Файл: Жизнестойкость и особенность совладения с профессиональными трудностями (Исследования жизнестойкости как фактора совладения с профессиональными трудностями).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Суждение об общей парциальной удовлетворенности трудом (УТ) производится на основе сопоставления полученных баллов с максимальными показателями, приведенными в ключе обработки.

Средний уровень УТ определяется в 45 – 55% диапазоне от общей суммы баллов. Низкий уровень УТ характеризуется диапазоном 1 – 44%, а высокий уровень – выше 55%.

2. Шкала профессионального стресса. Цель: диагностика уровня стресса на работе. Инструкция: пожалуйста, ответьте на вопросы теста (см. Приложение А).

Интерпретация результатов теста.

0 - 15 баллов – низкий уровень стресса. Стресс не является проблемой в Вашей жизни. Сказанное отнюдь не означает, что Ваш уровень не позволяет сохранять состояние занятости и удовлетворенности. Данная шкала предназначена только для того, чтобы оценить нежелательные ответы на стресс.

16 - 30 баллов – средний с тенденцией к низкому уровню стресса для занятого и много работающего профессионала. Тем не менее следует проанализировать ситуацию и посмотреть, как можно разумно уменьшить стресс.

31 - 45 баллов – средний с тенденцией к высокому уровню. Стресс представляет безусловную проблему. Очевидна необходимость коррекционных действий. Чем дольше Вы будете работать при таком уровне стресса, тем тяжелее что-либо сделать с ним. Это серьезный повод для тщательного анализа Вашей профессиональной жизни.

46 - 60 баллов – высокий уровень стресса. На этом уровне стресс представляет собой главную проблему и что-то должно быть сделано немедленно. Вы можете оказаться очень близки к стадии истощения в общем адаптационном синдроме. Напряжение должно быть ослаблено.

3. Диагностика профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой). Цель: изучение степени профессионального «выгорания».

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике (текст опросника в приложении А). Для этого на бланке для ответов отметьте по каждому пункту вариант ответа: «никогда»; «очень редко»; «иногда»; «часто»; «очень часто»; «каждый день».

Интерпретация: опросник имеет три шкалы: «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений).

Варианты ответов оцениваются следующим образом:

«никогда» - 0 баллов;

«очень редко» - 1 балл;

«иногда» - 3 балла;

«часто» - 4 балла;

«очень часто» - 5 баллов;

«каждый день» - 6 баллов.

Ключ к опроснику.

Ниже перечисляются шкалы и соответствующие им пункты опросника.


«Эмоциональное истощение» - ответы по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов - 54).

«Деперсонализация» - ответы по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов - 30).

«Редукция личных достижений» - ответы по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов - 48).

Оценка уровней выгорания.

«Эмоциональное истощение»: низкий – 0 - 15 баллов, средний – 16 - 24 балла, высокий – 25 и больше.

«Деперсонализация»: низкий – 0 - 5 баллов, средний – 6 - 10 балла, высокий – 11 и больше.

«Редукция личных достижений»: низкий – 37 баллов и больше, средний – 36 - 31 балла, высокий – 30 и меньше.

Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследованного выражены различные стороны «выгорания». О тяжести «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал.

2.2. Методология проведения исследования

Проанализируем результаты диагностики по методике «Интегральная удовлетворенность трудом», цель которой - оценить общую удовлетворенность своим трудом и ее составляющие (удовлетворенность достижениями в работе, взаимоотношениями с сотрудниками, с руководством, уровень притязаний в профессиональной деятельности и т.д.). В таблице 3 зафиксированы полученные данные по методике.

Таблица 3

Оценка удовлетворенности трудом (УТ). Группа 1

Составляющие удовлетворенности трудом

Уровень УТ

высокий

средний

низкий

Интерес к работе

0

50

50

Удовлетворенность достижениями в работе

0

80

20

Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками

0

65

35

Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством

0

10

90

Уровень притязаний в профессиональной деятельности

10

90

0

Предпочтение выполняемой работы высокому заработку

10

80

10

Удовлетворенность условиями труда

0

20

80

Профессиональная ответственность

5

20

75

Общая удовлетворенность трудом

0

25

75


Проанализируем полученные данные по таблице 3 по параметру «Интерес к работе»: высокий уровень удовлетворенности трудом не выявляется у испытуемых группы 1, средний уровень – у 50%, низкий уровень – у 50% специалистов гуманитарного профиля.

Высокий уровень удовлетворенности достижениями в работе не проявляется у испытуемых группы 1. Средний уровень – у 80% специалистов. Низкий уровень удовлетворенности достижениями в работе проявляется у 20% группы 1.

По параметру «Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками» высокий уровень не диагностируется, средний уровень у 65%, низкий уровень имеют 35% специалистов гуманитарного профиля.

Высокая удовлетворенность взаимоотношениями с руководством не выявляется в группе специалистов гуманитарного профиля. Средняя степень удовлетворенности – у 10% группы 1. Низкая степень удовлетворенности проявляется у большинства - 90% испытуемых.

Высокий уровень притязаний в профессиональной деятельности выявляется у 10% специалистов. Средний уровень – у 90% испытуемых. Низкий уровень проявления притязаний в профессиональной деятельности не отмечается.

Высокий уровень проявления предпочтения выполняемой работы высокому заработку выявляется у 10% специалистов группы 1. Средний уровень диагностируется у 80% испытуемых, низкий уровень имеют 10%.

Удовлетворенность условиями труда на высоком уровне в группе не диагностируется. Среднее проявление данного параметра диагностируется у 20% специалистов группы 1. Низкий уровень диагностируется у 80% группы 1.

Высокий уровень проявления профессиональной ответственности диагностируется у 5% специалистов. Средний уровень имеют 20% группы 1 и низкий уровень проявления у 75% специалистов группы 1.

Далее представим результаты по параметру «Общая удовлетворенность трудом». Высокий уровень проявления параметра отсутствует в группе. Средний уровень имеют 25% специалистов. Низкий уровень – у 75% испытуемых группы 1.

Проанализируем результаты диагностики по методике «Шкала профессионального стресса», целью которой является диагностика уровня стресса на работе. В таблице 4 зафиксированы полученные данные по методике.

Таблица 4

Результаты диагностики уровня профессионального стресса специалистов гуманитарного профиля. Группа 1

Уровень профессионального стресса

количество

%

низкий

4

20

средний с тенденцией к низкому

2

10

средний с тенденцией к высокому

3

15

высокий

11

55


Проанализируем полученные данные по таблице: низкий уровень профессионального стресса проявился у 20% испытуемых. Данный уровень не позволяет сохранять состояние занятости и удовлетворенности специалистов.

Средний с тенденцией к низкому уровню проявился у 10% испытуемых специалистов гуманитарного направления.

Стресс представляет безусловную проблему для 15% испытуемых. Они находятся на среднем с тенденцией к высокому уровню профессионального стресса. Очевидна необходимость коррекционных действий, т.к. чем дольше данные специалисты будут работать при таком уровне стресса, тем тяжелее будет что-либо сделать с ними. Это серьезный повод для тщательного анализа их профессиональной жизни.

Высокий уровень профессионального стресса имеют 55% испытуемых. На этом уровне стресс представляет собой для специалистов главную проблему. Поскольку они могут оказаться очень близки к стадии истощения в общем адаптационном синдроме. Напряжение на работе необходимо ослабить.

Рисунок 1 наглядно подтверждает полученные данные.

Рисунок 1 - Данные диагностики уровня профессионального стресса испытуемых. Группа 1

Таким образом, рисунок 1 дает наглядное представление о том, что больше половины специалистов, участвующих в исследовании, а именно 55%, находятся на высоком уровне профессионального стресса. И еще 15% специалистов приближаются к высокому уровню - у них средний уровень с тенденцией к высокому.

Проанализируем результаты диагностики профессионального выгорания по методике К. Маслача, С. Джексона, в адаптации Н.Е. Водопьяновой. Цель данной диагностики: изучение степени профессионального «выгорания».

Представим результаты уровня профессионального выгорания у специалистов гуманитарного профиля в таблице 5.

Таблица 5

Результаты диагностики уровня профессионального выгорания специалистов гуманитарного профиля. Группа 1

Фазы профессионального выгорания

Степень сформированности

Высокая

Средняя

Низкая

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Эмоциональное истощение

12

60

8

40

0

0

Деперсонализация

9

45

5

25

6

30

Редукция личных достижений

7

35

11

55

2

10

Сформированность проф. выгорания

8

40

12

60

0

0


Проанализируем данные группы 1 по фазе «эмоциональное истощение». Из таблицы 5 следует, что 60% специалистов показывают высокую степень сформированности эмоционального истощения. То есть данные специалисты имеют сниженный эмоциональный тонус, практически утратили интерес к окружающему, равнодушны или эмоционально перенасыщены, проявляют агрессивные реакции, вспышки гнева, симптомы депрессии.

На средней стадии находятся 40% специалистов. Низкая стадия эмоционального истощения у опрошенных специалистов группы 1 не проявляется – 0%.

Наглядные результаты изображены на рисунке 2:

Рисунок 2 - Данные диагностики уровня эмоционального истощения испытуемых. Группа 1

Рисунок 2 дает наглядное представление о том, что у более половины специалистов гуманитарного профиля - 60% - сформировалась высокая фаза эмоционального истощения.

Высокий уровень сформированности профессионального выгорания имеют 40% специалистов, средний уровень – 60% (см. Таблица 5).

Обесценивают межличностные отношения, проявляют негативизм, циничность по отношению к чувствам, переживаниям других людей 45% продиагностированных специалистов группы 1. То есть они испытывают высокую степень деперсонализации. Среднюю степень деперсонализации испытывают 25% опрошенных. Низкую степень - 30% специалистов группы 1.

Рисунок 3 - Данные диагностики уровня деперсонализации испытуемых. Группа 1

Рисунок 3 дает наглядное представление о том, что в группе 1 практически половина специалистов имеют высокий уровень деперсонализации – 45%.

У трети специалистов группы 1 возникает чувство некомпетентности в своей профессиональной сфере или неудовлетворенности результатами своей работы. 35% опрошенных подвержены редукции личных достижений, которая проявляется на высоком уровне. Среднюю степень сформированности мотивационно - установочного выгорания показывают 55% опрошенных. Низкую степень - 10% специалистов группы 1.

Рисунок 4 фиксирует полученные диагностические данные в группе 1:

Рисунок 4 - Данные диагностики уровня редукции личных достижений испытуемых. Группа 1

Рисунок 4 подтверждает, что половина специалистов оценивает свои возможности и достижения как средние. То есть 55% опрошенных испытывают чувство компетентности в своей профессиональной сфере и удовлетворенности результатами своей работы.