Файл: Взаимодействие органов государственной власти и молодежных организаций в Российской Федерации: современное состояние и пути совершенствования (Формы взаимодействия государства и молодежных организаций).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Становление и многообразие молодежных организаций. Развитие их взаимоотношений с государством
1.1. Исторический аспект становления молодежных организаций и их взаимоотношений с государством
1.2. Молодежные организации на современном этапе
2. Формы взаимодействия государства и молодежных организаций
2.1. Взаимодействие государства и молодежных организаций в реализации молодежной политики
3.1. Молодежная парламентская ассамблея при Законодательном Собрании Приморского края
3.2. Оценка деятельности Молодежной парламентской ассамблеи при ЗСПК и пути ее совершенствования
Базовым документом в сфере молодежной политики в нашей стране в настоящее время является Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года. Данный документ разработан с учетом положений основополагающих правовых актов, таких, как Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 62/126 от 05.02.2007 г. «Политика и программы, касающиеся молодежи: молодежь в мировой экономике – содействие расширению участия молодежи в социально-экономическом развитии», «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года».
Цель Стратегии заключается в том, чтобы дать достойный ответ на стоящие перед нашей страной вызовы в сфере развитии молодежи, определив приоритеты государственной политики в отношении молодежи и инструменты по ее реализации. Стратегия призвана задать ориентиры развития субъектов молодежной политики на длительный период, а также определить параметры инвестиций в молодежные программы с целью совершенствования инфраструктуры молодежной политики. Она, фактически, является руководством для повседневной работы участников сферы молодежной политики на всех уровнях власти - федеральном, региональном и местном.
Цель государственной политики в отношении российской молодежи на средне- и долгосрочную перспективу – формирование конкурентоспособного молодого поколения россиян, достижение экономической, социальной и культурной конкурентоспособности российской молодежи. Обеспечение экономической конкурентоспособности молодежи предусматривает:
- развитие трудового потенциала, создание высококвалифицированных рабочих мест;
- обеспечение адаптивности к изменяющейся экономике;
- развитие производительности труда и трудовых компетенций;
- минимизация утечки и потерь трудового капитала (за счет эмиграции, смертности, преступности и отбывания сроков заключения и т.д.);
- способность строить и реализовывать карьерные стратегии в условиях неопределенности [20, с.52].
Обеспечение социальной конкурентоспособности молодежи включает:
- гражданственность, национально-государственную идентичность;
- воспроизводство позитивных социокультурных образцов;
- социальная ответственность и компетентность;
- демографический рост, закрепление семейных традиций;
- гибкую структуру социальной идентичности и ролей.
Обеспечение культурной конкурентоспособности молодежи включает:
- развитие творческого потенциала и возможностей реализации в культуре;
- развитие духовно-нравственной культуры;
- поддержку создания, продвижения и потребления отечественных культурных продуктов, повышения веса российской культуры в нашей стране и в мире.
Назначение Стратегии – создание возможностей для роста и наращивания человеческого капитала молодежи, компенсирующего сокращение численности молодых граждан и обеспечивающего экономический рост и повышение конкурентоспособности Российской Федерации в глобальном мире. В соответствии с целью, задачами Стратегии являются:
- формирование целостного мировоззрения («картины мир») молодежи, основанного на ценностях патриотизма, семьи, нравственности, правосознания, здорового образа жизни и бережного отношения к природе;
- развитие востребованных надпрофессиональных компетенций - инновационности, креативности, предприимчивости, коммуникативности, солидарности, эффективности.
На сегодняшний день, в связи с последними изменениями в сфере государственной молодежной политики в Российской Федерации, возникают проблемы сотрудничества местных органов власти с молодежными организациями. Эксперты в данной отрасли выделяют четыре актуальных аспекта, которые затрудняет процесс продуктивной работы между местными органами власти и молодежными организациями:
- недостаточность финансирования программ в сфере молодёжной политики;
- социально-политический нигилизм современной молодежи, который заключается в том, что среди молодёжи существует аполитичность, то есть пассивное отношение к общественной жизни и политической деятельности страны, а также недоверие к современному сложившемуся образу государства и государственных органов;
- несовершенство достаточной нормативно-правовой базы для активизации деятельности молодежи, что существенно замедляет процесс развития молодёжной деятельности в походном этапе жизни страны;
- отсутствие четкой координации деятельности органов местного самоуправления в сфере эффективного взаимодействия с молодёжными организациями [15, с.84].
Вышеуказанные проблемы можно объяснить тем, что сегодня существует противоречие между старыми принципами управления и новыми требованиями, которые определяют место молодежных организаций в социальной жизни общества. Данные проблемы могут быть решены путём:
- формирования абсолютно новой атмосферы управления, которая позволяет продуктивно использовать интеллектуальные ресурсы молодежи;
- укрепления поддержки со стороны органов власти, существующих конструктивных общественных объединений молодежи;
- создания новых организационно-правовых форм деятельности: молодежные съезды, общественные комитеты по делам молодежи и т.д.;
- улучшения деятельности муниципальных органов власти по привлечению молодежных организаций в процесс обсуждения и решения социальных, экономических и общественных проблем муниципального образования;
- формирования новых разнообразных коммуникабельных каналов с целью информирования о задачах и роли молодежных организациях.
В завершении можно сделать вывод, что в условиях активной модернизации общества и растущих требований к человеческим ресурсам государственная молодежная политика должна стать главным инструментом для развития и преобразования страны.
2.2. Молодежный парламентаризм как инновационная форма взаимодействия государства и молодежных организаций
Координация взаимодействия государства и молодежных организаций, чаще всего, осуществляется посредством дополнительной системы государственных органов и объединений молодежи. Это помогает сделать данное взаимодействие более основательным, создав для него межведомственную основу, учитывая все возможные последствия конкретных принятых решений на изменение положения разных групп молодежи, а также увеличив количество форм участия молодежи в процессе реализации данных решений.
Одной из наиболее удачных форм взаимодействия с государством является молодежный парламентаризм – формирование консультативных органов молодежных организаций, объединяющих ее самую активную и инициативную часть. Молодежный парламентаризм представляет собой систему представительства прав и законных интересов молодежи как особой социальной группы. Данная система базируется на деятельности при органах государственной власти специальной общественной консультативно-совещательной структуры – молодежного парламента, а также других аналогичных общественных институтов участия молодежи в жизни своего государства [17, с.151].
Молодежным парламентским движением именуется деятельность, которая направлена на создание и развитие общественных консультативно-совещательных структур молодежи на разных уровнях государственного управления. Впервые данная форма начала реализоваться за рубежом. Международный молодежный парламент, первое заседание которого прошло в 2000 году, был создан в Оксфаме (Австралия) как глобальная система молодых активистов и лидеров общественных движений, работавших на глобальном, национальном и локальном уровне с целью оказания положительного влияния на общество. Позднее по инициативе Международного молодежного парламента были также созданы Африканский, Руандийский и Сент-Киттский молодежные парламенты.
В нашей стране молодежные парламенты создаются непосредственно при органах государственной власти как консультативный либо совещательный орган, действующий на общественных началах. Прототипом данной формы работы являются пленумы райкомов, горкомов и обкомов ВЛКСМ в Советском Союзе, а также съезд ВЛКСМ, посредством которого советские молодые люди получали возможность войти в представительные органы власти и формировать государственную молодежную политику. Учитывая опыт развития молодежного парламентаризма в постсоветской России, в качестве наиболее эффективных можно признать следующие его формы:
- молодежные парламенты, которые были созданы при органах законодательной (представительной) власти и являются общественным совещательным (консультативным) органом. Их члены избираются от максимально возможного количества территорий, образовательных учреждений, других организаций, молодежных общественных объединений и т.д. Главным преимуществом данной формы является то, что молодежный парламент изначально получает официальный статус, предоставляемый им органами законодательной власти. При этом ни одна общественная организация не может заявить право на монопольное использование данного органа молодежного самоуправления в собственных интересах. Однако, чтобы сформировать такую форму, необходимо приложить максимум усилий;
- молодежные парламенты или молодежные правительства, которые создаются при органах исполнительной власти. При этом следует помнить, что работа парламента подразумевает обязательное взаимодействие с органами законодательной власти. Кроме того, известны случаи, когда в некоторых регионах, при наличии противоречий между исполнительной и законодательной ветвями власти, молодежные парламенты при администрациях использовались как инструмент политической борьбы с оппонентами. Намного полезнее при органах исполнительной власти формировать молодежные правительства – своеобразный институт молодых стажеров, которые в процессе деятельности получат отличную практику административной работы и привнесут деятельность муниципальных органов новые идеи;
- молодежные парламенты – как социальная программа органов законодательной либо исполнительной власти, а также одного или нескольких молодежных общественных объединений. Формы реализации такой программы могут быть самыми разными: общественная молодежная приемная, проведение мониторинга в молодежной среде, выпуск теле- и радиопередач, ведение соответствующих рубрик в периодической печати, организация клубов и диспутов, организация рекламных кампаний [13, с.238].
Компетенцию молодежной парламентской структуры определяют органы местного самоуправления (т.е. государственный орган, при котором он был создан), посредством принятия соответствующего нормативного правового акта. При это любое решение, принимаемое молодежными парламентскими структурами, не может противоречить действующему законодательству Российской Федерации.
К основным функциям молодежных парламентских структур относится:
- представление интересов молодежи в государственных органах власти,
- участие в нормотворческой деятельности, в первую очередь - в области государственной молодежной политики,
- подготовка молодых кадров, определение поля деятельности для молодых лидеров для получения соответствующих навыков работы,
- проведение социально значимых мероприятий, реализация государственных и местных программ;
- просветительская деятельность, направленная на повышение правовой культуры молодых избирателей и доступности общественно-политической информации, формирование активной гражданской позиции молодежи.
Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 04.07.2001 № 1742-III ГД была создана Общественная молодежная палата при Государственной Думе Федерального Собрания РФ для изучения проблем российской молодежи, своевременного реагирования на них органов государственной власти, содействия деятельности Государственной Думы в области законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи, подготовки рекомендаций по решению проблем молодежи в Российской Федерации. Молодежная палата - совещательный и консультативный орган при Государственной Думе, который осуществляет свою деятельность на общественных началах в соответствии с Регламентом Общественной молодежной палаты при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации [9, с.6].
К основным задачам Молодежной палаты относится:
- участие в деятельности рабочих групп комитетов Государственной Думы при подготовке к рассмотрению проектов федеральных законов, затрагивающих права и законные интересы молодежи;