Файл: Жизнестойкость и особенность совладения с профессиональными трудностями (Исследования жизнестойкости как фактора совладения с профессиональными трудностями).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Современный мир полон стрессами, сложнейшими, а порой и экстремальными, ситуациями которые предъявляют особые требования к способностям личности справиться с ними с наименьшими для себя потерями.

Исследование феномена жизнестойкости личности в последнее время становится достаточно актуальным. Учеными активно изучается содержание этого феномена, условия, обеспечивающие процесс его развития, связь его с другими личностными качествами, ставятся практические задачи по формированию жизнестойкости. Особый интерес представляют работы, посвященные профессиональному аспекту изучения жизнестойкости. Это связано в первую очередь с тем, что современные условия профессиональной деятельности являются экстремальными и стимулирующими деструктивные личностные проявления, что предъявляет повышенные требования к способности специалистов преодолевать сложные профессиональные ситуации.

Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность.

В современном обществе педагоги, преподаватели являются фигурами, которые требуют особого внимания, и там, где место занимают люди, профессионально не подготовленные или дезадаптированные, возникают просто невосполнимые потери.

В современных условиях деятельность преподавателей буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность, недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме». Сейчас обществом декларируется образ социально успешного человека, это образ уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего карьерных успехов. Многие люди стараются соответствовать этому образу, чтобы быть востребованными в обществе. Но для поддержания соответствующего имиджа специалист должен иметь внутренние ресурсы.

Профессия педагога является одной из профессий альтруистического типа, что повышает вероятность возникновения выгорания.

Таким образом, серьезные психологические нагрузки, связанные с постоянным, нередко напряженным и вынужденным общением в деятельности педагога, являются факторами, способствующими появлению и развитию профессионального стресса, который приводит к формированию синдрома профессионального выгорания.


Профессиональное выгорание - один из новейших, рассмотренных в педагогической литературе, механизмов психологической защиты. Следует отметить, что оно имеет и свои плюсы, так как позволяет человеку экономно и дозировано расходовать энергетические ресурсы, отрицательно сказывается на выполнении человеком своей деятельности и отношениях с партнерами, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, вслед за которыми следует тревога, депрессия и всевозможные психосоматические нарушения, неадекватное эмоциональное реагирование.

Больше всего подвержены эмоциональному стрессу специалисты-трудоголики, имеющие более чем 7-летний педагогический стаж. При возникновении синдрома педагоги, как правило, чувствуют собственную вину за эмоциональный дисбаланс и начинают действовать наоборот. Они стараются усердно и напряженно работать, накапливая внутреннее раздражение и страх предстать перед другими слабым и беспомощным. Это можно объяснить, используя стереотипные установки относительно некого «идеального» образа педагога, который долгое время в нашем обществе принимался и до сих пор принимается. «Идеальный» педагог – образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне.

Таким образом, приведенные аргументы обеспечивают актуальность и цель исследования взаимосвязей жизнестойкости и ее элементов (вовлеченности, контроля, принятия риска) с состоянием психического выгорания в той сфере профессиональной деятельности, специфика которой характеризуется неординарностью и непредсказуемостью развития профессиональных ситуаций и при строгой регламентации служебных обязанностей требует от специалистов повышенного уровня ответственности за жизни других людей, принятия самостоятельных и своевременных ответственных решений в экстремальных профессиональных ситуациях.

Цель исследования: раскрытие взаимосвязи жизнестойкости и особенностей совладения с профессиональным выгоранием у специалистов гуманитарного профиля.

Предмет исследования - взаимосвязь жизнестойкости и состояния психического выгорания специалистов.

Объект исследования - профессиональное выгорание специалистов.

Гипотеза исследования состоит в существовании значимой взаимодетерминации жизнестойкости как личностного качества и состояния психического выгорания у специалистов гуманитарного профиля и специалистов математического профиля.


Задачи исследования:

изучить теоретические источники по проблеме жизнестойкости и профессионального выгорания;

подобрать психодиагностические методики по изучению профессионального выгорания;

провести психодиагностическое исследование в двух группах испытуемых;

обработать и проанализировать полученные результаты исследования;

сформулировать выводы по эмпирическому исследованию.

В диагностическом исследовании профессионального выгорания педагогов использовались следующие методики:

1. Методика «Интегральная удовлетворенность трудом». Цель: оценить общую удовлетворенность своим трудом и ее составляющие (удовлетворенность достижениями в работе, взаимоотношениями с сотрудниками, с руководством, уровень притязаний в профессиональной деятельности и т.д.).

2. Шкала профессионального стресса. Цель: диагностика уровня стресса на работе.

3. Диагностика профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой). Цель: изучение степени профессионального «выгорания».

Описание выборки. В эмпирическом исследовании профессионального выгорания принимали участие 40 испытуемых: группа 1 (20 человек) – специалисты гуманитарного профиля; группа 2 (20 человек) – специалисты математического профиля.

Исходя из теоретического анализа условий формирования эмоционального выгорания, а также для репрезентативности выборок для проводимого исследования нами были отобраны педагоги в возрасте от 32 до 37 лет, имеющие высшее образование и педагогический стаж не менее 10 лет.

Возникла необходимость предупреждения симптомов «выгорания» у специалистов с целью его предотвращения. Для этого необходимо обратить внимание на профессиональную позицию преподавателя, которая сформировалась в процессе работы. Объективно оценить имеющиеся возможности и справиться с возникшими проблемами сложно самостоятельно. Решить возникшие затруднения любому специалисту, новичку или со стажем, лучше всего поможет психолог-профессионал. И от того, насколько профессионально и эффективно психолог выполнит эту задачу, настолько больше будет интересных уроков, увлекательных мероприятий и эмоционального комфорта у преподавателей и учащихся.

1. Жизнестойкость как психологическая категория


1.1. Общее понятие жизнестойкости и её структура

Одним из значимых источников подобных ситуаций (кризисов) выступает профессиональная деятельность человека. Профессиональные кризисы можно определить как резкие изменения вектора профессионального развития личности. Непродолжительные во времени, они наиболее ярко проявляются при переходе от одной стадии профессионального становления к другой. Кризисы протекают, как правило, без ярко выраженных изменений, профессионального поведения. Однако происходящая перестройка смысловых структур профессионального сознания, переориентация на новые цели, коррекция и ревизия социально-профессиональной позиции подготавливают смену способов выполнения деятельности, ведут к изменению взаимоотношений с окружающими людьми, а в отдельных случаях к смене профессии. Основными признаками профессиональных кризисов являются: потеря чувства нового, отставания от жизни, снижение уровня профессионализма, внутренняя растерянность, осознание собственной оценки, усталость, возникновение ощущения исчерпанности своих возможностей. В результате преодоления профессиональных кризисов человек либо возвращается к индивидуальной (регресс), либо поднимается к личностной (прогресс) форме регуляции, но в любом случае возникает новая ценностная система, посредством которой можно было бы восстановить внутреннюю целостность и обрести смысл бытия[1].

Один из психологических конструктов, который предложил американский психолог Сальвадоре Мадди и посредством которого ученые объясняют такую способность личности, получил название «hardiness». В отечественной психологии нет понятия, полностью идентичного понятию «жизнестойкость» С. Мадди. Так, в отечественной литературе это слово переводилось как «стойкость», «крепость» и пр., однако наиболее удачным и признанным стал перевод «жизнестойкость».

По мнению С. Мадди, жизнестойкость как внутренний ресурс имеет в своей структуре установки и навыки, позволяющие превращать стрессовые ситуации в новые возможности личностного развития. В эту структуру входят установки включенности (участия в социальном взаимодействии, постоянного контакта с окружающими, что задает позиция сотрудничества), контроля (стремления влиять на жизненные события в противовес ощущению беспомощности, что задает ценность надежности) и вызова (принятия жизненного риска в противовес безопасности и снижению напряжений, что порождает ценность творчества). С. Мадди подчеркивал значимость выраженности всех трех элементов для сохранения оптимального уровня работоспособности и активности в стрессовых и экстремальных условиях.


По мнению Д.А. Леонтьева «жизнестойкость характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности». Он определяет жизнестойкость человека как его интегральную характеристику, жизнетворчество, позволяющее сопротивляться негативным влияниям среды, эффективно преодолевая жизненные трудности, трансформируя их в ситуации развития[2]. Жизнестойкость как интегративное личностное качество, обеспечивающее преобразование стрессовых событий в новые возможности и включающее в себя также три элемента: вовлеченность, контроль и принятие риска или «вызов»[3].

Феномен жизнестойкости может быть представлен как интегральная характеристика индивидуальности человека, состоящая из значимых элементов: психофизиологического, личностно-смыслового и социально-психологического уровней, которые в определенных стрессовых ситуациях проявляются как единых комплекс, способствующий успешному их преодолению[4].

В зарубежных исследованиях жизнестойкость представлена в большей степени с точки зрения ее связи с адаптацией к стрессу, психического и психологического здоровья. С. Ханг, рассматривая взаимосвязь жизнестойкости и стресса, пришел к выводу о том, что люди с высокой степенью выраженности качеств жизнестойкости имеют большую вероятность остаться здоровыми и воспринимать жизненные изменения как положительные и содержащие вызов, путем когнитивной оценки. Зарубежные психологи В. Флориан, М. Микулинчер и О. Таубман в своем исследовании выявили, что высокий уровень жизнестойкости способствует сохранению психического здоровья в напряженной ситуации, что можно рассматривать в качестве условия предупреждения психического выгорания[5].

Феномен психического выгорания изучался в современной психологии около 40 лет (с 1974 года). За это время он изменил свое метафорическое значение, и сложилось научное представление, согласно которому психическое выгорание представляет собой состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы и включающее в себя три составляющих: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. Существует значительное количество объясняющих его природу научных подходов. К числу наиболее значимых относятся: структурный, процессуальный, структурно-процессуальный подходы. С позиций используемого нами структурно-процессуального подхода психическое выгорание представляет собой динамичную структуру, характеризуется фазностью и имеет свою специфику, общую для представителей профессий помогающего типа.