Файл: Современные технологии стресс-менеджмента в профессиональной деятельности..pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 1
Объект исследования: профессиональный стресс у сотрудников организации
Предмет исследования: профессиональный стресс в ООО "ЭкоТехнолоджиГрупп"
Гипотезы исследования: Эффективность работы, а точнее ее качественное исполнение сотрудниками организации, во многом зависит от стрессового состояние самого работника - исполнителя. Основополагающими факторами могут являться, напряженность в отношениях с руководством, проблемы в сфере служебной деятельности, психологические перегрузки, повышенная конфликтность.
Задачи: для выявления стрессогенных факторов и общего уровня стресса у испытуемых, выбрать эффективные методики для диагностирования уровня стресса; сделать по ним выводы и дать рекомендации руководителю по устранению стрессовых ситуаций у данных работников.
Методы исследования: эмпирический, основанный на опыте, изучении фактов, опирающийся на непосредственное наблюдение, эксперимент.
Для данного эмпирического исследования были выбраны две методики:
- Диагностика состояния стресса (К. Шрайнер). позволяет выявить особенности переживания стресса: степень саморегуляции, эмоциональной лабильности в стрессовых условиях
- Экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева). Данный тест поможет на примере стрессогенных факторов определить, насколько испытуемый адаптирован к определенной обстановке и как проявляются его способности действовать в определенной ситуации.
Практическая значимость: заключается в анализе ситуации профессионального стресса ООО "ЭкоТехнолоджиГрупп" и разработке рекомендаций по совершенствованию практики управления стрессами в этой организации у данных сотрудников.
Подробное описание методик с бланками и ключами приведены в Приложении А. Там же приведены полученные данные по обеим методикам.
Результаты исследования, интерпретация и рекомендации
Результаты, полученные в ходе выполнения исследований по двум методикам, сопряжены и представлены в Таблице 2.
Таблица 2
Результаты диагностики стресса и стрессогенных факторов в деятельности
Критерий |
Испытуемый №1 М. |
Испытуемый №2 Т. |
Испытуемый №3 К. |
Состояние стресса |
7 |
5 |
3 |
Напряженность в отношениях с руководством |
9 |
7 |
9 |
Проблемы в сфере служебной деятельности |
7 |
8 |
10 |
Психологические перегрузки |
8 |
9 |
10 |
Повышенная конфликтность |
9 |
7 |
8 |
Для сравнительной наглядности представим эти результаты на диаграмме (Рисунок 1).
Рисунок1 – Диаграмма сравнительных результатов
Результаты, полученные в ходе выполнения исследований по двум методикам, позволяют сделать следующие Выводы.
Испытуемый №1 М.
Состояние стресса: 7 баллов. Вы всегда правильно ведете себя в стрессовой ситуации. Иногда вы умеете сохранять самообладание, но бывают такие случаи, когда вы заводитесь из-за пустяка и потом об этом жалеете. Вам необходимо заняться выработкой своих индивидуальных приемов самоконтроля в стрессе.
Конфликтность |
9 |
Ваш результат свидетельствует об отсутствии (либо низком уровне) конфликтности в деятельности руководителя. |
Психологическая перегрузка |
8 |
Ваш результат свидетельствует об отсутствии (либо низком уровне) психологических перегрузок у руководителя. |
Служебная деятельность |
7 |
Ваш результат говорит о том, что в сфере служебной деятельности руководителя отсутствуют (либо на низком уровне) проблемы. |
Психологическая напряженность |
9 |
Ваш результат свидетельствует об отсутствии (либо низком уровне) психологической напряженности в отношениях с вышестоящим руководством. |
Испытуемый №2 Т.
Состояние стресса: 5 баллов. Вы всегда правильно ведете себя в стрессовой ситуации. Иногда вы умеете сохранять самообладание, но бывают такие случаи, когда вы заводитесь из-за пустяка и потом об этом жалеете. Вам необходимо заняться выработкой своих индивидуальных приемов самоконтроля в стрессе.
Конфликтность |
7 |
Ваш результат свидетельствует об отсутствии (либо низком уровне) конфликтности в деятельности руководителя. |
Психологическая перегрузка |
8 |
Ваш результат свидетельствует об отсутствии (либо низком уровне) психологических перегрузок у руководителя. |
Служебная деятельность |
9 |
Ваш результат говорит о том, что в сфере служебной деятельности руководителя отсутствуют (либо на низком уровне) проблемы. |
Психологическая напряженность |
7 |
Ваш результат свидетельствует об отсутствии (либо низком уровне) психологической напряженности в отношениях с вышестоящим руководством. |
Испытуемый №3 К.
Состояние стресса: 3 балла. Вы ведете себя в стрессовой ситуации довольно сдержанно и умеете регулировать свои собственные эмоции.
Конфликтность |
9 |
Ваш результат свидетельствует об отсутствии (либо низком уровне) конфликтности в деятельности руководителя. |
Психологическая перегрузка |
10 |
Ваш результат свидетельствует об отсутствии (либо низком уровне) психологических перегрузок у руководителя. |
Служебная деятельность |
10 |
Ваш результат говорит о том, что в сфере служебной деятельности руководителя отсутствуют (либо на низком уровне) проблемы. |
Психологическая напряженность |
8 |
Ваш результат свидетельствует об отсутствии (либо низком уровне) психологической напряженности в отношениях с вышестоящим руководством. |
По общей картине результатов тестов, можно сделать вывод, что все три испытуемых, находятся в примерно одинаковом психологическом состоянии. Явных признаков стресса ни у одного из работников не наблюдается. Но и нулевых показателей тоже ни у кого нет. Уровень стресса среди испытуемых компании граничит на отсутствии стресса (напряженности) и находятся на низком уровне стресса.
Анализ результатов, полученных в ходе исследования, позволяет сформулировать обобщенные Рекомендации для руководства организации.
Чтобы минимизировать уровень стрессов в коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель должен прислушаться к следующим рекомендациям:
1) Чаще задумывайтесь над точностью оценки способностей и склонностей ваших работников. Соответствие этим качествам объёма и сложности поручаемых заданий – важное условие профилактики стрессов среди подчиненных.
2) Не пренебрегайте «бюрократией», то есть четким определением функций, полномочий и пределов ответственности работников. Этим вы предотвратите массу мелких конфликтов и взаимных обид.
3) Не раздражайтесь, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудите с ним основательность отказа.
4) Как можно чаще демонстрируйте свое доверие и поддержку подчиненным. По данным одного из американских исследований, сотрудники, испытывавшие значительный стресс, но чувствовавшие поддержку начальника, в два раза меньше болели в течение года, чем те, кто такой поддержки не замечал.
5) Используйте стиль руководства, соответствующей конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников.
6) При неудачах сотрудников оценивайте в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества.
7) Не исключайте из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения.
8) Запретить себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного.
9) Если возникла необходимость как-то покритиковать, не упускайте из виду правил конструктивной и этической критики.
10) Периодически задумывайтесь о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и так далее.
Выводы по третьей главе
В настоящее время технологии стресс-менеджмента накопили большое число практических методик диагностики стресса в профессиональной деятельности.
Наибольшее распространение находят эмпирические методы, основанные на тестировании, анкетировании, наблюдении, беседах, изучении документации и продуктов деятельности. Практика показывает, что использование одной методики для диагностики стресса недостаточно. Поэтому были выбраны две методики для работы с тремя сотрудниками (испытуемыми). Это позволило получить более полную картину психологического состояния и выработать рекомендации для каждого испытуемого по преодолению профессионального стресса. На основе анализа полученных результатов были сформулированы обобщенные рекомендации для руководителя организации. Таким образом, мы получили фрагмент практической работы участника стресс-менеджмента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Своевременная диагностика и современные технологии управления профессиональным стрессом в производственном коллективе являются существенными и значимыми для эффективного выполнения задач, поставленных перед организацией и каждым ее подразделением.
В данной работе рассмотрены основные аспекты проблемы стресса в профессиональной деятельности, включая психологический стресс как реакцию или процесс, в котором требования среды рассматриваются личностью, исходя из ее ресурсов и вероятности разрешения возникающей проблемной ситуации, что определяет индивидуальные различия в реакции на стрессовую ситуацию. Проанализированы стрессогенные факторы, являющиеся основными причинами профессионального стресса. Рассмотрены основные категории реакций и защитные механизмы, как средства, направленные на устранение или сведение к минимуму неприятного воздействия на индивида различных негативных, травмирующих переживаний, основанных на внутренних или внешних конфликтах, состоянии тревожности, страха или дискомфорта и т. п. при этом особое внимание уделено саморегуляции, которая помогает устранить эмоциональный стресс конкретного человека, ослабить признаки утомления, повысить физическую выносливость.
Для достижения цели и выполнения основных задач настоящей работы подробно рассмотрено понятие стресс-менеджмента, некоторые аспекты его стратегии, направленной на профилактику стрессов на рабочем месте, разработку и применение методов устранения или снижение негативных последствий стрессов, разработку технологий быстрого восстановления сил и работоспособности персонала. Сделана попытка проанализировать современные технологии стресс-менеджмента, позволившая выделить основные этапы реализации функций управления стрессом, включая: Планирование, Организацию, Мотивацию и Контроль, содержащих определенный набор методик и инструментов.
В виду масштабности исследуемой области основное внимание уделено диагностике стресса в профессиональной деятельности на примере эмпирического исследования стресса. В практической части данной работы использованы подходы эмпирического исследования, в процессе которого собирались объективные и субъективные данные для отдельных сотрудников (испытуемых). В частности, использованы наиболее распространенные методы опроса и тестирования. В результате получены обобщенные выводы в виде совокупных заключений по каждому испытуемому.
Эмпирическое исследование, показало, что общий уровень стресса у испытуемых находится на одном уровне, это показывает то, что психологическая атмосфера в коллективе, как и стресс - одинаков у всех сотрудников. Значит состояние тревожности, можно регулировать руководству через весь коллектив, а не через одного человека. Это намного облегчает задачу руководителю, но не дает права не видеть каждого сотрудника по отдельности.
В заключении руководству были даны стандартные примеры и приемы поддержания благоприятной обстановки в коллективе, поддержание здорового психического состояния сотрудника. Следуя этим рекомендациям, руководитель всегда сам сможет создавать «антистрессовую» атмосферу на работе своим сотрудникам.
Своевременная диагностика сформированности стресса и стрессогеннных факторов у сотрудников позволит вовремя устранить стрессовый рост в коллективе. Поэтому такие экспресс-диагностики хорошо проводить регулярно, тем самым видя общую картину состояния коллектива. Своевременные корректировки психического и эмоционального состояния можно будет делать, не дожидаясь конфликтов на рабочем месте.