Файл: Взаимодействие органов государственной власти и молодежных организаций в Российской Федерации: современное состояние и пути совершенствования (Формы взаимодействия государства и молодежных организаций).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Становление и многообразие молодежных организаций. Развитие их взаимоотношений с государством
1.1. Исторический аспект становления молодежных организаций и их взаимоотношений с государством
1.2. Молодежные организации на современном этапе
2. Формы взаимодействия государства и молодежных организаций
2.1. Взаимодействие государства и молодежных организаций в реализации молодежной политики
3.1. Молодежная парламентская ассамблея при Законодательном Собрании Приморского края
3.2. Оценка деятельности Молодежной парламентской ассамблеи при ЗСПК и пути ее совершенствования
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Эффективное развитие российского общества с обязательным преодолением кризисных социально-экономических процессов и построением устойчивой и стабильной рыночной экономики невозможно представить без полноценного использования существующего потенциала доверия, сотрудничества и партнерства, заключенного в общественных молодежных организациях.
Социально-политической миссией молодёжных организаций следует признать структурирование интересов молодых людей, несущих особую ответственность за развитие своей страны, за сохранность социального и культурного наследия, за решение социально-экономических, социально-политических и социально-культурных проблем российского общества. Осознание молодёжью собственной причастности к трансформационным процессам и активное участие в жизни России помогает сохранить устойчивость обновленной социально-экономической структуры общества, что определяет характер общественно-политического развития нашего Отечества на длительный период.
Современные молодежные организации не просто являются воплощением институциональных возможностей по реализации общественных интересов определенных прослоек российских граждан, заключающихся в совместном решении имеющихся социальных проблем, в защите интересов своей группы, при этом не ущемляя интересов окружающих, но и становятся полноценными субъектами государственной молодежной политики.
Взаимодействие молодежных организаций в общем политическом пространстве России прошло длительную эволюцию. Но и в настоящее время сотрудничество молодежных организаций с органами государственной власти остается фрагментированным и недостаточным. Неустойчивость институционального развития молодежных организаций в нашей стране не всегда позволяет эффективно реализовывать интересы молодежи. Именно поэтому сохраняется актуальность выстраивания стратегий государственной молодежной политики и технологий сотрудничества.
Степень научной разработанности проблемы. В советское время проблемы молодежных организаций изучались в контексте союзных и международных комсомольских и пионерских движений (А.В. Кирнос, В.А. Луков). В отечественной политологической науке значительный вклад в разработку проблемы исследования деятельности молодежных общественных организаций был сделан в конце 1980-х - первой половине 1990-х гг. (С.В. Алещенок, В.В. Грибанов). Политологи постсоветского периода рассматривают проблемы государственной поддержки молодежных организаций в рамках формирующегося гражданского общества (В.И. Деникин, С.А. Кислицин, А.А. Ковельков, В.А. Родионов). Особое внимание ученые уделяют анализу проблем деятельности молодежных политических организаций России (Е.А. Лоскутова, В.А. Луков). И все же анализ отечественной литературы по теме исследования позволяет сделать вывод о недостаточной разработанности проблемы сотрудничества органов государственной власти с молодежными организациями.
Объект исследования - современные молодежные организации.
Предмет исследования – реализация стратегий государственной молодежной политики в России.
Цель исследования - охарактеризовать историю взаимодействия органов государственной власти и молодежных организаций в Российской Федерации: их современное состояние и пути совершенствования.
На основании цели исследования были поставлены следующие задачи:
- изучить исторический аспект становления молодежных организаций и их взаимоотношений с государством;
- описать молодежные организации на современном этапе;
- проанализировать взаимодействие государства и молодежных организаций в реализации молодежной политике;
- охарактеризовать молодежный парламентаризм как инновационную форму взаимодействия государства и молодежных организаций;
- оценить деятельность Молодежной парламентской ассамблеи при Законодательном собрании Приморского края.
Информационная база исследования: действующие законодательные правовые акты Российской Федерации (Федеральные Законы, Кодексы и т.д.) и Приморского края, данные Росстата по Приморскому краю РФ.
В структурном отношении работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка литературы. Во введении обоснована актуальность темы курсовой работы, цель и содержание задач, обозначаются объект и предмет исследования. В первой главе дан анализ процесса становления молодежных организаций и их взаимоотношений с государством. Во второй главе приводится характеристика форм взаимодействия государства и молодежных организаций. Третья глава содержит описание взаимодействия органов государственной власти и молодежных организаций на примере Приморского края. В заключении излагаются выводы, вытекающие из курсовой работы.
1. Становление и многообразие молодежных организаций. Развитие их взаимоотношений с государством
1.1. Исторический аспект становления молодежных организаций и их взаимоотношений с государством
На ранней стадии человечества трудно было говорить не только о молодежных организациях, но и о самом понятии «молодежь». И не только потому, что продолжительность жизни в первобытном обществе составляла всего 19-21 год, а в Древнем Риме – до 27 лет. Ведь в тех же рабовладельческих государствах, как правило, возраст полноправного вступления во взрослое общество составлял около 25-30 лет, то есть совпадал с современными представлениями о молодежном возрасте. Но на примитивном этапе развития характер труда не требовал специального и длительного обучения. Младшие овладевали трудовыми навыками непосредственно в ходе труда, учась у старших, путем перенимания их опыта и навыков.
По мере улучшения социальных и материальных условий увеличивалась продолжительность жизни людей. Труд стал требовать определенной, весьма высокой умственной и физической зрелости, специальных профессиональных знаний и навыков, которыми по многим причинам стало невозможно овладеть непосредственно в процессе производства. Необходимо стало обучение, которое стало занимать длительный и все увеличивающийся отрезок времени в жизни каждого человека. Между детством и зрелостью возник и начал увеличиваться довольно значительный возрастной промежуток, именуемый молодостью, молодежным возрастом [3, с.42].
По мере того как развивались отношения между обществом и государством, молодежь как наиболее общественно активная и склонная к переменам социальная группа оказалась в самом эпицентре этих отношений. В российской истории особая роль молодежи проявилась во времена Петра I, когда юный царь и молодые «птенцы гнезда Петрова», стремящиеся к отходу от старинного уклада жизни и движении в сторону европеизации общества, стали основой возникновения в России нового общественного слоя – русского дворянства, создавшего культуру, европейскую по форме и русскую по содержанию. С тех пор конфликт традиционалистов-«отцов» и ратующих за перемены «детей» в российском обществе не прекращался, видоизменяясь с каждым новым поколением.
По своему возрастному составу практически все общественные организации, возникавшие в России XIX века, являлись молодежными. Так, из 121 члена «Союза спасения» и «Союза благоденствия», осужденных по делу о восстании 14 декабря 1825 года, лишь 12 человек было в возрасте 34 лет, большинство не достигло и тридцати. В конце 30-х, в 40-е и 50-е годы, когда в России не было еще партий и иных политических организаций, важную роль сыграли кружки, в которых различного рода освободительные идеи обсуждались в узком кругу хорошо знавших друг друга людей. Такие кружки существовали в Петербурге, Тамбове, Ростове-на-Дону, Костроме, некоторых городах Сибири. Особую известность получили московский кружок Станкевича, членами которого были Бакунин, Герцен, Огарев, Белинский, Грановский, и кружок Петрашевского, состоявший из чиновников, офицеров, литераторов, существование которого закончилось раскрытием, громким процессом и осуждением его членов [6, с.59].
Таким образом, общества, созданные молодыми людьми, чрезвычайно активно участвовали в отношениях с государством, но эти отношения имели, как правило, отрицательный характер – не только из-за радикализма молодежи самой по себе, но и из-за косности властей, которые, изначально пресекая попытки объединения молодых людей, даже в безопасных и благотворных для общества целях, тем самым невольно поощряя их уход в подполье и обострение антиправительственной направленности. При таком положении дел не могло быть и речи о поддержке, сотрудничестве, каком-либо диалоге; с юридической точки зрения, общества, перечисленные мной, вообще не были общественными организациями, так как были официально запрещены, и к ним подходил скорее термин «преступное сообщество».
Молодежные организации в прямом смысле этого слова, то есть общественные организации, которые предусматривали объединение исключительно молодых людей, и при этом официально признавались государством, функционировали начиная с середины XIX столетия. В качестве примера можно вспомнить Христианскую Ассоциацию Молодых Людей, которая была основана в 1844 году в Лондоне, как ответ нездоровым социальным условиям того периода. Молодые люди из сельской местности, подавшиеся на заработки в большие города и жившие вдали от дома, объединялись, чтобы заменить влияние улицы чтением Библии и молитвами.
В 1866 году Ассоциация расширила свои цели, чтобы быть не чисто религиозной организацией, но реализовать христианские ценности в светской жизни, провозгласив лозунгом «совершенствование духовного, умственного, социального и физического состояния молодых людей». С этого времени начался рост социальных программ Ассоциации – строительство аудиторий, бассейнов, спортивных залов, организация летних спортивных лагерей, а впоследствии - сбор пожертвований, помощь пленным и пострадавшим во время Первой и Второй мировой войны, организация столовых, ремесленных школ и колледжей, воспитательная работа, ориентированная на сохранение моральных и духовных ценностей [4, с.115].
В 1908 году царь Николай II ознакомился с книгой британского полковника Р. Баден–Пауэлла «Юный скаут», под впечатлением от прочтения которой принял решение создать в нашей стране движение, аналогичное скаутскому. С этой целью он предложил российским офицерам, вышедшим в отставку, заняться воспитанием молодого поколения. В разных городах России молодые скауты стали ходить в походы с ночевкой у костра, обучаться приемам походной медицины, занимались физкультурой, посещали церковь и – учились. Учились самодисциплине и настойчивости, физической выносливости и душевному очищению - тем качествам настоящего юного скаута, которые были указаны в правилах организации.
В период Февральской революции 1917 года, после отречения Николая II и образования Временного правительства состояние политического разброда в обществе, как никогда, отражало состояние молодежных организаций. Каждая политическая партия, чтобы привлечь на свою сторону возможно больше членов, создавала при себе молодежное отделение – появилась Московская Ассоциация Анархистской молодежи, Эсеровский Союз Молодежи, Социал-демократический Союз Молодежи, молодежная организация Партии народной свободы и т.д. Таким образом, помимо политической деятельности, все эти организации не предлагали каких-либо социально-экономических программ; и они не успели ни прийти к какой-либо конкретной деятельности, ни реализовать свои политические цели, так как с победой Российской коммунистической партии большевиков все направления объединения молодых людей в России были монополизированы Российским Коммунистическим союзом молодежи.
Комсомол выработал обширный опыт работы с молодежью. С комсомолом были связаны такие формы взаимодействия государства с массовой общественностью, как кружки идейно-просветительской работы, социалистическое соревнование, комсомольская стройка, движение за экономию и бережливость, походы по местам боевой славы, праздники поэзии и военно-спортивные игры. Достоинства этих методических наработок были признаны даже в современной России, когда 10 июня 1998 года Государственная Дума Российской Федерации приняла постановление «О 80-летии комсомольской организации и использовании комсомольского опыта в работе с молодежью». На основе опыта комсомольской работы до сих пор разрабатываются программы молодежной политики [19, с.203].
Таким образом, во взаимоотношениях государства и молодежи в истории человечества можно наблюдать две основные тенденции:
- либо государство занималось исключительно запрещением, подавлением и пресечением любых действий молодежи по самоорганизации, на что последняя отвечала созданием тайных обществ;
- либо государство подчиняло себе молодежное движение, обеспечивая полный контроль над ним, чем лишало его возможности быть общественным, что опять же порождало тайные, неформальные организации.
Однако с течением времени, вместе с либерализацией отношений между государством и общественными организациями в целом, начиналось взаимодействие государства с молодежными организациями на основаниях сотрудничества, взаимного компромисса и консенсуса, отсутствия прямой регламентации и непримиримого противостояния. Данный весьма противоречивый процесс наблюдался в России в 1980-е годы. В это время стране было создано более шестидесяти тысяч самых различных молодежных объединений вместо единого коммунистического союза молодежи. Значительно выросло и количество неформальных объединений, поскольку именно с «неформалами» – разнообразными политическими кружками, бардовскими клубами, а затем рок-движением – обычно связывали понятие о подлинном общественном движении в Советском Союзе. Среди неформальных объединений, появившихся в те годы, можно выделить асоциальные («мажоры» или хайлайфисты), антисоциальные («банды», «гопники»), просоциальные («зеленые», общество охраны зверей) [8, с.106].