Файл: Теория и практика разделения властей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, закреплено за Президентом и право по своей инициативе проводить консультации с политическими парти­ями, выдвигающими кандидатов на должность руководителя исполнительного органа государственной власти в субъектах Российской Федерации, а также с кандидатами, выдвигающи­мися в порядке самовыдвижения. Как отмечает А. А. Макарцев, это положение изначально закладывает возможности наруше­ния принципа равного избирательного права: в отношении одних избирательных объединений глава государства может воспользоваться этим правом, в отношении других — нет.

Особенно расширение полномочий главы государства рас­пространилось на сферу отношений с субъектами Федерации. Несмотря на то, что законодатель уже вернул прямые выборы, перекос полномочий в сторону президентской власти сохраня­ется по таким в юридическом смысле весьма неопределенным основаниям отстранения главы субъекта от должности, как утрата доверия Президента и ненадлежащее исполнение им полномочий. Представляется, что данный процесс должен происходить по конкретным основаниям и с четко определен­ной процедурой, с участием других органов государственной власти.

Таким образом, анализ конституционных норм, регулиру­ющих институт Главы государства, свидетельствует о широком объеме его полномочий. Такое положение дел сторонниками президентской власти в России обосновывается объективной необходимостью становления развитого гражданского обще­ства. Противники сильной президентской власти выдвигают ряд аргументов о бесконтрольности власти, что неумолимо тормозит развитие демократического общества. Так, круп­ный специалист в области конституционного права, бывший советник Президента Российской Федерации, академик РАН О. Е. Кутафин отмечает: «Принятие Конституции Россий­ской Федерации 1993 г. не создало объективных условий для самостоятельного и полноценного существования системы разделения властей. В стране продолжилось противостояние Президента и парламента. Что же касается судебной и испол­нительной власти, то они превратились в ветви власти, полно­стью зависимые и фактически подчиненные Президенту... Создание новой партии власти «Единая Россия», получившей посредством широкого использования административного ресурса подавляющее большинство в Государственной Думе, а также изменение порядка формирования Совета Федерации, в результате которого из него были удалены руководители регионов, проявившие очевидную непокорность Президенту, позволили подчинить Президенту обе палаты парламента. Тем самым система разделения властей в Российской Федерации была полностью ликвидирована, а связанные с ней положения Конституции Российской Федерации приобрели фиктивный характер. В результате можно утверждать, что Конституция Российской Федерации сегодня закрепляет не столько разделе­ние властей, сколько развернутый конституционный институт, обращенный всей своей основной силой в сторону президент­ской власти. Сосредоточение у главы государства множества властных рычагов ставит его над всеми другими федеральными органами, а организационно-функциональная деятельность этих органов в системе разделения властей обретает своеобраз­ные черты». Исходя из вышесказанного, можно согласиться с позицией тех ученых, которые предлагают законодательно закрепить исчерпывающий круг полномочий Президента Рос­сийской Федерации, минимизировав пределы политического усмотрения путем установления политико-правовых механиз­мов сдерживания со стороны других органов государственной власти.


В своей статье политолог Лайтер А.В. говорит о том, что еще одной значительной проблемой в системе разделе­ния властей является сложность, запутанность и отсутствие единства в системе судебной власти. В главе 7 Конституции России «Судебная власть» и Федеральном конституционном законе от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Россий­ской Федерации» закреплено существование единой судебной системы. Однако на практике в ее рамках можно выделить как минимум четыре самостоятельные автономные подсистемы: суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом России; Конституционный Суд Российской Федерации; конституци­онные (уставные) суды субъектов России и мировые суды. Существует справедливое мнение, что это ослабляет судебную власть, снижая ее эффективность.

Одним из выходов из создавшегося положения может стать создание единого судебного органа, объединяющего всех пред­ставителей различных судебных подсистем, существующих в настоящее время. При этом конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, принимая опыт земель ФРГ, могли бы формироваться из профессоров права универ­ситетов и судей других звеньев судебной системы, работать на общественной основе и получать суточные за время заседа­ний суда. Ведь общеизвестно, что конституционные (уставные) суды созданы как штатные учреждения, с очень малым объе­мом работы, однако государство вынуждено платить солидные оклады судьям, содержать аппарат и пр.

Следует отметить, что само применение принципа раз­деления властей должно служить не ослаблению власти, а со­трудничеству и кооперации всех ее ветвей. В связи с этим акту­альным становится вопрос о том, что необходимо сделать для реализации принципа разделения властей в России. Подводя итог, можно предложить осуществление следующих меро­приятий:

1. Исключить возможность присвоения законодательных полномочий иными органами государственной власти и, пре­жде всего, Президентом и Правительством России, консти­туционно определив перечень вопросов, подлежащих регла­ментации исключительно законом. Так, практически ничем не ограниченное право вето главы государства, как предлагают некоторые авторы, необходимо поставить в жесткие процедурные рамки путем принятия соответствующего федерального закона.

2. Усилить парламентский контроль за подзаконным нор­мотворчеством исполнительной власти, обеспечив между за­конодательным и исполнительным органами власти баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти одного из них.


3. Исключить возможность вмешательства одной ветви вла­сти в другую, а тем более слияния с ней либо подмены ее.

4. Решать споры о компетенции исключительно консти­туционным путем и через правовую процедуру (посредством конституционной юстиции).

5. Развить конституционную систему сдерживания каждой власти путем установления взаимных противовесов для всех властей;

В конечном итоге это позволит создать в России совершен­ную систему разделения органов государственной власти, спо­собствуя воплощению идеи о правовой государственности.

Заключение

Принцип разделения властей в российской конституционной практике претерпел существенные изменения. В современном Российском государстве он реализован совершенно иначе, чем он был сформулирован и реализован в первых конституционных государствах.

По общему правилу разделения властей законодательная и исполнительная власть не должны не только подменять друг друга, но и вторгаться в осуществление тех функций, которые за каждой из них закреплены. Вместе с тем, в ряде стран мира преобладает тенденция к укреплению именно исполнительной ветви власти. Это связано, прежде всего, с двумя следующими факторами.

Во-первых, усложнение общественной жизни и ее ускорение, что требует быстрых, и, вместе с тем, оперативных мер направленных на решение жизненно важных вопросов. Именно исполнительная власть более приспособлена для их принятия.

Во-вторых, слабость исполнительной власти, чрезмерное вмешательство парламента в сферу правительственной деятельности неизбежно влечет за собой правительственную нестабильность и чехарду, что может привести к серьезным политическим осложнениям.

Построение государственной власти в Российской Федерации, как и в любом демократическом государстве, строится на основе принципа разделения властей, который, кроме того, является основой ее конституционного строя, и как отмечалось выше, имеет свои специфические особенности.

Следует отметить, что само применение принципа раз­деления властей должно служить не ослаблению власти, а со­трудничеству и кооперации всех ее ветвей. В связи с этим акту­альным становится вопрос о том, что необходимо сделать для реализации принципа разделения властей в России. Подводя итог, можно предложить осуществление следующих меро­приятий:

1. Исключить возможность присвоения законодательных полномочий иными органами государственной власти и, пре­жде всего, Президентом и Правительством России, консти­туционно определив перечень вопросов, подлежащих регла­ментации исключительно законом. Так, практически ничем не ограниченное право вето главы государства, как предлагают некоторые авторы, необходимо поставить в жесткие процедурные рамки путем принятия соответствующего федерального закона.


2. Усилить парламентский контроль за подзаконным нор­мотворчеством исполнительной власти, обеспечив между за­конодательным и исполнительным органами власти баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти одного из них.

3. Исключить возможность вмешательства одной ветви вла­сти в другую, а тем более слияния с ней либо подмены ее.

4. Решать споры о компетенции исключительно консти­туционным путем и через правовую процедуру (посредством конституционной юстиции).

5. Развить конституционную систему сдерживания каждой власти путем установления взаимных противовесов для всех властей;

Стоит констатировать, что теория разделения властей, прежде всего, осуществляется в плане общего принципа, руководящего начала, которое подразумевается при создании структуры государственных органов и определении контуров их полномочий. Теория разделения властей, как идея единства властей, не имеет и, видимо, не может иметь абсолютно «чистых» форм своего осуществления.

Список литературы

  1. Конституция (основной закон) Российской Федерации : принята всенарод. голосованием 12 дек. 1993 г.
  2. Конституция Российской Федерации : Официальный текст с поправками. Историко-правовой комментарий / авт. коммент. Б. А. Страшун. - 3-е изд., перераб. - М. : Норма : ИНФРА-М, 2014. - 141 с.
  3. Конституция Российской Федерации. Федеральные конституционные законы "О Государственном флаге Российской Федерации", "О Государственном гербе Российской Федерации", "О Государственном гимне Российской Федерации" : ист.-правовой коммент. : [офиц. тексты с учетом поправок] / коммент. М. В. Баглая. - 3-е изд., перераб. - М. : Норма : ИНФРА-М, 2016. - 159 с.
  4. Комментарий к Конституции Российской Федерации / [Л. В. Андриченко и др.] ; под ред. В. Д. Зорькина ; Конституц. Суд Рос. Федерации. - 2-е изд., пересмотр. - М. : Норма : ИНФРА-М, 2013. - 1007 с.
  5. Комментарий к Конституции Российской Федерации : с учетом законов об изменении срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы и о контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства РФ / авт. коммент. Е. Ю. Бархатова. - М. : Проспект, 2013. - 253 с.
  6. Автономов А.С. Ценность конституции / А.С. Автономов // Государство и право. - 2009. - № 3. - C. 5-11
  7. Аяцков Д.Ф. Послание Президента России В. Путина и задачи конституционной реформы/ Д. Ф. Аяцков // Власть. - 2013. - № 4. - C. 30-33
  8. Дидикин А.Б. Конституционная реформа как фактор повышения эффективности государственного управления в России / А. Б. Дидикин // Инновационное развитие юридической науки как фактор укрепления российской государственности : материалы конференции, Новосибирск, 25-26 нояб. 2011 г. / Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Рос. Федерации и др. - Новосибирск, 2012. - C. 133-136
  9. Зорькин В.Д. Конституционно-правовое развитие России / В. Д. Зорькин. - М. : Норма : ИНФРА-М, 2014. - 719 с.
  10. Клишас А.А. Конституция 1993 года как план будущего для России / А.А. Клишас, С.М. Шахрай // Вестник Российской академии наук. - 2008. - Т. 78, № 12 . - C. 1059-1064
  11. Конституционное право и политика : сборник материалов международной научной конференции, 28-30 марта 2012 г. / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова ; под ред. С. А. Авакьяна. - М. : Юрист, 2012. - 794 с.
  12. Миронов О.О. Функции Конституции / О. О. Миронов // Вестник Саратовской государственной академии права. - 2013. - № 1. - C. 47-52
  13. Румянцев О.Г. Перспективы конституционной реформы в Российской Федерации / О. Г. Румянцев // Актуальные вопросы развития российского парламентаризма на современном этапе : материалы круглого стола (Санкт-Петербург, 22 марта 2012 г.) / Совет Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации, Гос. Дума Федер. Собр. Рос. Федерации, Межпарламент. Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. - М. , 2014. - C. 45-50
  14. Хабриева Т.Я. Теория современной конституции / Т.Я. Хабриева, В.Е. Чиркин. - М. : Норма, 2007. - 319 с.
  15. Чиркин В.Е. К 15- летию Конституции РФ / В.Е. Чиркин // Гражданин и право. - 2008. - № 12. - C. 3-21
  16. Шаблинский И.Г. Пятая Конституция / И.Г. Шаблинский // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. - 2004. - № 2. - C. 2-4
  17. Шагиева Р.В. Теоретические основы исследования Конституции РФ 1993 года (навстречу 20-летию российского Основного закона) / Р. В. Шагиева // Ученые труды Российской Академии адвокатуры и нотариата. - 2012. - № 4. - C. 34-38
  18. Шахрай С.М. [Беседа с заслуженным юристом Российской Федерации С.М. Шахраем о 15-летии принятия Конституции Российской Федерации] / С.М. Шахрай // Законодательство. - 2008. - № 12. - C. 16-22
  19. Шейнис В.Л. Конституция 1993 года и российская политическая система / В.Л. Шейнис // Отечественная история. - 2008. - № 6. - C. 3-28
  20. Шелистов Ю.И. Эволюция конституционного устройства Российской Федерации в контексте глобальных и локальных вызовов современности / Ю. И. Шелистов // Вестник Московского университета. Серия 12, Политические науки. - 2014. - № 4. - C. 72-86
  21. Югов А.А. Система реализации конституционных прав, свобод и обязанностей (к 15-летию действия Конституции Российской Федерации 1993 года) / А.А. Югов // Социум и власть. - 2008. - № 3. - C. 82-90
  22. Эбзеев Б.С. Введение в Конституцию России / Б. С. Эбзеев. - М. : Норма : ИНФРА-М, 2015. - 559 с.
  23. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации / Б.С. Эбзеев. - М. : Юрид. лит., 2005. - 574 с. Учебники. Справочные издания
  24. Авакьян С. А. Конституционное право России: : в 2 т. : учеб. курс / С. А. Авакьян ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М. : Норма : ИНФРА-М. - 2015. – 2 т.
  25. Арутюнян Г.Г. Конституционное право : энциклопедический словарь / Г.Г. Арутюнян, М.В. Баглай. - М. : Норма, 2006. - 542 с.
  26. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : учебник / М. В. Баглай. - 11-е изд., изм. и доп. - М. : Норма : ИНФРА-М, 2014. - 783 с
  27. Все о Конституции России : [сборник]. - М. : Мартин, 2013. - 125 с.
  28. Епифанова Е.В. Государственно-правовые концепции: история и современность : учебное пособие / Е. В. Епифанова, Т. Е. Павлисова. - М. : Юрлитинформ, 2014. - 438 с. - (Теория и история государства и права).
  29. История Конституции России : хрестоматия / [авт.-сост. Р. А. Ромашов и др.]. - СПб., 2013. - 569 с. - (Б-ка Гуманитар. ун-та; вып. 41).
  30. Конституционное право Российской Федерации : хрестоматия: [в 2 т.] / Акад. учеб.-науч. центр РАН [и др.] ; сост. С. М. Шахрай, А. А. Клишас. - М. : Олма Медиа Групп. – 2010-2013. – 2 т.
  31. Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания. - [3-е изд., испр. и доп.]. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 112 с.
  32. Костерина Э.В. Конституционное право России в схемах и таблицах : учебное пособие / Э. В. Костерина. - 2-е изд. - М. : Проспект, 2013. - 186 с.
  33. Лазарева Е.В. Конституционное право России : учебное пособие / Е. В. Лазарева ; Рос. правовая акад. М-ва юстиции Рос. Федерации, Поволж. (г. Саратов) юрид. ин-т (фил.) ; под общ. ред. П. П. Сергуна. - М., 2013. - 166 с. - Библиогр.: с. 154-166.
  34. Любимов А.П. Конституция Российской Федерации в таблицах и схемах / А.П. Любимов. - 3-е изд., стер. - М. : Экзамен, 2006. - 173 с.
  35. Нарутто С.В. Конституционное право России : учебник / С. В. Нарутто, Н. Е. Таева, Е. С. Шугрина. - М. : РИОР : ИНФРА-М, 2013. - 430 с. - (Высшее образование. Бакалавриат). - Библиогр.: с. 426-427, библиогр. в конце гл.
  36. Осипов П.И. Конституционное право Российской Федерации в определениях и схемах / П. И. Осипов ; Финансовая акад. при Правительстве Рос. Федерации, каф. гос.-правовых дисциплин. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М. : Финакадемия, 2013. - 86 с.
  37. Хрестоматия по конституционному праву : учебное пособие / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова; сост.: Н. А. Богданова, Д. Г. Шустров. - СПб. : АЛЕФ-Пресс. - 2013. - Т. 1 : История, теория и методология конституционного права. Учение о конституции. - 2012. - 856 с. (Jurisprudence)

  1. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2 ч. Ч.1/ Под общ. ред. О.А Жидкова, Н.А Крашенинниковой. М:, 2015. 108 с.

  2. Валуев М. Исторические типы философии. М.: Знания, 2013. С. 24

  3. Там же

  4. Теория государства и права: Электрон. учеб. пособие / А.А. Иванов; под ред. В.П. Малахова. М.: 2013. С. 130

  5. Теория государства и права: учеб. для вузов. М., 2015. С. 286.

  6. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. В.В. Маклаков. – М., 2008. – с.26

  7. Теория государства и права: учеб. для вузов. М., 2015. С. 286.

  8. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов. М., 2007. С. 286.

  9. Марченко М. Н. Общая теория государства и права. М.: 2015. –с.79.

  10. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2015. –с.26.

  11. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

  12. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

  13. См.: ФЗ "О статусе судей" от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 24.07.2007)// Собрании законодательства РФ, 2007. № 31.

  14. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. М.:, 2015. 116с.

  15. См.: Конституция РФ.

  16. [Электронный ресурс] // Клименко А.В., Сумина Е.В. Конституционный принцип разделения властей в России // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» Режим доступа www.scienceforum.ru/2015/1069/10893</a> (дата обращения: 16.04.2018)

  17. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) "О Правительстве Российской Федерации". 17 декабря 1997 года

  18. [Электронный ресурс] // Проблемы реализации принципа разделения властей в современной Россиии. Статья. Евразийский юридический журнал : [сайт]. Режим доступа: http://www.eurasialaw.ru/ (дата обращения: 15.04.2018).

  19. Конституционное право Российской Федерации : хрестоматия: [в 2 т.] / Акад. учеб.-науч. центр РАН [и др.] ; сост. С. М. Шахрай, А. А. Клишас. - М. : Олма Медиа Групп. – 2010-2013. – 2 т

  20. [Электронный ресурс] // Проблемы реализации принципа разделения властей в современной Россиии. Статья. Евразийский юридический журнал : [сайт]. Режим доступа: http://www.eurasialaw.ru/ (дата обращения: 15.04.2018).

  21. [Электронный ресурс] // Проблемы реализации принципа разделения властей в современной Россиии. Статья. Евразийский юридический журнал : [сайт]. Режим доступа: http://www.eurasialaw.ru/ (дата обращения: 15.04.2018).