Файл: Современные технологии стресс-менеджмента в профессиональной деятельности..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Объект исследования: профессиональный стресс у сотрудников организации

Предмет исследования: профессиональный стресс в ООО "ЭкоТехнолоджиГрупп"

Гипотезы исследования: Эффективность работы, а точнее ее качественное исполнение сотрудниками организации, во многом зависит от стрессового состояние самого работника - исполнителя. Основополагающими факторами могут являться, напряженность в отношениях с руководством, проблемы в сфере служебной деятельности, психологические перегрузки, повышенная конфликтность.

Задачи: для выявления стрессогенных факторов и общего уровня стресса у испытуемых, выбрать эффективные методики для диагностирования уровня стресса; сделать по ним выводы и дать рекомендации руководителю по устранению стрессовых ситуаций у данных работников.

Методы исследования: эмпирический, основанный на опыте, изучении фактов, опирающийся на непосредственное наблюдение, эксперимент.

Для данного эмпирического исследования были выбраны две методики:

  • Диагностика состояния стресса (К. Шрайнер). позволяет выявить особенности переживания стресса: степень саморегуляции, эмоциональной лабильности в стрессовых условиях
  • Экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева). Данный тест поможет на примере стрессогенных факторов определить, насколько испытуемый адаптирован к определенной обстановке и как проявляются его способности действовать в определенной ситуации.

Практическая значимость: заключается в анализе ситуации профессионального стресса ООО "ЭкоТехнолоджиГрупп" и разработке рекомендаций по совершенствованию практики управления стрессами в этой организации у данных сотрудников.

Подробное описание методик с бланками и ключами приведены в Приложении А. Там же приведены полученные данные по обеим методикам.

Результаты исследования, интерпретация и рекомендации

Результаты, полученные в ходе выполнения исследований по двум методикам, сопряжены и представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Результаты диагностики стресса и стрессогенных факторов в деятельности

Критерий

Испытуемый №1 М.

Испытуемый №2 Т.

Испытуемый №3 К.

Состояние стресса

7

5

3

Напряженность в отношениях с руководством

9

7

9

Проблемы в сфере служебной деятельности

7

8

10

Психологические перегрузки

8

9

10

Повышенная конфликтность

9

7

8


Для сравнительной наглядности представим эти результаты на диаграмме (Рисунок 1).

Рисунок1 – Диаграмма сравнительных результатов

Результаты, полученные в ходе выполнения исследований по двум методикам, позволяют сделать следующие Выводы.

Испытуемый №1 М.

Состояние стресса: 7 баллов. Вы всегда правильно ведете себя в стрессовой ситуации. Иногда вы умеете сохранять самообладание, но бывают такие случаи, когда вы заводитесь из-за пустяка и потом об этом жалеете. Вам необходимо заняться выработкой своих индивидуальных приемов самоконтроля в стрессе.

Конфликтность

9

Ваш результат свидетельствует об отсутствии (либо низком уровне) конфликтности в деятельности руководителя.

Психологическая перегрузка

8

Ваш результат свидетельствует об отсутствии (либо низком уровне) психологических перегрузок у руководителя.

Служебная деятельность

7

Ваш результат говорит о том, что в сфере служебной деятельности руководителя отсутствуют (либо на низком уровне) проблемы.

Психологическая напряженность

9

Ваш результат свидетельствует об отсутствии (либо низком уровне) психологической напряженности в отношениях с вышестоящим руководством.

Испытуемый №2 Т.

Состояние стресса: 5 баллов. Вы всегда правильно ведете себя в стрессовой ситуации. Иногда вы умеете сохранять самообладание, но бывают такие случаи, когда вы заводитесь из-за пустяка и потом об этом жалеете. Вам необходимо заняться выработкой своих индивидуальных приемов самоконтроля в стрессе.

Конфликтность

7

Ваш результат свидетельствует об отсутствии (либо низком уровне) конфликтности в деятельности руководителя.

Психологическая перегрузка

8

Ваш результат свидетельствует об отсутствии (либо низком уровне) психологических перегрузок у руководителя.

Служебная деятельность

9

Ваш результат говорит о том, что в сфере служебной деятельности руководителя отсутствуют (либо на низком уровне) проблемы.

Психологическая напряженность

7

Ваш результат свидетельствует об отсутствии (либо низком уровне) психологической напряженности в отношениях с вышестоящим руководством.


Испытуемый №3 К.

Состояние стресса: 3 балла. Вы ведете себя в стрессовой ситуации довольно сдержанно и умеете регулировать свои собственные эмоции.

Конфликтность

9

Ваш результат свидетельствует об отсутствии (либо низком уровне) конфликтности в деятельности руководителя.

Психологическая перегрузка

10

Ваш результат свидетельствует об отсутствии (либо низком уровне) психологических перегрузок у руководителя.

Служебная деятельность

10

Ваш результат говорит о том, что в сфере служебной деятельности руководителя отсутствуют (либо на низком уровне) проблемы.

Психологическая напряженность

8

Ваш результат свидетельствует об отсутствии (либо низком уровне) психологической напряженности в отношениях с вышестоящим руководством.

По общей картине результатов тестов, можно сделать вывод, что все три испытуемых, находятся в примерно одинаковом психологическом состоянии. Явных признаков стресса ни у одного из работников не наблюдается. Но и нулевых показателей тоже ни у кого нет. Уровень стресса среди испытуемых компании граничит на отсутствии стресса (напряженности) и находятся на низком уровне стресса.

Анализ результатов, полученных в ходе исследования, позволяет сформулировать обобщенные Рекомендации для руководства организации.

Чтобы минимизировать уровень стрессов в коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель должен прислушаться к следующим рекомендациям:

1) Чаще задумывайтесь над точностью оценки способностей и склонностей ваших работников. Соответствие этим качествам объёма и сложности поручаемых заданий – важное условие профилактики стрессов среди подчиненных.

2) Не пренебрегайте «бюрократией», то есть четким определением функций, полномочий и пределов ответственности работников. Этим вы предотвратите массу мелких конфликтов и взаимных обид.

3) Не раздражайтесь, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудите с ним основательность отказа.

4) Как можно чаще демонстрируйте свое доверие и поддержку подчиненным. По данным одного из американских исследований, сотрудники, испытывавшие значительный стресс, но чувствовавшие поддержку начальника, в два раза меньше болели в течение года, чем те, кто такой поддержки не замечал.


5) Используйте стиль руководства, соответствующей конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников.

6) При неудачах сотрудников оценивайте в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества.

7) Не исключайте из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения.

8) Запретить себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного.

9) Если возникла необходимость как-то покритиковать, не упускайте из виду правил конструктивной и этической критики.

10) Периодически задумывайтесь о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и так далее.

Выводы по третьей главе

В настоящее время технологии стресс-менеджмента накопили большое число практических методик диагностики стресса в профессиональной деятельности.

Наибольшее распространение находят эмпирические методы, основанные на тестировании, анкетировании, наблюдении, беседах, изучении документации и продуктов деятельности. Практика показывает, что использование одной методики для диагностики стресса недостаточно. Поэтому были выбраны две методики для работы с тремя сотрудниками (испытуемыми). Это позволило получить более полную картину психологического состояния и выработать рекомендации для каждого испытуемого по преодолению профессионального стресса. На основе анализа полученных результатов были сформулированы обобщенные рекомендации для руководителя организации. Таким образом, мы получили фрагмент практической работы участника стресс-менеджмента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Своевременная диагностика и современные технологии управления профессиональным стрессом в производственном коллективе являются существенными и значимыми для эффективного выполнения задач, поставленных перед организацией и каждым ее подразделением.

В данной работе рассмотрены основные аспекты проблемы стресса в профессиональной деятельности, включая психологический стресс как реакцию или процесс, в котором требования среды рассматриваются личностью, исходя из ее ресурсов и вероятности разрешения возникающей проблемной ситуации, что определяет индивидуальные различия в реакции на стрессовую ситуацию. Проанализированы стрессогенные факторы, являющиеся основными причинами профессионального стресса. Рассмотрены основные категории реакций и защитные механизмы, как средства, направленные на устранение или сведение к минимуму неприятного воздействия на индивида различных негативных, травмирующих переживаний, основанных на внутренних или внешних конфликтах, состоянии тревожности, страха или дискомфорта и т. п. при этом особое внимание уделено саморегуляции, которая помогает устранить эмоциональный стресс конкретного человека, ослабить признаки утомления, повысить физическую выносливость.


Для достижения цели и выполнения основных задач настоящей работы подробно рассмотрено понятие стресс-менеджмента, некоторые аспекты его стратегии, направленной на профилактику стрессов на рабочем месте, разработку и применение методов устранения или снижение негативных последствий стрессов, разработку технологий быстрого восстановления сил и работоспособности персонала. Сделана попытка проанализировать современные технологии стресс-менеджмента, позволившая выделить основные этапы реализации функций управления стрессом, включая: Планирование, Организацию, Мотивацию и Контроль, содержащих определенный набор методик и инструментов.

В виду масштабности исследуемой области основное внимание уделено диагностике стресса в профессиональной деятельности на примере эмпирического исследования стресса. В практической части данной работы использованы подходы эмпирического исследования, в процессе которого собирались объективные и субъективные данные для отдельных сотрудников (испытуемых). В частности, использованы наиболее распространенные методы опроса и тестирования. В результате получены обобщенные выводы в виде совокупных заключений по каждому испытуемому.

Эмпирическое исследование, показало, что общий уровень стресса у испытуемых находится на одном уровне, это показывает то, что психологическая атмосфера в коллективе, как и стресс - одинаков у всех сотрудников. Значит состояние тревожности, можно регулировать руководству через весь коллектив, а не через одного человека. Это намного облегчает задачу руководителю, но не дает права не видеть каждого сотрудника по отдельности.

В заключении руководству были даны стандартные примеры и приемы поддержания благоприятной обстановки в коллективе, поддержание здорового психического состояния сотрудника. Следуя этим рекомендациям, руководитель всегда сам сможет создавать «антистрессовую» атмосферу на работе своим сотрудникам.

Своевременная диагностика сформированности стресса и стрессогеннных факторов у сотрудников позволит вовремя устранить стрессовый рост в коллективе. Поэтому такие экспресс-диагностики хорошо проводить регулярно, тем самым видя общую картину состояния коллектива. Своевременные корректировки психического и эмоционального состояния можно будет делать, не дожидаясь конфликтов на рабочем месте.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ