Файл: Методы выбора проектов (Проект как объект управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Организационно-методические аспекты управления проектами

2. Методология отбора проектов

Подробным примером реализации муниципального проекта в сфере экологии является проект строительства мусороперерабатывающего комплекса для твёрдых бытовых отходов в Калининградской области. Проект был разработан инвестиционной группой "ПКР". Проект включил в себя: отчет о маркетинговом исследовании; предпроектные расчеты стоимости строительства/реконструкции; обоснование технологических решений; динамическая финансовая модель проекта; бизнес-план инвестиционного проекта.

Объем инвестиций составил 1 309,0 млн. руб. Направления проекта: реализация отсортированных отходов по видам; прием отходов на сортировку.

Заключение

Список использованной литературы

8. Концепции управления проектами. [Электронный ресурс] / Режим доступа http://economy-ru.info/info/133212/ (дата обращения 22.05.2019)

2.2. Метод использования показателей эффективности

Оценка эффективности проектов предполагает следующий алгоритм выбора проектов:

1) Исключение из рассмотрения проектов, не соответствующих требованиям реализуемости и абсолютной эффективности. Для отсечения проектов формируются ограничения в виде условий, которые обязательно должны выполняться. Проводится проверка соответствия проектов каждому условию. Несоответствующие заданным ограничениям проекты исключаются из рассмотрения, либо их параметры корректируются. В результате формируется множество проектов соответствующих требованиям. Процесс постепенного отсечения проектов представлен на Рисунке 4 [17].

Рисунок 4. Процесс отсечения проектов

2) Сравнительная оценка эффективности проектов с выбором наиболее привлекательных проектов. При сравнении эффективности инвестиционных проектов используется один критерий (чистый дисконтированный доход, индекс доходности), по значениям которого определяется очередность проектов. Такой подход, в сущности, представляет ранжирование по одному критерию с предварительным исключением проектов, не соответствующих установленным требованиям.

Данный метод имеет как свои преимущества, так и недостатки. В качестве преимуществ можно отметить предварительное отсечение проектов, которое позволяет быстро определить проекты, несоответствующие установленным требованиям и не проводить их детальную оценку.

Из недостатков метода выделяют: ранжирование проектов по одному критерию и использование для оценки исключительно экономических критериев. Такой подход не учитывает различные эффекты от реализации проектов (технические, социальные и т.д.) и не обеспечивает выбор проектов с разными целями.

2.3. Метод анализа иерархий

Метод основан на использовании иерархической модели критериев (дерева целей). Модель предполагает переход от основной цели к укрупненным критериям, а от них - к более простым, по которым проводится оценка проекта. Структура иерархической модели указанного метода представлен на Рисунке 5 [17].

Рисунок 5. Структура модели метода анализа иерархий

В перечень для оценки проектов включаются конечные критерии. Возможно попадание в перечень критериев разных уровней, так как детализация для каждого критерия подбирается индивидуально.


После построения иерархической модели для каждого критерия методом парных сравнений определяется весовой коэффициент. В основе метода - оценка значительности критериев относительно друг друга. Для сравнения критериев используют шкалу от 1 до 9 баллов. На основе полученных оценок определяются весовые коэффициенты критериев. Данный способ определения весовых коэффициентов представляет интерес, как альтернатива традиционной экспертной оценке, основанной на опросе специалистов, но является малоприменимым при использовании значительного количества критериев.

Оценка самих проектов осуществляется также парной проверкой соответствия проектов каждому критерию. На основе полученных коэффициентов рассчитываются итоговые оценки, по которым можно определить итоговый приоритет проектов.

К преимуществам метода можно отнести следующие показатели:

1) Полнота. Вначале определяются общие направления, по которы оценка производится разносторонне. Например, выделяются эффекты для компании от реализации проекта, а также отдельно для внешней среды. Эти эффекты не являются измеримыми, они - основа для дальнейшего построения иерархии.

2) Детализация. Осуществляется переход от общих критериев, по которым нельзя оценить проекты, к простым измеримым критериям. Например, может быть сформирована цепочка: эффекты для компании - экономический эффект - чистый дисконтированный доход. При этом, чистый дисконтированный доход представляет конкретную величину, определимую для каждого проекта.

3) Систематизация. Определение иерархии и взаимосвязи между критериями исключает возможность применения однотипных критериев и выявляет критерии, которые при простом перечислении могли остаться незамеченными.

Недостаток метода заключается в сложности вычислении при определении весовых коэффициентов критериев и оценок проектов.

Рассмотренные методы ранжирования в силу выявленных недостатков не могут быть положены в основу отбора проектов. В отсутствии практически применимого метода ранжирования проектов компании вынуждены разрабатывать собственные инструменты, как правило, неспособные обеспечить сбалансированный выбор проектов.

Наиболее распространенным решением при выборе проектов является применение перечня условий, которые обязательно должны выполняться. Это могут быть требования к уровню доходности проектов, степени проработки проектно-сметной документации и т.п. После получения множества проектов, соответствующих предъявляемым требованиям, их дальнейший отбор осуществляется на основании субъективных оценок лиц, от которых зависит принятие решения по проекту. В данном случае возникает проблема количественной оценки соответствия проектов стратегическим целям и задачам компании. В связи с этим компаниям необходим инструмент для выбора проектов, учитывающий соответствие проектов стратегическим целям, то есть создание универсального решения для формирования инвестиционной программы, использующих преимущества общепринятых методов ранжирования.


в ходе создания данного решения необходимо сформулировать требования к ранжированию:

- определить значимость проектов в соответствии со стратегическими целями компании;

- комплексная оценка, учитывающая различные эффекты от реализации проектов;

- определение приоритета проектов в виде итоговых оценок;

- использование процедур, исключающих субъективное принятие решений.

Основой предложенного подхода является оценка проектов в зависимости от их характеристики. Оценка проектов с учетом их особенностей возможна при объединении в группы (категории) проектов с одинаковыми характеристиками. Для этого используется классификация проектов, указанная в главе выше. Зачастую используют классификацию "вид эффекта от реализации проекта":

- проекты, направленные на получение прибыли;

- проекты, направленные на получение социального эффекта.

2.4. Перспективы проектного управления в России

Методы проектного менеджмента в последние годы стали активно применяться, помимо частного сектора, в системе государственного управления. В частности, это наблюдается в таких странах, как США, Германия, Япония, Франция, Китай, Россия и Украина.

Исходя из приведенных примеров, видно, что реализация проектов, в особенности крупномасштабных и долгосрочных, затрагивающих деятельность нескольких сфер, сопряжена с высокими коррупционными рисками и требует применения соответствующих мер, в том числе и превентивного характера.

Проведенный обзор позволяет сделать вывод, что компании, применяющие в своем управлении проектный подход более рентабельны по сравнению со средними отраслевыми показателями. Немаловажным фактом является рискориентированность таких компаний, что является конкурентным преимуществом в кризисный период.

В ближайшие годы предстоит активно развивать экспортоориентированные производства, импортозамещение, создавать совместные предприятия в области машиностроения, металлургии, химии и агропромышленной сферы. Для поддержки частного бизнеса и продвижения его товаров и услуг на мировые рынки создаются специализированные структуры. Можно сказать, что макроэкономические предпосылки для развития управления проектами сложились.

Для России особенно  актуально применение профессионального управления проектами при формировании и реализации социальных проектов, создании высокотехнологичных производств в недропользовании, строительстве, сфере информационно-коммуникационных технологий.


В настоящее время проектное управление имеет тенденцию активного вовлечения в процесс государственного сектора и их сотрудничество с бизнесом. Помимо этого, система государственного управления внедряет методологии проектного подхода в госструктуры.

Также немаловажен в этом вопросе зарубежный опыт: большинство представителей государственных структур за рубежом отмечают важность проектного управления для экономики государства, его развития и конкурентоспособности.

В последние годы Российская Федерация акцентирует применение проектного подхода для реализации государственных программ, представляющих собой сложноструктурированный комплекс целей и задач, инструменты государственной политики, обеспечивающие стратегические приоритеты в социально-экономической сфере. Государственные программы рассматриваются как инструмент взаимодействия между стратегическим и бюджетным планированием, с определенными показателями конечных результатов и индикаторов, направленные в целом на улучшение социально-экономического состояния в стране и развитие инновационных подходов в модернизации экономики.

Программная направленность расходов федерального бюджета на реализацию государственных программ в млн руб. представлена на Рисунке 4[8].

Рисунок 4. Структура финансирования государственных программ РФ

Как видно из Рисунка, программы нацелены в общем на улучшение качества жизни и инновационное развитие, охватывают также и региональное развитие.

Постановлением от 31.10.2018 г. №1288 утверждено Положение об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации. Положение определяет порядок организации проектной деятельности, утверждает функциональную структуру управления проектной деятельности [4]. Распоряжением от 15.10.2016г. №2165-р утвержден план первоочередных мероприятий по организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации на 2016–2017 годы.

В связи с переходом на проектное управление в структуре Аппарата Правительства Российской Федерации был введен Департамент Проектной Деятельности, который координирует 11 приоритетных направлений,(Таблица 1) [8].

Таблица 1. Приоритетные направления проектного управления

Сферы социальной направленности

Сферы развития экономики

Проекты в системе здравоохранения

Проекты развития малого бизнеса и поддержки индивидуального предпринимательства

Проекты в системе образования

Вопросы экспорта

Моногорода

Контрольно-надзорная деятельность

Проекты по обеспечению дорог

Производительность труда

Жилищно-коммунальное хозяйство

Вопросы предоставления ипотечного и арендного жилья

Экологические проекты


Подробным примером реализации муниципального проекта в сфере экологии является проект строительства мусороперерабатывающего комплекса для твёрдых бытовых отходов в Калининградской области. Проект был разработан инвестиционной группой "ПКР". Проект включил в себя: отчет о маркетинговом исследовании; предпроектные расчеты стоимости строительства/реконструкции; обоснование технологических решений; динамическая финансовая модель проекта; бизнес-план инвестиционного проекта.

Объем инвестиций составил 1 309,0 млн. руб. Направления проекта: реализация отсортированных отходов по видам; прием отходов на сортировку.

Заинтересованные пользователи: Инициатор проекта; Внешэкономбанк; Региональные и муниципальные власти.

Были рассчитаны следующие экономические показатели:

- Инвестиции на реализацию проекта 1 309,0 млн. руб.

- Коммерческая эффективность, характеризующиеся:

а) NPV (чистая приведенная стоимость) – 240,25 млн. руб.;

б) IRR (внутренняя норма рентабельности) – 23,0% годовых;

в) PBP (срок окупаемости) – 6,51 года;

г) DPBP (дисконтированный срок окупаемости) – 9,58 года.

- Бюджетная эффективность выражается в суммарных налоговых выплат в бюджеты всех уровней в сумме 1 300,4 млн. руб.

- Социальный эффект за счет создания 200 рабочих мест.

- Проведено маркетинговое исследование, в рамках проекта рассмотрено несколько рынков: рынок утилизации отходов; рынок переработки и реализации вторсырья.

- Строительство и предпроектные расчеты по инженерным сетям:

а) Составлены эскизные планы расположения зданий и сооружений на территории предприятия;

б) Определён перечень объектов инфраструктуры, необходимых для работы предприятия;

в) Составлены описания основных архитектурно-планировочных решений для зданий и других объектов;

г) Произведены расчёты потребности предприятия в ресурсах (электроэнергия, водоснабжение, отопление); рассчитан объём сточных вод, сбрасываемых в канализационные сети;

- Технологические решения и организация производства:

а) Произведён расчёт объёмов образования различных видов отходов в Калининградской области; произведён расчёт заполняемости полигона;

б) Проанализированы существующие технологические схемы обращения с отходами;

в) Произведено сравнение различных технологических схем и дана их рейтинговая оценка по двенадцати показателям;

г) В результате проведённого анализа было предложено применить комбинированную технологическую схему, которая позволит в дальнейшем осуществлять комплексную переработку отходов;