Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Стратегия и тактика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Соответственно, можно сказать, что интеллектуальная готовность к школе включает в себя умение начального счета, письма и чтения, развитую мелкую моторику, творческие способности на том уровне, на котором ребенок будет способен справиться с начальной учебной нагрузкой, и осуществлял полноценную коммуникацию со сверстниками и учителями.

При оценке социально-психологической готовности к школе анализируются такие показатели, как социальные взаимоотношения ребенка с окружающими через призму психологии – это то, каким образом ребенок строит коммуникацию, насколько он готов к новым знакомствам, новым ситуациям общения [11, с.52].

В.С. Мухина, Т.А. Репина, В.Р. Кисловская, А.В. Кривчук, Я.Л. Коломенский и другие отечественные исследователи говорят о том, что постепенно, по мере взросления ребенка в условиях детского сада, сплоченность детского коллектива возрастает, и к моменту наступления кризиса 7 лет и готовности пойти в школу ребенок уже обладает сформировавшимся взглядом на взаимоотношения. Он способен оценивать отношения между собой и сверстниками на предмет их необходимости или ненужности, их пользы или вреда, понимает, какие взаимоотношения удовлетворяют его потребность в коммуникации, а какие следует прекратить.[9]

Социально-психологическая готовность к школе характеризуется тем, как ребенок коммуницирует не только со сверстниками, но и с окружающими его взрослыми. Ребенок в общении и действиях стремится к большей степен самостоятельности, и во многом для него эталоном такого самостоятельного поведения становится первый учитель.

Э.Эриксон пишет о том, что педагог становится центральной фигурой мира для младшего школьника.[10] Он выступает как определяющий критерий действий ребенка, его эмоционального восприятия. Дети берут пример с преподавателей, так как учитель становится ключевым элементом начала их вторичной социализации – под руководством учителя ребенок учится искать свое место в мире и классном коллективе, формирует психологическую компетентность в чувствах и поступках, осознает себя как личность. Учитель показывает ребенку, насколько его желания соотносятся с его возможностями, объективно оценивает способности ребенка, дает ему возможность почувствовать себя на определенном месте в коллективе и формирует у него самооценку за счет оценивания его работ.

При нарушении правильного соотношения взаимосвязи младший школьник-учитель, выставлении неадекватных оценок, субъективности учителя, ребенок будет чувствовать дискомфорт и в итоге в нем сформируется ощущение неполноценности. То есть позиция педагога по отношению к ребенку – это залог отношения ребенка к социуму, это залог его самооценки, его становления в мире и социуме.


Если у ребенка не сформирована социально-психологическая готовность к школе, готовность принимать учителя в качестве эталона к своему развитию, то отклонения в психике ребенка при малейшем неверном поведении учителя могут дать несколько типов отклонений в психике. Сухомлинский отмечает, что педагог в первую очередь не должен проявлять агрессию, субъективизм по отношению к ребенку, критиковать его без достаточной причины, поскольку такие небольшие отклонения могут привести к социально нежелательному поведению, из которого впоследствии может развиться формирование стойкого отклонения в поведении и личности ребенка.[11]

В принципе в школе, особенно в младших классах, формируются основы личности ребенка, что связано с новой системой взаимоотношений и необходимостью выработки качественно нового подхода к общению с окружающими, выработки новых психологических характеристик и черт.[12]

Дети, которые готовы пойти в школу в 6-ти и 7-ми летнем возрасте, обладают очень широким спектром индивидуальных особенностей. Они могут быть интеллектуально развиты со всех сторон, требуемых от будущего младшего школьника, но при этом инфантильны в эмоциях, он могут осознавать ответственность за свои действия, но при этом совершенно не готовы к коммуникации с коллективом и т.п.

Соответственно, в первый класс попадают совершенно разные дети, многие из которых, в силу разных причин неготовности к школе, могут не проявлять должного и характерного для смены социального окружения познавательного интереса к школе и учебной деятельности, которым может быть слишком легко или слишком тяжело учиться. Поэтому обычно та программа, которая предлагается первоклассникам, по нагрузке обычно легче, чем то, что может и способен усвоить и познать первоклассник. Самая главная задача обучения в первом классе – это дать возможность ребенку адаптироваться к качественно новым для него условиям жизни и понять, что учеба – это интересно.[13]

Соответственно, поступая в школу, ребенок учится сосредоточению – после детского сада ему довольно сложно столько времени концентрироваться на одном и том же предмете, учиться быть дисциплинированным, учиться писать, находит свое место в социальной иерархии классного коллектива.

Все это пробуждает активное стремление к познанию, однако уже к концу первого года интерес к познанию неуклонно падает.[14]


Таким образом, поступление в школу знаменует начало качественно нового этапа в жизни ребенка: меняет его отношение к взрослым, сверстникам, самому себе и своей деятельности. Школа определяет переход к новому образу жизни, положению в обществе, условиям деятельности и общения. Обобщая все изложенное можно сказать, что школьная готовность - это комплексное явление, включающее в себя интеллектуальную личностную, волевую готовность. Для успешного обучения ребенок должен соответствовать предъявляемым ему требованиям.

1.2. Психолого-педагогические особенности адаптационного процесса у младших школьников

Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий в жизни (связь биологического и социального) существенно отличаются друг от друга.

Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе воспитания и обучения.

В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношении с другими людьми. Ведущей деятельностью становиться учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.[15]

В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма.

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий голоного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Повышается точность работы органов чувств.


По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45 %, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные на 80 %.

Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения.

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью.

Восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.[16]

Внимание младших школьников не произвольно, не достаточно устойчиво, ограничено по объему. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и, прежде всего, мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.

Мышление у детей начальной школы от эмоционально-образного к абстрактно-логическому и во взаимосвязи с их речью. Словарный запас насчитывает примерно 3500-4000 слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но прежде всего в приобретение умения устно и письменно излагать свои мысли.

Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память, которое по преимуществу имеет наглядно-образный характер.

Формирование познавательной активности у младшего школьника имеет ряд характеристик, по которым можно произвести оценку степени сформированности познавательного интереса.

Этими характеристиками, как говорит нам К.Изард, являются следующие[17]:

  • степень заинтересованности в предмете – она выражается в усидчивости и сконцентрированности ребенка на изучаемом предмете.
  • степень выраженности познавательного интереса – школьник интересуется выбранным предметом, получает консультации у педагога по собственной инициативе, читает литературу, спрашивает у взрослых о том, что ему интересно.
  • получает позитивные эмоции от процесса получения знаний и успеха решения учебных задач
  • проявляет свои эмоциональные переживания мимикой, жестами, речью. Жесты принято рассматривать основополагающим диагностическим признаком, однако их фиксация и трактовка достаточно затруднительны.

В случае младшего школьного возраста познавательный интерес сопровождается сосредоточенным выражением лица, сведенными бровями, иногда дети от усердия могут высунуть кончик языка, поджать губы.


Некоторые исследователи упоминают, что формирование познавательной активности ребенка по типу подражания взрослым вредно для развития собственного познавательного интереса школьника, и действительно, часто бывает, что самостоятельная познавательная активность школьника сводится к усвоению образца действия, а не понимания его, и тогда при попытке выделить собственно задачу ребенок проявляет интеллектуальную пассивность. Т.е. ребенку, грубо говоря, интереснее повторить красиво нарисованную картинку, нежели понять, как именно она получается, за счет применения каких методик и способов.

Однако, когда все-таки у ребенка правильно сформирован познавательный интерес, для него процесс применения методов решения задачи в процессе ее непосредственного решения гораздо более интересен, чем просто выполнение ее по образцу, уровень его познавательной активности обеспечивает ему возможность развиваться и перенимать самостоятельно у взрослых новые и новые образцы действий и умение дифференцированного их применения. При этом основное условие развитие познавательной активности – отношения со взрослыми – родителями, педагогами и их отношением к успехам и неудачам ребенка.

В младшем школьном возрасте познавательная активность – это ведущий фактор развития личности, при ее осуществлении ребенок получает такие умения, навыки и знания, которые помогают ему справиться с учебной и социальной нагрузкой. Поэтому для формирования интереса к познанию следует создать все необходимые условия.

Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми и сверстниками, новых видов деятельности и общения, включения в целую систему коллективов.[18]

Начальная школа должна включать своих воспитанников в разумно организованной, носильный для них производительный труд, значение которого формирования и социальных качеств личности ни с чем не сравнимо.

В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми. Как указывал отечественный психолог Л.С. Выготский, история культурного развития ребенка ведет к результату, который может быть определен «как социогенез высших форм поведения». Только в недрах коллективной жизни возникает индивидуальное поведение. Начало учебной деятельности по-новому определяет отношение ребенка со взрослыми и сверстниками. Реально имеется две сферы социальных отношений: «ребенок - взрослый» и «ребенок - дети». Эти сферы взаимодействуют друг с другом через иерархические связи.