Файл: Изучение влияния процесса коммуникаций на эффективность управления организацией..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, информационная составляющая системы коммуникаций приобретает все большее значение в предоставлении качественной и своевременной информации в процессе управления предприятиями.

Применение в работе предприятий персональных компьютеров, специального программного обеспечения, организации электронного документооборота накладывает соответствующие требования на подготовку персонала предприятий.

С целью выявления преимуществ управления системой коммуникаций предприятий и организаций проанализируем наличие связи между коммуникационной эффективностью и репутационной стабильностью на примере кредитных организаций.

Для этого используем «Национальный индекс репутационной стабильности и коммуникативной эффективности» (RC-индекс), который включает в себя такие репутационные блоки:

- маркетинговая политика;

- продуктный ряд; бизнес, активы;

- внешние коммуникации (упоминания кредитных организаций в контексте актов госрегулирования, конфликтных ситуаций, социальных проектов, меценатства, участия в отраслевых ассоциациях, лоббизма во всех проявлениях, косвенные упоминания о банке).

Рейтинг репутационной стабильности и коммуникационной эффективности включает в себя репутационный опрос, рейтинг эффективности воздействия информационных поводов, рейтинг оптимальности событийного воздействия информационных поводов, а так же рейтинг эффективности предполагаемых коммуникативных затрат [4].

Анализируя суммарный репутационный рейтинг (R) объектов исследования в разрезе доминант степени знания (α) и степени эмоционального восприятия (β), необходимо отметить что ПАО «Сбербанк» является лидером по данному показателю, обладая высокой степенью одобрения аналитиков фондового рынка, не обладая при этом наивысшим значением доминанты знания.

Среди представленных банков ПАО «Сбербанк» является лидером, эффективность от его предполагаемых затрат составляет 18%, при этом стоимостной эквивалент его информационного поля составляет 893481 руб.

Это связано с тем, что банк существенно сократил объемы своего присутствия в средствах массовой информации, наряду с этим, как и следствие, стоимостного эквивалента медиаполя, банку удалось сохранить лидерские позиции репутационного рейтинга и увеличить абсолютное значение данного показателя.

Эффективность предполагаемых коммуникационных затрат ПАО «Альфа-Банк» составят всего 12%, а для ПАО КБ «ВТБ» данный показатель составит всего 6% при наличии внушительного стоимостного эквивалента информационного поля в 1865192,07 руб. Это свидетельствует о том, что данные банки прикладывали существенные информационные действия для достижения высоких репутационных оценок, но результаты репутационного рейтинга должны были быть выше


В заключение проведем анализ влияния репутационного рейтинга и рейтинга эффективности коммуникаций по блокам «внешние коммуникации» и «внутренние коммуникации» на основные показатели деятельности кредитных организаций.

Лидером данного рейтинга является ПАО «Сбербанк». Это свидетельствует о том, что банку пришлось приложить значительные коммуникационные усилия для достижения высокого репутационного результата при существовании серьезных репутационных рисков. ПАО «Альфа-Банк» и ПАО КБ «ВТБ» занимают в данном рейтинге шестую и восьмую позиции соответственно.

В настоящее время население Земли достигает отметки в 7,1 миллиардов жителей, а номеров мобильных устройств уже приблизительно 6,8 миллиардов. Исходя из данных доклада Организации Объединенных Наций, за минувший год становится понятно, что свыше 33 процентов мирового населения обладают постоянным доступ к глобальным сетям мобильной связи [17].

При этом в государствах бывшего Советского Союза отмечено самое значительное количество номеров на душу населения, оно равняется 1,7. В Африке это количество наиболее незначительное – только 63 номера на сотню жителей [13]. Препятствием к повсеместному использованию мобильных телефонов является отсутствие доступности сервиса, в большей части это относится к сельским районам постсоветского пространства.

Кроме того, по оценкам МСЭ, к концу 2018 года в целом будет насчитываться 3,5 млрд. контрактов на подвижную широкополосную связь. Аналитики отрасли прогнозируют, что к 2019 году будет 6,5 млрд. контрактов на подвижную широкополосную связь (3G/4G/5G), в результате чего подвижная широкополосная связь становится самой быстрорастущей услугой ИКТ за все время. В настоящее время на Азиатско-Тихоокеанский регион приходится половина всех контрактов на подвижную широкополосную связь, по сравнению с немногим менее 45% в конце 2017 года. В январе 2018 года компания China Mobile стала крупнейшим в мире оператором подвижной связи по числу абонентов [163].

Мировая скорость работы интернета выросла на 14% в годовом исчислении – до 5,1 Мбит в третьем квартале 2018 года, пишет Venturebeat. Но это не означает, что интернет распределяется равномерно. Только у 5% пользователей теперь есть широкополосной доступ ко всемирной паутине со скоростью хотя бы 25 мегабит в секунда. Эти данные предоставила исследовательская компания Akamai, которая сегодня опубликовала ежеквартальный доклад о состоянии интернета [13].

Для доступа в Интернет могут быть использованы различные устройства, такие как персональные компьютеры, ноутбуки, мобильные телефоны, смартфоны. На рынке мобильных устройств сейчас доминируют смартфоны, и в ближайшем будущем эта тенденция сохранится.


По прогнозам компании Ericsson, к 2019 году количество работающих смартфонов может превысить количество «классических» телефонов. В то время как развитые рынки насыщаются с точки зрения общего проникновения подвижной связи, аналитики все же видят множество возможностей для роста, при том что, по оценкам, только треть всех контрактов на подвижную связь сейчас связана со смартфонами [13]. Динамика изменения продаж данных устройств представлена в таблице 6.

Таблица 6 – Продажи компьютерных и мобильных устройств, 2017 и 2018 год (количество в миллионах единиц)

Устройство

Продажи в 2017 году

Продажи в 2018 году

Персональные компьютеры

277

251

Мобильные телефоны

1879

1940

Планшеты

226

214

Анализируя данные таблицы можно сделать вывод, что популярность ПК снижается, так продажи компьютеров снизились в 2018 году на 26 млн. шт., в то время как продажи мобильных устройств на 61 млн. шт. увеличились. Так же теряют свою популярность планшеты, их продажи снизились на 12 млн. шт.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии охватили весь земной шар, страны с развитой, развивающейся и переходной экономикой, быстрыми темпами происходит их вливание в повседневную жизнь, а так же в производственную и управленческую деятельность предприятий различного размера и форм собственности, повышая уровень доходности и продаж.

2.2. Влияние информации и коммуникаций на эффективность деятельности предприятий

В современных условиях динамично меняющейся внешней среды задача повышения эффективности управления отечественными предприятиями приобретает особую актуальность. Давление со стороны конкурентов и постоянные экономические реформы ослабляют позиции организаций в конкурентной борьбе. Справиться с данной проблемой позволяет эффективный информационно-коммуникационный механизм, от которого зависит установление взаимосвязей между различными фрагментами информации и обеспечение единства всей системы обмена знаниями на предприятии.

Главная задача коммуникационных систем заключается в обеспечении эффективной циркуляции значимой информации на предприятии, а так же ее доведение до заинтересованных сотрудников [8]. Однако на практике коммуникации в организации являются эффективными не всегда. Это подтверждают опросы американских исследователей, согласно которым около 250 тыс. работников 2000 различных предприятий считают, что недостаточная разработанность коммуникаций является главным препятствием на пути достижения их эффективности, эту позицию поддерживают 73% руководителей американских, 63% английских и 85% японских компаний [7, c. 166].


Первоначальной является задача оценки уровня организационных коммуникаций на предприятии. «Эффективная коммуникация есть отношение ожидаемого результата к полученному. Результат должен изначально иметь критерий достижимости, т.е. объективно измеряемый показатель или группу показателей, которые позволили бы однозначно оценивать результаты, как позитивные, так и негативные, и степень приближения к ним» [1, с.36].

В связи с ограниченностью теоретических и практических поисков в этом направлении необходимо подчеркнуть актуальность разработки методики комплексной оценки эффективности организационных коммуникаций.

Эффективная коммуникация является необходимым условием повышения результативности управления предприятием, а так же предпосылкой успешного достижения стоящих перед организацией целей [5].

Негативно влияют на коммуникации такие организационные факторы как большое количество иерархических уровней, неравенство в статусе сотрудников, психологические барьеры, информационная перегруженность.

Вместе с тем критерии определения уровня коммуникаций предприятия является дискуссионным вопросом, проанализируем различные подходы авторов к данной проблеме.

Отправитель сообщения формулирует некоторую идею обладая 100% информации, в процессе высказывания информации в связи с активным языковым фильтром получатель становится обладателем 80% сообщения, первоначально задуманного отправителем. В связи с различными языковыми барьерами подчиненным услышано уже на 10% меньше от того что было сказано. Далее происходит восприятие информации индивидом и ее понимание в соответствии с особенностями уровня интеллекта, воображения и желаний, на данном этапе происходит использование лишь 60% первоначального сообщения. Последний этап связан со свойствами памяти, восприятия и значимости полученной информации, на данном этапе получатель располагает 24% информации [7].

Суть повышения эффективности коммуникаций и управления предприятием заключается в совершенствовании информационного процесса организации за счет:

- регулирования информационных потоков;

- системы обратной связи;

- управленческих действий.

Д. Поцелуев делает упор на организацию передачи информации внутри предприятия, выделяя при этом немаловажное значение обмена знаниям.

А. Литвинчук предлагает под эффективностью коммуникаций предприятия понимать «соотношение материальных и невещественных расходов на формирование и передачу сообщения, выбор и настройку соответствующего канала связи, определения инструментов коммуникаций, с результативностью вышеупомянутых действий» [6, С. 217].


И. Сименко исходит из того что от качества организационных коммуникаций «будет зависеть эффективность коммуникационно – информационных процессов, коммуникационный климат (уровень открытости организации, культура управления, возможность высказаться и повлиять на деятельность организации, поддержка со стороны менеджмента относительно проблем, интересов, карьеры сотрудников), что, в результате, будет влиять на эффективность деятельности компании в целом» [13, С. 178].

В соей работе О. Шубин и И. Сименко предлагают проводить оценку организационных коммуникаций по десятибалльной системе путем ранжирования суммы рангов устанавливаемых экспертами. Наиболее существенными факторами влияющими на эффективность коммуникаций авторы считают [17]:

- соответствие организационных коммуникаций миссии, стратегическому и текущему состоянию компании;

- оптимальность путей прохождения информации;

- скорость передачи информации;

- эффективность обратной связи;

- качество информационного обеспечения.

Еще один автор, придерживающийся данного подхода Е.Суровцева определяет, что эффективные коммуникации характеризуются «использование имеющихся ресурсов таким образом, что бы были достигнуты поставленные цели при минимальных затратах»[16, С. 34].

На основании проведенной диагностики организационных коммуникаций, а так же их интерпретации необходимо сделать вывод о качестве коммуникационной системы предприятия на основании оценки экономической, которая позволяет определить соотношение полезного результата и затрат, связанных с развитием организационных коммуникаций. Она включает в себя оценку затрат на управление коммуникациями и реализацию коммуникационных мероприятий, определение фактической и нормативной эффективности коммуникационных мероприятий.

ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ 2. Построенная в рамках концепции формирования процесса управления коммуникациями предприятия модель системы коммуникаций базируется на анализе ее информационной, социальной, технической, управленческой и организационной составляющей. Анализ предприятий позволил выявить тенденцию увеличения расходов на техническую составляющую системы коммуникаций, внедрение нового информационного обеспечения с целью повышения качества и скорости своей работы, что в конечном счете отражается на эффективности работы предприятий в целом.

В ходе анализа применения отечественными и зарубежными предприятиями в своей деятельности информационно-коммуникационных технологий выявлено, что в Российской Федерации уровень их использования является достаточно низким.