Файл: Современные технологии стресс-менеджмента в профессиональной деятельности..pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 1
- управление организацией (централизация, возможность участия в управлении сотрудников);
- соотношение структуры и функции, целей организации;
- нарушение субординации, неправильно выстроенная иерархия;
- специализация и разделение труда;
- кадровая политика, продвижение по службе (слишком быстрое или слишком медленное);
- межличностные отношения с руководством, конфликты.
4) Личностные:
- нравственная зрелость и устойчивость;
- целеустремленность и дисциплинированность, аккуратность;
- удовлетворенность ожиданий и результатов деятельности (соотнесение ожиданий и целей);
- фрустрация (невозможность удовлетворения) потребностей;
- особенности личности (эмоциональная неустойчивость, неадекватная самооценка, тревожность, агрессивность, склонность к риску, и т.д.);
- особенности психического состояния (наличие утомления);
- особенности физиологического состояния (наличие острых и хронических заболеваний, биологические ритмы, вредные привычки, возрастные изменения).
К негативным последствиям стресса можно отнести:
- снижение трудоспособности, ухудшение показателей работы (качественных и количественных);
- снижение адаптационных возможностей организма;
- деформации личности: переживания одиночества, опустошения, депрессии, хронической усталости и выгорания;
- физиологические проблемы, болезни адаптации (сердечно-сосудистые заболевания, язвенная болезнь желудка, гипертония, болезни органов дыхания, особенно бронхиальная астма). Стресс является главным фактором, влияющим на появление или обострение многих заболеваний.
Таким образом, психологический стресс представляет собой состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.
Особая значимость открытия Г.Селье заключается в том, что он доказал существование общей реакции в организме на внешнее экстремальное воздействие, нарушающее его равновесие, не зависимо от источника стресса.
Человек, являясь членом социума, часто испытывает стрессовые воздействия, связанные с выполнением его трудовой деятельности.
В профессиональной деятельности основными причинами возникновения стресса являются: производственные (касающиеся условий труда и организации рабочего места); факторы, связанные с профессией; структурные; личностные.
Защитные механизмы и понятие о саморегуляции
В большинстве видов профессиональной деятельности производственные технологии становятся чрезвычайно сложными в применении; в то же время они постоянно совершенствуются и обновляются. К тому же ситуация в мировой экономике, а в экономике России, особенно, стала настолько изменчивой и непредсказуемой, что большинство технологий приходится видоизменять в процессе внедрения, делая это зачастую в условиях цейтнота и недостатка информации, т.е. на свой страх и риск. Кроме того, с каждым годом растет и цена ошибки сотрудников, и в первую очередь это касается руководителей всех уровней. Все эти факторы приводят к тому, что современные специалисты постоянно работают под своеобразным психологическим прессом, что отнюдь не повышает эффективность их работы.
Не случайно на Западе в программы по управлению стрессом вкладываются значительные средства. В качестве яркого конкретного примера внимания к этому вопросу, который часто используют различные авторы, можно привести беспрецедентное решение руководителя Лондонского метрополитена, который откомандировал весь топменеджмент на 26-тидневный тренинг по управлению стрессом. Результат был ошеломительный: в течение года все прямые (организация обучения) и косвенные затраты (снижение прибыли) окупились только за счет экономии на оплате больничных листов.
Теперь становится необходимым ознакомиться с реакциями на стресс.
Зарубежные (Лазарус и Фолкман) и отечественные исследователи (Водопьянова Н.Е., Щербатых Ю.В. выделяют три основные категории реакций на стресс: физиологические, психологические и поведенческие реакции [18]. Китаев-Смык Л.А. наиболее подробно анализирует эти реакции, называя их «субсиндромами стресса» [6].
Физиологические реакции включают сердечно-сосудистые симптомы, например, повышенное кровяное давление и повышенный уровень холестерина в крови; такие биохимические показатели, как уровень катехоламинов и уровень белка в моче (оба этих показателя связаны с причиной заболеваний и расстройств); а также нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта, например, язву желудка и двенадцатиперстной кишки. Было обнаружено, что в условиях ролевого конфликта, неопределенности в отношении профессиональных перспектив, а также общего стресса на работе повышается частота сердечных сокращений. Уровень катехоламинов изменяется очень быстро и реагирует на разнообразные стимулы. Непредсказуемость на работе, потеря контроля над темпом и методами деятельности, отвлекающий шум — все это связано с повышенным уровнем катехоламинов. Так, у авиадиспетчеров отмечается тесная связь между средним уровнем кортизола (за день) и такими переменными, как загруженность работой и темп работы. В исследованиях, посвященных нарушениям со стороны желудочно-кишечного тракта, были получены менее однозначные результаты по сравнению с результатами исследований двух других видов физиологического реагирования.
Психологические реакции на стресс в профессиональной деятельности обычно включают эмоциональные переменные, причем наиболее типичная из них — неудовлетворенность работой. Было обнаружено, что стресс может вызывать и более эмоционально насыщенное состояние, например, гнев, фрустрацию, враждебность, раздражение. К более пассивным, но не менее негативным реакциям можно отнести скуку, «выгорание», усталость, подавленное настроение. Психологические эффекты стресса на работе снижают уверенность в себе и уровень самооценки. Кете де Врис (Kets de Vries) полагает, что стресс, обусловленный трудовой деятельностью, может вызывать состояние, при котором человек практически не испытывает удовольствия, эмоционально безучастен. Автор называет таких людей «организационными лунатиками» [18].
Поведенческие реакции на профессиональный стресс изучаются не так интенсивно, как психологические. Однако предметом исследования стали пять основных категорий поведенческих реакций [18]:
- профессиональная роль (успешность выполнения работы, несчастные случаи и аварийные ситуации, употребление наркотиков на работе);
- антисоциальное поведение на работе (воровство, вредительство);
- уход с работы (абсентеизм, смена работы);
- деградация других жизненных ролей (жестокость по отношению к супруге и ребенку);
- самоповреждающее поведение (употребление алкоголя и наркотиков).
Понятие защитных механизмов личности было введено в психологию З.Фрейдом и впервые рассматривалось в психоаналитической концепции личности. Защитные механизмы личности определяются как средства, направленные на устранение или сведение к минимуму неприятного воздействия на индивида различных негативных, травмирующих переживаний, основанных на внутренних или внешних конфликтах, состоянии тревожности, страха или дискомфорта и т. п. [6]
Механизмы психологической защиты имеют следующие особенности [17]:
-
- имеют бессознательную природу, то есть индивид не осознает их действия и влияния;
- искажают действительность, препятствуя нормальной адаптации и функционированию индивида;
- могут быть как полезными, так и вредными для общей адаптации личности;
- могут иметь следующие источники:
- внутренние, то есть конфликты противоречивых тенденций внутри личности;
- внешние, которые обусловлены несоответствием поступающей извне информации и сложившейся субъективной картины мира индивида и его образа Я.
Механизмы психологической зашиты выполняют следующие функции:
-
- обеспечивают бессознательную компенсацию неспособности человека эффективно контролировать некоторые жизненные ситуации;
- обеспечивают чаще воображаемое достижение потребности;
- ослабляют стресс и тревогу, вызванные неспособностью индивида контролировать и приспосабливаться к жизненным ситуациям;
- направлены на сохранение стабильности самооценки личности, ее образа Я и картины мира в целом через устранение из сознания или трансформацию источников конфликтных переживаний;
- могут нести позитивную функцию, так как помогают индивиду бороться с тревогой до тех пор, пока не будет найден более рациональный и адаптивный способ разрешения проблемы или конфликта, или сами по себе являются приемлемым способом выражения негативных, подавленных побуждений и импульсов, как, например, сублимация.
Для борьбы со стрессом и управления эмоциональным состоянием широко используются средства и методы саморегуляции.
Пребывание в негативном эмоциональном состоянии разрушительно действует на организм, люди с древности ищут способы контроля психического состояния. Методы саморегуляции эмоциональных состояний активно изучаются, сегодня разработан ряд приемов, позволяющих управлять стрессом. Саморегуляция это система определенных действий, направленных на управление своей психикой. Техники регуляции дают возможность осознанно управлять своим поведением.
Саморегуляция – это наработанный человеком набор различных действий, направленных на управление своей психикой [19].
В психологии, в том числе и в отечественной, определение эмоциональной регуляции встречается в следующих понятиях [19]:
- саморегуляция личности;
- регуляция поведения;
- психическая саморегуляция;
- саморегулирование состояний.
Саморегуляция помогает устранить эмоциональный стресс, ослабить признаки утомления, повысить физическую выносливость.
Рассмотрим общие принципы использования саморегуляции.
Ряд психических состояний приводит к дезорганизации, поэтому их нужно регулировать. Существует два способа:
- Использование воздействия на психику извне.
- Самовнушение.
Понятие саморегуляции относится ко второму пункту, то есть человек помогает себе самостоятельно справиться с напряженной ситуацией. Приемы психологической саморегуляции предполагают волевое участие, имеет значение личность человека.
Психологическая саморегуляция позволяет устранить эмоциональный стресс, ослабить признаки утомления, повысить психофизиологическую реактивность. Несколько интересных практических технологий саморегуляции психических состояний личности представлено Т.М. Панкратовой [7].
Чтобы избежать нервных срывов, стоит использовать методы регуляции. Самоуправление своим состоянием может стать профилактикой сердечно-сосудистых заболеваний и условием спокойного самочувствия. Главный совет – регулярное применение.
Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что профессиональный стресс возрастает, когда неясны цели работы, когда выдвигаются противоречивые требования, когда работы слишком много или слишком мало, когда работники в лучшем случае могут оказывать незначительное влияние на принятие решений и несут ответственность за профессиональное развитие других людей. За многие-многие годы люди научились чувствовать и определять такие состояния, и выделили и выработали научные подходы управления защитными механизмами, где основная роль отводится саморегуляции конкретного человека.
Выводы по первой главе
Знакомясь проблемой стресса в профессиональной деятельности стало необходимым углубиться в вопросы физиологии и психологии, где был введен термин «стресс», познакомиться с историческим и функциональным расширением понятия стресса, на что существенное влияние оказали Ганс Селье и его коллеги и последователи. Было усвоено понятие «стрессора», как неблагоприятного воздействия, отрицательно влияющего на организм человека. Выявлены основные направления исследований по изучению реакций на стресс и выработку механизмов психологической защиты, где особая роль отводится методам саморегуляции.
Все это позволяет оценить особую значимость влияния стрессов на человека, участвующего в профессиональной деятельности (а это все области и сферы, включая производство, государственную и муниципальную службу, социальное обеспечение, здравоохранение и образование, наука, искусство и т.д.). Это касается каждого, начиная со школы. И везде есть свои особенности.