Файл: Барьеры на пути эффективных коммуникаций (Теоретические аспекты преодоления коммуникационных барьеров)).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты преодоления коммуникационных барьеров
1.1. Понятие «коммуникационных барьеров»
1.2. Причины и факторы, порождающие коммуникационные барьеры
1.3. Виды барьеров на пути эффективных коммуникаций
2. Оценка коммуникационных барьеров на примере АО «Совхоз Пуровский»
2.1. Общая характеристика деятельности
2.2. Методология и организация оценки коммуникаций
2.3. Результаты оценки эффективности коммуникаций
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию коммуникаций и преодолению коммуникационных барьеров
3.1 Направления совершенствования коммуникаций
Для преодоления коммуникационных барьеров необходимо сформировать комплекс принципов, способов, методов, мероприятий по обеспечению эффективного взаимодействия внутренних контактных аудиторий, а также внешних, включая бизнес-партнеров, организацию сбора, обработки, хранения и защиты информации.
2. Оценка коммуникационных барьеров на примере АО «Совхоз Пуровский»
2.1. Общая характеристика деятельности
Акционерное Общество (далее -АО) «Совхоз Пуровский» – одно из крупных и стабильно развивающихся хозяйств Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа.
Основными направлениями деятельности организации являются производство продукции оленеводства и вылов рыбы, и последующая переработка этой продукции.
Согласно Устава предприятия АО «Совхоз Пуровский» осуществляет следующие виды экономической деятельности
- разведение оленей
- вылов рыбы и водных биоресурсов в реках, озерах, водохранилищах и прудах
- переработка и консервирование рыбопродуктов
- производство хлеба и мучных изделий недлительного хранения
- розничная торговля хлебом и хлебобулочными изделиями
- оптовая и розничная торговля мясом, включая субпродукты
- розничная торговля в неспециализированных магазинах пищевыми продуктами
- розничная торговля рыбой
- деятельность автомобильного грузового неспециализированного транспорта
- деятельность внутреннего водного грузового транспорта
«АО «Совхоз Пуровский» обеспечивает рабочими местами большую часть тундрового населения района и жителей села Самбург, он является поселкообразующим предприятием этого муниципального образования»[20].
Дата первичной регистрации - 16 октября 2001 года. Изначально предприятие было зарегистрировано, как открытое акционерное общество ОАО «Совхоз Пуровский», в 2016 году из Открытого Акционерного Общества стало просто Акционерным Обществом.
Юридический адрес: 629870, Тюменская область, Ямало-ненецкий автономный округ, Пуровский район, с. Самбург, ул. Набережная.
Тип собственности - иная смешанная российская собственность.
Это одно из крупных и стабильно развивающихся частных коммерческих предприятий Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа, по отраслевой принадлежности может быть отнесено к отрасли - животноводство. Так основным видом деятельности является: «Разведение оленей», поэтому отрасль по ОКОНХ: «Другие направления животноводства».
Подразделения АО «Совхоз Пуровский»:
- оленеводство
- рыбодобыча
- флот
- механизация
- цех переработки рыбы и оленины
- растениеводство
- котельная
- столярная мастерская
- пекарня
- столовая
- хозяйственная часть
- административно-управленческий аппарат[21].
Деятельность предприятия АО «Совхоз Пуровский» за 2015-2017 гг может быть охарактеризована с помощью следующих основных показателей сгруппированных на основе данных бухгалтерского баланса предприятия, представленного в приложении 1 (см. Таблицу 2).
Таблица 2:
Основные экономические показатели АО «Совхоз Пуровский» за 2015-2017 гг.
№ п/п |
Наименование показателя |
Значение показателя, тыс. руб. |
Абс. откл(+/-), тыс. руб. |
Относ.откл ,% |
||||
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2016 к 2015 |
2017 к 2016 |
2016 к 2015 |
2017 к 2016 |
||
1 |
Всего имущество |
857964 |
955185 |
929815 |
97221 |
-25370 |
11,33 |
-2,66 |
2 |
в том числе основных средств |
295927 |
286789 |
284808 |
-9138 |
-1981 |
-3,09 |
-0,69 |
3 |
краткосрочных оборотных активов |
335669 |
387845 |
354237 |
52176 |
-33608 |
15,54 |
-8,67 |
4 |
Собственные средства |
500118 |
500449 |
500556 |
331 |
107 |
0,07 |
0,02 |
5 |
Сумма задолженности |
357546 |
454736 |
429259 |
97190 |
-25477 |
27,18 |
-5,60 |
6 |
Краткосрочные обязательства |
357546 |
454736 |
429259 |
97190 |
-25477 |
27,18 |
-5,60 |
7 |
Долгосрочные заемные средства |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
8 |
Выручка от продаж |
27675 |
27346 |
36683 |
-329 |
9337 |
-1,19 |
34,14 |
9 |
Себестоимость продаж |
123026 |
130995 |
170058 |
7969 |
39063 |
6,48 |
29,82 |
10 |
Запасы и затраты |
111858 |
162185 |
180070 |
50327 |
17885 |
44,99 |
11,03 |
11 |
Балансовая прибыль |
-95351 |
-103649 |
-133375 |
-8298 |
-29726 |
8,70 |
28,68 |
12 |
Чистая прибыль |
31 |
107 |
31 |
76 |
245,16 |
||
13 |
Среднегодовой остаток оборотных средств |
351041,5 |
361757 |
371041 |
10715,5 |
9284 |
3,05 |
2,57 |
14 |
Среднегодовой остаток запасов |
110272,5 |
137021,5 |
171127,5 |
26749 |
34106 |
24,26 |
24,89 |
15 |
Среднегодовой остаток дебиторской задолженности |
172613,5 |
130660 |
158494,5 |
-41953,5 |
27834,5 |
-24,30 |
21,30 |
По полученным данным, можно сделать вывод, что стоимость имущества АО «Совхоз Пуровский» за исследуемый период 2015-2017 гг. увеличилась в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 97221,0 тыс. руб. (11,33 %), уменьшилась в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 25370,0 тыс. руб. (2,66 %)
Основные средства уменьшились в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 9138,0 тыс. руб. (3,09 %), уменьшились в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 1981,0 тыс. руб. (0,69 %)
Собственные средства увеличились в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 331,0 тыс. руб. (0,07 %), увеличились в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 107,0 тыс. руб. (0,02 %)
Сумма задолженности увеличилась в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 97190,0 тыс. руб. (27,18 %), уменьшилась в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 25477,0 тыс. руб. (5,60 %)
Краткосрочные обязательства увеличились в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 97190,0 тыс. руб. (27,18 %), уменьшились в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 25477,0 тыс. руб. (5,60 %)
Отмечено также, что выручка от реализации предприятия АО «Совхоз Пуровский» уменьшилась в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 329,0 тыс. руб. (1,19 %), увеличилась в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 9337,0 тыс. руб. (34,14 %)
Себестоимость реализованной продукции увеличилась в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 7969,0 тыс. руб. (6,48 %), увеличилась в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 39063,0 тыс. руб. (29,82 %)
Запасы и затраты увеличились в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 50327,0 тыс. руб. (44,99 %), увеличились в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 17885,0 тыс. руб. (11,03 %)
Балансовая прибыль уменьшилась в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 8298,0 тыс. руб. (8,70 %), уменьшилась в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 29726,0 тыс. руб. (28,68 %)
Чистая прибыль предприятия АО «Совхоз Пуровский» увеличилась в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 31,0 тыс. руб., увеличилась в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 76,0 тыс. руб. (245,16 %)
2.2. Методология и организация оценки коммуникаций
Для оценки коммуникаций, информационного обмена на АО «Совхоз Пуровский» был проведен комплексный анализ по трем основным направлениям:
- контроль письменных (документальных) коммуникаций;
- контроль устных коммуникаций;
- оценка уровня сформированности коммуникационно-организационной составляющей деятельности, в области коммуникационной компетентности сотрудников посредством тестирования по методике предложенной В.В. Синявским, В.А. Федорошиным и проведения наблюдения.
Для реализации оценки коммуникаций, информационного обмена по первому направлению был проведен контроль отклика на прохождение контрольного документа (приказа об аттестации коммуникационно-организаторской компетентности сотрудников, работающих на компьютерах АО «Совхоз Пуровский» Приложение) в системе документооборота предприятия по подразделениям. По данному направлению сотрудниками АО «Совхоз Пуровский» был продемонстрирован высокий уровень эффективности письменных (документальных) коммуникаций, что подтвердил тот факт, что всеми подразделениями распоряжение было выполнено, что было задокументировано и отчеты с протоколами тестирования (Приложение 3) после аттестации высланы секретарю предприятия.
Для реализации оценки устных коммуникаций, информационного обмена по второму направлению было передано телефонное приглашение на тренинг по развитию коммуникативных навыков сотрудникам с фиксацией количества отреагировавших, пришедших на тренинг. По этому направлению сотрудниками АО «Совхоз Пуровский» также был продемонстрирован высокий уровень эффективности устных (телефонных) коммуникаций, что подтвердил тот факт, что представители всех подразделений приняли участие в тренинге (в общем числе 78% сотрудников, работающих на компьютерах приняло участие в тренинге), что было задокументировано и протокол выслан секретарю.
При тестировании для оценки коммуникативных и организаторских способностей сотрудников использовали описание методики «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (далее –КОС), электронный онлайн вариант проведения тестирования URL: https://psytests.org/profession/kos1-run.html.
Целесообразность использования вышеуказанной методики объясняется тем, что «В профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием человека с другими людьми, в качестве стержневых выступают коммуникативные и организаторские способности, без которых не может быть обеспечен успех в работе. Главное содержание деятельности работников таких профессий - руководство коллективами, обучение, воспитание, культурно-просветительское и бытовое обслуживание людей и т.д. По результатам ответов испытуемого появляется возможность выявить качественные особенности его коммуникативных и организаторских склонностей» [22].
При проведении тестирования по подразделениям АО «Совхоз Пуровский» сотрудники проявили в целом средний уровень коммуникационно-организаторской компетентности.
Было также проведено наблюдение за коммуникациями сотрудников различных подразделений АО «Совхоз Пуровский» и выявлены основные типы коммуникационных барьеров, которые им свойственны. Результаты оценки и описание коммуникационных барьеров приведем далее.
2.3. Результаты оценки эффективности коммуникаций
При выявленном общем среднем уровне коммуникационной компетентности сотрудников АО «Совхоз Пуровский» в числе основных типов наблюдаемых коммуникационных барьеров отмечены барьеры непонимания. Как отмечает С.Г. Сапегина «Барьеры непонимания связаны с неэффективной вербальной коммуникацией (трудности в передаче и понимании информации)» [23].
В том числе:
Во-первых, наблюдались семантические коммуникационные барьеры при неправильном понимании значения информации передаваемой в процессе коммуникации. Например, программист-системщик АО «Совхоз Пуровский» пришел по заявке оператора для проверки неработающего компьютера. ИТ-специалист говорит оператору: «Я возьму эту башню на ремонт, а другую поставлю взамен, кажется, винт навернулся». Использование программистом профессионального жаргона («башня» – процессорный блок, «винт навернулся» – вышло из строя устройство хранения данных) вызвало непонимание оператора.
Во-вторых, у сотрудников АО «Совхоз Пуровский» отмечались многочисленные фонетические, стилистические и логические коммуникационные барьеры, толкуемые С.Г. Сапегиной следующим образом «Фонетические барьеры – препятствия, создаваемые особенностями речи говорящего (наличие дефектов речи, невнятная речь, речьскороговорка и др.). Стилистические барьеры – это нарушения соотношения формы представления информации с ее содержанием. Стиль изложения информации может быть неуместным, слишком тяжелым или легковесным, не соответствующим ситуации и намерениям партнера. Неприятие могут вызывать и вредные вербальные привычки собеседника (использование в речи слов и звуков-паразитов: «это самое», «так сказать», «ну», «так», «как бы», «э-э», «м-м» и т.д.). Логические барьеры – коммуникативные помехи, возникающие вследствие несовпадения логических действий и умозаключений партнеров по общению. Каждый человек видит коммуникативную ситуацию посвоему, со своей точки зрения. Кроме того, одни и те же слова в разных ситуациях могут иметь совершенно иной смысл» [24].