Файл: Изучение влияния процесса коммуникаций на эффективность управления организацией..pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность темы исследования. В процессе управления предприятием используется экономическая информация, представляющая собой совокупность сведений (данных), которые отражают состояние или устанавливают курс изменений и развития народного хозяйства и его звеньев.
Анализ литературных источников покажет, что коммуникация является предметом исследования многих ученых, однако на сегодняшний день нет единой точки зрения при определении их сущности и места информации в системе коммуникаций.
В современной теории коммуникации исследователи чаще выделяют семь элементов коммуникационного процесса. Современные предприятия работают в условиях динамично меняющейся окружающей среды, что диктует им необходимость постоянно приспосабливаться к новым условиям рынка, именно поэтому особую важность приобретает развитие коммуникационных систем, а также выделение из управленческих функций отдельного направления – управление информацией и коммуникациями предприятий.
Управление коммуникациями осуществляется в двух подсистемах. Одна управляет внешними коммуникациями организации, регулирует, рационализирует и развивает внешние связи и отношения организации.
Управление коммуникациями предприятия должно носить системный характер, что позволит обеспечить комплексность и сбалансированность отдельных показателей их деятельности.
Существует множество различных определений организационно- экономического механизма управления, однако единого мнения на сегодняшний день среди исследователей нет.
Объект исследования – процессы коммуникации и перераспределения информации в системе управления предприятиями.
Предмет исследования – научно-теоретические и практические аспекты формирования организационно-экономического механизма управления информацией и коммуникациями предприятий.
Цель исследования. Целью работы является изучение влияние процесса коммуникаций на эффективность управления организацией.
Для достижения цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- проанализировать информацию и коммуникации в системе управления предприятиями;
- изучить организационно-экономический механизм управления информацией и коммуникациями: особенности формирования;
- разработать диагностику системы коммуникаций предприятий;
-проанализировать влияние информации и коммуникаций на эффективность деятельности предприятий;
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключение и списка использованной литературы.
Теоретические основы формирования организационно-экономического механизма управления информацией и коммуникациями на предприятиях
1.1.Информация и коммуникации в системе управления предприятиями
На сегодняшний день одной из актуальных задач для предприятий является результативность управления, поскольку экономический кризис ослабил их позиции на зарубежных и отечественных рынках. С целью повышения оперативности управления им необходимо обеспечить адекватную реакцию на изменения, происходящие во внешней среде. Для достижения этих целей рационально использование различных ресурсов предприятий, в том числе нематериальных.
Информация в наиболее употребительном смысле означает сведения о чем-либо, передаваемые людьми прямо или опосредованно. Однако дать однозначное определение понятия «информация» сложно, так как в зависимости от конкретной сферы применения данная категория приобретает некоторые особенности, специфичные для данной области [6].
В процессе управления предприятием используется экономическая информация, представляющая собой совокупность сведений (данных), которые отражают состояние или устанавливают курс изменений и развития народного хозяйства и его звеньев.
Можно осуществить классификацию экономической информации по:
- функциям управления (нормативная, плановая, аналитическая);
- источникам (внутренняя, внешняя, входящая, исходящая);
- степени переработки (первичная, производственная);
- характеру существенности (предметы, процессы, операции);
- роли (отчетная, плановая, контрольная);
- форме представления (визуальная, аудио, бумажная);
- степени получения (постоянная, дискретная);
- степени стабильности (постоянная, условно-постоянная, переменная) [3, 3].
Экономическая информация является инструментом управления и одновременно принадлежит к его элементам, являясь разновидностью управленческой информации [5].
Термин «коммуникация» (от латинского слова communicatio – связь или communico – делаю общим, связываю, общаюсь) в широком смысле – обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов.
Большой энциклопедический словарь дает несколько другое определение, выделяя несколько аспектов: «коммуникация – это путь сообщения, связь одного места с другим; коммуникация – это общение, передача информации от человека к человеку – специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка» [9].
Анализ литературных источников показал, что коммуникация является предметом исследования многих ученых, однако на сегодняшний день нет единой точки зрения при определении их сущности и места информации в системе коммуникаций.
Разные авторы определяют коммуникацию с точки зрения управленческих, технических и социальных аспектов [96]. «Управленские коммуникации – это улица с двусторонним движением, которая требует умения слушать и других форм обратной связи» [3].
Таблица 1 – Определение ключевых характеристик и содержания коммуникаций
Автор |
Определение |
Содержаниекоммуникации |
1 |
2 |
3 |
Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. |
Коммуникации – это связывающий процесс обмена информацией, встроенный во все основные виды управленческой деятельности [73, c. 166] |
Информация, идея |
Мильнер Б. |
Коммуникация – это процесс, с помощью которого руководители развивают систему предоставления информации большому числу людей внутри организации и отдельным индивидуумам и институтам за ее пределами [77, c. 231] |
Информация |
Спивак А. |
Коммуникация – это обмен информацией в процессе деятельности, общения и пути сообщения.[149, c. 12] |
Информация |
Пушкар Р., Тарнавська Н. |
Коммуникация – это обмен информацией, на основе которой руководитель получает данные, необходимые для принятия решение, и доводит их до персонала предприятия [95,с.84] |
Информация |
Лафта Дж. |
Коммуникация – это процесс обмена информацией между двумя и более людьми. [58, с. 329] |
Информация |
Демидова Е. |
Коммуникации – это обмен информацией предназначенной для принятия решений в процессе управления предприятием [41, с. 136- 148] |
Информация |
Бебик В. |
Коммуникация является процессом передачи информации между субъектами социальной сферы общества [2, с. 12] |
Информация |
Гливенко С. |
Коммуникация – это обмен сообщениями, в результате которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия управленческих решений, и доводит их до сведения работников [48, с.72] |
Сообщение |
Многие ученые исследуют коммуникацию как процесс, содержанием которого является передаваемая информация.
На современных предприятиях передача информации охватывает все виды деятельности и структурные подразделения, именно поэтому деятельность предприятия зависит от эффективности коммуникационных процессов. Однако существует ряд сложностей, в результате которых информация может быть неправильно понята, искажена или воспринята. Эффективность обмена информацией может быть достигнута лишь в том случае, когда одна сторона передает информацию, а другая воспринимает без искажений [7, 5].
В современной теории коммуникации исследователи чаще выделяют семь элементов коммуникационного процесса. Так Б. Мильнер [7] рассматривает следующие составляющие: «источник, кодирование, передача сигнала, канал, расшифровка-прием, обратная связь, помехи и барьеры, нарушающие качество сигнала». К помехам автор относит [7]:
- абстрагирование;
- некорректная интерпретация информации со стороны получателя или источника информации;
- различные в восприятии содержания различными людьми;
- различие статусов между руководителями и подчиненными в восприятии дистанции, что является причиной расширения коммуникационного разрыва между ними.
1.2. Организационно-экономический механизм управления информацией и коммуникациями: особенности формирования
Современные предприятия работают в условиях динамично меняющейся окружающей среды, что диктует им необходимость постоянно приспосабливаться к новым условиям рынка, именно поэтому особую важность приобретает развитие коммуникационных систем, а так же выделение из управленческих функций отдельного направления – управление информацией и коммуникациями предприятий.
Т. Орлова видит главное предназначение коммуникаций «в формировании и использовании всех видов капитала экономической системы путем организации коммуникативного пространства для создания дополнительной добавленной стоимости, являющейся основой экономического роста, которая обеспечивает конкурентоспособность экономической системы» [8].
Т. Орлова акцентирует внимание на том, что «управление коммуникацией можно определить, как умение создавать стоимость из нематериальных активов организации, как целенаправленный процесс конвертации информации и знаний в стоимость.
Управление коммуникациями осуществляется в двух подсистемах. Одна управляет внешними коммуникациями организации, регулирует, рационализирует и развивает внешние связи и отношения организации.
Вторая выполняет управленческие функции по отношению к внутриорганизационным связям, оперирует внутриорганизационными отношениями между структурными единицами и управляет человеческими ресурсами организации.
Существовать сама по себе, абсолютно автономно, каждая из этих подсистем не может. Деятельность подсистем актуальна лишь в контексте сосуществования в единой системе организационного управления» [6].
Целесообразно рассмотреть различные определения понятия механизм анализ и сравнение которых представлены в таблице 2.
Таблица 2– Определения понятия механизм
Автор |
Определения |
Иванова С. |
«Составляющая часть хозяйственного механизма. Представляет собой совокупность экономических методов, способов, форм, инструментов, рычагов воздействия на экономические отношения и процессы, происходящие на предприятии» [10] |
Федорович О. |
«Сложная взаимосвязанная совокупность элементов – организационно, экономически, а иногда и технически связанных между собой подсистем более низкого уровня» [117] |
Ломакина И. |
«Способ хозяйствования со свойственными ему отношениями, формами и методами воздействия на производство, организационной структурой управления и условиями привлечения людей к труду» [3] |
Экономический словарь |
«Совокупность методов и средств воздействия на экономические процессы, их регулирование» [4]. |
Чаленко А. |
«Совокупность ресурсов экономического процесса и способов их соединения» [10]. |
Гончарук А. |
«Система методов, операций, рычагов, организационных структур и их взаимосвязей, определяющих содержание процесса управления и в совокупности решающих основную его задачу» [6] |
Согомонова Н. |
«Совокупность экономических методов и рычагов, организационной структуры и управления, форм и методов производства, ориентированных на общественные нужды. Диалектическая система экономических рычагов и методов, которая реализует влияние управляющей системы на управляемую с помощью совокупности основных функций управления, направленных на обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования предприятия» [14]. |
Даниленко В. |
«Отношения между людьми с целью организации производства материальных благ и услуг; важный элемент экономической системы, промежуточное звено между технико-экономическими и производственными отношениями, организационная форма развития продуктивных сил» [4]. |