Файл: Изучение влияния процесса коммуникаций на эффективность управления организацией..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. В процессе управления предприятием используется экономическая информация, представляющая собой совокупность сведений (данных), которые отражают состояние или устанавливают курс изменений и развития народного хозяйства и его звеньев.

Анализ литературных источников покажет, что коммуникация является предметом исследования многих ученых, однако на сегодняшний день нет единой точки зрения при определении их сущности и места информации в системе коммуникаций.

В современной теории коммуникации исследователи чаще выделяют семь элементов коммуникационного процесса. Современные предприятия работают в условиях динамично меняющейся окружающей среды, что диктует им необходимость постоянно приспосабливаться к новым условиям рынка, именно поэтому особую важность приобретает развитие коммуникационных систем, а также выделение из управленческих функций отдельного направления – управление информацией и коммуникациями предприятий.

Управление коммуникациями осуществляется в двух подсистемах. Одна управляет внешними коммуникациями организации, регулирует, рационализирует и развивает внешние связи и отношения организации.

Управление коммуникациями предприятия должно носить системный характер, что позволит обеспечить комплексность и сбалансированность отдельных показателей их деятельности.

Существует множество различных определений организационно- экономического механизма управления, однако единого мнения на сегодняшний день среди исследователей нет.

Объект исследования – процессы коммуникации и перераспределения информации в системе управления предприятиями.

Предмет исследования – научно-теоретические и практические аспекты формирования организационно-экономического механизма управления информацией и коммуникациями предприятий.

Цель исследования. Целью работы является изучение влияние процесса коммуникаций на эффективность управления организацией.

Для достижения цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:

- проанализировать информацию и коммуникации в системе управления предприятиями;

- изучить организационно-экономический механизм управления информацией и коммуникациями: особенности формирования;

- разработать диагностику системы коммуникаций предприятий;

-проанализировать влияние информации и коммуникаций на эффективность деятельности предприятий;


Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключение и списка использованной литературы.

Теоретические основы формирования организационно-экономического механизма управления информацией и коммуникациями на предприятиях

1.1.Информация и коммуникации в системе управления предприятиями

На сегодняшний день одной из актуальных задач для предприятий является результативность управления, поскольку экономический кризис ослабил их позиции на зарубежных и отечественных рынках. С целью повышения оперативности управления им необходимо обеспечить адекватную реакцию на изменения, происходящие во внешней среде. Для достижения этих целей рационально использование различных ресурсов предприятий, в том числе нематериальных.

Информация в наиболее употребительном смысле означает сведения о чем-либо, передаваемые людьми прямо или опосредованно. Однако дать однозначное определение понятия «информация» сложно, так как в зависимости от конкретной сферы применения данная категория приобретает некоторые особенности, специфичные для данной области [6].

В процессе управления предприятием используется экономическая информация, представляющая собой совокупность сведений (данных), которые отражают состояние или устанавливают курс изменений и развития народного хозяйства и его звеньев.

Можно осуществить классификацию экономической информации по:

- функциям управления (нормативная, плановая, аналитическая);

- источникам (внутренняя, внешняя, входящая, исходящая);

- степени переработки (первичная, производственная);

- характеру существенности (предметы, процессы, операции);

- роли (отчетная, плановая, контрольная);

- форме представления (визуальная, аудио, бумажная);

- степени получения (постоянная, дискретная);


- степени стабильности (постоянная, условно-постоянная, переменная) [3, 3].

Экономическая информация является инструментом управления и одновременно принадлежит к его элементам, являясь разновидностью управленческой информации [5].

Термин «коммуникация» (от латинского слова communicatio – связь или communico – делаю общим, связываю, общаюсь) в широком смысле – обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов.

Большой энциклопедический словарь дает несколько другое определение, выделяя несколько аспектов: «коммуникация – это путь сообщения, связь одного места с другим; коммуникация – это общение, передача информации от человека к человеку – специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка» [9].

Анализ литературных источников показал, что коммуникация является предметом исследования многих ученых, однако на сегодняшний день нет единой точки зрения при определении их сущности и места информации в системе коммуникаций.

Разные авторы определяют коммуникацию с точки зрения управленческих, технических и социальных аспектов [96]. «Управленские коммуникации – это улица с двусторонним движением, которая требует умения слушать и других форм обратной связи» [3].

Таблица 1 – Определение ключевых характеристик и содержания коммуникаций

Автор

Определение

Содержание

коммуникации

1

2

3

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф.

Коммуникации – это связывающий процесс обмена информацией, встроенный во все основные виды управленческой деятельности

[73, c. 166]

Информация, идея

Мильнер Б.

Коммуникация – это процесс, с помощью которого руководители развивают систему предоставления информации большому числу людей внутри организации и отдельным

индивидуумам и институтам за ее пределами [77, c. 231]

Информация

Спивак А.

Коммуникация – это обмен информацией в процессе деятельности, общения и пути

сообщения.[149, c. 12]

Информация

Пушкар Р., Тарнавська Н.

Коммуникация – это обмен информацией, на основе которой руководитель получает данные,

необходимые для принятия решение, и доводит их до персонала предприятия [95,с.84]

Информация

Лафта Дж.

Коммуникация – это процесс обмена

информацией между двумя и более людьми. [58, с. 329]

Информация

Демидова Е.

Коммуникации – это обмен информацией предназначенной для принятия решений в процессе управления предприятием [41, с. 136-

148]

Информация

Бебик В.

Коммуникация является процессом передачи

информации между субъектами социальной сферы общества [2, с. 12]

Информация

Гливенко С.

Коммуникация – это обмен сообщениями, в результате которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия

управленческих решений, и доводит их до сведения работников [48, с.72]

Сообщение


Многие ученые исследуют коммуникацию как процесс, содержанием которого является передаваемая информация.

На современных предприятиях передача информации охватывает все виды деятельности и структурные подразделения, именно поэтому деятельность предприятия зависит от эффективности коммуникационных процессов. Однако существует ряд сложностей, в результате которых информация может быть неправильно понята, искажена или воспринята. Эффективность обмена информацией может быть достигнута лишь в том случае, когда одна сторона передает информацию, а другая воспринимает без искажений [7, 5].

В современной теории коммуникации исследователи чаще выделяют семь элементов коммуникационного процесса. Так Б. Мильнер [7] рассматривает следующие составляющие: «источник, кодирование, передача сигнала, канал, расшифровка-прием, обратная связь, помехи и барьеры, нарушающие качество сигнала». К помехам автор относит [7]:

- абстрагирование;

- некорректная интерпретация информации со стороны получателя или источника информации;

- различные в восприятии содержания различными людьми;

- различие статусов между руководителями и подчиненными в восприятии дистанции, что является причиной расширения коммуникационного разрыва между ними.

1.2. Организационно-экономический механизм управления информацией и коммуникациями: особенности формирования

Современные предприятия работают в условиях динамично меняющейся окружающей среды, что диктует им необходимость постоянно приспосабливаться к новым условиям рынка, именно поэтому особую важность приобретает развитие коммуникационных систем, а так же выделение из управленческих функций отдельного направления – управление информацией и коммуникациями предприятий.

Т. Орлова видит главное предназначение коммуникаций «в формировании и использовании всех видов капитала экономической системы путем организации коммуникативного пространства для создания дополнительной добавленной стоимости, являющейся основой экономического роста, которая обеспечивает конкурентоспособность экономической системы» [8].


Т. Орлова акцентирует внимание на том, что «управление коммуникацией можно определить, как умение создавать стоимость из нематериальных активов организации, как целенаправленный процесс конвертации информации и знаний в стоимость.

Управление коммуникациями осуществляется в двух подсистемах. Одна управляет внешними коммуникациями организации, регулирует, рационализирует и развивает внешние связи и отношения организации.

Вторая выполняет управленческие функции по отношению к внутриорганизационным связям, оперирует внутриорганизационными отношениями между структурными единицами и управляет человеческими ресурсами организации.

Существовать сама по себе, абсолютно автономно, каждая из этих подсистем не может. Деятельность подсистем актуальна лишь в контексте сосуществования в единой системе организационного управления» [6].

Целесообразно рассмотреть различные определения понятия механизм анализ и сравнение которых представлены в таблице 2.

Таблица 2– Определения понятия механизм

Автор

Определения

Иванова С.

«Составляющая часть хозяйственного механизма. Представляет собой совокупность экономических методов, способов, форм, инструментов, рычагов воздействия на экономические отношения и процессы, происходящие на

предприятии» [10]

Федорович О.

«Сложная взаимосвязанная совокупность элементов – организационно, экономически, а иногда и технически связанных между собой подсистем более низкого уровня»

[117]

Ломакина И.

«Способ хозяйствования со свойственными ему отношениями, формами и методами воздействия на производство, организационной структурой управления и условиями

привлечения людей к труду» [3]

Экономический

словарь

«Совокупность методов и средств воздействия на

экономические процессы, их регулирование» [4].

Чаленко А.

«Совокупность ресурсов экономического процесса и способов

их соединения» [10].

Гончарук А.

«Система методов, операций, рычагов, организационных структур и их взаимосвязей, определяющих содержание процесса управления и в совокупности решающих основную его задачу» [6]

Согомонова Н.

«Совокупность экономических методов и рычагов, организационной структуры и управления, форм и методов производства, ориентированных на общественные нужды. Диалектическая система экономических рычагов и методов, которая реализует влияние управляющей системы на управляемую с помощью совокупности основных функций управления, направленных на обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования предприятия» [14].

Даниленко В.

«Отношения между людьми с целью организации производства материальных благ и услуг; важный элемент экономической системы, промежуточное звено между технико-экономическими и производственными отношениями, организационная форма развития продуктивных сил» [4].