Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Стратегия и тактика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В сфере «ребенок- взрослый» помимо отношений «ребенок - родители» возникают новые отношения «ребенок - учитель», поднимающие ребенка на уровень общественных требований к его поведению. В учителе для ребенка воплощаются нормативные требования с большей определенностью, чем в семье, - ведь в первичных условиях общения ребенку трудно выделить себя и достаточно точно оценить характер своего поведения. Только учитель, неукоснительно предъявляющий требования к ребенку, оценивая его поведение, создает условия для социализации поведения ребенка, приведения его к стандартизации в системе социального пространства - обязанностей и прав. В начальной школе дети принимают новые условия, предъявляемые им учителем, и стараются неукоснительно следовать правилам.

Учитель становится для ребенка фигурой, определяющей его психологическое состояние не только в классе, на уровне и в общении с одноклассниками, его влияние простирается и на отношения в семье.

Выводы

  1. Психическое развитие, которое начинается с рождения, у ребенка целиком и полностью зависит от взрослых – от условий его проживания, воспитания, от воздействия взрослых на этап его первичной социализации.
  2. Готовность ребенка к школе – это сложная система знаний, умений и навыков, которая позволяет ребенку приспособиться к новым сложным условиям, качественно отличающимся от той среды, в которой он привык находиться – от семьи и образовательно-воспитательной среды дошкольного образовательного учреждения.
  3. Готовность ребенка к школе состоит из трех основных сфер:
  • личностной,
  • интеллектуальной,
  • социально-психологической
  1. Каждая сфера имеет сложную структурированную систему и может быть подвергнута диагностике.
  2. Если обобщить все исследованные сферы, то можно вывести следующее определение готовности ребенка к школе. Школьная готовность - это комплексное явление, включающее в себя интеллектуальную личностную, волевую готовность. При этом ребенок при поступлении в школу должен показывать максимальное соответствие своего развития в личностной, интеллектуальной и социально-психологической сферах тому уровню, который требуется на начальном этапе обучения в общеобразовательной школе.
  3. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношении с другими людьми. Ведущей деятельностью становиться учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.
  4. В младшем школьном возрасте познавательная активность – это ведущий фактор развития личности, при ее осуществлении ребенок получает такие умения, навыки и знания, которые помогают ему справиться с учебной и социальной нагрузкой. Поэтому для формирования интереса к познанию следует создать все необходимые условия.

Глава II. Исследование уровня готовности младших школьников к обучению в школе

2.1. Стратегия и тактика исследования показателей адаптации первоклассника

Исследовательская база: практическое исследование специфики адаптации первоклассников к условиям общеобразовательной школы проводилось в ???? г. ???. Критерием выборки являлся возраст учащихся первого класса (6 – 7 лет). Выборка: два класса первоклассников -28 человек,.

Цель исследования: изучить уровень адаптации первоклассников к школе.

В начале экспериментальной работы мы оценили предпосылки к успешной школьной адаптации детей, составив профили общепсихологической характеристики готовности к обучению в школе всех респондентов.

Процедура включала четыре этапа:

  1. Подготовительный этап (беседа с педагогами, сбор информации о детях, планирование диагностики, знакомство с детьми).
  2. Групповая диагностика (методика «Графический диктант») (Приложение 1).
  3. Индивидуальное обследование (анкета Н. Г. Лускановой, исследование словесно-логического мышления) (Приложение 2).
  4. Обработка результатов (составление психодиагностического заключения, построение индивидуального профиля готовности).

Таким образом, было использовано 3 методики диагностики для детей, из которых одна групповая, а две проводились в ходе индивидуального обследования. Описание методик дано ниже. Продолжительность обследования групповым методом – 20-25 минут, индивидуальным – 30 минут. На основании полученных данных сделано заключение о состоянии их психического развития и готовности к школе. Были составлены профили учащихся и обработаны статистически все результаты.

Корреляционный анализ всех характеристик позволит определить взаимосвязь личностных качеств учителя и специфика адаптационного процесса первоклассников.

Методика №1. Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н. Г. Лускановой.


Цель: выявить отношение учащихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Предлагаемая анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребёнка, а также применяться для групповой диагностики.

Вопросы читаются вслух, предлагаются варианты ответов, а учащиеся (ребёнок) должны написать ответы, которые им подходят.

Обработка результатов: Положительный ответ – 3 балла; Нейтральный ответ – 1 балл; Отрицательный ответ – 0 баллов. Максимально возможно набрать 30 баллов.

Уровни школьной мотивации младших школьников:

25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации;

15-24 балла – уровень мотивации средний;

10-14 баллов – низкая школьная мотивация (ниже 10 баллов – негативное отношение к обучению в школе).

Методика №2. Исследование словесно-логического мышления

Методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра для диагностики умственного развития младших школьников. В предлагаемой методике 2 субтеста по 10 проб в каждом.

1-й субтест. Осведомленность

Направлен на выявление осведомленности. Задания требуют от ребенка навыков дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и простейших понятий. По результатам субтеста можно судить также о словарном развитии школьников.

2-й субтест. Классификация

Направлен на выявление умения классифицировать, изучение способности к абстрагированию.

Инструкция:

Диагностика проводится как индивидуально, так и фронтально.

Текст инструкции к каждому заданию может зачитываться самим учителем (психологом). Перед предъявлением заданий каждого субтеста необходимо дать несколько тренировочных проб, разобрать специфику выполнения каждого субтеста.

Обработка результатов.

При обработке результатов исследования подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов, и общая балльная оценка за два субтеста в целом.

Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

Баллы, полученные за каждый субтест, и по методике в целом сравниваются с максимально возможными показателями – 10 баллов за субтест и 20 баллов в целом.

Методика №3. Графический диктант (модификация методики Д. Б. Эльконина). Методика позволяет исследовать ориентацию в пространстве, способность принимать задачу и произвольно управлять своей деятельностью в пределах поставленной задачи. Методика предполагает выполнение пробного и основного заданий, в ходе которых дети вначале рисуют узор под диктовку взрослого, затем самостоятельно. Методика проводится в группе и занимает 15 минут. Для проведения методики ребенку выдается тетрадный лист в клеточку, с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками. После этого даются предварительные объяснения по выполнению задания, затем дети переходят к выполнению пробного узора, психолог поясняет, исправляет ошибки. Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. Основное задание предполагает выполнение 3-х узоров. Пояснения не даются, ошибки не исправляются. Отдельно оцениваются выполнение диктанта (ПЗ) и самостоятельное рисование (ПД).


4 балла – точное воспроизведение (неровность линии, неаккуратность не учитываются);

3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;

2 балла – воспроизведение, содержащее несколько ошибок;

1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором;

0 баллов – отсутствие сходства.

Таким образом, ребенок получает две оценки за каждый узор. Итоговая оценка за выполнение диктанта выводится из суммирования минимальной и максимальной оценок за выполнение трех узоров. Аналогично подсчитывается балл за самостоятельную работу. Сумма этих оценок дает итоговый балл.

2.2. Анализ результатов показателей адаптации первоклассников

Начальным этапом исследования стало определение специфики адаптационного процесса у младших школьников.

В обоих классах первой была применена диагностическая методика: модифицированный вариант анкеты школьной мотивации в авторстве Н. Г. Лускановой (первичные результаты представлены в приложении 1).

Результаты исследования по каждому классу представлены ниже в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Результаты модифицированного варианта анкеты школьной мотивации в авторстве Н. Г. Лускановой

Класс

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Класс «А»

8 чел.

4 чел.

2 чел.

Класс «Б»

5 чел.

4 чел.

5 чел.

Общее

13 чел.

8 чел.

7 чел.

Анализ результатов школьной мотивации у первоклассников показал, что один ученик первого класса данной выборки имеет высокий уровень мотивации. Этот уровень характеризуют ребенка, как стремящего выполнять школьные требования. Школьник в учебе руководствуется познавательным мотивом.

У 13 школьников выявлен хороший уровень школьной мотивации, это составляет 46% от всех респондентов. Эти учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. Этот показатель можно соотнести с возрастной нормой, так как большинство детей, обучающихся в первых классах, имеют именно, хороший уровень мотивации.


У 8 первоклассников – 29% выявлен средний уровень школьной мотивации. Этих детей привлекает не обучение и получение знаний, а вне учебная деятельность. То есть форма, красивый портфель, общение, яркие тетради, ручки, ощущение себя в новойроли школьника.

У 7школьников, что составляет 25% от группы, отмечена низкая школьная мотивация. Эти учащиеся тяжело воспринимают учебный материал, с неохотой и нежеланием ходят в школу.

Таким образом, мотивация учащихся первого класса представлена разными уровнями. Наглядно полученные результаты представлены на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 – Диаграмма (по результатам анкеты школьной мотивации Н. Г. Лускановой)

Принятие учебной задачи и управление деятельностью у школьников определялось посредством методики «Графический диктант»(первичные результаты представлены в приложении 1).

Результаты исследования по каждому классу представлены ниже в таблице 2.2.

Таблица 2.2 – Результаты методики «Графический диктант»

Класс

Уровень

Высокий

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий

Класс «А»

3 чел.

6 чел.

3 чел.

2 чел.

0 чел.

Класс «Б»

1 чел.

2 чел.

6 чел

3 чел

2 чел.

Общее

4 чел.

8 чел.

9 чел.

5 чел.

2 чел.

Наглядно полученные результаты представлены на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 – Диаграмма (по результатам методики «Графический диктант»)

Анализ результатов показал, что 75% учащихся справились с заданиям без ошибок или с небольшими недочетами. Эти дети способны работать по указаниям педагога, хорошо воспринимают инструкции. Следует отметить, что низкий уровень по методике «Графический диктант» выявлен у учащихся только класса «Б», а в классе «А» младших школьников, имеющих низкий уровень по данной методике не выявлено.

Результаты исследования словесно-логического мышления показали, что практически половина участвующих детей имеют достаточно высокий уровень развития исследуемого показателя (первичные результаты представлены в приложении 1).

Результаты исследования словесно-логического мышления по каждому классу представлены в таблице 2.3.