Файл: Разработка регламента выполнения процесса «Ведение договоров по страхованию автотранспортных средств» (Выбор средства для моделирования бизнес-процессов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Значимость автомобильного страхования не вызывает сомнений. Автострахование помогает обезопасить водителю транспортного средства свою жизнь и сохранить свой автомобиль от неприятностей, которые возникают на дорогах.

Существует несколько видов автомобильного страхования. Договор автомобильного страхования «ОСАГО» является обязательным. Этот договор заключают со страховой компанией все владельцы автомобилей. Также существует расширенное страхование автомобилей – «КАСКО».

Договор автомобильного страхования «КАСКО» отличается от «ОСАГО» большей стоимостью и имеет ряд преимуществ:

  • Страхование автомобиля от угона;
  • Страхование от повреждений;
  • Возмещение ущерба случае ДТП.

В некоторых случаях договор «КАСКО» является обязательным. Например, когда автомобиль приобретается в кредит.

Несмотря на перечисленные факторы, рынок автострахования еще не является совершенным ввиду своей молодости. К недостаткам рынка страхования относятся:

  • часто меняющиеся тарифы на услуги страхования;
  • законодательство в сфере страхования.

В процессе оформления договора страхования осуществляется большой сбор данных о водителе и транспортном средстве. Эти данные учитываются в договоре страхования и хранятся в страховой компании.

Хранение и обработка большого объема данных является трудозатратным процессом, поэтому в сфере страхования активно применяются информационные системы и технологии. Они направлены не только на снижение трудозатрат при оформлении документов, но и на автоматизацию таких функций как оценка рисков по страхованию.

Актуальность работы заключается в повышении качества выполнения бизнес-процесса с помощью применения информационных технологий.

Объектом исследования является процесс ведения договоров по страхованию автотранспортных средств.

Предметом исследования является автоматизация процесса ведения договоров по страхованию автотранспортных средств.

Целью работы является разработка регламента выполнения процесса ведения договоров по страхованию автотранспортных средств.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Дать описание предметной области.
  2. Выбрать средства моделирования бизнес-процессов.
  3. Осуществить моделирование бизнес-процессов «как есть».
  4. Описать мероприятия по улучшению бизнес-процессов.
  5. Осуществить моделирование бизнес-процессов «как должно быть».

1. Аналитическая часть

1.1 Описание предметной области. Постановка задачи

Автострахованием называют такой вид страховой защиты, который предназначен для защиты имущественных интересов застрахованных лиц, которые связаны с затратами на восстановление транспортного средства после аварии, поломки или покупку нового автомобиля после угона или хищения, возмещением ущерба, нанесённого третьим лицам при эксплуатации автомобиля.

В зависимости от специфики страховой защиты и видов рисков, которые покрывает страхование, различают следующие виды страхования:

  • Страхование автомобиля от угонa и ущерба (КАСКО);
  • Добровольное страхование автогражданской ответственности;
  • Обязательное страхование автогражданской ответственности;
  • Страхование от механических и электрических поломок;
  • Страхование водителей и пассажиров от несчастного случая;
  • Страхование автогражданской ответственности выезжающих за рубеж (Зелёная карта).

Рассмотрим перечисленные виды страхования. Страхование транспортного средства от угона предназначено для обеспечения защиты транспортных средств от рисков, связанных с угоном или нанесением ущерба автомобилю в результате ДТП, произошедшего по вине водителя, третьих лиц или вследствие стихийных бедствий. В перечень страховых рисков, как правило, входят ДТП, угон, хищение, повреждение третьими лицами, пожар, взрыв транспортного средства (ТС), стихийные бедствия.

В случае страхования гражданской ответственности, объектом страхования является ущерб, который владелец ТС может причинить третьим лицам или их имуществу в процессе использования автомобиля.

Страхование от механических повреждений ТС входит в заводскую гарантию на автомобиль, но, если гарантия не была предоставлена производителем или уже истекла, водитель может заключить договор страхования от поломок. Страхование от механических повреждений включает в себя ремонт автомобиля и устранение механических и электрических поломок после окончания действия заводской гарантии. В случае выхода из строя любого компонента автомобиля, страховая компания осуществляет оплату замены этой детали и ее ремонт [3].

Объектом страхования водителей и пассажиров от несчастного случая является ущерб, который может быть причинен жизни и здоровью водителей или пассажиров застрахованного транспортного средства при наступлении ДТП.


В случае выезда за границу, владельцы транспортных средств оформляют международный полис страхования автогражданской ответственности, который называется «Зелёная карта».

Объектом страхования по этому виду страхования будут являться имущественные интересы владельца и водителя транспортного средства, которые связаны с их обязательствами по возмещению убытков, причинённых водителем третьим лицам в результате наступления страхового случая.

Рассмотрим процессы, возникающие при наступлении страховых случаев по договору «ОСАГО». Страховым случаем по договору «ОСАГО» считаются причиненный в результате ДТП вред имуществу потерпевшего, если в ДТП участвовало 2 транспортных средства и люди не пострадали, поврежденными являются только ТС. В этом случае потерпевший ДТП должен:

  • Уведомить страховую компанию о наступлении страхового случая.
  • Обратиться в страховую компанию для прямого возмещения убытков в течение 5 рабочих дней с комплектом документов, предусмотренным правилами ОСАГО.

Виновник ДТП при наступлении страхового случая должен сообщить потерпевшему серию и номер своего полиса ОСАГО и напомнить, что ему следует обращаться в свою страховую компанию по прямому возмещению убытков.

Во всех остальных случаях потерпевшему необходимо обратиться к страховщику виновника ДТП.

Рассмотрим перечень документов, который необходим при наступлении страхового случая. Необходимо уведомить страховую компанию о наступлении страхового случая. Затем в течение 5 рабочих дней с момента ДТП обратится в центр урегулирования убытков, в котором осуществляется прием заявлений по договорам «ОСАГО», со следующим комплектом документов:

  • Документ, удостоверяющий личность получателя страхового возмещения (паспорт). В случае, когда получателем является иностранный гражданин, необходимо предоставить нотариально заверенный перевод или заверенный в посольстве перевод паспорта иностранного гражданина.

Если в страховую компанию обращается не собственник ТС, то потребуются следующие документы:

  • В случае, когда ТС принадлежит физическому лицу, необходимо предоставить нотариально заверенную доверенность или рукописную доверенность с правом представления интересов собственника.
  • В случае, когда ТС принадлежит юридическому лицу необходима доверенность, которая будет заверена подписью генерального директора и печатью организации-собственника. В случае, когда на заявителя был оформлен путевой лист, рукописная доверенность на право представления интересов в страховой компании не требуется.
  • Документы, подтверждающие право собственности потерпевшего на поврежденное имущество, или право на получение страховой выплаты при повреждении имущества, находящегося в собственности другого лица. Если ТС находится в лизинге аренде необходим соответствующий договор.
  • Согласие органов опеки и попечительства необходимо, когда выплата страхового возмещения предназначена законному представителю лица не достигшего возраста 18 лет.

Необходимыми документами из компетентных органов являются:

  1. Справка о ДТП (форма № 154), Приложение к справке о ДТП о наличии Пострадавших. В справке о ДТП должны содержаться следующие реквизиты:
  • угловой штамп;
  • ФИО лица, которое составило справку и его специальное звание;
  • сведения о месте, времени, обстоятельствах события;
  • номер полиса и наименование страховой компании;
  • сведения о ТС-участниках ДТП (марка, модель, государственный регистрационный знак, VIN-номер);
  • сведения о лицах, управлявших ТС (Ф. И. О. каждого участника ДТП должно быть указано полностью), серию и номер водительского удостоверения участников ДТП;
  • сведения о лицах, виновных в причинении ущерба (если они установлены) с указанием пункта нарушения ПДД или статьи КоАП;
  • адреса и телефоны участников ДТП;
  • перечень повреждений, причиненных ТС.
  1. Протокол об административном правонарушении.
  2. Постановление об административном правонарушении.
  3. Извещение о ДТП.
  4. Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
  5. Реквизиты получателя, в случае, если выбранный вариант возмещения - выплата по калькуляции.
  6. Нотариальная доверенность с указанием передачи права на получение страхового возмещения.

Существует ряд условий, при которых не требуется наличие справок при обращении в страховую компанию:

  1. Если сумма ущерба не превышает 50 000 рублей. В прочих случаях обращение без справок возможно, но выплата но нему будет ограничиваться суммой в 50 000 рублей.
  2. Если сумма ущерба по ДТП, которые были зафиксированы с помощью технических средств контроля, не превышает лимит в 400 тысяч рублей.
  3. Если ДТП произошло в результате столкновения двух ТС.
  4. Если в результате ДТП не был причинен ущерб жизни, здоровью или иному имуществу, кроме ТС.
  5. Если оба участника ДТП имеют действующий договор ОСАГО.
  6. Если было четко определено, кто из участников ДТП является виновником.
  7. Обстоятельства причинения вреда и перечень видимых повреждений ТС не вызывают разногласий участников ДТП и зафиксированы в извещениях о ДТП.

Рассмотрим перечень документов, которые необходимы при обращении по Европротоколу. К таким документам относятся:

  1. Заполненный обоими водителями ТС бланк извещения о ДТП.
  2. Фото- и/или видеоматериалы о повреждениях ТС.
  3. При обращении по Европротоколу виновник ДТП должен осуществить предоставление ТС на осмотр страховщику и направить в адрес страховщика заполненное Извещение о ДТП [5].

1.2 Выбор средства для моделирования бизнес-процессов

Для проектирования информационной системы будет использована методология функционального моделирования. SADT – методология (Structured Analysis and Design Technique ) является распространенной в связи с тем, что ориентирована на комплексное представление структуры материальных, информационных, финансовых и управленческих потоков, отображение организационной структуры. В силу этого, SADT – это методология в большей степени нацеленная на реорганизацию всей системы управления, чем другие методологии функционального моделирования, основанные на использовании диаграмм потоков данных, главная цель которых проектирование информационных процессов [11].

Функциональная модель бизнес-процессов состоит из диаграмм, фрагментов текстов и глоссария, имеющих ссылки друг на друга. Диаграммы - главные компоненты модели, которые отображают последовательности взаимосвязанных через общие объекты функций (операций, действий, работ – activity) бизнес-процесса.

Методология SADT реализована в следующих инструментальных средствах:

  1. Microsoft Visio.
  2. Bpwin process modeler.
  3. Ramus Educational.
  4. Dia [12].

Программный продукт Microsoft Visio -  векторный графический редактор, который обеспечивает работы с диаграммами и блок-схемами для Windows. Редактор выпускается в трёх редакциях: Standard, Professional и Pro for Office 365 [4].

Аналогично с Adobe Reader, в стандартный набор программ MS Office входит только средство для просмотра и печати диаграмм Microsoft Visio Viewer. Полнофункциональная версия Microsoft Visio Professional для создания и редактирования монограмм и диаграмм в пакеты MS Office не входит и распространяется отдельно. Первоначально Visio разрабатывался и выпускался компанией Visio Corporation. Компания Microsoft приобрела компанию в 2000 году, тогда продукт назывался Visio 2000, был выполнен ребрендинг, и продукт был включен в состав Microsoft Office. Редактор поддерживает множество типов диаграмм, в которые входит IDEF0, DFD и другие методологии моделирования.

Редактор «Bpwin process modeler» - это программный продукт, разработанный компанией ltd. Logic Works. Он предназначен для поддержки процесса создания информационных систем. Относится к категории CASE средств верхнего уровня. BPwin является достаточно развитым средством моделирования, которое позволяет проводить анализ, документирование и улучшение бизнес процессов. С его помощью можно моделировать действия в процессах, определять их порядок и необходимые ресурсы. Модели BPwin создают структуру, необходимую для понимания бизнес процессов, выявления управляющих событий и порядка взаимодействия элементов процесса между собой [1].