Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Стратегия и тактика).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретические основы адаптационного процесса у младших школьников
1.2. Психолого-педагогические особенности адаптационного процесса у младших школьников
Глава II. Исследование уровня готовности младших школьников к обучению в школе
2.1. Стратегия и тактика исследования показателей адаптации первоклассника
2.2. Анализ результатов показателей адаптации первоклассников
2.3. Система рекомендаций, направленных на профилактику дезадаптации первоклассников
Учителю необходимо приучать ребенка все время, и в процессе работы, и после ее окончания, сравнивать свою работу с каким-то образцом.
Задачи психологического сопровождения психолога:
1. Развитие мотивационно - целевого компонента:
- формирование потребности и умения учиться;
- содействие интеграции внешней мотивации к обучению во внутреннюю познавательную мотивацию;
- привлечение ребенка в систему партнерских отношений со сверстниками для формирования потребности в групповом целеполагании
- развитие способности планировать свою деятельность.
2. Развитие рефлексивно - оценочного компонента:
- формирование способности у младших школьников анализировать свои действия, поступки, мотивы, переживания и соотносить их с нормами, правилами и ценностями группы;
- развитие сочувствия, лучшего понимания себя и других во время общения с окружающими и выполнения задач.
- развитие умения быть в согласии с собой
- создание условий для самовыражения и рефлексии.
3. Формирование эмоционально-волевого компонента;
- развитие навыков самоконтроля эмоциональных состояний, волевых качеств, обучение приемам саморелаксации, снятия мышечного напряжения;
- помощь в осознании своего Я, повышения самооценки, преодоления внутренних конфликтов, страхов, агрессивных типов поведения, уменьшения проявлений тревоги в детском коллективе.
4. Развитие познавательного компонента;
- формирование приемов мышления: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, тому подобное;
- развитие произвольного внимания, слухового и зрительного восприятия;
- развитие речевой активности, обогащения словарного запаса;
- развитие мелкой моторики руки и зрительно - слухового восприятия;
- систематизация представлений об окружающем мире.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы мы пришли к следующим выводам.
Психическое развитие, которое начинается с рождения, у ребенка целиком и полностью зависит от взрослых – от условий его проживания, воспитания, от воздействия взрослых на этап его первичной социализации.
Готовность ребенка к школе – это сложная система знаний, умений и навыков, которая позволяет ребенку приспособиться к новым сложным условиям, качественно отличающимся от той среды, в которой он привык находиться – от семьи и образовательно-воспитательной среды дошкольного образовательного учреждения.
Готовность ребенка к школе состоит из трех основных сфер:
- личностной,
- интеллектуальной,
- социально-психологической
Каждая сфера имеет сложную структурированную систему и может быть подвергнута диагностике.
Если обобщить все исследованные сферы, то можно вывести следующее определение готовности ребенка к школе. Школьная готовность - это комплексное явление, включающее в себя интеллектуальную личностную, волевую готовность. При этом ребенок при поступлении в школу должен показывать максимальное соответствие своего развития в личностной, интеллектуальной и социально-психологической сферах тому уровню, который требуется на начальном этапе обучения в общеобразовательной школе.
Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношении с другими людьми. Ведущей деятельностью становиться учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.
В младшем школьном возрасте познавательная активность – это ведущий фактор развития личности, при ее осуществлении ребенок получает такие умения, навыки и знания, которые помогают ему справиться с учебной и социальной нагрузкой. Поэтому для формирования интереса к познанию следует создать все необходимые условия.
Для достижения поставленной цели был определен следующий диагностический инструментарий для первоклассников: модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г.Лускановой, методика «Графический диктант» и исследование словесно-логического мышления.
Структура показателей адаптации к обучению младших школьников выступает многокомпонентным образованием, которое включает в себя: мотивацию к учению; принятие учебной задачи и управление деятельностью; позитивную коммуникативную активность и умения взаимодействовать с учителями и сверстниками.
Результаты методик показали, что 12детей имеют высокие показатели адаптации к условиям образовательного учреждения, 10 детей обладают средним уровнем развития исследуемых показателей, а у 6 учащихся низкий уровень.
В конце работы предлагаются практические рекомендации, направленные на профилактику дезадаптации первоклассников. Организация учебного процесса с учетом данных рекомендаций позволит учителям и специалистам минимизировать стрессовое состояние младших школьников, а также будет способствовать их успешной социализации и общению со сверстниками и взрослыми.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. - М., 2009.- С. 206
- Берштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М., 2011.-288 с.
- Бородина Г.В. Еще раз о готовности к школе // Начальная школа: плюс до и после. - 2012. №10. - С. 19-25
- Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей. -М., 2010.- 136 с.
- Волкова Е.Т. Готов ли ребенок к школе // Дошкольное воспитание. 2011. №12. - С. 17-20.
- Валеева И.А. Формирование логического мышления младших школьников. //Актуальные проблемы социальной и педагогической психологии. - Иваново, 2009.
- Венгер Л.А. Психологическая готовность детей к обучению в школе// Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников. - М., 2014. -С.27-35
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. Избранные труды: в 6 т. – Т.2. – М.: Книга по требованию, 2012. – 504 с.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. -М., 2010. - С.8.
- Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / под ред. Бугременко, А.Л. Венгер и др. - М., 2013.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.:Акадмический проект, 2010.- 3-е изд.,перераб. и доп. - 184 с.
- Детская психология / Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. - Минск, 2008. - 339 с
- Диагностика готовности детей к обучению в школе / под ред. Ю.А. Дмитриева, Т.И. Ерофеевой и др. - М., 2014. - 72 с
- Дмитриевская Л.А. Проверка общей готовности ребенка к школе // Начальная школа. 2000. №12. - С. 17-20.
- Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой М. 980 - с. 250-257
- Коломенский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. Минск, 2011.- 148 с.
- Костикова М.Н. Анализ условий преодоления детьми затруднений при выполнении заданий как один из методов определения готовности к школьному обучению // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. - М., МГУ, 2011. - 86 с.
- Кравцов Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе // Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. - М., МГУ, 2015. - 84 с.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.; Воронеж, 2007. - 384 с.
- Люблинская А.А. Детская психология. - М., 2009. - 415 с.
- Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. - М., 2011. 176 с
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 2011.- 375.
- Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2008 – 384 с.
Приложение 1
Результаты исследования учащихся по методикам
Класс «А» |
Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой |
Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина |
Общий результат |
|
1 |
10 |
16 |
20 |
46 |
2 |
10 |
15 |
17 |
42 |
3 |
9 |
14 |
18 |
41 |
4 |
10 |
12 |
19 |
41 |
5 |
10 |
12 |
19 |
41 |
6 |
8 |
14 |
18 |
40 |
7 |
10 |
12 |
17 |
39 |
8 |
10 |
10 |
18 |
38 |
9 |
8 |
10 |
18 |
36 |
10 |
9 |
9 |
17 |
35 |
11 |
4 |
10 |
18 |
32 |
12 |
7 |
11 |
11 |
29 |
13 |
5 |
11 |
4 |
20 |
14 |
4 |
5 |
10 |
19 |
Класс «Б» |
Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой |
Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина |
Общий результат |
|
1 |
10 |
14 |
19 |
43 |
2 |
10 |
10 |
19 |
39 |
3 |
8 |
11 |
18 |
37 |
4 |
10 |
4 |
19 |
33 |
5 |
7 |
6 |
18 |
31 |
6 |
7 |
6 |
18 |
31 |
7 |
6 |
9 |
12 |
27 |
8 |
10 |
6 |
11 |
27 |
9 |
10 |
8 |
8 |
26 |
10 |
10 |
8 |
8 |
26 |
11 |
2 |
3 |
13 |
18 |
12 |
4 |
4 |
9 |
17 |
13 |
3 |
3 |
8 |
14 |
14 |
3 |
3 |
6 |
12 |
Приложение 2
Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой.
Инструкция:
«Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите номер этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса».
Обработка результатов:
Отрицательный ответ – 0 баллов;
Нейтральный ответ – 1 балл;
Положительный ответ – 3 балла;
Максимально возможная оценка равна 30 баллам.
Уровни школьной мотивации:
25–30 баллов – высокий уровень школьной мотивации;
15–24 балла – средний уровень мотивации;
10–14 баллов – низкий уровень школьной мотивации (ниже 10 баллов – негативное отношение к школе).
Вопросы анкеты:
1. Как ты чувствуешь себя в школе?
1) Мне в школе нравится.
2) Мне в школе не очень нравится.
3) Мне в школе не нравится.
2. С каким настроением ты идешь утром в школу?
1) С хорошим настроением.
2) Бывает по-разному.
3) Чаще хочется остаться дома.
3.Если бы тебе сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?
1) Пошел бы в школу.
2) Не знаю.
3) Остался бы дома.
4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?
1) Мне не нравится, когда отменяют уроки.
2) Бывает по-разному.
3) Мне нравится, когда отменяют уроки.
5. Как ты относишься к домашним заданиям?
1) Я хотел бы, чтобы домашние задания были.
2) Не знаю, затрудняюсь ответить.
3) Я хотел бы, чтобы домашних заданий не было.
6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?
1) Нет, не хотел бы.
2) Не знаю.
3) Да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены.
7. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?
1) Рассказываю часто.
2) Рассказываю редко.
3) Вообще не рассказываю.
8. Как ты относишься к своему классному руководителю?
1) Мне нравится наш классный руководитель.
2) Не знаю, затрудняюсь ответить.
3) Я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель.
9. Есть ли у тебя друзья в классе?
1) У меня много друзей в классе.
2) У меня мало друзей в классе.
3) У меня нет друзей в классе.
10. Как ты относишься к своим одноклассникам?
1) Мне нравятся мои одноклассники.