Файл: Изучение влияния процесса коммуникаций на эффективность управления организацией..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Управление коммуникациями предприятия должно носить системный характер, что позволит обеспечить комплексность и сбалансированность отдельных показателей их деятельности. С этой целью должен быть разработан и применен в управлении специальный организационный механизм управления информацией и коммуникациями.

Существует множество различных определений организационно- экономического механизма управления, однако единого мнения на сегодняшний день среди исследователей нет.

В связи с этим проведем анализ существующих трактовок и выделим его основополагающие особенности.

В основу данного определения авторы заложили систему формирования целей и стимулов, однако такой подход раскрывает не все основополагающие функции управления. Так же авторы отмечают что, «ядром организационно-экономического механизма является система стимулов, которые формируют побудительные мотивы к повышению эффективности функционирования производственных систем» [6].

Автор определяет организационно-экономический механизм управления коммуникациями – как «совокупность организационных и экономических форм, структур, методов и инструментов управления, позволяющих принимать обоснованные решения и осуществлять необходимые воздействия на всех этапах управления коммуникациями» [10].

В процессе исследования была получена графическая модель формирования организационно-экономического механизма управления информацией и коммуникациями в управлении предприятием.

На рисунке представлена графическая модель формирования механизма, представляющая собой совокупность организационных и экономических форм, структур, методов и инструментов управления, позволяющих принимать обоснованные решения и осуществлять необходимые воздействия на всех этапах управления коммуникациями с целью достижения их эффективности.

Основными этапами управления информацией и коммуникациями в рамках данного механизма выступают:

- исследование информации и коммуникаций, включающее определение потребности во внутренних и внешних коммуникациях;

- диагностика существующей системы управления коммуникациями;

- формирование механизма управления системой коммуникаций;

-обеспечение функционирования механизма управления коммуникациями;

Выводы к разделу 1. Исследование теоретических подходов к ключевым характеристикам информации и коммуникаций в системе управления предприятием позволило выявить отличия в трактовке исследователей связанные со смещением акцентов на отдельные аспекты информационного обмена, и перейти к рассмотрению коммуникации, как процесса обмена информацией как внутри предприятия, так и с внешним окружением, направленный на достижение его целей.


Проведенный анализ позволил определить систему коммуникаций как совокупность взаимосвязанных составляющих (технической, информационной, социальной, управленческой, организационной), которые обеспечивают процессы информационного взаимодействия как внутри предприятия, так и с внешним окружением, направленные на достижение его целей. Установлено, что управление коммуникациями предполагает оказание целенаправленных управленческих воздействий направленных на достижение эффективной коммуникации, как внутри предприятия, так и с внешней средой.

Обобщение различных подходов к определению организационно- экономического механизма управления позволило определить его как комплекс функций, принципов, методов и средств, позволяющих принимать обоснованные управленческие решения, необходимые для обеспечения эффективной работы предприятия в целом.

В процессе исследования разработана графическая модель формирования организационно-экономического механизма управления информацией и коммуникациями в управлении банками.

На основании системного подхода и принципов моделирования сложных экономических систем была разработана концепция формирования механизма.

2. Анализ функционирования организационно- экономического механизма управления информацией и коммуникациями в хозяйственной деятельности предприятий

2.1. Диагностика системы коммуникаций предприятий

С целью выявления преимуществ управления системой коммуникаций предприятий целесообразно рассмотреть основные тенденции развития информационно-коммуникационных технологий в Российской Федерации, оценить объем и динамику их использования на предприятиях разных видов, выявить основные результаты деятельности и уровень расходов на внедрение информационно-коммуникационных технологий.


А так же осуществить анализ динамики развития каждой из составляющих системы коммуникаций в целом по предприятиям страны. С целью выявления преимуществ управления информацией и коммуникациями на предприятиях различных видов экономической деятельности проведем анализ динамики развития каждой из составляющих системы коммуникаций, а именно технической, информационной, организационной, управленческой и социальной.

Техническая составляющая системы коммуникаций является одной из наиболее быстро и динамически развивающихся, и способной оказывать существенное влияние на скорость работы системы коммуникаций и предприятия в целом.

К данной составляющей необходимо отнести использование предприятиями в своей деятельности персональных компьютеров, локальных и глобальных вычислительных сетей, программного обеспечения и персональных сайтов.

Анализируя результаты использования информационных и коммуникационных технологий по состоянию на конец 2017 года необходимо отметить, что предприятия отдавали предпочтение в использовании в своей деятельности персональным компьютерам, а именно 93,8%, в отличие от других видом электронно-вычислительных машин – 26,6%. Данная динамика прослеживается на всем интервале исследования.

Для работы и передачи информации 89,8% предприятий используют в своей деятельности глобальные информационные сети, что значительно увеличивает скорость передачи информации и ускоряет ее обмен, как внутри предприятия, так и с внешним окружением.

Увеличилось количество предприятий, использующих в своей деятельности электронную почту, как один из способов поддержки общения с клиентами в формате 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Данный показатель увеличился с 56% в 2005 году до 84,2% в 2017. Электронная почта также является средством внутренней коммуникации между отделами и подразделениями предприятия и нуждается в особой защите от взлома в связи с большим количеством конфиденциальной информации.

Значительное влияние на функционирование системы коммуникаций предприятия оказывает установленное программное обеспечение, способное выполнять различные функции от передачи информации до помощи в принятии управленческих решениях (табл. 3).

Таблица 3 – Использование специальных программных средств в организациях (в процентах от общего числа исследованных организаций)

2005

2013

2014

2015

2016

2017

Организации, использовавшие специальные программные

средства – всего

79,1

89,1

89,8

86,0

85,3

86,3

из них:

для решения организационных, управленческих и

экономических задач

58,0

59,7

60,3

59,8

59,6

56,2

для осуществления финансовых

расчетов в электронном виде

45,7

59,7

60,9

61,2

61,3

57,0

электронные справочно-

правовые системы

39,6

53,7

55,1

56,5

55,4

53,7

для управления закупками

товаров (работ, услуг)

-

-

36,1

36,2

38,6

36,3

Для управления продажами

(работ, услуг)

-

-

24,3

22,8

22,9

20,3

для предоставления доступа к базам данных

через глобальные информационные сети

16,8

27,8

28,1

29,3

30,8

30,9

обучающие программы

11,9

19,1

19,0

21,8

18,2

14,8

Для управления

автоматизированным производством и/или отдельными техническими средствами и технологическими процессами

14,0

18,1

18,1

16,7

16,8

15,5


На конец 2017 года более 86% процентов предприятий использовали различные виды специализированных программных средств, начиная от почты до систем позволяющих осуществлять доступ к базам данных для решения управленческих и экономических задач, управления продажами и закупками, что свидетельствует о увеличении влияния технической составляющей системы коммуникаций на эффективность управления предприятиями и скорость принятия управленческих решений.

Таким образом, современные предприятия активно используют в своей деятельности информационно-коммуникационные технологии, осваивают работу с клиентами через Интернет и персональные сайты, не сокращают расходы на техническую составляющую системы коммуникаций, внедряют новое информационное обеспечение с целью повышения качества и скорости своей работы, что в конечном счете отражается на эффективности работы предприятий в целом.

Таблица 4 – Использование электронного документооборота на предприятиях по видам экономической деятельности (в процентах от общего числа обследованных предприятий соответствующего вида деятельности)

Предприятия и организации, использовавшие системы

электронного документооборота

2014

2015

2016

2017

Всего

61,9

60,4

61,7

58,9

Добыча полезных ископаемых

58,8

57,4

58,6

62,0

Обрабатывающие производства

58,0

55,3

57,0

58,4

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

56,2

55,0

57,5

58,2

Строительство

59,6

53,5

55,4

53,9

Оптовая и розничная торговля;ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

57,5

54,8

55,1

57,0

Гостиницы и рестораны

52,9

51,4

52,0

54,3

Транспорт и связь

62,9

60,3

61,5

60,1

Финансовая деятельность

71,6

70,7

70,7

65,1

Операции с недвижимым имуществом, аренда и

предоставление услуг

53,0

50,6

51,3

49,8

Государственное управление и обеспечение военной

безопасности; социальное страхование

72,8

72,7

75,1

68,8

Высшее профессиональное образование

68,6

69,4

68,5

67,7

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

74,0

72,9

74,5

68,4

Деятельность по организации отдыха и развлечений,

культуры и спорта

41,9

43,2

45,8

43,8

Другие виды деятельности

66,2

63,7

66,4

62,3


Более половины предприятий независимо от вида экономической деятельности вдвое увеличили уровень использования автоматического обмена данными с 2016 до 2017 года, на конец года это значение составило – 52,7%. После анализа данных относительно автоматического обмена данными между своими и внешними информационными системами неоспоримым лидером являются организации высшего профессионального образования, на конец 2017 года 64,3% информации циркулирует внутри данных организаций в электронном виде (табл. 5).

Таблица 5 – Использование автоматического обмена данных между своими и внешними информационными системами по форматам обмена (в процентах от общего числа обследованных организаций соответствующего вида деятельности)

Предприятия и организации, использовавшие автоматический обмен данных между своими и внешними информационными

системами по форматам обмена

2014

2015

2016

2017

Всего

31,3

24,3

25,7

52,7

Добыча полезных ископаемых

28,3

20,5

22,0

55,8

Обрабатывающие производства

29,5

24,4

26,1

61,6

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

27,4

20,6

22,4

52,7

Строительство

29,7

21,0

22,8

57,5

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

32,5

30,1

29,6

59,3

Гостиницы и рестораны

26,3

21,8

25,0

56,3

Транспорт и связь

33,1

25,2

25,2

49,5

Финансовая деятельность

51,7

42,1

42,4

53,3

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

26,1

19,7

20,9

45,6

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

35,6

26,6

28,7

55,9

Высшее профессиональное образование

39,5

31,7

31,5

64,3

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

37,5

28,9

31,7

60,7

Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта

17,5

13,9

15,0

37,5

Другие виды деятельности

28,3

21,9

24,0

54,3