Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Экспериментальное исследование адаптации первоклассника к школьному обучению).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 .Теоретические подходы к проблеме адаптации детей в условиях первого класса школы.
1.1.Понятие, структура и уровни адаптации первоклассников к школе
1.2.Адаптация детей, поступающих в первый класс
Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
2.1.База и методы исследования
2.2.Анализ результатов исследования
2.3.Система занятий направленная на повышение уровня адаптации первоклассников к школьному обучению
- Математика - 6 первоклассников (Ксения Т., Азат Г., Савелий В., Антон Ч., Кирилл М., Ангелина К.);
- Русский язык - 7 первоклассников (Владислав К., Константин К., Елена Ш., Даниил Ч., Азат Г., Савелий В., Антон Ч., Кирилл М., Ангелина К.);
- Технология - 5 первоклассников (Светлана Л., Роман К., Савелий В., Антон Ч., Софья К.);
- Физкультура -1 первоклассник (Софья К.);
- Окружающий мир - 1 первоклассник (Елена Ш.);
- Чтение - 7 первоклассников (Ринат А., Владислав К., Ксения Т., Ксения Т., Савелий В., Савелий П., Кирилл М.).
Высокий уровень тревожности у первоклассников характеризуется следующими чертами: повышенное беспокойство, неуверенность и эмоциональная неусточивость, эти черты мешают процессу адаптации тем, что ребенок очень отвлекается от деятельности, испытывает внутренние переживания, возникают страхи и процесс адаптации существенно затормаживается.
Средний уровень тревожности:
- Математика - 12 первоклассников (Ринат А., Константин К., Светлана Л., Елена Ш., Елизавета А., Даниил Ч., Савелий П., Софья Ч., Валерия К., Софья К., Максим Ш., Ангелина Ш.);
- Русский язык - 11 первоклассников (Ринат А., Светлана Л., Елизавета А., Ксения Т., Савелий П., Савелий В., Софья Ч., Валерия К., Антон Ч., Софья К., Максим Ш., Ангелина Ш.);
- Технология - 15 первоклассников (Ринат А., Владислав К., , Константин К., Елена Ш., Елизавета А., Ксения Т., Даниил Ч., Азат Г., Савелий П., Софья Ч., Кирилл М., Валерия К., Максим Ш., Ангелина Ш.);
- Физкультура - 14 первоклассников (Ринат А., Владислав К., , Константин К., Ксения Т., Роман К., Даниил Ч., Азат Г., Савелий В., Савелий П., Антон Ч., Кирилл М., Валерия К., Ангелина К., Максим Ш.);
- Окружающий мир - 10 первоклассников (Светлана Л., Елизавета А., Ксения Т., Даниил Ч., Софья Ч., Кирилл М., Валерия К., Софья К., Ангелина К., Ангелина Ш.);
- Чтение - 10 первоклассников (Константин К., Светлана Л., Елена Ш., Елизавета А., Даниил Ч., Софья Ч., Антон Ч., Софья К., Ангелина К., Ангелина Ш.).
Средний уровень тревожности у первоклассников свидетельствует о том, что они не справляются с требованиями учителей, испытывают трудности в школьной деятельности, не понимают объяснений на занятиях, в свою очередь это сказывается на адаптации, если во время не оказать помощь такому в ребенку, в будущем могут возникнуть серьезные затруднения в дальнейшем образовательном процессе.
Низкий уровень тревожности:
- Математика - 2 первоклассника (Владислав К., Роман К.);
- Русский - 2 первоклассника (Ксения Т., Ангелина К.);
- Физкультура - 5 первоклассников (Светлана Л., Елена Ш., Елизавета А., Софья Ч., Ангелина Ш.);
- Окружающий мир - 9 первоклассников (Ринат А., Владислав К., Константин К., Роман К., Азат Г., Савелий В., Савелий П., Антон Ч., Максим Ш.);
- Чтение - 3 первоклассника (Азат Г., Валерия К., Максим Ш.). методике «Градусник» (авт. Фетискин Н.П.)
Низкий уровень тревожности у первоклассников свидетельствует о том, что эмоциональное состояние ребенка в норме и он быстро находит контакт со взрослыми, а это говорит о том, что ему и учителю будет проще наладить контакт, что в дальнейшем благоприятно повлияет на его учебную и воспитательную деятельность.
Условные обозначения (в градусах):
35° - усталось, сонливость, вялость;
36.6° - чувствую себя хорошо;
38° - чувствую себя неважно;
39° - чувствую себя плохо;
40° - чувствую себя очень плохо.
Далее рассмотрим результаты исследования школьной мотивации по методике «Что мне нравится в школе» (авт. Лусканова Н.Г.). Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Результаты исследования адаптации первоклассников по методике «Что мне нравится в школе» (авт. Лусканова Н.Г.)
Исследуемые: |
Результаты: |
|
Соответствие рисунков теме: |
Баллы: |
|
Ринат А. |
+ |
19 |
Владислав К. |
+ |
15 |
Константин К. |
- |
17 |
Светлана Л. |
+ |
28 |
Елена Ш. |
+ |
19 |
Елизавета А. |
+ |
26 |
Ксения Т. |
+ |
17 |
Роман К. |
+ |
28 |
Даниил Ч. |
+ |
18 |
Азат Г. |
- |
13 |
Савелий В. |
+ |
22 |
Савелий П. |
- |
20 |
Софья Ч. |
+ |
24 |
Антон Ч. |
+ |
16 |
Кирилл М. |
+ |
24 |
Валерия К. |
+ |
30 |
Софья К. |
+ |
24 |
Ангелина К. |
- |
18 |
Максим Ш. |
+ |
18 |
Ангелина Ш. |
+ |
23 |
Условные обозначения:
Знак «+» - рисунок соответствует теме.
Знак «-» - рисунок не соответствует теме.
Проанализируем полученные результаты исследования:
Высокий уровень школьной мотивации был выявлен у 4 первоклассников (Светлана Л., Елизавета А., Роман К., Валерия К.), что свидетельствует о том, что такие дети заинтересованы в получении знаний и четко следуют указаниям учителя, отличаются добросовестностью, ответственность, испытывают сильные переживания по поводу неудовлетворительных отметок, такие дети лучше и быстрее всего адаптируются к школе, потому что имеют все необходимые навыки для этого.
Средний уровень школьной мотивации был выявлен у 6 первоклассников (Савелий В., Савелий П., Софья Ч., Кирилл М., Софья К., Ангелина Ш.), что свидетельствует о том, что большинство первоклассников, которые успешно справляются с учебной деятельностью. Но когда учитель ставит вопрос, они проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Такие дети, довольно успешно приспособленные к учебе, в дальнейшем в большинстве случаев этот период проходят успешно.
Низкий уровень школьной мотивации был выявлен только у 1 первоклассника (Азат Г.), что свидетельствует о том, что такие дети неохотно посещают школу, предпочитают пропускать занятия, во время урока занимаются всем тем, чем можно, кроме учебы. В связи с этим, они испытывают значительные затруднения в образовательной деятельности. Помимо этого предпочитают играть и изображать отдельные момент из игр, находятся в неустойчивом положении и не могут нормально адаптироваться к условиям школы, что в дальнейшем ведет к серьезным проблемам.
Внешняя уровень школьной мотивации был выявлен у 9 первоклассников (Ринат А., Владислав К., Константин К., Елена Ш., Ксения Т., Даниил Ч., Антон Ч., Ангелина К., Максим Ш.), что свидетельствует о том, что такие дети приходят в школу не из желания получать знания, а из потребности в общении с другими детьми или учителем. Учебная деятельность их не привлекает, это серьезно сказывается на дальнейшем обучении. После того, как данный период проходит, большое количество школьного изученного материала упущено и требуется приложить серьезные усилия, чтобы догнать своих сверстников.
Подводя итоги проведенного нами исследования социально психологической адаптации, мы можем сделать вывод о том, что 4 первоклассника продемонстрировали высокий уровень школьной мотивации, 6 первоклассников продемонстрировали средний уровень школьной мотивации, 1 первоклассник продемонстрировал низкий уровень мотивации и 9 первоклассников продемонстрировали внешнюю мотивацию.
Первоклассникам, продемонстрировавшим низкий уровень адаптации, необходимо социально-психологическое сопровождение, которое заключается в диагностике, коррекции.
Коррекционно-развивающая система занятий и упражнений способствующая повышению уровня адаптации представлена в следующем параграфе.
Данная диагностика показала, что большинство детей, положительно относятся к школе, с внешней мотивацией не учебного характера.
Таким образом, в данном подпункте мы рассмотрели результаты анализа исследования адаптации первоклассников к школьному обучению.
2.3.Система занятий направленная на повышение уровня адаптации первоклассников к школьному обучению
В данном подпункте представлена система занятий, которая направлена на создание среды для повышения уровня адаптации первоклассников к школьному обучению.
Аудитория: данная система занятий предназначена для детей, поступающих в первый класс.
Цель: создание условий для формирования среды, в которой будет осуществляться социально-психологическая адаптация первоклассников к школьному обучению и оказание психологической помощи первоклассникам на первичном этапе обучения, создание эмоционального комфорта в детском коллективе.
Задачи:
- Создавать условия для развития положительной учебной мотивации и интереса к школьному обучению;
- Развивать умения оценивать себя и свою деятельность в ситуации игровой и учебной деятельности;
- Развивать у детей социальные и коммуникативные навыки, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками;
- Развивать свойства произвольного внимания.
Занятие № 1 Вводное
Цель занятия: создание условий, в которых будет происходить знакомство участников группы друг с другом.
Задачи занятия:
1. Познакомить участников тренинга друг с другом;
2. Обсудить правила работы в тренинговой группе;
3. Способствовать преодолению эмоционального напряжения в группе между участниками.
Оборудование и материалы: помещение, стулья.
Время проведения: 35-50 мин.
Упражнение 1 «Давайте познакомимся!».
Цель: создание условий для более близкого знакомства детей в микро группе. Создание условий в группе для формирования атмосферы доверия и доброжелательности.
Оборудование и материалы: помещение, стулья, мяч.
Время проведения: 5-7 мин.
Ведущий предлагает детям встать в круг. Каждый участник громко и чётко называет своё имя по кругу. Затем тот, у кого мяч бросает мяч кому- либо из детей называя при этом его имя.
Упражнение 2 «Передай движение по кругу».
Цель: создание условий для мотивации на совместную работу, создание условий для формирования положительного эмоционального фона.
Оборудование и материалы: помещение, стулья.
Время проведения: 4-5 мин.
После того, как все расселись на своих стульчиках, по часовой стрелке, педагог передает движение по кругу, новое движение задается только после того, как каждый выполнит предыдущее и «передаст» его педагогу:
- хлопок;
- топнуть ногой;
- поднять и опустить плечи;
- щелкнуть пальцами;
- хрюкнуть;
- повернуть голову вправо.
Упражнение 3«Слушай хлопки!».
Цель: создание условий для развития свойств внимания и произвольности поведения.
Оборудование и материалы: помещение, стулья, магнитофон с музыкой. Время проведения: 5-7 мин.
Дети двигаются свободно в группе (можно под музыку). Когда ведущий хлопнет в ладоши определенное количество раз, дети принимают соответствующую позу на 10-20 сек.
- Поза «аиста» - ребенок стоит на одной ноге. Поджав другую.
- Поза «лягушки» - присесть, пятки вместе, носки и колени в сторону, руки между ногами на полу.
- Дети возобновляют ходьбу.
- Рекомендации: Проигрывание игры не более 4-х раз с добавлением ещё 2-х поз (зайчики, лошадки и т.д.)
Упражнение 4 «Укрась свое имя».
Цель: создание условий для повышения уровня самопринятия. Оборудование и материалы: помещение, стулья, листы бумаги формата А4, цветные карандаши, фломастеры.
Время проведения: 10-12 мин.
Имена детей пишутся на листочках. Далее детям предлагается украсить свое имя (цветом, орнаментом, сказочными персонажами, превратить свое имя в какое-либо изображение).
Упражнение 5.
Игровая разминка «Подарки»
Цель: создание условий для содействия в установлении дружеских отношений в коллективе.
Оборудование и материалы: помещение, стулья, мяч.
Время проведения: 5-7 мин.
Упражнение выполняется в круге с мячом. Педагог предлагает всем встать в круг. Далее сообщает, что наступило время дарить и получать подарки. Он говорит: «Представьте себе, что это не мяч, а подарок, который вы хотите подарить на день рождения нашей группе. Сейчас невербально покажите подарок, когда другие угадают, что вы загадали, по цепочке предавайте мяч друг другу».
Упражнение 6 «Доброе животное».
Цель: создание условий для развития у детей социальных и коммуникативных умений, создание условий для формирования благоприятного психологического климата, создание условий для получения обратной связи.
Оборудование и материалы: помещение, стулья.
Время проведения: 7-10 мин.
Ведущий тихим, таинственным голосом говорит: Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох - делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох - 2 шага назад. Вдох - 2 шага вперед. Выдох - 2 шага назад.