Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Экспериментальное исследование адаптации первоклассника к школьному обучению).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Математика - 6 первоклассников (Ксения Т., Азат Г., Савелий В., Антон Ч., Кирилл М., Ангелина К.);
  2. Русский язык - 7 первоклассников (Владислав К., Константин К., Елена Ш., Даниил Ч., Азат Г., Савелий В., Антон Ч., Кирилл М., Ангелина К.);
  3. Технология - 5 первоклассников (Светлана Л., Роман К., Савелий В., Антон Ч., Софья К.);
  4. Физкультура -1 первоклассник (Софья К.);
  5. Окружающий мир - 1 первоклассник (Елена Ш.);
  6. Чтение - 7 первоклассников (Ринат А., Владислав К., Ксения Т., Ксения Т., Савелий В., Савелий П., Кирилл М.).

Высокий уровень тревожности у первоклассников характеризуется следующими чертами: повышенное беспокойство, неуверенность и эмоциональная неусточивость, эти черты мешают процессу адаптации тем, что ребенок очень отвлекается от деятельности, испытывает внутренние переживания, возникают страхи и процесс адаптации существенно затормаживается.

Средний уровень тревожности:

  1. Математика - 12 первоклассников (Ринат А., Константин К., Светлана Л., Елена Ш., Елизавета А., Даниил Ч., Савелий П., Софья Ч., Валерия К., Софья К., Максим Ш., Ангелина Ш.);
  2. Русский язык - 11 первоклассников (Ринат А., Светлана Л., Елизавета А., Ксения Т., Савелий П., Савелий В., Софья Ч., Валерия К., Антон Ч., Софья К., Максим Ш., Ангелина Ш.);
  3. Технология - 15 первоклассников (Ринат А., Владислав К., , Константин К., Елена Ш., Елизавета А., Ксения Т., Даниил Ч., Азат Г., Савелий П., Софья Ч., Кирилл М., Валерия К., Максим Ш., Ангелина Ш.);
  4. Физкультура - 14 первоклассников (Ринат А., Владислав К., , Константин К., Ксения Т., Роман К., Даниил Ч., Азат Г., Савелий В., Савелий П., Антон Ч., Кирилл М., Валерия К., Ангелина К., Максим Ш.);
  5. Окружающий мир - 10 первоклассников (Светлана Л., Елизавета А., Ксения Т., Даниил Ч., Софья Ч., Кирилл М., Валерия К., Софья К., Ангелина К., Ангелина Ш.);
  6. Чтение - 10 первоклассников (Константин К., Светлана Л., Елена Ш., Елизавета А., Даниил Ч., Софья Ч., Антон Ч., Софья К., Ангелина К., Ангелина Ш.).

Средний уровень тревожности у первоклассников свидетельствует о том, что они не справляются с требованиями учителей, испытывают трудности в школьной деятельности, не понимают объяснений на занятиях, в свою очередь это сказывается на адаптации, если во время не оказать помощь такому в ребенку, в будущем могут возникнуть серьезные затруднения в дальнейшем образовательном процессе.

Низкий уровень тревожности:

  1. Математика - 2 первоклассника (Владислав К., Роман К.);
  2. Русский - 2 первоклассника (Ксения Т., Ангелина К.);
  3. Физкультура - 5 первоклассников (Светлана Л., Елена Ш., Елизавета А., Софья Ч., Ангелина Ш.);
  4. Окружающий мир - 9 первоклассников (Ринат А., Владислав К., Константин К., Роман К., Азат Г., Савелий В., Савелий П., Антон Ч., Максим Ш.);
  5. Чтение - 3 первоклассника (Азат Г., Валерия К., Максим Ш.). методике «Градусник» (авт. Фетискин Н.П.)

Низкий уровень тревожности у первоклассников свидетельствует о том, что эмоциональное состояние ребенка в норме и он быстро находит контакт со взрослыми, а это говорит о том, что ему и учителю будет проще наладить контакт, что в дальнейшем благоприятно повлияет на его учебную и воспитательную деятельность.

Условные обозначения (в градусах):

35° - усталось, сонливость, вялость;

36.6° - чувствую себя хорошо;

38° - чувствую себя неважно;

39° - чувствую себя плохо;

40° - чувствую себя очень плохо.

Далее рассмотрим результаты исследования школьной мотивации по методике «Что мне нравится в школе» (авт. Лусканова Н.Г.). Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Результаты исследования адаптации первоклассников по методике «Что мне нравится в школе» (авт. Лусканова Н.Г.)

Исследуемые:

Результаты:

Соответствие рисунков теме:

Баллы:

Ринат А.

+

19

Владислав К.

+

15

Константин К.

-

17

Светлана Л.

+

28

Елена Ш.

+

19

Елизавета А.

+

26

Ксения Т.

+

17

Роман К.

+

28

Даниил Ч.

+

18

Азат Г.

-

13

Савелий В.

+

22

Савелий П.

-

20

Софья Ч.

+

24

Антон Ч.

+

16

Кирилл М.

+

24

Валерия К.

+

30

Софья К.

+

24

Ангелина К.

-

18

Максим Ш.

+

18

Ангелина Ш.

+

23

Условные обозначения:

Знак «+» - рисунок соответствует теме.

Знак «-» - рисунок не соответствует теме.

Проанализируем полученные результаты исследования:

Высокий уровень школьной мотивации был выявлен у 4 первоклассников (Светлана Л., Елизавета А., Роман К., Валерия К.), что свидетельствует о том, что такие дети заинтересованы в получении знаний и четко следуют указаниям учителя, отличаются добросовестностью, ответственность, испытывают сильные переживания по поводу неудовлетворительных отметок, такие дети лучше и быстрее всего адаптируются к школе, потому что имеют все необходимые навыки для этого.


Средний уровень школьной мотивации был выявлен у 6 первоклассников (Савелий В., Савелий П., Софья Ч., Кирилл М., Софья К., Ангелина Ш.), что свидетельствует о том, что большинство первоклассников, которые успешно справляются с учебной деятельностью. Но когда учитель ставит вопрос, они проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Такие дети, довольно успешно приспособленные к учебе, в дальнейшем в большинстве случаев этот период проходят успешно.

Низкий уровень школьной мотивации был выявлен только у 1 первоклассника (Азат Г.), что свидетельствует о том, что такие дети неохотно посещают школу, предпочитают пропускать занятия, во время урока занимаются всем тем, чем можно, кроме учебы. В связи с этим, они испытывают значительные затруднения в образовательной деятельности. Помимо этого предпочитают играть и изображать отдельные момент из игр, находятся в неустойчивом положении и не могут нормально адаптироваться к условиям школы, что в дальнейшем ведет к серьезным проблемам.

Внешняя уровень школьной мотивации был выявлен у 9 первоклассников (Ринат А., Владислав К., Константин К., Елена Ш., Ксения Т., Даниил Ч., Антон Ч., Ангелина К., Максим Ш.), что свидетельствует о том, что такие дети приходят в школу не из желания получать знания, а из потребности в общении с другими детьми или учителем. Учебная деятельность их не привлекает, это серьезно сказывается на дальнейшем обучении. После того, как данный период проходит, большое количество школьного изученного материала упущено и требуется приложить серьезные усилия, чтобы догнать своих сверстников.

Подводя итоги проведенного нами исследования социально психологической адаптации, мы можем сделать вывод о том, что 4 первоклассника продемонстрировали высокий уровень школьной мотивации, 6 первоклассников продемонстрировали средний уровень школьной мотивации, 1 первоклассник продемонстрировал низкий уровень мотивации и 9 первоклассников продемонстрировали внешнюю мотивацию.

Первоклассникам, продемонстрировавшим низкий уровень адаптации, необходимо социально-психологическое сопровождение, которое заключается в диагностике, коррекции.

Коррекционно-развивающая система занятий и упражнений способствующая повышению уровня адаптации представлена в следующем параграфе.

Данная диагностика показала, что большинство детей, положительно относятся к школе, с внешней мотивацией не учебного характера.

Таким образом, в данном подпункте мы рассмотрели результаты анализа исследования адаптации первоклассников к школьному обучению.


2.3.Система занятий направленная на повышение уровня адаптации первоклассников к школьному обучению

В данном подпункте представлена система занятий, которая направлена на создание среды для повышения уровня адаптации первоклассников к школьному обучению.

Аудитория: данная система занятий предназначена для детей, поступающих в первый класс.

Цель: создание условий для формирования среды, в которой будет осуществляться социально-психологическая адаптация первоклассников к школьному обучению и оказание психологической помощи первоклассникам на первичном этапе обучения, создание эмоционального комфорта в детском коллективе.

Задачи:

  1. Создавать условия для развития положительной учебной мотивации и интереса к школьному обучению;
  2. Развивать умения оценивать себя и свою деятельность в ситуации игровой и учебной деятельности;
  3. Развивать у детей социальные и коммуникативные навыки, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками;
  4. Развивать свойства произвольного внимания.

Занятие № 1 Вводное

Цель занятия: создание условий, в которых будет происходить знакомство участников группы друг с другом.

Задачи занятия:

1. Познакомить участников тренинга друг с другом;

2. Обсудить правила работы в тренинговой группе;

3. Способствовать преодолению эмоционального напряжения в группе между участниками.

Оборудование и материалы: помещение, стулья.

Время проведения: 35-50 мин.

Упражнение 1 «Давайте познакомимся!».

Цель: создание условий для более близкого знакомства детей в микро группе. Создание условий в группе для формирования атмосферы доверия и доброжелательности.

Оборудование и материалы: помещение, стулья, мяч.

Время проведения: 5-7 мин.

Ведущий предлагает детям встать в круг. Каждый участник громко и чётко называет своё имя по кругу. Затем тот, у кого мяч бросает мяч кому- либо из детей называя при этом его имя.

Упражнение 2 «Передай движение по кругу».

Цель: создание условий для мотивации на совместную работу, создание условий для формирования положительного эмоционального фона.


Оборудование и материалы: помещение, стулья.

Время проведения: 4-5 мин.

После того, как все расселись на своих стульчиках, по часовой стрелке, педагог передает движение по кругу, новое движение задается только после того, как каждый выполнит предыдущее и «передаст» его педагогу:

  1. хлопок;
  2. топнуть ногой;
  3. поднять и опустить плечи;
  4. щелкнуть пальцами;
  5. хрюкнуть;
  6. повернуть голову вправо.

Упражнение 3«Слушай хлопки!».

Цель: создание условий для развития свойств внимания и произвольности поведения.

Оборудование и материалы: помещение, стулья, магнитофон с музыкой. Время проведения: 5-7 мин.

Дети двигаются свободно в группе (можно под музыку). Когда ведущий хлопнет в ладоши определенное количество раз, дети принимают соответствующую позу на 10-20 сек.

  1. Поза «аиста» - ребенок стоит на одной ноге. Поджав другую.
  2. Поза «лягушки» - присесть, пятки вместе, носки и колени в сторону, руки между ногами на полу.
  3. Дети возобновляют ходьбу.
  4. Рекомендации: Проигрывание игры не более 4-х раз с добавлением ещё 2-х поз (зайчики, лошадки и т.д.)

Упражнение 4 «Укрась свое имя».

Цель: создание условий для повышения уровня самопринятия. Оборудование и материалы: помещение, стулья, листы бумаги формата А4, цветные карандаши, фломастеры.

Время проведения: 10-12 мин.

Имена детей пишутся на листочках. Далее детям предлагается украсить свое имя (цветом, орнаментом, сказочными персонажами, превратить свое имя в какое-либо изображение).

Упражнение 5.

Игровая разминка «Подарки»

Цель: создание условий для содействия в установлении дружеских отношений в коллективе.

Оборудование и материалы: помещение, стулья, мяч.

Время проведения: 5-7 мин.

Упражнение выполняется в круге с мячом. Педагог предлагает всем встать в круг. Далее сообщает, что наступило время дарить и получать подарки. Он говорит: «Представьте себе, что это не мяч, а подарок, который вы хотите подарить на день рождения нашей группе. Сейчас невербально покажите подарок, когда другие угадают, что вы загадали, по цепочке предавайте мяч друг другу».

Упражнение 6 «Доброе животное».

Цель: создание условий для развития у детей социальных и коммуникативных умений, создание условий для формирования благоприятного психологического климата, создание условий для получения обратной связи.

Оборудование и материалы: помещение, стулья.

Время проведения: 7-10 мин.

Ведущий тихим, таинственным голосом говорит: Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох - делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох - 2 шага назад. Вдох - 2 шага вперед. Выдох - 2 шага назад.