Файл: Барьеры на пути эффективных коммуникаций (Теоретические аспекты преодоления коммуникационных барьеров)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.2 Способы преодоления коммуникационных барьеров

Теорией и практикой управления, коммуникаций, психологии разработаны разнообразные приемы, способы преодоления коммуникационных барьеров, обеспечения роста эффективности восприятия управленческой информации посредством обеспечения обратной связи в ходе коммуникационного процесса.

Так, например, общие рекомендации по преодолению коммуникативных барьеров, предлагаемые С.Г. Сапегиной.

Во-первых, подобрать и систематизировать информацию для передачи, во-вторых, продумать как точнее, понятнее и однозначно передать смысл; в-третьих, постарайтесь представить себе как будет воспринято ваше сообщения; в-четвертых, обеспечить эффективную обратную связь.

Б.Ф. Поршнев разработал ряд рекомендаций преодоления барьеров речевого и поведенческого характера, на которые ссылается С.Г. Сапегина.

Для преодоления коммуникационного барьера отрицательных эмоций можно воздействовать на отрицательные эмоции при взаимодействии по двум направлениям: влияя на свое негативное поведение и воздействуя на отрицательно восприятие, агрессивную психику и поведение оппонента. Возможно использовать при этом методику психологического «поглаживания». Подбирают фразы, аргументы для поддержания хорошего настроя, положительных эмоций по самым различным направлениям, что снимает напряженность, вызывает позитивное поведение, симпатию к партнеру и снижает вероятность возникновения коммуникационных барьеров. Можно использовать методы сближения (не говорить о том, что разъединяет а только о том, что сближает); прием ассимиляции – взаимопроникновения.

Для преодоления коммуникационного барьера неудачного первого впечатления рекомендуется правильно развивать умение одеваться и вырабатывать располагающие манеры, а также умение правильно излагать свои мысли.

Для преодоления коммуникационного логического барьера рекомендуется использовать прием «идти от партнера», прослеживая последовательность умозаключений оппонента.

Для преодоления коммуникационного стилистического барьера рекомендуется использовать приемы «структурирования информации:

а) правило рамки: начало и конец разговора должны быть четко ограниченными. В начале любого разговора выясняются цели и намерения, ожидание и результаты. А в конце, как правило, подводятся итоги и формулируются выводы. Это способствует наилучшему восприятию информации, так как существует психологический феномен, которым пользуются многие ораторы: люди, запоминают лучше начало и конец информационного сообщения. Начало информации способствует возникновению симпатии, а конец остается в памяти. В повседневной жизни правило рамки часто нарушается. Зачастую, начав разговор по поводу одной проблемы, партнеры забывают о ней и завершают общение совсем другим вопросом. В этом случае не понятно к какому выводу пришли собеседники, и нужно возвращаться к этой проблеме снова;


б) правило цепи определяет строение информации как бы «изнутри». Информация, необходимая для анализа проблемы, соединена в цепь по каким-то признакам. Способы соединения информационных цепей могут быть разные: информация может быть проранжирована, а может выстраивается в логические цепи. Например, «если это так, то это тоже так». Использование правила цепи облегчает партнеру понимание информации»[31];

Для преодоления коммуникационного семантического барьера рекомендуется учитывать специфику менталитета партнера по коммуникации, его лексики, в каком смысле использовано то или иное значение слова.

Для преодоления коммуникационного фонетического барьера рекомендуется учитывать специфику дикции, учиться говорить внятно и достаточно отчетливо.

Обеспечение эффективности коммуникации, снижения коммуникационных помех и барьеров, с точки зрения процесса двусубъектного информационного обмена возможно, когда коммуниканты одинаково точны, и при отправке и при приеме информации. В связи с этим важнейшим условием эффективности коммуникации, снижения коммуникационных помех и барьеров является умение слушать.

С.Г. Сапегина рекомендует для преодоления коммуникативных барьеров использовать приемы «эффективного слушания: перестаньте говорить, так как невозможно слушать разговаривая; помогите говорящему раскрепоститься; покажите готовность слушать; устраните раздражающие моменты; сопереживайте говорящему; сдерживайте свой характер, так как рассерженный человек может придать неверный смысл словам; не допускайте спора или критики; не перебивайте; задавайте вопросы.» [32]

На основании изложенного в данной главе, можно сделать следующие выводы:

Перспективными направлениями роста эффективности коммуникаций являются развитие коммуникационных навыков работников, разработка и внедрение комплекса усовершенствования технико-технологического обеспечения, регламентация и планирование процедур коммуникативных (коммуникационных) взаимодействий со всеми основными субъектами среды.

Формируя отношения с контактными аудиториями, группами влияния, АО «Совхоз Пуровский» необходимо установить формальные регламенты этих отношений. Эти регламенты позволят определить, с одной стороны, правила представления информации для различных групп коммуникантов, а с другой - правила сбора и анализа информации, уже переданной для общественности.


Для преодоления коммуникационных помех, барьеров важно проявлять творческий подход, толерантность, мобильность, креативность с целью скорейшего улучшения сложившейся ситуации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенные в курсовой работе для достижения цели исследования, решение поставленных задач, позволяет нам сделать следующие выводы.

Эффективность коммуникационных процессов значительно снижается при возникновении разнообразных барьеров, преград, препятствий и трудностей. Классификация которых рассмотрена с позиций различных авторов.

Данные барьеры эффективного информационного обмена на различных его этапах могут быть вызваны объективными техническими, технологическими, субъективными социально-психологическими факторами.

В числе важнейших условий обеспечения роста эффективности информационного обмена между источниками и получателями информации можно назвать подбор релевантной информации, точное и конкретно выраженное смысловое содержание сообщения, качество кодирования и расшифровки, технические и организационные моменты передачи.

Значительные различия в менталитете, словарном запасе, профессиональной используемой лексике, знаниях, личностно-мотивационной сфере общения приводят, как правило, к возникновению коммуникационных барьеров, трудностей и помех, могут как понизить эффективность коммуникаций, так и полностью привести к потере предаваемой информации.

С целью роста эффективности коммуникаций и преодоления коммуникационных барьеров целесообразным видится интегрированный подход, когда разрабатывается взаимоувязанная совокупность принципов, способов, методов, мероприятий по обеспечению эффективного взаимодействия внутренних контактных аудиторий, а также внешних, включая бизнес-партнеров, организацию сбора, обработки, хранения и защиты информации

В практической части работы были проведены исследования коммуникаций АО «Совхоз Пуровский» и обоснованы выводы о характерном для предприятия среднем уровне эффективности информационного обмена и наличии различных типов коммуникационных барьеров. Это во многом связано со спецификой деятельности предприятия, сложностями природно-климатического плана и организационного характера. Однако даже средний уровень эффективности коммуникаций позволяет предприятию успешно работать.

Для АО «Совхоз Пуровский» обоснованными направлениями повышения эффективности коммуникационного обмена, преодоления коммуникационных барьеров видятся:


- составление планов графиков, схем документооборота, регламентов информационного обмена на различных уровнях, между различными подразделениями, с определением сроков, объемов потребности в информации

- планирование оперативных коммуникационных мероприятий: периодических встреч, совещаний (либо с одним или несколькими подчиненными, либо со всеми подчинен­ными) для информирования сотрудников.

- использование эффективных современных технологий обратной связи в форме разнообразных вариантов опросов, анкетирования по предложениям совершенствования, внутренней управ­ленческой отчетности.

- организация адекватной обратной связи персонализированной, личностно-психологически ориентированной;

- коррекция негативного влияния коммуникационных барьеров, контроль передачи, восстановление и резервное копирование важной информации;

- регламентация защиты конфиденциальной информации от несанкционированного доступа;

- определение общих уровней обеспечения безопасности информации;

- стандартизация официальных процедур передачи информации;

- повышение коммуникационной компетентности сотрудников при проведении тренингов и деловых игр.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 264 с. URL: https://studfile.net/preview/6209183/page:14/ (дата обращения: 20.11.2019)
  2. Деловое общение: Учебное пособие / Авт. сост. И.Н. Кузнецов. - М.: Дашков и К, 2018. с. 47. Ознакомительный вариант. Текст предоставлен правообладателем. URL: http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=41861714&lfrom=204420127 (дата обращения: 20.11.2019)
  3. Демченко Л.М., Карпеева Е.В., Осипова Ю.С. Проблема единства экзистенциальной коммуникации и экзистенциального прояснения в философии К. Ясперса: Статья. Оренбургский государственный университет. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-edinstva-ekzistentsialnoy-kommunikatsii-i-ekzistentsialnogo-proyasneniya-v-filosofii-k-yaspersa (дата обращения: 20.11.2019)
  4. Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. Менеджмент: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 440 с.
  5. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/0/?page=3&*=mSFyiAGtyjmAUztpxOhYaXmj%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%3D&lang=ru (дата обращения: 20.11.2019)
  6. Лалу Фредерик Открывая организации будущего / Фредерик Лалу; пер. с англ. В. Кулябиной; [науч. ред. Е. Голуб]. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 432 с.
  7. Материал по курсу "Основы менеджмента". Тема: Информационно-коммуникационное обеспечение. URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/dopolnitelnoe-obrazovanie/pedagogicheskaja-masterskaja/133038-material-po-kursu-osnovy-menedzhmenta-tema-in/page-5 (дата обращения: 20.11.2019)
  8. Науменко Т.В. Социология массовых коммуникаций в структуре социологического знания. - Социс, 2003. С. 39 https://docviewer.yandex.ru/view/0/?page=1&*=5Wr%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&lang=ru (дата обращения: 20.11.2019)
  9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Большой толковый словарь. / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова - в 5 т. – Т. 1. - М.: Азъ, 1992. - 660 с. URL: https://gufo.me/dict/ozhegov/%D0%B1%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%B5%D1%80 (дата обращения: 20.11.2019)
  10. Описание методики «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (далее –КОС) URL: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/17.html (дата обращения: 20.11.2019)
  11. Сайт АО «Совхоз Пуровский». URL: http://sovhozpur.ru/ (дата обращения: 20.11.2019)
  12. Сапегина С.Г. Деловые коммуникации: Учебное пособие./ С.Г. Сапегина. – Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2015 – 304 с. URL: http://doc.knigi-x.ru/22tehnicheskie/186566-1-elektronniy-arhiv-ugltu-minobrnauki-rossii-fgbou-vpo-uralskiy-gosudarstvenniy-lesot.php (дата обращения: 20.11.2019)
  13. Теория организации и организационное поведение: учебник / Л.Б. Костровец, И.Ю. Беганская, Л.В. Черная, Л.В. Кулешова, М.А. Малик, Н.Г Яблонская. – Донецк: ГОУ ВПО «ДонАУиГС», 2017. – 575 с. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/0/?page=383&*=JRPhgwUgOF34%2FkuPkZLDITkcURN7InVybCI6Imh0dHA6Ly9lbGVhcm4uZG9uYW1wYS5ydS9tb2QvcmVzb3VyY2Uvdmlldy5waHA%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%3D%3D&lang=ru (дата обращения: 20.11.2019)
  14. Теория организации и организационное поведение: учебник/ под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой, А.В. Райченко. - М.: Юрайт, 2014. - 471 с. URL: https://studme.org/39781/menedzhment/barery_puti_effektivnyh_kommunikatsiy#gads_btm (дата обращения: 20.11.2019)
  15. Электронный архив УГЛТУ Минобрнауки России ФГБОУ ВПО Уральский государственный лесотехнический университет. С.Г. Сапегина Деловые коммуникации: Учебное пособие. URL: http://doc.knigi-x.ru/22tehnicheskie/186566-1-elektronniy-arhiv-ugltu-minobrnauki-rossii-fgbou-vpo-uralskiy-gosudarstvenniy-lesot.php (дата обращения: 20.11.2019)
  16. Электронный онлайн вариант проведения тестирования методики «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин. URL: https://psytests.org/profession/kos1-run.html (дата обращения: 20.11.2019)

Приложение 1

Приложение 2

Акционерное общество «Совхоз Пуровский»

АО «Совхоз Пуровский»

С. Самбург

ПРИКАЗ

10.11.2019 г. №54-08

об проведении аттестации

С целью проверки уровня коммуникационно-организаторской компетентности сотрудников, работающих на компьютерах

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Провести с 12.11.2019 по 19.11.2019 аттестацию сотрудников, работающих на компьютерах, используя электронный онлайн вариант проведения тестирования URL: https://psytests.org/profession/kos1-run.html
  2. Составить протоколы тестирования и отчеты по подразделениям.
  3. Документацию о проведении аттестации отправить секретарю.

Приложение 3

Протокол №5

1.Испытуемый: Зинченко А.Р., главный бухгалтер, 40 лет

2.Дата и условия тестирования: 12.11.19 17.30 в рабочих условиях

3. Состояние испытуемого: удовлетворительное

4. Цель методики – выяснить возможности коммуникативных и организаторских способностей испытуемого.

5. Название методики: Коммуникативные и организаторские способности (КОС).

6. Экспериментатор предлагает ответить испытуемому на утверждения, предложенные в опроснике URL: https://psytests.org/profession/kos1-run.html.

7. Экспериментальный материал: опросник, компьютер

8. Инструкция стандартная

9. Обработка результатов производилась автоматически и протоколировалась.

У испытуемого:

Шкала коммуникативных способностей – средний уровень

Шкала организаторских способностей – выше среднего уровня

10. Бланк ответов прилагается

11. Тест у испытуемого вызвал интерес, затруднений не вызвал.

12. Отчёт экспериментатора: Испытуемый с нетерпением ждал результатов, в процессе ответов проявил достаточно высокий интерес, результаты принесли удовлетворение испытуемому.

13.Анализ результатов: испытуемый, по результатам теста, имеет средней уровень организаторских и коммуникативных способностей, т.е. он не совсем замкнут, но и не проявляет активности в коммуникации, хорошие организаторские способности проявляются в случаях, необходимых испытуемому.