Файл: Разработка регламента выполнения процесса «Ведение договоров по страхованию автотранспортных средств» (Выбор средства для моделирования бизнес-процессов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Bpwin» поддерживает функциональное моделирование, моделирование потока работ и потока данных. Соответствующие диаграммы реализованы на основе стандартов IDEF0, IDEF3 и DFD. Функциональное моделирование дает возможность осуществлять систематизированный анализ бизнес процессов, обращая внимание на регулярно выполняемые задачи (функции). Моделирование потока работ обеспечивает анализ логики выполнения процесса. Моделирование потока данных позволяет сконцентрировать внимание на обмене данными между различными задачами. Кроме того, что в BPwin создаются отдельные модели, также могут создаваться и смешанные модели [2].

Редактор «Ramus Educational» - кроссплатформенная система моделирования и анализа бизнес-процессов. В функционал редактора входят:

  • разработка графических моделей бизнес-процессов (поддерживаются нотации IDEF0 и DFD);
  • разработка систем классификации и кодирования (с привязкой к моделям процессов);
  • формирование отчётности по моделям и системе классификации (в виде регламентов бизнес-процессов, должностных инструкций и т.п.).

Редактор «Dia» - это свободный кроссплатформенный редактор диаграмм, часть GNOME Office, но может быть установлен независимо. Он может быть использован для создания различных видов диаграмм: блок-схем алгоритмов программ, древовидных схем, статических структур UML, баз данных, диаграмм сущность-связь, радиоэлектронных элементов, потоковых диаграмм, сетевых диаграмм и других [9].

Для выбора инструментального средства необходимо выделить критерии, по которым выбор будет осуществляться:

  1. Поддержка нотаций IDEF0, DFD, IDEF3.
  2. Кроссплатформенность.
  3. Проверка нотации.
  4. Формирование отчетности.

Проанализируем инструментальные средства по выделенным критериям. Результат представлен в таблице 1.

Таблица 1. Анализ инструментальных средств

Критерий

MS Visio

Bpwin

Ramus

Dia

Поддержка IDEF0

+

+

+

+

Поддержка DFD

+

+

+

+

Поддержка IDEF 3

-

+

-

-

Кроссплатформенность

-

-

+

+

Проверка правильности применения нотации

-

+

-

-

Формирование отчетности

-

+

+

-

2

5

4

3


По результатам проведенного анализа наибольшее соответствие показало CASE-средство Bpwin process modeler, которое будет использовано для моделирования бизнес-процессов предметной области.

Существует ряд нотаций, используемых в структурном подходе. Это нотации IDEF0, DFD, IDEF3. Нотация IDEF0 имеет жесткие правила создания модели бизнес-процесса. Эта нотация позволяет представить изменение информационных, денежных и материальных потоков при прохождении бизнес-процессов. Несмотря на сложности нотации, ее преимуществом является наглядность и понятность модели бизнес-процесса [10].

Нотация DFD используется для моделирования потоков данных, которые сопровождают бизнес-процессы. Эта нотация применяется для моделирования бизнес-процессов при разработке программного обеспечения и баз данных.

Нотация IDEF3 позволяет представить процессы предметной области в виде работ. Получившаяся модель показывает логику выполнения работ [6].

Для моделирования бизнес-процессов выбрана нотация IDEF0, поскольку она позволяет рассмотреть процесс комплексно, обладает неизбыточной детализацией и включает все необходимые инструменты.

1.3 Моделирование бизнес-процессов «как есть»

Рассмотрим процесс ведения договоров по страхованию автотранспорта. Процесс заключения договоров страхования автомобильных средств регулируется статьей 940 ГК РФ. Договор может быть заключен только в письменной форме, иначе он считается недействительным. Помимо этого, процесс заключения договора автострахования определяется ГК РФ и Законом о страховании.

В соответствии с законом о страховании, к перечню документов о страховании относятся:

  1. Заявление о заключении договора страхования.
  2. Паспорт или документ, удостоверяющий личность страхователя.
  3. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица.

Также входными потоками процесса будут являться документы, предъявляемые при осуществлении страхового случая: справка о ДТП, протокол об административном правонарушении, извещение о ДТП и доверенность на получение страховой выплаты. К выходным потокам процесса относятся: договор, заявление на получение выплаты, квитанция о получении выплаты. Модель процесса представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Контекстная диаграмма процесса ведения договора автострахования


Рассмотрим декомпозицию бизнес-процесса. Процесс ведения договоров делится на следующие этапы:

  • Заключение договора;
  • Оформление страхового случая;
  • Получение выплаты по страховому случаю.

Декомпозиция процесса представлена на рисунке 2.

На рисунке 3 представлен процесс заключения договора. Специалист отдела автострахования осуществляет проверку документов, предоставленных клиентом. Если все документы верно оформлены, специалист осуществляет оценку рисков по договору страхования. На основании оценки рисков рассчитываются проценты выплат по договору. Когда все данные рассчитаны и документы проверены, специалист отдела автострахования осуществляет заключение договора с клиентом.

На рисунке 4 представлена модель процесса оформления страхового случая. При наступлении страхового случая, клиент должен предоставить страховщику в течении 5 дней с момента наступления страхового случая пакет документов. Специалист отдела автострахования проверяет необходимые документы. На основании информации о страховом случае рассчитывается сумма возмещения страхового случая. Затем специалист вместе с клиентом осуществляет составление заявления на получение выплаты, которое передается в отдел выплат [7].

На рисунке 5 представлена модель процесса осуществления выплат по договору. Специалист отдела автострахования, который отвечает за осуществление выплат, проверяет заявление на выплату по страховому случаю. Если заявление заполнено верно, осуществляется перевод денежных средств. По завершении перевода заполняется квитанция о выплате денежных средств.

Рисунок 2. Декомпозиция процесса ведения договоров

Рисунок 3. Модель процесса заключения договора

Рисунок 4. Модель процесса оформления страхового случая

Рисунок 5. Модель процесса выплаты по страховому случаю

2. Практическая часть

2.1 Предлагаемые мероприятия по улучшению бизнес-процессов


Проанализируем выполнение бизнес-процесса ведения договоров автострахования. В процессе ведения договоров осуществляется сбор следующих документов:

  1. Заявление о заключении договора страхования.
  2. Паспорт или документ, удостоверяющий личность страхователя.
  3. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица.
  4. Справка о ДТП.
  5. Протокол об административном правонарушении.
  6. Постановление об административном правонарушении.
  7. Извещение о ДТП.

На сбор, проверку и хранение этих данных уходит значительное количество времени. В зависимости от опыта сотрудника затраты могут быть сокращены. Однако, в условиях отсутствия единого хранилища данных процесс остается трудозатратным.

В настоящий момент процесс ведения договоров не является автоматизированным. Все перечисленные документы представляют собой бумажные носители. Ведение бумажного документооборота обладает рядом недостатков:

  1. Высокие временные затраты на формирование документооборота.
  2. Любой сотрудник имеет доступ к бумажному носителю документа, что влечет за собой порчу, потерю и другие недопустимые действия.
  3. Высокие временные затраты на поиск нужного документа, даже в условиях четкой организации хранения.
  4. Необходимость увеличения площади архива, где будут храниться документы.

В связи с перечисленными недостатками, необходимо организовать единое хранилище данных о сотрудниках. Доступ к хранилищу данных должен быть у сотрудников отдела кадров и у бухгалтерии. Поскольку данные, которые собирают и формируют сотрудники отдела кадров впоследствии используются отделом бухгалтерии для расчета заработной платы.

Ручной способ расчета заработной платы обладает следующими недостатками:

  1. Высокие временные затраты на сбор исходных данных.
  2. Высокие временные затраты на осуществление расчетов, особенно, в случае расчета пособий по временной нетрудоспособности и отпускных.
  3. Высокая вероятность совершения ошибки в расчетах.
  4. Высокие временные затраты на оформление документации.

Ввиду перечисленных недостатков, к единому хранилищу данных необходимо добавить функционал, автоматизирующий процесс ведения договоров, расчета рейтинга рисков, оформления выплаты по страховому случаю [8].

После ввода в действие перечисленных изменений, бизнес-процесс станет проще, а электронные копии документов будут храниться в базе данных, и у сотрудников всегда будет оперативный доступ к ним.


Также будет автоматизирован процесс формирования документов, что позволит сократить временные затраты специалистов отдела автострахования.

Помимо специалиста отдела страхования, который осуществляет ведение договоров страхования, в процессе будет задействован специалист отдела выплат, который будет осуществлять обработку заявок на выплаты, полученные из отдела автострахования.

  1. Моделирование бизнес-процессов «как должно быть»

Рассмотрим изменения, которые будет связаны с вводом в действие информационной системы, автоматизирующей процесс ведения договоров страхования. Управление процессом осуществляется согласно ГК РФ и Закону о страховании. Механизмом процесса являются специалист отдела автострахования, специалист отдела выплат и информационная система (ИС).

Входными потоками процесса являются:

  1. Заявление о заключении договора страхования.
  2. Паспорт или документ, удостоверяющий личность страхователя.
  3. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица.
  4. Справка о ДТП.
  5. Протокол об административном правонарушении.
  6. Извещение о ДТП.
  7. Доверенность на получение страховой выплаты.

Выходными потоками процесса являются: договор, заявление на получение выплаты, квитанция о получении выплаты. Модель процесса представлена на рисунке 6.

Рассмотрим декомпозицию бизнес-процесса. Процесс ведения договоров делится на следующие этапы:

  • Заключение договора;
  • Оформление страхового случая;
  • Получение выплаты по страховому случаю.

Декомпозиция процесса представлена на рисунке 7.

На рисунке 8 представлен процесс заключения договора. Специалист отдела автострахования осуществляет проверку документов, предоставленных клиентом. Если все документы верно оформлены, специалист осуществляет оценку рисков по договору страхования.

Рисунок 6. Модель процесса ведения договоров автострахования

Рисунок 7. Декомпозиция процесса ведения договоров автострахования

Рисунок 8. Модель процесса заключения договора

Оценка рисков осуществляется информационной системой при вводе данных о транспортном средстве. На основании оценки рисков автоматически рассчитываются проценты выплат по договору. Когда все данные рассчитаны и документы проверены, специалист отдела автострахования осуществляет заключение договора с клиентом.