Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Стратегия и тактика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 2.3 – Результаты словесно-логического мышления

Класс

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Класс «А»

8 чел.

5 чел.

1 чел.

Класс «Б»

5 чел.

6 чел.

3 чел.

Общее

13 чел.

11 чел.

4 чел.

Наглядно результаты по методике представлены на рисунке 2.3.

Рисунок 2.3 – Диаграмма (по результаты исследования словесно-логического мышления)

Если предположить, что причинами дезадаптивного поведения некоторых первоклассников, действительно, являлись их индивидуальные и интеллектуальные особенности, семейные трудности и т.п., то неформальное отношение учителя к своим непосредственным профессиональным обязанностям (обязанностям классного учителя), способность выстраивать доверительные отношения с детьми и между детьми не только в учебном, но и во внеурочном процессе – классных праздниках, посещении выставок, театров, в поездках, в которых участвовали бы не только дети, но и их родители - могли бы сглаживать у них дезадаптивные проявления.

Итак, для исследования уровня адаптации готовности младших школьников к обучению использовались три методики. В них входит Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н. Г. Лускановой, исследование словесно-логического мышления, Графический диктант (модификация методики Д. Б. Эльконина). Методики применялись в двух классах по 28 человек в каждом. Выборка состояла в отборе детей 6-7 лет. Результаты применения методик показывают, что в классе А высокий и средний уровень адаптации имеют больше детей, чем в классе Б. При этом стоит отметить, что класс с большим количеством дизадаптированных учащихся, имеет не критичные показатели. В этой связи предлагается применение некоторых рекомендаций. Они будут направлены на профилактику адаптации у детей из класса А и повышение уровня адаптации в классе Б.

2.3. Система рекомендаций, направленных на профилактику дезадаптации первоклассников


Под влиянием различных факторов школьной жизни позитивные представления о себе, сформированные у ребенка в дошкольном возрасте, в начальной школе подвергаются серьезным испытаниям. Обучение связано не только с успехами, а чаще с ошибками, неудачами. Поэтому оценка способна вызвать у ученика целую гамму острых переживаний. Радость и удовольствие достижениями в обучении создают положительный эмоциональный фон отношений с учителем и одноклассниками, улучшают уровень усвоения знаний. Чувство горечи, недовольство неудачами могут привести к снижению самооценки, уныние, конфликт с окружающими.

Поэтом учителю важно на уроках создавать такие условия, когда бы недовольство от неудачи побуждать ребенка искать лучшие способы учебной деятельности. Педагогическая оценка должна быть тактичной; не акцентированной на неудачах ребенка, а способной создавать благоприятный эмоциональный фон для преодоления трудностей им формирования самооценки. Важно научить ученика воспринимать оценку как показатель уровня знаний и умений, а также понимать, что оцениваются его конкретные действия.

Важная задача воспитания младших школьников - целенаправленное формирование самооценки. Для детей с заниженной самооценкой, стеснительных, пассивных очень важными и значимыми являются оценки, которые дает учитель. Похвала, поощрение помогают снять негативное влияние неуверенности в себе, в то время как осуждение - усиливает его. Такому ребенку важно дать возможность реально добиваться хороших результатов в работе, а затем помочь правильно их оценить и в корректной форме привлечь внимание одноклассников.

Дети с выявленной завышенной самооценкой обычно подвержены демонстративности и доминированию. По отношению к ним уместна тактика воздержания, высказанная незначительными знаками внимания. Если нет возможности избежать замечания, то его следует выразить деловым тоном, не показывая каких-то эмоций.

Важно заметить тот момент, когда ребенок в основном исправил свою ошибку, чтобы поставить его в равные условия с другими учениками.

Во всех случаях не следует противопоставлять детей друг другу. Можно сравнивать только определенные достижения ученика. Стимулирующий характер носит сравнения работы (ответы, поведения и т.д.) с тем, как работал ребенок раньше, однако не прибегать к сравнению успехов или неудач отдельных учеников.

В то же время целесообразно учить детей осуществлять не только самооценку, но и взаимооценки, коллективную оценку. Это активизирует учебную работу, помогает формированию у школьника заинтересованного отношения к критике, высказанной в его адрес, укрепляет чувство своей значимости в коллективе, что способствует осознанию заботы о нем товарищей.


Умело пользуясь в работе с первоклассниками педагогической оценкой, учитель закладывает основы для формирования у них умений объективно оценивать ход и результаты своей деятельности, стимулирует развитие учебных мотивов, создает атмосферу доброжелательных взаимоотношений в классе, что необходимо для поддержания у учащихся чувство собственного достоинства, доброты и отзывчивости, желание работать вместе с одноклассниками.

Дети с повышенной чувствительностью нервной системы несут в школе эмоциональные перегрузки. Они могут быть готовыми к школе и мотивационно, и умственно, но их эмоциональная уязвимость очень усложняет процесс адаптации. Оценки, ответы перед классом, контрольные работы - все это становится поводом для инициирования, переживаний, страхов. Любая неудача может вызвать бурную эмоциональную реакцию (плач, крик, агрессию). Как отнесется учитель к такой "несдержанности", так отнесется и класс. Поэтому, к сожалению, таких детей часто дразнят, высмеивают. Напряженные отношения со сверстниками невротизируют эмоционально уязвимых детей, повышают их агрессивность или замкнутость, усиливают состояние психологического неблагополучия.

Повышенная возбудимость (гиперактивность) нервной системы приводит к спонтанности, импульсивности поведения. Таким детям очень трудно соблюдать правила поведения, управлять своими желаниями, выполнять требование учителя. Рассеянность, раздражительность, неряшливость возбудимых детей доставляет массу хлопот учителю. Но поскольку причиной неуправляемости таких учеников не просто их нежелание, а органическое неумение сдерживаться, то "призвать их к порядку" почти невозможно.

Рекомендации родителям по содействию успешности процесса адаптации детей к обучению в школе и формированию адекватной самооценки:

  1. Утром будите ребенка спокойно, с улыбкой и ласковым словом. Не напоминайте вчерашние ошибки.
  2. Собирая ребенка в школу, пожелайте ему удачи.
  3. Старания ребенка обязательно должны быть признанными. Положительная оценка и хорошее, теплое отношение необходимы ребенку для хорошего самочувствия, для формирования такой особой черты как уверенность в своих возможностях.
  4. В режиме дня для каждого ребенка должны быть обязанности, закрепленные за ним на длительное время. Ребенок, который работает дома легко привлекается к обучению.
  5. Расширяйте и обогащайте навыки общения со взрослыми и сверстниками, учите учитывать мнения других для формирования собственных взглядов.
  6. Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
  7. Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Выслушивайте замечания учителя не в присутствии ребенка, выслушав, не спешите устраивать ссору.
  8. Позволяйте ребенку проявить самостоятельность, поощряйте малейшие проявления.
  9. Во время выполнения заданий не стойте над ребенком, давайте ему возможность самостоятельно работать.
  10. Аргументируйте свои запреты и требования: дети чувствительны к несправедливости, которая присутствует в большинстве требований.
  11. В семье должна быть единая тактика общения всех взрослых с ребенком. Все вопросы по воспитанию ребенка решайте без нее.
  12. Старайтесь смотреть на мир глазами ребенка. Будьте искренними в общении с ним, интересуйтесь его интересами.

С целью профилактики дезадаптации учащихся, прогнозирование трудностей в обучении и путей их решения, а также психолого-педагогического сопровождения учащихся, имеющих признаки дезадаптации по всем или большинству исследуемых аспектов следует ( «группа риска»):

администрации:

1) внедрять в практику учебно-воспитательного процесса проведение психолого-педагогического консилиума.

Практическим психологам:

1) осуществлять комплексную диагностику уровня готовности детей старшей возрастной группы к обучению в школе;

2) проводить занятия с целью развития эмоционального благополучия, навыков коммуникабельности и социальной адаптации первоклассников.

3) проводить развивающие занятия с целью содействия осознанию ребенка новой социальной роли и повышения мотивации;

4) давать рекомендации родителям по оптимальной поддержке ребенка в период адаптации;

5) изучать и анализировать данные об уровне готовности детей к школе;

6) осуществлять комплексную диагностику уровня адаптации первоклассников;

7) используя психологические методики, изучать индивидуальные особенности детей и определять причины трудностей в обучении и воспитании;

8) проводить коррекционно-развивающие занятия с детьми "группы риска".

педагогам:

  1. внедрять адаптационный курс "Введение в школьную жизнь".
  2. проводить лекции и беседы с родителями;
  3. вести банк данных детей группы риска.

На основании этого можно привести рекомендации для педагогов и родителей по формированию эмоционального благополучия и адаптации к школе младшего школьника.

Общие рекомендации для учителей по улучшению условий успешной адаптации учащихся к обучению [45]:

- учителям на уроках использовать момент новизны, эмоциональную насыщенность излагаемого, включение в урок нетрадиционных видов работы, использование различных методов оценки знаний, соблюдать единые требования к учащимся, акцентировать внимание учащихся на их успехах, использовать наглядность;

- создавать благоприятный положительный психологический климат в ученических коллективах;

- учет темперамента ребенка в период адаптации;

- с целью формирования произвольности поведения учащихся необходима фиксация внимания учителем на каждом этапе урока (постановка цели, задач), контроль и корректировка их выполнения (цикличность педагогического и воспитательного воздействия);

- родителям необходимо повышать престиж школы в глазах первоклассника: больше общаться с ребенком о школе, интересоваться школьной жизнью, обсуждать с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе, объяснять их необходимость и целесообразность;


- необходимо отвечать на каждый вопрос ребенка. Только в этом случае его познавательный интерес никогда не угаснет;

- пытаться быть последовательными, требовательными, организованными и одновременно - доброжелательными, открытыми для контактов, приверженными к детям.

Рекомендации учителям и родителям по формированию эмоционального благополучия и адаптации к школе младших школьников:

- создание благоприятного психологического климата для ребенка со стороны всех членов семьи;

- роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе);

- первое условие школьного успеха - самоценность ребенка для его родителей;

- формирование интереса к школе, прожитого школьного дня;

- обязательное знакомство с детьми класса и возможность общения с ними после школы;

- поощрение ребенка не только за учебные успехи;

- моральное стимулирование достижений ребенка;

- развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.

- сравнение детей, имеющих примерно одинаковые способности, но достигающих разных результатов из-за разного отношения к учебе;

- в учебном процессе необходимо включать ситуации, актуализирующие самооценку ребенка, его сильные и слабые стороны и благоприятную направленность ребенка на собственные способы действия;

Рекомендации родителям по содействию успешности процесса адаптации детей к обучению в школе:

  1. Утром будите ребенка спокойно, с улыбкой и ласковым словом. Не напоминайте вчерашние ошибки.
  2. Собирая ребенка в школу, пожелайте ему удачи.
  3. Старания ребенка обязательно должны быть признанными. Положительная оценка и хорошее, теплое отношение необходимы ребенку для хорошего самочувствия, для формирования такой особой черты как уверенность в своих возможностях.
  4. В режиме дня для каждого ребенка должны быть обязанности, закрепленные за ним на длительное время. Ребенок, который работает дома легко привлекается к обучению.
  5. Расширяйте и обогащайте навыки общения со взрослыми и сверстниками, учите учитывать мнения других для формирования собственных взглядов.
  6. Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
  7. Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Выслушивайте замечания учителя не в присутствии ребенка, выслушав не спешите устраивать ссору.
  8. Позволяйте ребенку проявить самостоятельность, поощряйте малейшие проявления.
  9. Во время выполнения заданий не стойте над ребенком, давайте ему возможность самостоятельно работать.
  10. Аргументируйте свои запреты и требования: дети чувствительны к несправедливости, которая присутствует в большинстве требований.
  11. В семье должна быть единая тактика общения всех взрослых с ребенком. Все вопросы по воспитанию ребенка решайте без нее.
  12. Старайтесь смотреть на мир глазами ребенка. Будьте искренними в общении с ним, интересуйтесь его интересами.