Файл: Жизнестойкость и особенность совладения с профессиональными трудностями (Исследования жизнестойкости как фактора совладения с профессиональными трудностями).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 181
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Жизнестойкость как психологическая категория
1.1. Общее понятие жизнестойкости и её структура
1.2. Жизнестойкость в модели стресса
1.3. Профессиональное выгорание у специалистов гуманитарного направления
2. Исследования жизнестойкости как фактора совладения с профессиональными трудностями
2.1. Цель и гипотеза исследования
2.2. Методология проведения исследования
а. да;
б. иногда;
в. нет.
15. Меня редко поощряют за работу:
а. да;
б. иногда;
в. нет.
16. Даже если бы мне предложили более высокий заработок, я бы не сменил место работы:
а. да;
б. может быть;
в. нет.
17. Мой непосредственный руководитель часто не понимает или не хочет понять меня:
а. да;
б. иногда;
в. нет.
18. В нашем коллективе созданы благоприятные условия для труда:
а. да;
б. не совсем;
в. нет.
Шкала профессионального стресса
1. Два человека, хорошо Вас знающие, обсуждают Вас (Х – это вы). Какие из следующих утверждений они вероятнее всего стали бы использовать?
1) X – очень замкнутый человек. Кажется, что ничего сильно его (ее) не беспокоит.
2) X – великолепный человек, но Вы должны быть осторожны, когда говорите ему (ей) что-то время от времени.
3) Кажется, что в жизни X все всегда происходит не так, как надо.
4) Я неизменно нахожу X очень скучным и непредсказуемым.
5) Чем меньше я вижу X, тем лучше.
2. Присущи ли Вам в жизни некоторые из следующих, наиболее распространенных особенностей?
1) чувство, что Вам редко удается что-либо сделать правильно;
2) чувство, что Вас преследуют, загоняют в угол или в ловушку;
3) плохое пищеварение;
4) плохой аппетит;
5) бессонница по ночам;
6) кратковременные головокружения и учащенные сердцебиения;
7) чрезмерная потливость в отсутствие физических нагрузок и жары;
8) панические ощущения в толпе или в закрытом помещении;
9) усталость и недостаток энергии;
10) чувство безнадежности (какая польза во всем этом?)
11) слабость или тошнота без каких-либо внешних причин;
12) очень сильное раздражение по поводу мелких событий;
13) неспособность расслабиться по вечерам;
14) регулярные пробуждения среди ночи или ранним утром;
15) трудности в принятии решений;
16) невозможность перестать обдумывать или переживать события прошедшего дня;
17) слезливость;
18) убеждение, что Вы ни с чем толком не можете справиться;
19) недостаток энтузиазма даже по отношению к наиболее значимым и важным жизненным делам;
20) нежелание встречаться с новыми людьми и осваивать новый опыт;
21) неспособность сказать «нет», когда Вас просят что-то сделать;
22) ответственность большая, чем та, с которой Вы можете справиться.
3. Насколько Вы оптимистичны в настоящее время?
1) больше, чем обычно;
2) меньше, чем обычно;
3) как обычно.
4. Нравится ли Вам смотреть спортивные состязания?
1) да;
2) нет.
5. Можете ли Вы позволить себе подольше понежиться в постели в выходные дни, не испытывая при этом чувства вины?
1) да;
2) нет.
6. Можете ли Вы в разумных пределах (профессионально и личностно) говорить откровенно?
1) с начальником;
2) с коллегами;
3) с членами семьи.
7. Кто обычно несет ответственность за наиболее важные решения в Вашей жизни?
1) Вы сами;
2) кто-то другой.
8. Когда Вас критикуют на работе руководители, как Вы обычно чувствуете себя?
1) сильно огорченным;
2) умеренно огорченным;
3) слабо огорченным.
9. Вы заканчиваете рабочий день с чувством удовлетворения от достигнутого?
1) часто
2) иногда;
3) только изредка.
10. Испытываете ли Вы большую часть времени чувство, что у Вас есть неулаженные конфликты с коллегами?
1. да;
2. нет
11. Объем выполняемой Вами работы превышает отведенное для этого время?
1. постоянно;
2. иногда
12. Четко ли Вы представляете себе, какие у Вас профессиональные перспективы?
1. как правило;
2. иногда;
3. лишь изредка.
13. Могли бы Вы сказать, что обычно достаточно времени, которое Вы тратите на себя?
1. да;
2. нет.
14. Если Вы хотите обсудить с кем-либо свои проблемы, легко ли Вам обычно найти слушателя?
1. да;
2. нет.
15. Находитесь ли Вы на пути, более или менее обеспечивающем достижение Ваших главных жизненных целей?
1. да;
2. нет.
16. Вы скучаете на работе?
1) часто;
2) иногда;
3) очень редко.
17. Вы с удовольствием собираетесь на работу?
1) в большинстве случаев;
2. в некоторые дни;
3) лишь изредка.
18. Чувствуете ли Вы, что на работе по достоинству ценят Ваши способности и дела?
1) да;
2) нет.
19. Чувствуете ли Вы себя по достоинству вознагражденным на работе за Ваши способности и дела (имея в виду статус и продвижение по службе)?
1) да;
2) нет.
20. Есть ли у Вас чувство, что Ваши руководители:
1) активно мешают вам работать;
2) активно помогают вам в работе?
21. Если бы десять лет назад Вы имели возможность увидеть себя таким профессионалом, каким Вы являетесь в настоящий момент, Вы бы сочли себя:
1) превзошедшим собственные ожидания;
2) соответствующим собственным ожиданиям;
3) не достигшим собственных ожиданий?
22. Если бы Вы должны были оценить в баллах чувство симпатии к самому себе по шкале от 5 (максимальная) до 1 (минимальная), какой балл Вы бы себе выставили?
Диагностика профессионального выгорания
(К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой)
Стимульный материал (список вопросов)
Цель: изучение степени профессионального «выгорания».
Инструкция. Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте по каждому пункту вариант ответа: «никогда»; «очень редко»; «иногда»; «часто»; «очень часто»; «каждый день».
Опросник
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.
2. После работы я чувствую себя как выжатый лимон.
3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.
4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.
5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).
6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.
7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.
8. Я чувствую угнетенность и апатию.
9. Я уверен, что моя работа нужна людям.
10. В последнее время я стал более черствым по отношению к тем, с кем работаю.
11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.
12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
13. Моя работа все больше меня разочаровывает.
14. Мне кажется, что я слишком много работаю.
15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.
17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.
18. Во время работы я чувствую приятное оживление.
19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.
20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.
21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.
22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.
Приложение Б
Таблицы результатов диагностики
Таблица Б. 1 - Сводная таблица результатов оценки интегральной удовлетворенности трудом испытуемых группы 1
№ п/п |
Ф.И.О. |
Интерес к работе |
Удовл-ть достиж. в работе |
Удовл-ть взаимоотн.с сотруд-ми |
Удовл-ть взаимоотн.с руководст-м |
Уровень притязанийв проф. деят-ти |
Предпочт-е выполняемой работы высок. заработку |
Удовл-ть условиями труда |
Профессион. ответ-ть |
Общая удовл-ть трудом |
||||||||||
б |
ур |
б |
ур |
б |
ур |
б |
ур |
б |
ур |
б |
ур |
б |
ур |
б |
ур |
б |
% |
ур |
||
1 |
С.Н.И. |
4 |
ср |
2 |
ср |
2 |
н |
1 |
н |
2 |
ср |
2 |
ср |
3 |
ср |
1 |
ср |
17 |
46,2 |
ср |
2 |
Т.Т.В. |
2 |
н |
2 |
ср |
4 |
ср |
2 |
н |
2 |
ср |
2 |
ср |
1 |
н |
0 |
н |
15 |
41,6 |
н |
3 |
З.Т.П. |
1 |
н |
2 |
ср |
3 |
ср |
2 |
н |
2 |
ср |
2 |
ср |
1 |
н |
0 |
н |
13 |
36,1 |
н |
4 |
А.М.М. |
0 |
н |
1 |
н |
3 |
ср |
2 |
н |
2 |
ср |
2 |
ср |
3 |
ср |
0 |
н |
13 |
36,1 |
н |
5 |
М.И.В. |
3 |
ср |
2 |
ср |
2 |
ср |
1 |
н |
4 |
в |
4 |
в |
0 |
н |
1 |
ср |
17 |
46,2 |
ср |
6 |
Л.В.И. |
2 |
н |
2 |
ср |
4 |
ср |
2 |
н |
2 |
ср |
2 |
ср |
0 |
н |
0 |
н |
14 |
38,8 |
н |
7 |
С.Е.Т. |
4 |
ср |
2 |
ср |
0 |
н |
2 |
н |
2 |
ср |
2 |
ср |
0 |
н |
0 |
н |
12 |
33,3 |
н |
8 |
Р.О.Я. |
2 |
н |
0 |
н |
4 |
ср |
2 |
н |
2 |
ср |
2 |
ср |
1 |
н |
0 |
н |
13 |
36,1 |
н |
9 |
С.И.Ш. |
2 |
ср |
0 |
н |
2 |
н |
1 |
н |
2 |
ср |
4 |
в |
1 |
н |
1 |
ср |
13 |
36,1 |
н |
10 |
М.П.Л. |
4 |
ср |
2 |
ср |
1 |
н |
3 |
ср |
3 |
ср |
0 |
н |
3 |
ср |
2 |
в |
18 |
50 |
ср |
11 |
У.А.Т. |
3 |
ср |
2 |
ср |
2 |
ср |
1 |
н |
4 |
в |
4 |
в |
0 |
н |
1 |
ср |
17 |
46,2 |
ср |
12 |
В.С.Ф. |
2 |
н |
2 |
ср |
4 |
ср |
2 |
н |
2 |
ср |
2 |
ср |
1 |
н |
0 |
н |
15 |
41,6 |
н |
13 |
И.А.П. |
4 |
ср |
2 |
ср |
0 |
н |
2 |
н |
2 |
ср |
2 |
ср |
0 |
н |
0 |
н |
12 |
33,3 |
н |
14 |
М.С.В. |
2 |
н |
2 |
ср |
4 |
ср |
2 |
н |
2 |
ср |
2 |
ср |
0 |
н |
0 |
н |
14 |
38,8 |
н |
15 |
Г.Г.Ю. |
2 |
н |
2 |
ср |
4 |
ср |
2 |
н |
2 |
ср |
2 |
ср |
0 |
н |
0 |
н |
14 |
38,8 |
н |
16 |
Е.С.Б. |
4 |
ср |
2 |
ср |
4 |
ср |
2 |
н |
2 |
ср |
2 |
ср |
0 |
н |
0 |
н |
16 |
44,4 |
н |
17 |
Б.И.И. |
4 |
ср |
2 |
ср |
0 |
н |
2 |
н |
2 |
ср |
2 |
ср |
0 |
н |
0 |
н |
12 |
33,3 |
н |
18 |
Д.И.З. |
4 |
ср |
2 |
ср |
1 |
н |
3 |
ср |
3 |
ср |
0 |
н |
3 |
ср |
2 |
в |
18 |
50 |
ср |
19 |
К.И.Б. |
2 |
н |
0 |
н |
4 |
ср |
2 |
н |
2 |
ср |
2 |
ср |
1 |
н |
0 |
н |
13 |
36,1 |
н |
20 |
А.П.Б. |
2 |
н |
2 |
ср |
4 |
ср |
2 |
н |
2 |
ср |
2 |
ср |
1 |
н |
0 |
н |
15 |
41,6 |
н |
Таблица Б. 2 - Сводная таблица результатов оценки интегральной удовлетворенности трудом испытуемых группы 2
№ п/п |
Ф.И.О. |
Интерес к работе |
Удовл-ть достиж. в работе |
Удовл-ть взаимоотн. с сотруд-ми |
Удовл-ть взаимоотн.с руководст-м |
Уровень притязаний в проф. деят-ти |
Предпочт-е выполняемой работы высок. заработку |
Удовл-ть условиями труда |
Профессион. ответ-ть |
Общая удовл-ть трудом |
||||||
б |
ур |
б |
ур |
б |
ур |
б |
ур |
б |
ур |
б |
ур |
б |
ур |
б |
||
1 |
Т.А.Т. |
4 |
ср |
2 |
ср |
4 |
ср |
2 |
н |
2 |
ср |
2 |
ср |
0 |
н |
0 |
2 |
Е.А.У. |
2 |
н |
2 |
ср |
4 |
ср |
2 |
н |
2 |
ср |
2 |
ср |
0 |
н |
0 |
3 |
О.В.Л. |
2 |
н |
0 |
н |
4 |
ср |
2 |
н |
2 |
ср |
2 |
ср |
1 |
н |
0 |
4 |
Н.И.П. |
3 |
ср |
2 |
ср |
2 |
н |
1 |
н |
2 |
ср |
4 |
в |
1 |
н |
2 |
5 |
О.Л.Д. |
4 |
ср |
2 |
ср |
2 |
н |
1 |
н |
2 |
ср |
4 |
в |
1 |
н |
2 |
6 |
Г.Я.Л. |
2 |
ср |
0 |
н |
2 |
н |
1 |
н |
2 |
ср |
4 |
в |
1 |
н |
1 |
7 |
Т.Г.Л. |
2 |
н |
2 |
ср |
4 |
ср |
2 |
н |
2 |
ср |
2 |
ср |
1 |
н |
0 |
8 |
Э.В.В. |
4 |
ср |
2 |
ср |
0 |
н |
2 |
н |
2 |
ср |
2 |
ср |
0 |
н |
0 |
9 |
В.В.Т. |
6 |
в |
4 |
в |
2 |
н |
2 |
н |
2 |
ср |
2 |
ср |
1 |
н |
0 |
10 |
О.Д.Ж. |
2 |
н |
2 |
ср |
4 |
ср |
2 |
н |
2 |
ср |
2 |
ср |
1 |
н |
0 |
11 |
А.Р.Щ. |
4 |
ср |
2 |
ср |
2 |
н |
4 |
ср |
2 |
ср |
4 |
в |
1 |
н |
2 |
12 |
С.Т.П. |
4 |
ср |
2 |
ср |
4 |
ср |
2 |
н |
2 |
ср |
2 |
ср |
0 |
н |
0 |
13 |
Д.В.А. |
4 |
ср |
4 |
в |
4 |
ср |
1 |
н |
1 |
н |
2 |
ср |
2 |
ср |
2 |
14 |
А.А.Я. |
3 |
ср |
2 |
ср |
4 |
ср |
2 |
н |
2 |
ср |
2 |
ср |
0 |
н |
0 |
15 |
В.Р.К. |
3 |
ср |
4 |
в |
4 |
ср |
4 |
ср |
1 |
н |
2 |
ср |
4 |
в |
1 |
16 |
К.А.Ш. |
3 |
ср |
4 |
в |
5 |
в |
6 |
в |
2 |
ср |
2 |
ср |
3 |
в |
1 |
17 |
Л.Р.В. |
2 |
ср |
0 |
н |
2 |
н |
1 |
н |
2 |
ср |
4 |
в |
1 |
н |
1 |
18 |
А.Е.И. |
3 |
ср |
2 |
ср |
2 |
н |
1 |
н |
2 |
ср |
4 |
в |
1 |
н |
2 |
19 |
И.П.П. |
4 |
ср |
2 |
ср |
0 |
н |
2 |
н |
2 |
ср |
2 |
ср |
0 |
н |
0 |
20 |
Н.И.Т. |
4 |
ср |
4 |
в |
6 |
в |
3 |
ср |
2 |
ср |
1 |
н |
3 |
в |
1 |
Таблица Б. 3 - Сводная таблица результатов изучения профессионального «выгорания» испытуемых группы 1
№ п/п |
Ф.И.О. |
Шкала профессионального стресса |
Эмоциональное истощение |
Деперсонализация |
Редукция личных достижений |
Сформированность проф. выгорания |
|||||
балл |
уровень |
балл |
уровень |
балл |
уровень |
балл |
уровень |
балл |
уровень |
||
1 |
С.Н.И. |
4 |
низкий |
24 |
средний |
8 |
средний |
33 |
средний |
65 |
средний |
2 |
Т.Т.В. |
42 |
высокий |
32 |
высокий |
20 |
высокий |
35 |
высокий |
87 |
высокий |
3 |
З.Т.П. |
18 |
Ср. т. к низ |
24 |
средний |
6 |
средний |
32 |
средний |
62 |
средний |
4 |
А.М.М. |
48 |
высокий |
31 |
высокий |
2 |
низкий |
25 |
высокий |
58 |
средний |
5 |
М.И.В. |
48 |
высокий |
40 |
высокий |
30 |
высокий |
35 |
высокий |
105 |
высокий |
6 |
Л.В.И. |
14 |
низкий |
22 |
средний |
4 |
низкий |
32 |
средний |
58 |
средний |
7 |
С.Е.Т. |
48 |
высокий |
24 |
средний |
8 |
средний |
40 |
низкий |
72 |
средний |
8 |
Р.О.Я. |
12 |
низкий |
18 |
средний |
1 |
низкий |
36 |
средний |
55 |
средний |
9 |
С.И.Ш. |
58 |
высокий |
32 |
высокий |
22 |
высокий |
15 |
высокий |
69 |
средний |
10 |
М.П.Л. |
40 |
Ср. т. к выс. |
39 |
высокий |
23 |
высокий |
32 |
средний |
94 |
высокий |
11 |
У.А.Т. |
50 |
высокий |
43 |
высокий |
30 |
высокий |
25 |
высокий |
98 |
высокий |
12 |
В.С.Ф. |
46 |
высокий |
50 |
высокий |
30 |
высокий |
25 |
высокий |
105 |
высокий |
13 |
И.А.П. |
4 |
низкий |
19 |
средний |
1 |
низкий |
36 |
средний |
56 |
средний |
14 |
М.С.В. |
48 |
высокий |
31 |
высокий |
24 |
высокий |
32 |
средний |
87 |
высокий |
15 |
Г.Г.Ю. |
25 |
Ср. т. к низ |
24 |
средний |
4 |
низкий |
31 |
средний |
59 |
средний |
16 |
Е.С.Б. |
40 |
высокий |
21 |
средний |
1 |
низкий |
41 |
низкий |
63 |
средний |
17 |
Б.И.И. |
42 |
высокий |
53 |
высокий |
18 |
высокий |
32 |
средний |
103 |
высокий |
18 |
Д.И.З. |
32 |
Ср. т. к выс. |
41 |
высокий |
7 |
средний |
33 |
средний |
81 |
средний |
19 |
К.И.Б. |
48 |
высокий |
44 |
высокий |
24 |
высокий |
28 |
высокий |
96 |
высокий |
20 |
А.П.Б. |
36 |
Ср. т. к выс. |
32 |
высокий |
8 |
средний |
33 |
средний |
73 |
средний |