вошли: общее руководство, финансы, маркетинг, материалы, производство и готовая продукция. По трудовым ресурсам выше других котировались два фактора: привлечение высококвалифицированных менеджеров высшего звена управления и обучение способных руководителей внутри фирмы.
То, что повышение квалификации менеджеров оказалось по значению выше, чем прибыль, обслуживание потребителей и выплата приемлемых дивидендов акционерам, явный признак важности притока этой категории трудовых ресурсов в организацию. Поддержка талантливых управляющих -- это зачастую проблема переговоров с глазу на глаз с кандидатами на должность, которым предлагаются достаточно высокая заработная плата и льготы. По большей части организации стараются также решать проблемы обеспечения нужными трудовыми ресурсами путем обучения и поддержки собственных сотрудников.
Организационный срез включает:
- Коммуникационные процессы;
- Организационные структуры;
- Нормы, правила, процедуры;
- Иерархию подчинения;
- Распределение прав и ответственности;
- Делегирование полномочий и система контроля;
Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает следующие стороны, которые связаны с реализацией продукции:
- Стратегия продукта, стратегия ценообразования;
- Целевые сегменты рынка;
- Реальная доля рынка организации;
- Стратегия продвижения продукта на рынке;
- Практика стимулирования сбыта и продвижения продукции;
- Наличие опыта маркетинговых исследований.
Финансовый срез включает процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации:
- Уровень рентабельности продаж, собственного капитала, инвестиций;
- Поддержание ликвидности, обеспечение прибыли;
- Наличие собственных финансовых резервов;
- Возможность привлечения дополнительных финансовых ресурсов;
- Инвестиционная политика;
- Постановка системы управления финансами;
- Обеспечение непрерывного и положительного денежного потока.
- В производственный срез входят:
- Изготовление продукта;
- Снабжение и ведение складского хозяйства;
- Обслуживание технологического парка;
- Осуществление исследований и разработок;
- Гибкость производственных линий;
- Практика планирования и управления.
Внутренняя среда организации полностью пронизывается организационной культурой, которая также должна подвергаться серьезному изучению.
Организационная культура проявляется в том, как осуществляют свою работу сотрудники организации, как они относятся друг к другу и к организации в целом. Организационная культура может способствовать тому, что организация выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой. Однако, может быть что организационная культура ослабляет организацию, не давая ей успешно развиваться даже в том случае, если она имеет высокий технико-технологический потенциал. Особая важность анализа организационной культуры для стратегического управления состоит в том, что она определяет не только отношения между людьми в организации, но также оказывает сильное влияние на то, как организация строит свое взаимодействие с внешним окружением, как относится к своим клиентам и какие методы выбирает для ведения конкурентной борьбы.