Файл: Менеджмент как организационно - целевое управление (ООО «Статус»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы менеджмента как организационно-целевого управления
1.1. Понятие управления и менеджмента
1.2. Цели и функции менеджмента. Менеджмент как система управления ресурсами в организации
1.3. Качества менеджера и особенности принятия управленческих решений
2. Анализ менеджмента на предприятии ООО «Статус»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ структуры управления на предприятии
Введение
Актуальность темы исследования. Менеджмент представляет собой сложное и многогранное явление, которому сложно дать однозначное толкование. Это и сфера научного знания, и область практической деятельности по управлению организацией, и даже искусство: не зря еще некий древний мудрец сказал, что «искусство управления людьми – самое трудное и высокое из всех искусств» [18, с. 247]. В последние годы наука и практика менеджмента прочно и стабильно вошла в деловой обиход и стала привычным для деловых людей в России. В кризисных условиях все большее значение приобретает изучение основ менеджмента как организационно-целевого управления. В связи с этим тема данной работы представляется актуальной.
Цель работы – изучение менеджмента как организационно-целевого управления. Поставленная цель определила необходимость решить следующие задачи:
- раскрыть сущность понятий управления и менеджмента;
- изучить цели, функции, типы менеджмента и рассмотреть менеджмент как систему управления ресурсами в организации;
- изучить качества менеджера и особенности принятия управленческих решений;
- дать общую характеристику исследуемому предприятию;
- провести анализ структуры управления на предприятии;
- провести анализ внешней и внутренней среды предприятия;
- предложить меры по совершенствованию менеджмента на предприятии ООО «Статус».
Объект исследования – менеджмент. Предметом исследования является менеджмент как организационно-целеве управление.
Теоретической и методологической базой исследования послужили концепции и гипотезы, изложенные в работах отечественных и зарубежных ученых в области менеджмента и теории организации: О.С. Виханский, А.И. Наумов, А.П. Балашов, Г.М. Андреева и др. Труды указанных авторов заслуживают внимания и представляются надежными источниками информации, поскольку являются результатом многолетней работы экспертов и преподавателей ведущих вузов в России, имеющих ученую степень и успешно издающих собственные учебные пособия, одобренные Министерством образования и науки РФ.
Методы исследования. В процессе исследования применялся диалектический метод познания, использовались методы индукции и дедукции, методы классификации, обобщения, сравнения, методы анализа и синтеза.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав основного содержания, заключения и списка использованных источников.
1. Теоретические основы менеджмента как организационно-целевого управления
1.1. Понятие управления и менеджмента
События 90-ых годов XX столетия были для России довольно трагичны. Системный кризис затронул все сферы общества, и одной из ключевых причин данного кризиса служил развал системы управления на государственном и производственном уровне. Потеря управляемости экономической системы отразилась сильнейшим спадом производства, снижением деловой активности и уровня жизни населения [15, с. 135].
Сейчас, в условиях развития рыночной экономики, меняются взгляды на многие аспекты деловой жизни, в том числе и на сущность и значение руководителя. На первое место выходит самостоятельность, инициативность, предпринимательские способности и готовность к оправданному риску.
Деятельность любого предприятия в кризисный период и после него требует управления – без него не представляется возможным ни успешное функционирование и развитие бизнеса, ни просто существование данного бизнеса на рынке. Управление представляет собой элемент и одновременно с этим функцию организованных систем разнообразной природы (социальных, биологических, технических и пр.), которая обеспечивает сохранность их структуры, поддержание существующего режима деятельности, реализацию цели и программы деятельности [1, с. 34].
Также можно сказать, что управление – это совокупность процессов, которые обеспечивают поддержание системы в текущем состоянии и (или) переход в новое, более жизнеспособное состояние организации посредством разработки и практической реализации целенаправленных воздействий.
К разработке управляющих воздействий относятся: сбор, передача и обработка необходимой информации, принятие управленческих решений [2].
Управляющее воздействие представляет собой воздействие на объект управления, нацеленное на достижение цели управления. Соответственно, результат управляющего воздействия есть управленческое решение, которое базируется на цели (целеполагание) [6, с. 123].
Поскольку управление – это воздействие, должны существовать:
- среда (система управления);
- средства (механизм управления);
- действия (процесс управления).
Понятия «управление» и «менеджмент» зачастую используются в качестве синонимов, однако между ними есть и некоторые различия. Рассмотрим сущность данных различий.
«Менеджмент» – это слово пришло к нам из английского языка, и переводится оно как «управление». Однако в русском языке слова «менеджмент» и «управление» используются в различных контекстах. Люди, общаясь на русском языке, не говорят: «Я осуществляю менеджмент автомобиля» или «Мы осуществляем менеджмент выплавки стали». Они говорят: «Я управляю автомобилем» и «Мы управляем выплавкой стали».
Термин «менеджмент» традиционно используется в отношении людей, коллективов и организаций: менеджмент значит управление данной фирмой. Менеджмент можно рассматривать применительно к формальным (закрепленных законом) и неформальным организациям [4].
Согласно сложившейся литературной традиции в сфере управления, менеджмент имеет довольно широкую трактовку в Оксфордском словаре английского языка.
Так, менеджмент – это [7]:
- искусство управления;
- умение особого рода и административный навык, которому обычно можно обучиться;
- административная единица, необходимая в любой организации.
Ключевой задачей работников в аппарате управления является эффективное применение и координация ресурсов организации (к которым относится финансовый капитал, здания, производственное оборудование, сырье и материалы, трудовые ресурсы, информация) для достижения целей этой организации [11].
В словаре иностранных языков перевод слова «менеджмент» на русский язык звучит как управление производственной деятельностью либо принципы, методы, средства и формы управления производством в своей совокупности, с целью увеличения результативности и прибыльности этого производства [12].
Менеджмент также можно рассматривать как интеграционный процесс, так как менеджмент должен решать разнообразные задачи, что в итоге обеспечивает достижение стратегических и тактических целей организации.
Кроме того, менеджмент – это [18, с. 15]:
- умение применять на практике опыт, знания, умения и навыки для достижения целей фирмы;
- область человеческого знания, которая способствует приобретению навыков управленческой деятельности;
- подготовка группы людей к выполнению управленческой деятельности.
Также можно сказать, что менеджмент, по своей сути, является целенаправленным воздействием, которое согласует совместную деятельность. А управление представляет собой процесс разработки и осуществления (реализации) управляющих воздействий.
Наиболее частые подходы к определению сущности такого явления, как «менеджмент», представлены на рис. 1.
Рис. 1. Подходы к сущности менеджмента
Таким образом, на сегодняшний день менеджмент представляет собой область знаний, научную дисциплину, а также сферу профессиональной деятельности, которая направлена на обеспечение достижения целей предприятия посредством рационального применения имеющихся у организации ресурсов.
1.2. Цели и функции менеджмента. Менеджмент как система управления ресурсами в организации
Главной целью менеджмента в организации служит управление, ориентированное на успешную деятельность фирмы. Менеджмент нацелен на обеспечение выживания организации в конкурентной среде, сохранение места на рынке в течение длительного периода времени [8].
Согласно современной теории менеджмента, менеджмент на предприятии имеет ряд функций. Среди них можно отметить такие, как [6, с. 12]:
- Стратегическая функция. Она выражается в постановке главенствующих целей, выработке стратегии долгосрочного развития организации.
- Инновационная функция. Руководитель создает условия для внедрения инноваций, направляет и контролирует процесс разработки новых видов продукции и услуг.
- Административная функция. Она объединяет несколько подфункций [16]:
- контрольная (оценка результатов деятельности организации);
- организационная (распределение полномочий, задач, ресурсов);
- направляющая (координация работы исполнителей);
- кадровая (подбор персонала, расстановка сотрудников, организация повышения их профессиональной квалификации);
- стимулирующая (мотивирование, вдохновение коллектива, поощрение и наказание).
- Коммуникационная функция. Установка внутренних и внешних связей, проведение совещаний, переговоров, разрешение конфликтов.
- Социальная функция. Руководитель поддерживает в коллективе комфортный морально-психологический климат, устанавливает нормы поведения, заботится о своих подчиненных.
По признаку содержания выделяют следующие типы менеджмента [14, с. 112]:
1) нормативный менеджмент занимается разработкой и реализацией философии организации, определяет ее миссию, позицию на рынке, а также формирует общее стратегического направление организации [11];
2) стратегический менеджмент ориентирован на разработку конкретных стратегий, относящихся к разным промежуткам времени, и обеспечивает стратегический контроль за их осуществлением на практике;
3) оперативный менеджмент занимается разработкой тактических и оперативных мероприятий, нацеленных на реализацию на практике уже разработанных стратегий развития фирмы.
Таким образом, менеджер отвечает за ключевые процессы и состояние своей организации или ее подразделения. Он является ее главой, осуществляет текущее управление, оперативно решает возникающие вопросы, но главное – руководитель определяет стратегические цели бизнеса, задает вектор развития для всей организации [2].
Термин «организация» имеет латинское происхождение и произошло от смыслового корня organizo, который означает «придаю стройный вид, устраиваю». При всем разнообразии видов, масштабов и сфер деятельности различных существующих на данный момент организаций, они имеют ряд общих признаков, а именно [1, с. 13]:
- имеют цель своей деятельности;
- между членами организации существуют устойчивые связи, а также присутствуют правила и нормы, которые определяют порядок взаимоотношений между членами (так называемая организационная структура и культура);
- происходит регулярное взаимодействие с внешней средой;
- для достижения целей организации используются разные ресурсы.
Последнее положние особенно важно и позволяет перейти к рассмотрению особенностей системы менеджмента как системы управления ресурсами организации [19].
Говоря о ресурсах организации, стоит упомянуть, что идея организации как открытой системы была предложена специалистом по теории управления Ч. Барнардом еще в 1930-х годах, но для широкого признания этой концепции потребовалось 30 лет. Сегодня, говоря об организации как системе, имеют в виду именно открытую систему. Другими словами, признается, что организация непрестанно взаимодействует с внешней средой, а деятельность организации описывается в терминах входящих ресурсов, процесса трансформации, выходящих ресурсов, обратной связи и внешней среды (см. рис. 2).
Рис. 2. Организации как открытая система
Так, входящими ресурсами любой фирмы являются сырье, финансы, люди, информация и другие ресурсы, используемые в производстве товаров и услуг [14]. В процессе трансформации эти ресурсы превращаются в готовые товары или услуги под воздействием работников, управленческой деятельности и применения технологий и методов работы, используемых в данной организации. Выход включает в себя товары и услуги, финансовые результаты деятельности компании, а также человеческий фактор, например степень удовлетворенности работой и уровень производительности труда работников [11, с. 108].