Файл: Современные технологии стресс-менеджмента в профессиональной деятельности..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стресс-менеджмент: понятие, история возникновения, стратегии

В связи с бурным развитием технологий повышаются требования к сотрудникам компаний, перед ними каждый раз ставят новые задачи, требующие дополнительных знаний и навыков. Перенапряжение физическое, умственное и моральное приводит к значительному снижению работоспособности. Под влиянием нервов значительно снижаются защитные функции организма, работники часто берут больничные, стараются отказываться от сложных проектов. Контролировать стресс можно двумя методами: Снизить напряжение во всей структуре предприятия; Снизить влияние напряжённых ситуаций на одного сотрудника [13].

Стресс оказывает сильное влияние на деятельность людей в профессиональной сфере, при этом он может нести в себе положительные свойства, когда оптимизируются все возможности организма. Находясь в состоянии эустресса, сотрудник чувствует себя хорошо из-за прилива сил. Руководитель должен проследить, чтобы «хороший» стресс не превратился в «дистресс». Но поскольку полностью избежать стрессовых ситуаций невозможно, нельзя избавиться от всех стрессовых факторов в современном мире, важно овладеть технологией стресс-менеджмента, при котором осуществляется более эффективное преодоление стрессовых ситуаций и снятие накопившегося напряжения. Поэтому в последнее время всю большую популярность приобретает достаточно новое направление менеджмента — управление стрессом или стресс-менеджмент [9].

Достаточно краткое, но полное по смыслу, изложение информации по рассматриваемой проблеме можно найти в статье Патрахиной Т. Н. и Павловой А. В. [11].

В самостоятельное научно-практическое направление стресс-менеджмент выделился в 90-х гг. XX в. Теория управления стрессом пришла в Россию с Запада, это обусловлено значительным повышением стрессогенности окружения человека, в том числе изменением его рабочей среды: распространением информационных технологий, перегрузкой информацией, ростом требований к должности, увеличением выполняемых задач и сокращением времени на их выполнение, ростом конкуренции и др. Все вышеперечисленное существенно повысило «риск психологического стресса и нестабильности человеческого фактора в современных организациях» [2, с. 8].

Рост интереса к изучению проблем управления профессиональным стрессом связан с «потребностями в новых технологиях развития стрессоустойчивости и константности персонала» [2, с. 11].


В современном мире изучением стресс-менеджмента занимаются как зарубежные, так и отечественные исследователи, но в связи с новизной такого направления менеджмента, еще не сформировалась четкая, однозначная научная дефиниция «стресс-менеджмент». Зарубежные ученые Д. Брайт и Ф. Джонс определяют стресс-менеджмент, как «различные виды вмешательств, осуществляемые для борьбы со стрессом, при которых разрабатываются профилактические мероприятия» [1, с. 302].

Американский психолог К. Кинан сужает понятие стресс-менеджмента до уровня личности и определяет его как «осознанная необходимость управления своими реакциями и контроль ситуации, которая вызывает стресс» [5, с. 2].

Система стресс-менеджмента в организации направлена на «профилактику стрессов на рабочем месте, разработку и применение методов устранения или снижение негативных последствий стрессов, разработку технологий быстрого восстановления сил и работоспособности персонала [3, с. 11]».

Группа исследователей под руководством А. Я. Кибанова разделили стресс-менеджмент на два уровня [4]:

а) управление стрессами на уровне организации;

б) управление стрессами на уровне отдельной личности.

Лаконичное и обоснованное исследование профессионального стресса в управленческой деятельности проведено Терещенко Н.Г. [8].

Таким образом, мы выяснили, что стресс-менеджмент представляет собой совокупность способов, которые позволяют справиться с синдромом после неприятных ситуаций, а также методы управления стрессом, позволяющие препятствовать конфликтам в рабочем коллективе. Очень важно научиться управлять стрессом, чтобы проработать на одном месте длительное время. Важно обучить людей всех должностей управлять стрессом.

Современные технологии стресс-менеджмента

Взяв за основу базовые функции менеджмента, управление стрессом (или стресс-менеджмент) можно представить в виде системы, состоящей из последовательных этапов, представленных на рисунке 1.

Контроль

Мотивация

Планирование

Организация

Рисунок 1. Система (функции) стресс-менеджмента

При этом каждый этап представляет собой определенный набор методик и инструментов [11].

I. Планирование.

Эффективному процессу планирования неизбежно предшествует качественный анализ, т.е. необходимо проанализировать состояние стресса в организации. Для этого в арсенале современного менеджера имеется ряд методик диагностики. Направления психодиагностики и выбор конкретных методик зависят, прежде всего, какие преследуются цели проведения диагностики и, естественно от конкретной ситуации. Из большого количества представленных в науке и практике методик, которые предлагаются специалистами по работе в области стресса, в соответствии с целью и предметом исследования, можно выделить следующие группы:


1) Методики на определение актуального уровня стресса:

  • опросник Т.А. Иванченко «Инвентаризация симптомов стресса»;
  • методика для определения вероятности развития стресса Т.А. Немчина;
  • шкала психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона;
  • тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона;
  • комплексная оценку проявлений стресса Ю. В. Щербатых;
  • тест «Степень напряженности» И. А. Литвинцева.

2) Методики, направленные на определение уровня стресса и факторов стресса в профессиональной деятельности:

  • тест на профессиональный стресс Ю. В. Щербатых;
  • определение уровня стресса по методу доктора Томаса Х. Холмса;
  • тест-вопросник «Причины стресса в вашей работе»;
  • тест на определение профессионального стресса Т. Д. Азарных, И. М.  Тыртышникова;
  • оценка уровня деятельностной стрессогенности.

От правильного планирования будет зависеть вся эффективность использованных мероприятий.

II. Организация.

Антистрессовая программа представляет собой ряд целенаправленных мероприятий, ориентированных на определенную целевую группу см. таблицу 1 [11].

Таблица 1.

Мероприятия, ориентированные на определенную целевую группу

Мероприятия, ориентированные на определенную целевую группу

Целевая группа

Руководители

Подчиненные

Персонал организации в целом

Мероприятия

Окончание таблицы

Коучинг руководителя, тренинги по управлению стрессом, тренинги по тайм менеджменту

Командообразование, тренинги по управлению стрессом, работа с психологом, неформальные беседы коллективом, коммуникативные тренинги

Корпоративные мероприятия (день здоровья, новый год, день рождения и т.д.), групповые занятия фитнесом, конкурсы и соревнования

К организации антистрессовых мероприятий необходимо подходить основательно, используя три направления работы и прорабатывая каждое в отдельности. Стоит отметить, что у каждой целевой группы есть как общие, так и специфические антистрессовые процедуры.

III. Мотивация.

Когда подчиненный знает четко цели и миссию организации, тогда он осознает, какова цель его работы. Необходимо дать понять сотруднику, что борьба со стрессом нужна не только организации, а прежде всего ему самому. Для этого можно использовать неформальные беседы коллективом, где каждый осознает наличие проблем и без сопротивления будет идти на их решение. Высокий уровень мотивации работников, обычно, обеспечивается за счет постановки конкретных и выполнимых задач, даже достаточно сложных. Мероприятия по управлению стрессом необходимо включать в идеологию компании в форме тезисов и принципов, которыми руководствуется персонал в своей работе. При этом если каждый сотрудник в своих действиях будет следовать определенным убеждениям, повысится потенциал и стрессоустойчивость компании в целом.


IV. Контроль.

Завершающий этап цикла, который необходим для оценки эффективности использованных мероприятий, посредством сопоставления результатов в начале и после прохождения всех мероприятий. Для измерения необходимых показателей и наименьшей погрешности при сравнении используются методики диагностики стресса из этапа планирования.

Данную систему необходимо использовать регулярно, потому что разовое использование избавит от проблем лишь на короткое время [11].

Исходя из вышеперечисленного, можно констатировать, что стресс-менеджмент в профессиональной деятельности представляет собой процесс, совокупность последовательных действий, в котором выделяется два уровня: управление стрессом на уровне организации и управление стрессом на уровне отдельной личности. Управление стрессом помогает сдерживать его на нужном уровне, не давая ему превратиться в дистресс (плохой стресс), и использовать его на благо всей организации, превращая его в эустресс (хороший стресс). В свою очередь, стресс-менеджмент представляет собой набор базовых функций: планирование, организация, мотивация и контроль. Каждый этап должен быть обеспечен необходимым инструментарием, который будет соответствовать целям и задачам организации.

Как справиться с нервным напряжением? В менеджменте управления стрессами первоочередная задача отводится понижению уровня раздражительной ситуации. Чтобы научиться эффективно управлять своим расстройством, нужно оценить несколько факторов: источник раздражения; уровень интенсивности; обученность методам борьбы при помощи стресс-менеджмента.

«Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни.» (Ганс Селье).

Выводы по второй главе

Учитывая, что большинство людей вовлечены в профессиональную деятельность в рамках самых различных организаций (государственных и частных, с большими и малыми коллективами) рассмотрены современные технологии управления стрессом в организации. Изучение материалов по данной проблеме показало необходимость и обоснованность появления и постоянного развития одного из важнейших направлений менеджмента, предназначенного на управление стрессом, известного сейчас как «стресс-менеджмент». Его можно рассматривать как прикладную науку, направленную на разработку и применение методов исключения или снижения последствий стрессов, внедрения технологий оперативного восстановления работоспособности отдельных членов и коллектива в целом. Рассмотрены принципы и стратегия применения технологий стресс-менеджмента с набором эффективных методик диагностики стрессовых состояний.


ДИАГНОСТИКА СТРЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Эмпирическое исследование стресса

Методы исследований объекта, субъекта, процесса и т.п., в общем, подразделяются на эмпирические, теоретические и математические (статистические).

Эмпирические методы включают в себя: анкетирование, тестирование, наблюдения, беседы, изучение документации и продуктов деятельности. Общее у них то, что они направлены на непосредственное изучение управляемого объекта, сбор и систематизацию фактического материала. Эмпирические методы, или методы сбора данных, представляют собой различные способы получения психологической информации от испытуемых, об испытуемых.

Обычно используют методики оценки стресса путем оценки ответной реакции на стрессоры среды. При этом уровень доверия к выводам зависит от того, какие методики были использованы (опросники, тесты или проективные), насколько сложными были процедуры проведения и анализа, насколько зависима трактовка данных обследования от квалификации исследователя и пр. Кроме того, сложность заключения (выводов) связана с тем, что результатов одной методики бывает недостаточно, не зависимо от ее совершенства. Поэтому при психодиагностических исследованиях используются дополнительные данные об испытуемом, полученные с использованием методов, наблюдения, беседы, анализа продуктов деятельности [9].

Рассмотрим практическую возможность проведения эмпирического исследования на нижеизложенном примере.

Актуальность: в современной практике управления персоналом сотрудник рассматривается не только как механический исполнитель работы, но и с психологической точки зрения. Точно установлено, что проблемы в психологии работника крайне неблагоприятно сказываются на его трудовой мотивации, и в конечно счете приводят к снижению производительности труда и убыткам для предприятия. Из всех негативных факторов в данном случае наиболее отрицательное воздействие оказывает стресс, вернее дистресс.

Цель исследования: исследовать стресс в профессиональной деятельности и разработать рекомендации по управлению им на примере конкретных работников коллектива компании ООО "ЭкоТехнолоджиГрупп"- (Испытуемый №1 М., Испытуемый №2 Т., Испытуемый №3 К.).