Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Стратегия и тактика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учителю необходимо приучать ребенка все время, и в процессе работы, и после ее окончания, сравнивать свою работу с каким-то образцом.

Задачи психологического сопровождения психолога:

1. Развитие мотивационно - целевого компонента:

  • формирование потребности и умения учиться;
  • содействие интеграции внешней мотивации к обучению во внутреннюю познавательную мотивацию;
  • привлечение ребенка в систему партнерских отношений со сверстниками для формирования потребности в групповом целеполагании
  • развитие способности планировать свою деятельность.

2. Развитие рефлексивно - оценочного компонента:

- формирование способности у младших школьников анализировать свои действия, поступки, мотивы, переживания и соотносить их с нормами, правилами и ценностями группы;

- развитие сочувствия, лучшего понимания себя и других во время общения с окружающими и выполнения задач.

- развитие умения быть в согласии с собой

- создание условий для самовыражения и рефлексии.

3. Формирование эмоционально-волевого компонента;

- развитие навыков самоконтроля эмоциональных состояний, волевых качеств, обучение приемам саморелаксации, снятия мышечного напряжения;

- помощь в осознании своего Я, повышения самооценки, преодоления внутренних конфликтов, страхов, агрессивных типов поведения, уменьшения проявлений тревоги в детском коллективе.

4. Развитие познавательного компонента;

- формирование приемов мышления: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, тому подобное;

- развитие произвольного внимания, слухового и зрительного восприятия;

- развитие речевой активности, обогащения словарного запаса;

- развитие мелкой моторики руки и зрительно - слухового восприятия;

- систематизация представлений об окружающем мире.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы мы пришли к следующим выводам.

Психическое развитие, которое начинается с рождения, у ребенка целиком и полностью зависит от взрослых – от условий его проживания, воспитания, от воздействия взрослых на этап его первичной социализации.

Готовность ребенка к школе – это сложная система знаний, умений и навыков, которая позволяет ребенку приспособиться к новым сложным условиям, качественно отличающимся от той среды, в которой он привык находиться – от семьи и образовательно-воспитательной среды дошкольного образовательного учреждения.

Готовность ребенка к школе состоит из трех основных сфер:


  • личностной,
  • интеллектуальной,
  • социально-психологической

Каждая сфера имеет сложную структурированную систему и может быть подвергнута диагностике.

Если обобщить все исследованные сферы, то можно вывести следующее определение готовности ребенка к школе. Школьная готовность - это комплексное явление, включающее в себя интеллектуальную личностную, волевую готовность. При этом ребенок при поступлении в школу должен показывать максимальное соответствие своего развития в личностной, интеллектуальной и социально-психологической сферах тому уровню, который требуется на начальном этапе обучения в общеобразовательной школе.

Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношении с другими людьми. Ведущей деятельностью становиться учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.

В младшем школьном возрасте познавательная активность – это ведущий фактор развития личности, при ее осуществлении ребенок получает такие умения, навыки и знания, которые помогают ему справиться с учебной и социальной нагрузкой. Поэтому для формирования интереса к познанию следует создать все необходимые условия.

Для достижения поставленной цели был определен следующий диагностический инструментарий для первоклассников: модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г.Лускановой, методика «Графический диктант» и исследование словесно-логического мышления.

Структура показателей адаптации к обучению младших школьников выступает многокомпонентным образованием, которое включает в себя: мотивацию к учению; принятие учебной задачи и управление деятельностью; позитивную коммуникативную активность и умения взаимодействовать с учителями и сверстниками.

Результаты методик показали, что 12детей имеют высокие показатели адаптации к условиям образовательного учреждения, 10 детей обладают средним уровнем развития исследуемых показателей, а у 6 учащихся низкий уровень.

В конце работы предлагаются практические рекомендации, направленные на профилактику дезадаптации первоклассников. Организация учебного процесса с учетом данных рекомендаций позволит учителям и специалистам минимизировать стрессовое состояние младших школьников, а также будет способствовать их успешной социализации и общению со сверстниками и взрослыми.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. - М., 2009.- С. 206
  2. Берштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М., 2011.-288 с.
  3. Бородина Г.В. Еще раз о готовности к школе // Начальная школа: плюс до и после. - 2012. №10. - С. 19-25
  4. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей. -М., 2010.- 136 с.
  5. Волкова Е.Т. Готов ли ребенок к школе // Дошкольное воспитание. 2011. №12. - С. 17-20.
  6. Валеева И.А. Формирование логического мышления младших школьников. //Актуальные проблемы социальной и педагогической психологии. - Иваново, 2009.
  7. Венгер Л.А. Психологическая готовность детей к обучению в школе// Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников. - М., 2014. -С.27-35
  8. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Избранные труды: в 6 т. – Т.2. – М.: Книга по требованию, 2012. – 504 с.
  9. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. -М., 2010. - С.8.
  10. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / под ред. Бугременко, А.Л. Венгер и др. - М., 2013.
  11. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.:Акадмический проект, 2010.- 3-е изд.,перераб. и доп. - 184 с.
  12. Детская психология / Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. - Минск, 2008. - 339 с
  13. Диагностика готовности детей к обучению в школе / под ред. Ю.А. Дмитриева, Т.И. Ерофеевой и др. - М., 2014. - 72 с
  14. Дмитриевская Л.А. Проверка общей готовности ребенка к школе // Начальная школа. 2000. №12. - С. 17-20.
  15. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой М. 980 - с. 250-257
  16. Коломенский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. Минск, 2011.- 148 с.
  17. Костикова М.Н. Анализ условий преодоления детьми затруднений при выполнении заданий как один из методов определения готовности к школьному обучению // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. - М., МГУ, 2011. - 86 с.
  18. Кравцов Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе // Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. - М., МГУ, 2015. - 84 с.
  19. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.; Воронеж, 2007. - 384 с.
  20. Люблинская А.А. Детская психология. - М., 2009. - 415 с.
  21. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. - М., 2011. 176 с
  22. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 2011.- 375.
  23. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2008 – 384 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1

Результаты исследования учащихся по методикам

Класс «А»

Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой

Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина

Исследование словесно-логического мышления

Общий результат

1

10

16

20

46

2

10

15

17

42

3

9

14

18

41

4

10

12

19

41

5

10

12

19

41

6

8

14

18

40

7

10

12

17

39

8

10

10

18

38

9

8

10

18

36

10

9

9

17

35

11

4

10

18

32

12

7

11

11

29

13

5

11

4

20

14

4

5

10

19

Класс «Б»

Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой

Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина

Исследование словесно-логического мышления

Общий результат

1

10

14

19

43

2

10

10

19

39

3

8

11

18

37

4

10

4

19

33

5

7

6

18

31

6

7

6

18

31

7

6

9

12

27

8

10

6

11

27

9

10

8

8

26

10

10

8

8

26

11

2

3

13

18

12

4

4

9

17

13

3

3

8

14

14

3

3

6

12


Приложение 2

Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой.

Инструкция:

«Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите номер этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса».

Обработка результатов:

Отрицательный ответ – 0 баллов;

Нейтральный ответ – 1 балл;

Положительный ответ – 3 балла;

Максимально возможная оценка равна 30 баллам.

Уровни школьной мотивации:

25–30 баллов – высокий уровень школьной мотивации;

15–24 балла – средний уровень мотивации;

10–14 баллов – низкий уровень школьной мотивации (ниже 10 баллов – негативное отношение к школе).

Вопросы анкеты:

1. Как ты чувствуешь себя в школе?

1) Мне в школе нравится.

2) Мне в школе не очень нравится.

3) Мне в школе не нравится.

2. С каким настроением ты идешь утром в школу?

1) С хорошим настроением.

2) Бывает по-разному.

3) Чаще хочется остаться дома.

3.Если бы тебе сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?

1) Пошел бы в школу.

2) Не знаю.

3) Остался бы дома.

4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?

1) Мне не нравится, когда отменяют уроки.

2) Бывает по-разному.

3) Мне нравится, когда отменяют уроки.

5. Как ты относишься к домашним заданиям?

1) Я хотел бы, чтобы домашние задания были.

2) Не знаю, затрудняюсь ответить.

3) Я хотел бы, чтобы домашних заданий не было.

6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?

1) Нет, не хотел бы.

2) Не знаю.

3) Да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены.

7. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?

1) Рассказываю часто.

2) Рассказываю редко.

3) Вообще не рассказываю.

8. Как ты относишься к своему классному руководителю?

1) Мне нравится наш классный руководитель.

2) Не знаю, затрудняюсь ответить.

3) Я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель.

9. Есть ли у тебя друзья в классе?

1) У меня много друзей в классе.

2) У меня мало друзей в классе.

3) У меня нет друзей в классе.

10. Как ты относишься к своим одноклассникам?

1) Мне нравятся мои одноклассники.