Файл: Взаимодействие органов государственной власти и молодежных организаций в Российской Федерации: современное состояние и пути совершенствования (Формы взаимодействия государства и молодежных организаций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Становление и многообразие молодежных организаций. Развитие их взаимоотношений с государством

1.1. Исторический аспект становления молодежных организаций и их взаимоотношений с государством

1.2. Молодежные организации на современном этапе

2. Формы взаимодействия государства и молодежных организаций

2.1. Взаимодействие государства и молодежных организаций в реализации молодежной политики

2.2. Молодежный парламентаризм как инновационная форма взаимодействия государства и молодежных организаций

3. Взаимодействие органов государственной власти и молодежных организаций на примере Приморского края

3.1. Молодежная парламентская ассамблея при Законодательном Собрании Приморского края

3.2. Оценка деятельности Молодежной парламентской ассамблеи при ЗСПК и пути ее совершенствования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Социально-экономические и общественно-политические процессы в Российской Федерации, которые привели к значительному ослаблению государственного контроля над обществом в целом и конкретными личностями в частности, вызвали демонополизацию и дифференциацию молодежного движения, в корне изменив его сущность. Демонополизация выражалась, прежде всего, в утере комсомолом главенствующих позиций единственной молодежной организации в стране, которая ранее контролировала все молодежное движение. Кроме того, шел процесс деполитизации и разгосударствления организаций молодежи. Они выходили из-под влияния политических сил, а результатом разгосударствления стало формирование партнерстве государства и молодежного движения.

1.2. Молодежные организации на современном этапе

В настоящее время в нашей стране существует 427 тысячи молодежных организаций. Они могут быть общероссийскими, международными, межрегиональными, региональными и местными. Статистика говорит, что более половины всех молодых жителей России считают оправданным их существование, но при этом участвовать в их работе желали бы вдвое меньше. В действительности же членами молодежных организаций является примерно 4 % российской молодежи.

Реформы, осуществлявшиеся в последние десятилетия в нашей стране, спровоцировали процесс формирования самых разных общественных движений. Конечно, быстрое увеличение их количества совсем не означает соответствия качественному составу, однако значимость молодежных организаций для становления гражданского общества Российского государства не вызывает сомнений.

Во-первых, объединяя молодых людей по принципу удовлетворения общности интересов, такие организации способствуют реализации главной стратегии молодежной политики - ориентированному решению проблем определенной группы либо сообщества. Во-вторых, кроме возможности обсудить способы решения конкретной проблемы, молодежные организации дают ряд преимуществ для развития их членов как личностей в контексте определенной общественной культуры [10, с.153].

Следует отметить, что, несмотря на тенденцию увеличение количества молодежных организаций и их членов, они не стали массовыми. В СМИ довольно часто появляются критические заметки о бессилии даже весьма крупных молодежных организаций, их искусственном характере, слабой связи с остальной молодежью и отсутствии умений вести работу с ней. Однако, их польза все же несомненна, так как молодежные общественные объединения - необходимое звено самореализации и социализации молодых людей, приобретения ими навыков определенной организационной культуры, умения руководить и подчиняться руководству, а как следствия – становления правового государства и гражданского общества.


Молодежные организации, которые действуют в нашей стране в настоящее время, можно классифицировать по разным основаниям. Так, по отношению к политике и политическим структурам данные организации можно разделить на четыре основные группы:

- аполитичные, деятельность которых политически индифферентна. К ним относятся творческие и спортивные организации, объединения по интересам;

- идеологические, руководители и лидеры которых отрицают любую взаимосвязь с политикой, политическими структурами, отвергая саму возможность участия в политических процессах. Тем не менее, в программных документах таких организаций зафиксированы конкретные идеологические положения, например, создание «в интересах защиты прав и реализации интересов молодежи, развития личности и гражданского становления», с целью обеспечения «развития физического, интеллектуального и духовного потенциала молодежи как ответственных граждан своей страны». К таким организациям можно отнести гражданско-патриотические и поисковые объединения;

- политические молодежные организации, созданные при различных политических объединениях и действующие в строго заданных идеологических рамках. Политические партии обычно очень заинтересованы в собственном воспроизводстве, стараются рекрутировать будущих членов своих организаций из молодежной среды, создавая для них соответствующие организации при партиях в качестве функциональной ниши. Подобными организациями являются молодежный союз «Отечество», общероссийская организация «Молодежное единство» и иные молодежные фракции современных политических партий;

- политико-просветительские общественные объединения, которые нацелены на подготовку будущей составляющей отечественной политической элиты. К характерным особенностям деятельности таких организаций можно отнести: отсутствие ориентации на доктрину конкретной политической партии; направленность на политическое просвещение самой широкой объединения; организация непрофессиональной политической деятельности юношей и девушек, их стажировка в государственных органах, участие в работе общественных комиссий и комитетов, волонтерская деятельность в качестве помощников различных политических деятелей [22, с.108].

По спектру деятельности молодежных организаций можно выделить:

- организации, которые в качестве приоритетных в своей деятельности выделяют творческое, поисковое, военно-патриотическое, общественно-политическое, спортивное, религиозное, культурно-досуговое, историческое, профессиональное направление или деятельность социальной направленности;


- организации, которые организуют свою деятельность в сфере молодежного досуга, не выделяя особых приоритетов. Это могут быть штабы и союзы учащейся молодежи, различные студенческие организации;

- организации, которые реализуют очень широкий спектр направлений деятельности. Чаще всего, это самые крупные общественные молодежные объединения. В нашей стране к подобным можно причислить: общероссийскую общественную организацию «Российский союз молодежи», общероссийскую общественную организацию «Детские и молодежные социальные инициативы» (ДИМСИ); общероссийскую общественную организацию «Союз МЖК России»; общероссийскую общественную организацию «Молодежное единство».

Например, одной из самых крупных молодежных общероссийских организаций современной России стал Российский Союз Молодежи. Его территориальные организации работают в 76 субъектах Российской Федерации, а в программах РСМ принимают участие более пяти миллионов молодых людей. За годы деятельности РСМ сформировалась полноценная модель данной организации, построенная на концепции воспитания жизнеспособного поколения. Данная модель предполагает высокую конкурентоспособность молодежи во всех сферах жизнедеятельности за счет обладания рядом качеств: образованности, патриотизма, активной гражданской позиции, владения культурой общения, информационной культурой, нравственностью.

По региональному охвату молодежные организации подразделяются на:

- региональные (городские, районные, областные, краевые и т.д.). Одной из важных черт современных общественных движений следует признать его крайне неравномерное распределение по регионам страны. Основная часть молодежных организаций сосредоточена в больших городах (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург и пр.), в ряде крупных экономических центров, в столицах республик, которые входят в состав Российской Федерации;

- межрегиональные. Тенденция последних лет - в некоторых субъектах РФ идет формирование межрегиональных молодежных организаций. К ним можно отнести Межрегиональную общественную организацию «Ассоциация работников молодежной сферы» (в Тульской области), межрегиональную Ассоциацию клубов международной дружбы учащейся молодежи «Дом мира» (во Владимирской области), межрегиональную ассоциацию служб трудоустройства молодежи (в Пензенской области). Зачастую подобные организации создаются за счет объединения нескольких молодежных организаций;

- международные. Сейчас в нашей стране действуют отделения нескольких международных молодежных организаций, включая Христианскую Ассоциацию Молодых Людей, скаутские организации в ряде регионов, отделение Всемирного братства православной молодежи «Синдесмос».


По уровню взаимодействия с государством можно выделить следующие молодежные организации:

- включенные в Реестры организаций, которые пользуются поддержкой государства. Такая регистрация подразумевает возможность получения частичного финансирования программ данных организаций со стороны государства;

- не включенные в Реестры, но зарегистрированные в органах юстиции. Согласно данным Министерства юстиции РФ, на начало 2019 года в РФ зарегистрировано 79 общероссийских и международных молодежных общественных объединений;

- не зарегистрированные в органах юстиции РФ, но осуществляющие свою деятельность на основании учредительных документов. Обязательное условие – организация не должна преследовать достижение антигосударственных целей. Такими следует считать основную часть российских молодежных организаций (73 % от всех зарегистрированных).

Таким образом, в истории взаимоотношений государства и молодежи в можно наблюдать две основные тенденции: либо государство занималось исключительно запрещением, подавлением и пресечением любых действий молодежи по самоорганизации, либо государство подчиняло себе молодежное движение, обеспечивая полный контроль над ним. Однако с течением времени, вместе с либерализацией отношений в стране в целом, начиналось взаимодействие государства с молодежными организациями на основаниях сотрудничества, взаимного компромисса и консенсуса, отсутствия прямой регламентации и непримиримого противостояния.

2. Формы взаимодействия государства и молодежных организаций

2.1. Взаимодействие государства и молодежных организаций в реализации молодежной политики

Государственной молодежной политикой называется деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых и организационных условий, а также гарантий для социального становления и развития молодежи, наиболее полной реализации творческого потенциала молодых граждан на благо всего современного общества. Объект государственной политики - молодые люди от четырнадцати до тридцати лет, а также молодежные общественные объединения.


Основными целями государственной молодежной политики являются:

- оказание содействия процессу социального, культурного и физического развития молодых людей;

- противодействие дискриминации молодежи по возрастному цензу;

- создание соответствующих условий для того, чтобы молодежь могла полноценно участвовать в социально-экономической, политической и культурной жизни российского общества;

- обеспечение возможностей для каждого из молодых людей выбрать свой жизненный путь, достигнув личного успеха;

- содействие реализации инновационного потенциала молодых людей в интересах общественного развития [2, с.147].

Реализация мероприятий, составляющих государственную молодежную политику, осуществляется на следующих принципах:

- принцип участия - привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества в целом;

- принцип социальной компенсации - обеспечение социальной и правовой защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса;

- принцип гарантий - предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды, и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;

- принцип приоритета - оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области молодежной политики [7, с.251].

От позиции молодежи в общественно-политической жизни, стабильности и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований, ведь именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским. Также стоит отметить, что государственная молодежная политика и общественные организации в переходный период развития России не смогли обеспечить целенаправленного воспитания самостоятельной, идейной, ответственной молодежи и ее подготовки к жизни в самоорганизованном обществе. С другой стороны, весь комплекс проблем и противоречий, с которыми сталкивается Россия, формирует достаточно жесткий набор требований к новым поколениям. В основе этих проблем лежит недостаточность понимания специфики взаимодействия молодёжных организаций и местных органов власти в сфере молодёжной политики на территории России в прошлые годы.