Файл: Современные технологии стресс-менеджмента в профессиональной деятельности..pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 1
- Брайт, Д., Джонс, Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. — 352 с.
- Водопьянова, Н. Е. Стресс-менеджмент: учебник для бакалавриата и магистратуры / М.: Издательство Юрайт, 2018. — 283 с.
- Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009. — 336 с.: ил.
- Кибанов, А.Я., Коновалова, В.Г., Белова, О. Л. Управление персоналом: теория и практика. Управление конфликтами и стрессами. Учебно-практическое пособие / под ред. А. Я. Кибанова. — М.: Проспект, 2014. – 111 с.
- Кинан, К. Управление стрессом. — М.: Эскмо, 2006. — 80 с.
- Китаев-Смык Л. А. Организм и стресс: стресс жизни и стресс смерти. – М. Смысл, 2012. – 570 с.
- Панкратова, Т. М. Саморегуляция в социальном поведении: учеб. пособие / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2011. – 112 с.
- Терещенко Н.Г. Профессиональный стресс в управленческой деятельности: сборник материалов юбилейной Международной школы. 2016 Издательство: Казанский (Приволжский) федеральный университет (Казань) – С .217-223.
- Психодиагностика стресса: практикум/ сост. Р.В.Куприянов, Ю.М.Кузьмина; М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол.ун-т. - Казань: КНИТУ, 2012. – 212 с.
- Апчел В.Я., Лымаренко В.М., Павлова Н.В., Леонтьев О.В. Исторические аспекты изучения проблемы стресса// Вестник Российской военно-медицинской академии 4(40)/ Обзоры С. 253-259.
- Патрахина Т. Н., Павлова А. В. Стресс-менеджмент: сущность понятия и процесса // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 480-484. — URL https://moluch.ru/archive/83/15215/ (дата обращения: 29.04.2019)
- Щербатых Ю.В., Психология стресса и методы коррекции, Издательство «Питер», 2012. – 256 с.
- Альвердов, А. Р. Управление персоналом [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А. Р. Алавердов, Е. О. Куроедова, О. В. Нестерова и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Московский финансово-промышленный университет "Университет", 2013. URL: http://znanium.com/bookread.php?book=451378 (дата обращения: 29.04.2019)
- Ганс С. Стресс жизни [Электронный ресурс] http://adaptometry.narod.ru/ StressZhizni.htm (дата обращения: 29.04.2019)
- Причины, признаки и последствия профессионального стресса [Электронный ресурс] https://studopedia.su/19_165636_prichini-priznaki-i-posledstviya-professionalnogo-stressa.html (дата обращения: 29.04.2019); https://studopedia.ru/11_5078_teoreticheskaya-chast-vkr.html (дата обращения: 30.04.2019)
- Психология и психофизиология стресса с.1-12 [Электронный ресурс] "МГУ - школе" школьникам, учителям и образовательным учреждениям стр.1-12 http://old.teacher.msu.ru/upload/school/proforientir/bio/stress/stress-text.pdf (дата обращения: 29.04.2019)
- StudFiles 10.7. Природа и причины стресса [Электронный ресурс] https://studfiles.net/preview/7393875/page:7/ (дата обращения: 30.04.2019)
- Стресс в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] https://5psy.ru/karera-i-uspeh/stress-v-professionalnoi-deyatelnosti.html (дата обращения: 30.04.2019)
- Что такое саморегуляция: понятие классификация и методы [Электронный ресурс] https://ostresse.ru/teoriya-stressa/chto-takoe-samoregulyatsiya.html (дата обращения: 30.04.2019)
Приложение А
Использованные диагностические методики
Диагностика состояния стресса (К. Шрайнер)
При искренних ответах методика позволяет определить уровни стрессового состояния и может быть использована при аутодиагностике.
Инструкция: обведите кружком номера тех вопросов, на которые вы отвечаете положительно. В приведенных таблицах выделение кружком заменено на выделение цветом (в нашем случае – желтым).
1. Я всегда стремлюсь делать работу до конца, но часто не успеваю и вынужден(а) наверстывать упущенное.
2. Когда я смотрю на себя в зеркало, я замечаю следы усталости и переутомления на своем лице.
3. На работе и дома — сплошные неприятности.
4. Я упорно борюсь со своими вредными привычками, но у меня не получается.
5. Меня беспокоит будущее.
6. Мне часто необходим алкоголь, сигареты или снотворное, чтобы расслабиться после напряженного дня.
7. Вокруг происходят такие перемены, что голова идет кругом.
8. Я люблю свою семью и друзей, но часто вместе с ними я испытываю скуку и пустоту.
9. В жизни я ничего не достиг(ла) и часто испытываю разочарование в самом(ой) себе.
Обработка результатов и их характеристика. Подсчитывается количество положительных ответов. Каждому ответу «да» присваивается 1 балл.
Ключ:
0–4 балла. Вы ведете себя в стрессовой ситуации довольно сдержанно и умеете регулировать свои собственные эмоции.
5–7 баллов. Вы всегда правильно ведете себя в стрессовой ситуации. Иногда вы умеете сохранять самообладание, но бывают такие случаи, когда вы заводитесь из-за пустяка и потом об этом жалеете. Вам необходимо заняться выработкой своих индивидуальных приемов самоконтроля в стрессе.
8–9 баллов. Вы переутомлены и истощены. Вы часто теряете самоконтроль в стрессовой ситуации и не умеете владеть собой. Следствие — страдаете и вы, и окружающие вас люди. Развитие у себя умений саморегуляции в стрессе — сейчас ваша главная жизненная задача.
По результатам исследования полученные данные были сведены в Таблицу А.1.
Таблица А.1
Сырые баллы:
№ вопроса |
Испытуемый №1 М. |
Испытуемый №2 Т. |
Испытуемый №3 К. |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
1 |
1 |
1 |
3 |
0 |
0 |
0 |
4 |
1 |
1 |
0 |
5 |
1 |
1 |
1 |
6 |
1 |
0 |
0 |
7 |
0 |
1 |
1 |
8 |
1 |
0 |
0 |
9 |
1 |
1 |
0 |
Экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя (И.Д.Ладанов, В.А.Уразаева)
Шкалы: напряженность в отношениях с руководством, проблемы в сфере служебной деятельности, психологические перегрузки, повышенная конфликтность
Назначение теста. Данный тест поможет вам на примере стрессогенных факторов определить, насколько вы адаптированы к определенной обстановке и как проявляются ваши способности действовать в определенной ситуации.
Инструкция к тесту. На каждый вопрос возможен один из пяти предложенных ответов:
• "никогда" – 1 балл;
• "редко" – 2 балла;
• "иногда" – 3 балла;
• "часто" – 4 балла;
• "всегда" – 5 баллов.
Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и против номера вопроса поставьте соответствующий ответ. Затем суммируйте результат ответов.
Тест:
1. Работающие с вами люди не знают, чего можно от вас ожидать.
2. Вы убеждены, что делаете совсем не то, что нужно.
3. Вы чувствуете, что не в состоянии выполнить противоречивые требования вышестоящих руководителей.
4. Вы ощущаете сильную нагрузку.
5. Вам не хватает времени, чтобы качественно сделать работу.
6. Вы чувствуете, что работа оказывает давление на личную жизнь.
7. Часто вы не знаете, что вам предстоит сделать.
8. Вы чувствуете, что только власть поможет вам выполнить работу.
9. Вы чувствуете, что не можете справиться с необходимой информацией.
10. Вы не знаете, какую оценку дает вам начальник.
11. Вы не в состоянии предугадать реакцию вышестоящего начальника.
12. Ваши взгляды и взгляды начальника полностью противоположны.
Обработка и интерпретация результатов теста
Результаты ответов на поставленные вопросы сведены в Таблицы 3-5. В приведенных таблицах выделение ответа отмечено цветом (в нашем случае – желтым).
• Суммируйте баллы, проставленные за ответы на вопросы с 1-го по 3-й включительно. Вы можете набрать от 3 до 15 баллов. Результат выше 12 баллов свидетельствует о повышенной конфликтности в деятельности руководителя.
• Суммируйте баллы, проставленные за ответы на вопросы с 4-го по 6-й включительно. Результат выше 12 баллов свидетельствует о наличии психологических перегрузок у руководителя.
• Суммируйте баллы, проставленные за ответы на вопросы с 7-го по 9-й включительно. Результат выше 12 баллов говорит о том, что в сфере служебной деятельности руководителя имеются проблемы.
• Суммируйте баллы, проставленные за ответы на вопросы с 10-го по 12-й включительно. Результат выше 12 баллов свидетельствует о психологической напряженности в отношениях с вышестоящим руководством.
По результатам исследования полученные данные (Сырые баллы) были сведены в Таблицы А.2 – А.4.
Таблица А.2
Результаты теста. Испытуемый №1 М.
Утверждение |
Никогда |
Иногда |
Редко |
Часто |
Всегда |
1. Работающие с вами люди не знают, чего можно от вас ожидать. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2. Вы убеждены, что делаете совсем не то, что нужно. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3. Вы чувствуете, что не в состоянии выполнить противоречивые требования вышестоящих руководителей. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4. Вы ощущаете сильную нагрузку. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5. Вам не хватает времени, чтобы качественно сделать работу. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6. Вы чувствуете, что работа оказывает давление на личную жизнь. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7. Часто вы не знаете, что вам предстоит сделать. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
8. Вы чувствуете, что только власть поможет вам выполнить работу. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
9. Вы чувствуете, что не можете справиться с необходимой информацией. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
10. Вы не знаете, какую оценку дает вам начальник. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
11. Вы не в состоянии предугадать реакцию вышестоящего начальника. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
12. Ваши взгляды и взгляды начальника полностью противоположны. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Таблица А.3
Результаты теста. Испытуемый №2 Т.
Утверждение |
Никогда |
Иногда |
Редко |
Часто |
Всегда |
1. Работающие с вами люди не знают, чего можно от вас ожидать. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2. Вы убеждены, что делаете совсем не то, что нужно. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3. Вы чувствуете, что не в состоянии выполнить противоречивые требования вышестоящих руководителей. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4. Вы ощущаете сильную нагрузку. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5. Вам не хватает времени, чтобы качественно сделать работу. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6. Вы чувствуете, что работа оказывает давление на личную жизнь. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7. Часто вы не знаете, что вам предстоит сделать. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
8. Вы чувствуете, что только власть поможет вам выполнить работу. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
9. Вы чувствуете, что не можете справиться с необходимой информацией. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
10. Вы не знаете, какую оценку дает вам начальник. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
11. Вы не в состоянии предугадать реакцию вышестоящего начальника. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
12. Ваши взгляды и взгляды начальника полностью противоположны. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Таблица А.4
Результаты теста. Испытуемый №3 К.
Утверждение |
Никогда |
Иногда |
Редко |
Часто |
Всегда |
1. Работающие с вами люди не знают, чего можно от вас ожидать. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2. Вы убеждены, что делаете совсем не то, что нужно. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3. Вы чувствуете, что не в состоянии выполнить противоречивые требования вышестоящих руководителей. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4. Вы ощущаете сильную нагрузку. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5. Вам не хватает времени, чтобы качественно сделать работу. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6. Вы чувствуете, что работа оказывает давление на личную жизнь. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7. Часто вы не знаете, что вам предстоит сделать. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
8. Вы чувствуете, что только власть поможет вам выполнить работу. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
9. Вы чувствуете, что не можете справиться с необходимой информацией. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
10. Вы не знаете, какую оценку дает вам начальник. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
11. Вы не в состоянии предугадать реакцию вышестоящего начальника. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
12. Ваши взгляды и взгляды начальника полностью противоположны. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |