Файл: Жизнестойкость и особенность совладения с профессиональными трудностями (Исследования жизнестойкости как фактора совладения с профессиональными трудностями).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Жизнестойкость как психологическая категория
1.1. Общее понятие жизнестойкости и её структура
1.2. Жизнестойкость в модели стресса
1.3. Профессиональное выгорание у специалистов гуманитарного направления
2. Исследования жизнестойкости как фактора совладения с профессиональными трудностями
2.1. Цель и гипотеза исследования
2.2. Методология проведения исследования
Из сравнительных данных таблицы следует, что низкий уровень профессионального стресса в группе 1 и группе 2 представлен одинаковым количеством специалистов, процент которых составляет 20%.
Средний с тенденцией к низкому уровню в группе 1 представлен 10%, а в группе 2 – 30% специалистов.
Средний с тенденцией к высокому уровню в группе 1 составил 15%, в группе 2 – 20% специалистов.
Высокий уровень профессионального стресса преобладает в группе 1 и составляет 55%. В группе 2 специалистов с высоким уровнем стресса 30%.
Сравнительные данные диагностики уровня профессионального стресса испытуемых группы 1 наглядно представлены на рисунке 9:
Рисунок 9 - Сравнительные данные диагностики уровня профессионального стресса испытуемых
При сравнении графически представленных на рисунке 9 групповых иерархий уровней профессионального стресса можно видеть, что в целом уровень профессионального стресса выше в группе 1, в которую входят специалисты гуманитарного профиля.
Математическая обработка данных осуществлялась при помощи φ-критерия Фишера. Для этого применяется следующая формула:
, (1)
где φ1- первой группы, соответствующее большей процентной доле;
φ2 - второй группы, соответствующее меньшей процентной доле;
n1 - количество испытуемых 1 группы;
n2 - количество испытуемых 2 группы.
Значение φ-критерия определяется с помощью таблиц. При φ<1,64 различия между выборками незначимы. При 1,64≤ φ ≤2,28 различия существуют для уровня значимости α=0,05, но не существуют для уровня значимости α=0,01.
При φ>2,28 различия между признаками существуют и на уровне α=0,01. Результаты являются статистически значимыми, если они равны или превышают φ критич., на уровне 5% (φ0,05=1,64).
Проверка достоверности различий в уровнях распределения среднегрупповых показателей испытуемых представлена в таблице 11.
Таблица 11
Выявление различий в уровнях распределения среднегрупповых показателей испытуемых по УТ
№ |
Составляющие удовлетворенности трудом |
Группа 1 |
Группа 2 |
φ эмп. |
||
% |
φ1 |
% |
φ2 |
|||
1 |
Интерес к работе |
|||||
Высокий |
0 |
0 |
5 |
0,45 |
1,42 |
|
Средний |
50 |
1,57 |
75 |
2,09 |
1,64 |
|
Низкий |
50 |
1,57 |
20 |
0,92 |
2,05* |
|
2 |
Удовлетворенность достижениями в работе |
|||||
Высокий |
0 |
0 |
25 |
1,04 |
3,28* |
|
Средний |
80 |
2,21 |
60 |
1,77 |
1,39 |
|
Низкий |
20 |
0,92 |
15 |
0,79 |
0,41 |
|
3 |
Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками |
|||||
Высокий |
0 |
0 |
5 |
0,45 |
1,42 |
|
Средний |
65 |
1,87 |
50 |
1,57 |
0,94 |
|
Низкий |
35 |
1,27 |
45 |
1,47 |
0,63 |
|
4 |
Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством |
|||||
Высокий |
0 |
0 |
5 |
0,45 |
1,42 |
|
Средний |
10 |
0,64 |
15 |
0,79 |
0,47 |
|
Низкий |
90 |
2,53 |
80 |
2,21 |
1,01 |
|
5 |
Уровень притязаний в профессиональной деятельности |
|||||
Высокий |
10 |
0,64 |
0 |
0 |
2,02* |
|
Средний |
90 |
2,53 |
90 |
2,53 |
0 |
|
Низкий |
0 |
0 |
10 |
0,64 |
2,02* |
|
6 |
Предпочтение выполняемой работы высокому заработку |
|||||
Высокий |
10 |
0,64 |
30 |
1,15 |
1,61 |
|
Средний |
80 |
2,21 |
65 |
1,87 |
1,07 |
|
Низкий |
10 |
0,64 |
5 |
0,45 |
0,60 |
|
% |
φ1 |
% |
φ2 |
|||
7 |
Удовлетворенность условиями труда |
|||||
Высокий |
0 |
0 |
15 |
0,79 |
2,49* |
|
Средний |
20 |
0,92 |
5 |
0,45 |
1,48 |
|
Низкий |
80 |
2,21 |
80 |
2,21 |
0 |
|
8 |
Профессиональная ответственность |
|||||
Высокий |
5 |
0,45 |
25 |
1,04 |
1,86* |
|
Средний |
20 |
0,92 |
25 |
1,04 |
0,37 |
|
Низкий |
75 |
2,09 |
50 |
1,57 |
1,64 |
|
9 |
Общая удовлетворенность трудом |
|||||
Высокий |
0 |
0 |
20 |
0,92 |
2,90* |
|
Средний |
25 |
1,04 |
20 |
0,92 |
0,37 |
|
Низкий |
75 |
2,09 |
60 |
1,77 |
1,01 |
Согласно полученным данным (см. Таблица 11) нами выявлены значимые различия между специалистами гуманитарного и математического профиля. У специалистов гуманитарного профиля более выражен низкий уровень по интересу к работе (φ эмп. = 2,05). Высокий уровень удовлетворенности достижениями в работе выражен в группе 2 (φ эмп. = 3,28).
Достоверные различия имеются по высокому и низкому уровням притязаний в профессиональной деятельности; также по высокому уровню удовлетворенности условиями труда, профессиональной ответственности и по общей удовлетворенности трудом.
Проверка достоверности различий в уровнях распределения среднегрупповых показателей по профессиональному стрессу представлены в таблице 12.
Таблица 12
Выявление различий в уровнях распределения среднегрупповых показателей испытуемых (профессиональный стресс)
№ |
Уровень профессионального стресса |
Группа 1 |
Группа 2 |
φ эмп. |
||
% |
φ1 |
% |
φ2 |
|||
1 |
низкий |
20 |
0,92 |
20 |
0,92 |
0 |
2 |
средний с тенденцией к низкому |
10 |
0,64 |
30 |
1,15 |
1,61 |
3 |
средний с тенденцией к высокому |
15 |
0,79 |
20 |
0,92 |
0,41 |
4 |
высокий |
55 |
1,67 |
30 |
1,15 |
1,65* |
Согласно полученным данным (см. Таблица 12) нами выявлены значимые различия между специалистами гуманитарного и математического профиля. У специалистов гуманитарного профиля более выражен высокий уровень профессионального стресса (φ эмп. = 1,65). По другим уровням профессионального стресса значимые различия не отмечены.
Таблица 13
Сравнительные результаты диагностики уровня профессионального выгорания специалистов
Группа/фаза |
Эмоциональное истощение |
Деперсонализация |
Редукция проф. достижений |
Сформиров-ть проф. выгорания |
||||||||||||
Выс |
Ср |
Низ |
Выс |
Ср |
Низ |
Выс |
Ср |
Низ |
Выс |
Ср |
Низ |
|||||
Гр. 1 |
60 |
40 |
0 |
45 |
25 |
30 |
35 |
55 |
10 |
40 |
60 |
0 |
||||
Гр. 2 |
30 |
50 |
20 |
25 |
35 |
40 |
25 |
55 |
20 |
25 |
60 |
15 |
Если анализировать результаты нашего исследования (см. Таблица 13), то видно, что наименьше значение по шкале «эмоциональное истощение» имеют специалисты гуманитарного профиля (0%). Средний уровень имеет разницу в 10%: у специалистов группы 1 он составляет 40%, у специалистов группы 2 – 50%. Наибольшее значение по шкале «эмоциональное истощение» имеют специалисты группы 1 – 60% - и треть специалистов (30%) группы 2.
На рисунке 10 зафиксированы сравнительные данные по шкале «эмоциональное истощение»:
Рисунок 10 - Сравнительные данные диагностики уровня эмоционального истощения испытуемых
Если сравнивать такой фактор, как деперсонализация, то результаты следующие: наибольшее значение по шкале имеют специалисты группы 1 – 45%. Средние показатели имеют незначительную разницу в 10% (25% в группе 1 и 35% в группе 2). Наименьше значение по шкале «деперсонализация» имеют преподаватели группы 1 – 30% и 40% группы 2.
На рисунке 11 наглядно зафиксированы полученные результаты:
Рисунок 11 - Сравнительные данные диагностики уровня деперсонализации испытуемых
Если же рассматривать такой фактор, как редукция профессиональных достижений, то среднему уровню соответствует этот показатель у 55% специалистов группы 1 и 55% группы 2. Высокий уровень по этому фактору преобладает у специалистов группы 1 (35%), в группе 2 этот показатель проявляется на отметке 25%. Наименьше значение по шкале показали участники группы 1 (10%) и 20% группы 2.
На рисунке 12 наглядно представлены сравнительные данные:
Рисунок 12 - Сравнительные данные диагностики уровня редукции
Из рисунка 12 следует, что в двух группах испытуемых преобладает средний уровень редукции личных достижений.
Различаются группы и по сформированности профессионального выгорания: в группе 1 высокий уровень сформированности у 40% специалистов, в группе 2 – у 25%. Низкий уровень в группе 1 не выявляется, в группе 2 составляет 15%. Средний уровень в двух группах составляет по 60% от числа участников исследования.
Проверка достоверности различий в уровнях распределения среднегрупповых показателей по профессиональному выгоранию испытуемых представлена в таблице 14.
Таблица 14
Выявление различий в уровнях распределения среднегрупповых показателей испытуемых (профессиональное выгорание)
№ |
Фазы профессионального выгорания/ показатели |
Группа 1 |
Группа 2 |
φ эмп. |
||
% |
φ1 |
% |
φ2 |
|||
1 |
Эмоциональное истощение |
|||||
Высокие |
60 |
1,77 |
30 |
1,15 |
1,95* |
|
Средние |
40 |
1,36 |
50 |
1,57 |
0,66 |
|
Низкие |
0 |
0 |
20 |
0,92 |
2,90** |
|
2 |
Деперсонализация |
|||||
Высокие |
45 |
1,47 |
25 |
1,04 |
1,35 |
|
Средние |
25 |
1,04 |
35 |
1,27 |
0,72 |
|
Низкие |
30 |
1,15 |
40 |
1,36 |
0,66 |
|
3 |
Редукция личных достижений |
|||||
Высокие |
35 |
1,27 |
25 |
1,04 |
0,72 |
|
Средние |
55 |
1,67 |
55 |
1,67 |
0 |
|
Низкие |
10 |
0,64 |
20 |
0,92 |
0,88 |
|
4 |
Сформированность профессионального выгорания |
|||||
Высокие |
40 |
1,36 |
25 |
1,04 |
1,01 |
|
Средние |
60 |
1,77 |
60 |
1,77 |
0 |
|
Низкие |
0 |
0 |
15 |
0,79 |
2,49* |
Согласно полученным данным (см. Таблица 14) нами выявлены значимые различия между специалистами гуманитарного и математического профиля. У специалистов гуманитарного профиля более выражен высокий уровень эмоционального стресса (φ эмп. = 1,95). У специалистов математического профиля более выражен низкий уровень эмоционального стресса (φ эмп. = 2,90).
По шкалам «деперсонализация» и «редукция личных достижений» значимые различия не отмечены.
Выявлены достоверные различия по общей сформированности профессионального выгорания низкого уровня (φ эмп. = 2,49). По высокому и среднему уровням сформированности профессионального выгорания различий нет.
Выводы:
1. Общая удовлетворенность трудом у специалистов гуманитарного профиля диагностируется преимущественно на низком уровне.
У специалистов гуманитарного профиля преобладает средний и низкий уровень интереса к работе, удовлетворенности взаимоотношениями с сотрудниками (65% и 35%).
Уровень удовлетворенности достижениями в работе (80%), уровень проявления предпочтения выполняемой работы высокому заработку (80%) и притязания в профессиональной деятельности (90%) проявляются в группе 1 преимущественно на среднем уровне.
Диагностируется низкий уровень проявления удовлетворенности взаимоотношениями с руководством (90%), удовлетворенности условиями труда (80%), профессиональной ответственности (75%).
2. Выявлены достоверные различия в уровнях удовлетворенности трудом между специалистами гуманитарного и математического профиля. У специалистов гуманитарного профиля более выражен низкий уровень по интересу к работе (φ эмп. = 2,05). Высокий уровень удовлетворенности достижениями в работе выражен в группе 2 (φ эмп. = 3,28). Достоверные различия имеются по высокому и низкому уровням притязаний в профессиональной деятельности; также по высокому уровню удовлетворенности условиями труда, профессиональной ответственности и по общей удовлетворенности трудом.
3. Показатели по уровню профессионального стресса, полученные в группе 1, существенно отличаются от показателей, полученных в группе 2. У специалистов гуманитарного профиля более выражен высокий уровень профессионального стресса, выражающийся в физических и психических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности людей. Испытывая высокий уровень профессионального стресса, у специалистов группы 1 ухудшаются трудовые показатели, отмечаются трудности в общении с людьми, более частые невыходы на работу, снижение удовлетворенности работой и ухудшение здоровья. Полученные результаты подтверждены статистическим анализом: выявлены достоверные различия по высокому уровню профессионального стресса - φ эмп. = 1,65.
4. У специалистов гуманитарного профиля более выражен высокий уровень эмоционального стресса (φ эмп. = 1,95). То есть специалисты гуманитарного профиля ощущают эмоциональное перенапряжение, чувство опустошённости, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов.
У специалистов математического профиля более выражен низкий уровень эмоционального стресса (φ эмп. = 2,90).
5. По шкале «Деперсонализация» достоверных различий по φ - критерию Фишера не выявлено, но у специалистов гуманитарных дисциплин процент по данному параметру значительно выше, чем у специалистов математического профиля. Проявление этого компонента у представителей группы 1 заключается в следующем:
- возникновение равнодушного и даже негативного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы;