Файл: Роль мотивации в поведении организации (Процессуальные теории мотивации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Практика управления существует столько, сколько существует человек и насчитывает несколько тысячелетий. Потребность в управлении возникла, как только люди заселили Землю. Добыть пищу, построить жилище и другая человеческая деятельность требует управления.

Управленческая деятельность предполагает субъект управления тот, кто управляет или управляющую систему и объект управления – на кого направлено управление или управляемая система.

«Управление – единый и целостный процесс, где каждая часть работает на другую в тесной связи с другой».¹

По мере исторического развития общества, социально-экономических отношений, меняется и управленческая деятельность. Она развивается, совершенствуется, появляются новые методы и стили управления, т.е. управление формируется как самостоятельная, научная деятельность.

Теория управления – «это знания о том, как осуществлять управленческую деятельность».²

Управление в различных экономических формациях различно. Так до 90-х годов в России осуществлялось командно – административное управление, основанное на общественно государственной собственности. Мотивацией к труду, в основном, были деньги. Но материальное стимулирование не всегда соответствовало вкладу работника в его трудовую деятельность. Переход страны к рыночной экономике требовал создания новой эффективной системы управления. В рыночной экономике системой управления является менеджмент, который появился на определенном этапе исторического развития западного общества.

__________________________________________________________________

1. Витки Н. Первая московская конференция по нормализации техники управления 21-23 сентября 1922г. М.: 1992.- С.10

2. Коргова М.А., Салогуб А.М. История менеджмента/ Коргова М.А., Салогуб А.М.- М.: 2010 - С.22

Менеджмент – это целая наука управления в условиях рынка, возникшая в индустриальный период общественного развития и прошедшая большой путь развития в поисках способов повышения производительности труда в условиях жесткой конкурентной борьбы.

Основателем этой науки управления является Фредерик Уинслоу Тейлор.

Эволюция менеджмента прошла три школы, что является результатом социально-экономического развития общества:

- школа научного управления;

- школа административного управления;

- школа человеческих отношений и наука в поведении.

«История менеджмента полна полезных уроков для тех, кто готов у нее учиться».¹ (Дункан)

Ученых этих школ внесли большой вклад в развитие науки и практики менеджмента.


«Менеджмент определяется как вид управления, полностью отвечающий потребностям развития рыночной экономики».² А объектом управления в менеджменте является организация. Всю деятельность по управлению организацией можно представить в виде выполнения определенного числа функций:

- планирование;

- организация (организовывание);

- мотивация;

- контроль.

__________________________________________________________________

1.Уткин Э.А. Курс менеджмента/ Уткин Э.А.- М.: Зеркало, 1988. – С.7

2. Дункан У.Д. Основополагающие идеи в менеджменте: основы основоположников менеджмента в управленческой практики. пер. с англ. М.: Дело 1996 – С.11

Планирование – стадия управления, на которой определяются цели деятельности, необходимые для этого средства.

Организовывание – эта функция направлена на то, чтобы претворить намеченные планы в жизнь. Организация определяет, кто должен выполнять каждое конкретное задание и обеспечивает всем необходимым для его выполнения.

Мотивация – это побуждение людей эффективно работать.

Контроль – проверка и сопоставление фактических результатов с заданными.

Все функции взаимосвязаны между собой и представляют единый процесс.

Целью моей работы является изучить роль мотивации в поведении организации.

Организация – объект управление менеджмента

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей. Эта организация так же будет являться формальной организацией с официально установленными взаимоотношениями и целями.

Честер Ирвинг Барнард дал понятия «формальной» и «неформальной» организации. «Формальная организация имеет цель, способность к общению, результативность и эффективность».

В рамках формальной организации всегда существует неформальная, которая возникает при неудовлетворенности сотрудниками работой в формальной организации, и является следствием человеческой потребности в общности интересов, защите, взаимопонимании людей, симпатии и т.д.

В ней всегда есть лидер, а к каждому сотруднику относятся как к личности.

В отличие от формальной организации у нее нет цели, но она оказывает большое влияние на формальную организацию. Когда интересы организаций совпадают, то повышается эффективность и результативность.

Менеджер должен научиться управлять и неформальной организацией.


Для всех формальных организаций, независимо от вида их деятельности, характерно:

  1. Наличие ресурсов – трудовых, финансовых, материальных, технологических и информационных;
  2. Взаимосвязь с внешней средой, от которой полностью зависит организация;
  3. Разделение труда. Вся работа в организации делится на отдельные задания, а в сложных организациях на отделы.

В последнее время считается, что «…традиционный метод разделения труда на несколько заданий и передачи нескольким сотрудникам, оказался не совсем оправдан, т.к. он является монотонным, а работа поэтапной, поэтому малоэффективной. Лучше поручить одному человеку все задание или большую его часть. Это будет быстрее, интереснее, но ответственность больше. У человека рождается уверенность в своих силах, инициатива, чувство сопричастности к общему делу».¹

Различают внутреннюю и внешнюю среду организации. Только, взаимодействуя с внешней средой, организация может добиться успеха, а изменить внешнюю среду организация не может, но должна эффективно и быстро реагировать на все изменения внешней среды, а менеджеры должны владеть достоверной и полной информацией о любых изменениях внешней среды, чтобы принять правильные решения. Внутренняя среда организации представлена целями организации, структурой, задачами, технологией и людьми. Внутренние факторы определяются самой организацией и могут быть изменены. Общими целями организации, независимо от их типов, являются: выживание, прибыль и перспектива. Для выживания организация должна найти свою нишу на рынке, удержаться в ней и получить прибыль.

Прибыль – это источник роста, процветания, благополучия всей организации.

Перспектива – возможность существовать в будущем.

Важнейшим ресурсом и самым сложным является человеческий фактор, так как без него никакая цель и задачи организации не могут быть решены.

«Проблема человеческого фактора является одной из важнейших проблем менеджмента».²

Имеется три аспекта человеческой переменной:

- поведение отдельных людей;

- поведение людей в группах;

- характер поведения руководителя – менеджера.

1. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации/ Кибанов А.Я. – М.: ИНФРА-М., 1997. – С.115

2. Гантт Г. Организация труда: размышления американского инженера об экономических последствиях войны/ Гантт Г. М.:1923.- С.71

Центральной фигурой в организации является менеджер.

Менеджер – это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный правом принимать решения по определенным видам деятельности организации. Менеджер ставит цели, план их реализации, организовывает работу, создает необходимые условия для ее выполнения, побуждает работников к эффективному труду. От его работы зависит работа всей организации, ее успешность, конкурентоспособность.


«Главное различие между процветающими и терпящими неудачи организациями состоит в том, что в первом есть, кому заботиться об организации так таковой, а в другой – нет». (Д. Ронн Хаббард)

«Менеджер, в отличие от администратора, во-первых, сам определяет цели своей деятельности, исходя из целей организации; во-вторых, основная задача менеджера напрямую связана с активизацией, развитием и рациональным использованием ресурсов организации; в-третьих, деятельность менеджера носит инновационный характер, поскольку она ориентирована на постоянный поиск путей повышения эффективности вверенной ему области деятельности или всей организации в целом, ради ее развития».¹

Так как человеческий фактор является основным ресурсом для выполнения основных целей и задач организации, то функция мотивации для менеджера особенно существенна. Он должен заставить сотрудников эффективно работать.

«Главная проблема – … как получить желаемые результаты на основе согласованных действий многих людей, производящих продукцию и услуги и использующих многообразные ресурсы».

1.Друкер П. Практика менеджмента / Друкер П. – СПб.: Питер, 2000 – С.70

Мотивация: понятие, цель, сущность

Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.¹

Мотивы – побуждать человека поступать так, а не иначе. Мотивы носят индивидуальный характер, могут меняться в различных ситуациях.

Для некоторых сотрудников мотивом для эффективной работы являются деньги, для других – интересная деятельность, творчество, для третьих – признание, успех, а для некоторых – сама работа – одна из его жизненных ценностей.

«Цель функций мотивации – специфическое управление, направленное на развитие у сотрудников осознанного стремления эффективной работы для достижения целей организации».¹

Сущность мотивации сотрудников в предоставлении им возможностей реализовать себя для достижения их личных интересов в процессе достижения цели организации. «Быть мотивированным – значит, стремиться преуспеть ради самого себя и ради компании. Мотивируйте сотрудников, связывая их личные цели с целями компании. Чтобы быть хорошим менеджером, необходимо знать, что заставляет сотрудников исполнять свои обязанности. Выяснить связь между целями сотрудников и целями компании, привести личные приоритеты в соответствии с приоритетами организации».¹


До начала XX века мотивацией к труду был принцип «кнута и пряника». Люди работали в трудных и опасных условиях за минимальную оплату труда, которой едва хватало, чтобы выжить.

Р. Оуэн и А.Смит считали, что деньги – единственный мотивирующий фактор, а люди работают лишь потому, что им нужна пища.

__________________________________________________________________

1.Муа Али, С. Бруклан, Э. Брюс, Д. Итон, Р. Хеллер, Р. Джонсон, К. Ленгдон, С. Слейт ДК Мастерство менеджмента пер. с англ. Н.С. Ленковой, Н.В. Овчаровой, У.В. Сапциной, А.Б. Румянцевой, Г.Г. Якушева, С.А. Бородина / Муа Али, С. Бруклан, Э. Брюс, Д. Итон, Р. Хеллер, Р. Джонсон, К. Ленгдон, С. Слейт – М.: РОСМЭН, 2004 – С. 115

Ф. Тейлор и его сторонники в начале XX века заметили, что принцип «кнута и пряника» не работает на повышение производительности труда,

которая была очень низкой. Ф.Тейлор предложил использовать рационализацию, специализацию и стандартизацию при организации работ, а так же использовать новые технологии. Главным в своей теории Тейлор считал повышение производительности труда.

Он обосновал «принцип соответствия» – каждый работник выполняет тот вид работы, которым владеет лучше всего. Для этого обязательно необходима подготовка кадров, а так же их учеба.

Он определил так же дневную норму выработки, а тому, кто производит больше и оплачивать больше. Тейлор считал, что интересы рабочих и предпринимателей должны совпадать, а процветание последних невозможно без роста благосостояния рабочих. Производительность труда повысилась, но, в основном, за счет использования новых технологий, рационализации и специализации труда, а не за счет человеческих ресурсов.

Ф.Тейлор считал: «Наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий; сотрудничество вместо индивидуальной работы; максимальная производительность вместо ограничения производительности; развитие каждого отдельного рабочего до максимально допустимой его производительности и максимального благосостояния».¹

Американский инженер Г. Гантт стал рассматривать человеческий фактор, как основной фактор повышения производительности труда на предприятии.

Ганнт говорил, о важности взаимопонимания между сотрудниками и руководителями организации. Он считал, что для мотивации труда, необходимо ее стимулирование.²

1.Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента, пер. с англ. / Тейлор Ф.У. – М.: 1991 – С.49

2. Гантт Г. Организация труда: размышления американского инженера об экономических последствиях войны/ Гантт Г. М.:1923.- С.128