Файл: Анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков (ПАО «Россельхозбанк»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 206
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы налогообложения коммерческих банков
1.1. Коммерческий банк как субъект налоговых отношений
1.2. Особенности исчисления и уплаты налогов коммерческими банками
Глава 2. Анализ системы налогообложения ПАО «Россельхозбанк»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ПАО «Россельхозбанк»
2.2. Анализ структуры и динамики налоговых платежей ПАО «Россельхозбанк»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Кредитные организации осуществляют свою хозяйственную деятельность в рамках гражданского оборота, осуществляя от своего имени различные коммерческие сделки. При этом они обладают налоговой правосубъектностью, характерной для всех юридических лиц.
Кредитные учреждения являются плательщиками следующих налогов: федеральные - налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций; региональные - налог на имущество организаций и транспортный налог; местные - земельный налог.
При начислении налогов встает вопрос формирования налогооблагаемой базы, что связано со спецификой правового статуса кредитных учреждений. В связи с этим актуальным является определение направлений оптимизации системы налогообложения по отдельным видам налогов в кредитном учреждении.
Цель исследования состоит в проведении анализа действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:
- изучить теоретические основы налогообложения коммерческих банков;
- рассмотреть особенности исчисления и уплаты налогов коммерческими банками;
- провести анализ системы налогообложения ПАО «Россельхозбанк»;
- проанализировать структуру и динамику налоговых платежей ПАО «Россельхозбанк»;
Объектом исследования выступает кредитная организация ПАО «Россельхозбанк».
Предмет исследования – система налогообложения ПАО «Россельхозбанк».
Глава 1. Теоретические основы налогообложения коммерческих банков
1.1. Коммерческий банк как субъект налоговых отношений
Коммерческие банки занимают особое положение в финансовой системе страны, выступая в качестве субъекта, выполняющего своевременные налоговые отчисления в бюджет государства, что оказывает влияние на экономическое состояние государства в целом. Развитие российской экономики связано с комплексом противоречивых условий, которые оказывают влияние как позитивного, так и негативного плана на финансовую систему в целом. В качестве одного из главных условий следует рассматривать налоговую политику государства. В связи с этим банковская сфера и сформировавшаяся система налогообложения банков выступают в качестве существенного компонента национальных финансов.
Оптимизационные процессы в сфере налогообложения банков активизируют инструменты, оказывающие влияние на развитие коммерческих кредитных организаций. Инвестиционный климат в стране развивается в условиях гибкой налоговой политики, когда формируется оптимальный механизм налогового администрирования, что способствует пополнению государственного бюджета и формирует повод для уклонения от уплаты налогов.[1]
Банковская система является довольно сложной, она содержит большое число элементов и связей между ними. Сущность банка как института рыночной экономики проявляется в тех функциях, которые он выполняет. В научной литературе принято выделять следующие функции[2]:
- функция аккумуляции денежных средств, она выступает в качестве первой функции банка; при этом следует учитывать, что инвестиционные фонды, финансово-промышленные группы также аккумулируют ресурсы для осуществления инвестиций; при этом данными институтами денежные средства аккумулируются для собственных целей, в связи с чем следует отметить, что функция аккумуляции денежных средств частично реализуется и другими субъектами хозяйствования;
- функция регулирования денежного оборота, реализующаяся в роли банка как центра, с использованием которого организуется платежный оборот различных субъектов хозяйствования; клиенты банка получают возможность на основе существующей системы расчетов совершать обмен, оборот денежных средств и капитала; банки регулируют денежный оборот через эмитирование платежных средств, кредитные операции, обеспечивающие удовлетворение субъектов хозяйствования в инвестиционных ресурсах;
- функция трансформации ресурсов. Посредническая функция банка связана с осуществлением деятельности банка в качестве посредника; через банковские институты осуществляются платежи предприятий, населения; банки находятся между клиентами, совершают платежи по поручению клиентов, выполняя посредническую миссию; следует отметить при этом, что посредническая функция банков заключается в обеспечении посредничества в осуществлении совокупности операций, в реализации деятельности банка как единого целого.
Наличие банковских институтов предполагает установление определённых рамок, которые ограничивают действия участников денежно-кредитных отношений и уравновешивают интересы различных сторон. В этих целях создаётся банковское законодательство, нормативные акты центральных банков и т.п., а также отдельные органы регулирования банковской системы.
Например, система страхования вкладов защищает вкладчиков от возможной несостоятельности банка; бюро кредитных историй помогает в свою очередь банкам оградить себя от заемщиков, склонных к оппортунистическому поведению и т.д.
Таким образом, банковские институты как особый экономический институт способствуют сокращению транзакционных издержек, связанных с перераспределением временно свободных ресурсов и организацией денежно-платёжного оборота, а также ограничивают возможность оппортунистического поведения участников денежно-кредитных отношений.
При определении сущности банка следует обратить внимание на различные подходы к определению кредитного института. На основе банковского законодательства банк – это кредитная организация, выполняющая депозитные, расчетные и кредитные операции[3].
При рассмотрении банка на макроуровне, следует отметить, что сущность банка состоит не в рассмотрении его как учреждения с определенным набором услуг, а как института с закрепленными за ним функциями.
Сущность банка соприкасается с его структурой, включающей четыре основных блока – банковский капитал, банковский продукт, группу людей, обладающих знаниями в области банковского бизнеса, производственные ресурсы (банковская техника, здания, сооружения, информационные ресурсы).
Банк следует рассматривать как денежно-кредитный институт, осуществляющий регулирование платежного оборота в наличной и безналичной формах[4].
В дальнейшем в условиях глобализации экономики как одной из закономерностей мирового развития наблюдается усиление интеграционных процессов во всех сегментах финансового рынка: капитал (собственные средства) и активы кредитных организаций неуклонно растут, финансово-кредитные организации укрупняются, банковская конкуренция становится все более жесткой. В этих изменяющихся условиях хозяйствования возникает потребность в актуализации механизма организации и регулирования банковской деятельности.
В качестве источника формирования ресурсной базы российских банков следует рассматривать сбережения граждан. Реальный располагаемый денежный доход в расчете на душу населения (скорректированный на уровень инфляции) составил 104,7 % (по Российской Федерации – 103,6 %).
На увеличение реальных располагаемых доходов населения по итогам 2016 года повлияло[5]:
- рост номинальной заработной платы работников, в том числе работников бюджетной сферы (с 1 января 2015 года проиндексирована заработная плата бюджетников на 7 %);
- прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах (в 2,3 раза к уровню января-сентября 2015 года);
- низкий уровень инфляции по сравнению с соответствующим периодом 2015 года (102,86 %).Достигнутый уровень денежных доходов населения позволяет обеспечивать более 3,2 бюджетов прожиточного минимума. Денежные расходы и сбережения населения по итогам 2015 года составили 383,9 млрд. рублей, что выше соответствующего периода 2014 года на 13,7 %. Потребительские расходы на душу населения сложились за отчетный период в размере 19885,9 рублей, увеличившись по отношению к 2014 году на 8 %.
При рассмотрении налогообложения банков в РФ необходимо сравнить действующие в России модели налогообложения с моделями, представленными в развитых странах. В рамках данного анализа могут быть выявлены недостатки и определены направления повышения эффективности системы налогообложения банков, т.к. зарубежный опыт способствует выработке гибкой налоговой политики в РФ и создает условия для устранения возможных ошибок при формировании системы налогообложения.[6]
1.2. Особенности исчисления и уплаты налогов коммерческими банками
Пепеляев С.Г. подразделяет обязанности налогоплательщиков на две группы: основные (связанные с формированием налоговой базы, исчислением и уплатой налогов) и факультативные (связанные с выполнением требований по обеспечению условий контроля за выполнением основных обязанностей)[7].
Кредитные учреждения являются плательщиками следующих налогов:
- федеральные - НДС, налог на прибыль организаций;
- региональные - налог на имущество организаций и транспортный налог;
- местные - земельный налог.
В действующей системе налогообложения Российской Федерации коммерческие банки, как и другие субъекты предпринимательской деятельности, должны уплачивать следующие налоги: Налог на прибыль; НДС; налог на имущество; земельный налог; транспортный налог; налог на операции с ценными бумагами[8].
В странах с развитой рыночной экономикой, как и в России, существуют довольно специфические особенности в формировании налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и имеется практика предоставления налоговых льгот для финансовых институтов, в том числе и коммерческим банкам.
Что касается процентной ставки по налогу на прибыль коммерческих банков в России, то ее изменения за 2008-2016 годы для наглядности представлены на рисунке 1.1.
Рис. 1.1. Размер налоговой ставки по налогу на прибыль в РФ за 2008-2016 гг.[9]
С начала 2002 г. по 2008 г. ставка налога на прибыль была 24%, каждый год менялся процент поступления в федеральный, региональный и местные бюджеты. В период с 2009 г. и по настоящее время, ставка налога на прибыль снизилась до 20%. «Объектом налогообложения признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ».
В США налогообложение банков осуществляется по общим правилам налогообложения корпораций. Основная ставка налога на прибыль корпораций в США составляет 35%, но окончательная величина зависит от величины полученного дохода в течение года и определена на уровне от 15 до 39%.
В Германии налог на доходы корпораций взимается с балансовой прибыли компании. Ставка налога на прибыль установлена на уровне 15% плюс, так называемый, солидарный налог в размере 5,5% от ставки налога.
Таблица 1.2 – Ставки налога на прибыль в США
Налоговая база нарастающим итогом с начала года, долл. США |
Ставка |
Необлагаемая сумма, долл. США |
До 50 000 |
15% |
0 |
От 50000 до 75000 |
7500 долл. США+ 25% |
50000 |
От 75000 до 100000 |
13750 долл. США + 34% |
75000 |
От 100000 до 335000 |
22250 долл. США + 39% |
100000 |
От 335000 до 10000000 |
113900 долл. США + 34% |
335000 |
От 10000000 до 15000000 |
3400000 долл. США + 35% |
10000000 |
От 15000000 до 18333333 |
5150000 долл. США + 38% |
15000000 |
Свыше 18333333 |
35% |
0 |
Помимо федерального налога на прибыль банков, штаты в пределах своей юрисдикции устанавливают местный налог на прибыль банков. Главная особенность заключается в том, что налог во всех штатах различен. Размер местных налоговых ставок нескольких штатов США наглядно представлен на рисунке 1.3.
Рис. 1.3. Местные налоги на прибыль банков в штатах США[10]