Файл: Жизнестойкость и особенность совладения с профессиональными трудностями (Исследования жизнестойкости как фактора совладения с профессиональными трудностями).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Жизнестойкость в модели стресса

Выявление соотношения самооценки и жизнестойкости представляет не только научный, но и практический интерес для повышения жизнестойкости и развития адекватно высокой самооценки учащихся, членов воинских подразделений и других организационных групп и способствует усилению стремления следовать идеалу, повышению эффективности индивидуальной и совместной деятельности. Самооценка строится на соотнесении идеала и реального Я. По мнению С.Л. Рубинштейна, «модусы бытия субъекта и, соответственно, различные способы поведения, регулируемые по-разному: на уровне «я сам»; на уровне «все вообще» (он, мы и т.д.). Отсюда и выводятся потенции человека, параметры, по которым он должен определяться... Отсюда и выводится основное этическое требование, основное содержание этики. Оно состоит в адекватном определении человека по всем его параметрам. Это и есть определение «идеала» человека. Идеальный человек - это человек, в котором реализованы все его потенции»[6].

Для нас значимым методологическим положением выступила идея С.Л. Рубинштейна о том, что «при объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия... ничто в её развитии не выводимо из внешних воздействий… внешнее воздействие даёт тот или иной психический эффект, лишь преломляясь через психическое состояние, через сложившийся у неё строй мыслей и чувств»[7]. Константная самооценка, являясь стержневой характеристикой личности[8], входит в состав внутренних условий, через которые преломляются, согласно теории С.Л. Рубинштейна, все внешние воздействия.

Знание характера связи между самооценкой и жизнестойкостью поможет психологам-консультантам и психотерапевтам улучшать детско-родительские отношения, преподавателям - сохранять психическое и физическое здоровье учащихся средней и высшей школы. Оно будет также полезно руководителям производственных коллективов для поддержания и создания в них условий профессионального совершенствования и самоактуализации личности[9].

Понятие жизнестойкости - «hardiness», введённое в психологию S. Maddi и S.Kobasa конце 70-х гг. XX в., означает экзистенциальный феномен, систему убеждений человека о себе, о мире и отношениях с ним. Состоящая из трёх компонентов (вовлечённости, контроля, принятия риска), жизнестойкость способствует оценке событий как менее травматических и помогает человеку совладать со стрессом[10], восстановить свою активность. Онтологической основой компонентов жизнестойкости, по мнению С. Мадди, являются убеждения человека в том, что личная вовлечённость в происходящее даёт возможность найти нечто стоящее и интересное; контроль, борьба, вера в собственные силы могут влиять на результат происходящего; риск способствует развитию, активному усвоению знаний через обретение опыта.


Феномен жизнестойкости вызвал интерес у зарубежных и российских психологов, которые, желая разобраться в его сути и проявлениях, находят корреляционные связи жизнестойкости с индивидуальными и личностными качествами, соотносят её с нервно-психической устойчивостью, фрустрационной толерантностью, волевыми качествами, жизнеспособностью.

В поиске определения психологического содержания жизнестойкости С. Мадди правомерно обращается к работе немецко-американского теолога, философа-экзистенциалиста Пауля Тиллиха «Мужество быть». В ней раскрывается онтологическое значение исходного для понимания жизнестойкости феномена «мужество быть» с точки зрения стоиков в связи со способностью человека рассуждать, Спинозы - с твердостью души, самоутверждением под руководством разума - Ф. Ницше, для которого самоутверждение означает «волю к власти», включает самосохранение и рост. П. Тиллих исследует проблему мужества как «онтологического самоутверждения» в его разнообразных толкованиях и основополагающих значениях (бытие, небытие, тревога, страх, творчество, свобода, ответственность, актуализация своих потенций человеком, судьба, экзистенциальное сомнение, вера) и под «мужеством быть» понимает «самоутверждение «вопреки», а именно вопреки тому, что пытается помешать Я утвердить самоё себя»[11]. Заметим, что под самоутверждением в психологии понимается «...стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванное этим стремлением поведение».

Один из учеников П. Тиллиха - родоначальник экзистенциально-гуманистического направления в психологии Р. Мэй в своей книге «Свобода и судьба» развивает положение о самоутверждении человека в условиях, когда судьба ставит ему границы, но он достигает истинной свободы, когда противостоит им. По мнению Р. Мэя, между свободой и судьбой существует диалектическая связь - одно не может существовать без другого; свобода не бывает без границ. Если витальные потребности не удовлетворяются (в бедствии, лишении), то люди устремляют свой взор внутрь себя, выходят из ego-self (свободы действия) к psyche-self (свободе бытия) и делают необходимые шаги к высшим уровням потребностей. Люди развиваются - осуществляют свой личностный рост в свободе через противоречия и борьбу. Свобода заключается в том, как человек противостоит своим ограничениям, соотносится со своей судьбой в повседневной жизни. Сознание позволяет человеку уходить от предопределённости судьбы: если он не может изменить границы судьбы, то может выбрать отношение к ним. Судьба и свобода переплетены и взаимообусловливают друг друга: одна даёт жизнь для другой. В борьбе свободы с судьбой рождаются творчество и цивилизация.


По нашему мнению, интеграция экзистенциально-гуманистического (П. Тиллих, Р. Мэй, С. Мадди), субъектно-деятельностного (С.Л. Рубинштейн) и рефлексивно-деятельностного подходов (Е.И. Кузьмина) сохраняет онтологический уровень понимания жизнестойкости как «мужества быть» и даёт возможность изучения субъекта, преодолевающего жизненные трудности, самоутверждающегося и движущегося через препятствия к самоактуализации.

Представляет интерес исследование жизнестойкости в связи с качествами личности, без которых невозможно «разумное самоутверждение», а именно - с интеллектом и самооценкой. Детерминантами жизнестойкости являются когнитивные стили - гибкость познавательного контроля, поленезависимость, рефлексивность (О. Мороз), социальный интеллект (Э. Еркимбаев), юмор (С. Михайлик).

Самооценка, в силу своей природы, связи с успехом в реальной деятельности, находится в прямом соотношении с жизнестойкостью. Эти феномены личности взаимно обусловливают друг друга: с повышением жизнестойкости в ходе обогащения опыта преодоления трудностей и достижения успеха растёт самооценка. В свою очередь, самооценка, являясь стержневой характеристикой личности, делает более устойчивыми её убеждения в способности проявлять активность, осуществлять контроль, идти на риск. Она поддерживает веру человека в свои собственные силы, питает его стремление к победе и успеху.

Даже незначительное повышение адекватно высокой самооценки повышает уверенность человека и его жизнестойкость. И в самооценке, и в жизнестойкости присутствует (и имеет большой вес) когнитивная составляющая - знания, представления, убеждения о самом себе, что также объясняет взаимосвязь этих феноменов личности.

Самооценку изучали многие зарубежные и отечественные психологи - У Джемс, Ч. Кули, Дж. Мид, К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Бернс, Л.И. Божович, А.И. Липкина, З.В. Кузьмина и другие. «Самооценка относится к тому, какое мнение составляет о себе человек, включая степень самоуважения и самопринятия. Самооценка отражает чувства личной ценности и компетентности, которые люди связывают со своими Я-концепциями. Потребности в оценке исследовались А. Маслоу, описавшем способы, которыми самооценка связана с процессом становления самоактуализирующейся личности. Согласно Маслоу, все люди обладают потребностью или стремлением к стабильному и прочному ощущению собственной ценности или самоуважению, и они нуждаются в такой оценке как от самих себя, так и со стороны окружающих»[12]. В диссертационном исследовании З.В. Кузьминой «Исследование особенностей самооценки личности в условиях успеха и неудачи» (1973) были выявлены следующие аспекты.


1. Самооценка является константной стержневой характеристикой личности и компонентом сознания. В основе константности самооценки лежит динамический стереотип. Получается неустойчивая устойчивость - в этом суть диалектического противоречия. Самооценку можно повысить в условиях проблемного обучения и гуманистического образования.

2. Динамика константной адекватно-высокой самооценки наблюдается в условиях успеха учебной деятельности и проявляется в ситуации экзаменационной сессии. И лишь «крутые повороты» (неуспех) могут привести к понижению самооценки и уровня притязаний.

3. Если человек неадекватно высоко оценивает себя и низко - окружающих по группе, то это свидетельствует об акцентуации характера «демонстративность». Такой человек не ожидает высокой оценки со стороны окружающих. Его положение в группе дискомфортное.

Самооценка определяется в психологии в качестве суждения, мнения человека о самом себе[13]. Она - «...ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения; ...выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, её взаимоотношения с другими людьми. Отражая степень удовлетворённости или неудовлетворённости собой, уровень самоуважения, самооценка создаёт основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, постановки целей определённого уровня, то есть уровня притязаний личности. Самооценка формируется на базе оценок окружающих[14]. Ещё И. Кант обозначил фундаментальную связь понятий личности и самосознания: «То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своём Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле. Благодаря этому он личность»»[15].

Жизнестойкость и самооценка находятся в прямой взаимной зависимости; адекватно-высокая самооценка соответствует высокому уровню жизнестойкости; чем выше уровень адекватной самооценки, тем выше жизнестойкость.


1.3. Профессиональное выгорание у специалистов гуманитарного направления

Профессия педагога, преподавателя относится к сфере профессий типа «человек-человек»[16]. Профессии типа «человек-человек» отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния и наиболее подвержены влиянию профессионального «выгорания». Современный педагог призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий[17]. Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитания, реализация гуманистической парадигмы, необходимость учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе и информационном поле преподаваемого предмета, - все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному; творчески работающему педагогу[18]. Ведь от здоровья преподавателя во многом зависит и психологическое здоровье его учащихся. Действие многочисленных эмоциогенных факторов (как объективных, так и субъективных) вызывает у специалистов нарастающее чувство неудовлетворенности, ухудшение самочувствия и настроения, накопление усталости. Эти физиологические показатели характеризуют напряженность работы, что приводит к профессиональным кризисам, стрессам, истощению и «выгоранию». Результатом этих процессов является снижение эффективности профессиональной деятельности педагога: он перестает справляться со своими обязанностями, теряет творческий настрой относительно предмета и продукта своего труда, деформирует свои профессиональные отношения, роли и коммуникации.

Исследователи И.И. Серегина, Л.И. Щербич отмечают, что отчуждение от работы, холодная рассудочность, значительное снижение эмоционального сочувствия, сопереживания, постоянная усталость от профессиональных обязанностей, вызванные длительным психологическим перенапряжением, ведут к исчезновению остроты и новизны чувств и переживаний у преподавателей. Скука и пустота в душе преследуют человека. Ничто не волнует, даже близкие и дорогие родственники, от всего вокруг отстраняется личность, у которой появляется «психологическое выгорание»[19]. Неприязнь и раздражение по отношению к студентам доминируют у преподавателя, «выгоревшего на работе». Все безразлично, мир безразличен…Порой такой преподаватель выплескивает на студента свою раздражительность[20].