Файл: Теория и практика разделения властей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует отметить, что принцип разделения властей является одним из принципов правового государства и эффективно может действовать только с принципами, свойственными правовому государству, важнейшими из которых являются: принцип законности, взаимная ответственность государства и личности, реальность прав личности 8 . При разделении властей исполнительные, законодательные и судебные институты, будучи независимыми друг от друга в рамках своей компетенции, взаимно контролируют друг друга и препятствуют опасной для демократических процессов концентрации власти в руках представителей какой-либо одной ее ветви.

Одним из таких реально 11 Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) 16 действующих механизмов в ближайшем будущем может стать институт ежегодной подотчетности Правительства России перед Государственной думой по итогам деятельности и по вопросам, поставленным непосредственно Парламентом, если Послание президента будет притворено в жизнь.

Полномочия Правительства раскрывает статья 114 Конституции РФ. Правительство реализует финансовую, социальную и экономическую политику, разрабатывает государственный бюджет, кроме этого на плечах правительства лежат меры по обороне страны и защите прав населения.

Конституции описывает парламентскую ответственность Правительства в общих чертах. Обязательна его детализация в специальном законодательстве. Взаимоконтроль и сдерживание реализованы в том, что Госдума, может отказать в доверии правительству, равно как и исполнительная власть, имеет право и возможность настоять на досрочных выборах.

Мощная исполнительная власть в Российской Федерации необходима. Но также нужен и механизм взаимных сдержек и противовесов. Одним из таких реально действующих механизмов в ближайшем будущем может стать институт ежегодной подотчетности Правительства России перед Государственной думой по итогам деятельности и по вопросам, поставленным непосредственно Парламентом, если Послание президента будет притворено в жизнь. Но пока поправки в Конституцию РФ не внесены, поэтому говорить об этом рано. Некоторые считают исполнительную власть доминирующей в системе государственных органов. Но эта тенденция государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общему направлению усиления исполнительной власти во всем мире.


«Ахиллесовой пятой» остается в России судебная власть. Принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д. они очень часто не могут полностью обеспечиваться изза отсутствия технической и материальной базы. (Так закон о статусе судей, в котором говорится о предоставление судьи в течение полугода свободного жилья[13] очень часто не может быть выполнен из-за отсутствия такого.)

По Конституции РФ судебная власть является двухзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Конституционный Суд РФ[14].

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126).

Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ. О соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125)[15].

В связи с принятием России в Совет Европы - юрисдикция Европейского Суда стала распространяться и на территорию России. Сейчас это высший судебный орган для граждан Российской Федерации.

Президент. В системе органов государственной власти Президент РФ занимает особое место. В соответствии с системой разделения властей Президент не входит ни в одну из отраслей власти – ни в законодательную, ни в исполнительную, ни тем более в судебную.

Будучи главой государства, являясь верховным представителем

Российской Федерации, Президент РФ, представляет ее интересы как внутри страны, так и в международных отношениях. На него возложены выполнения задач, которые связаны с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. В данных условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами.

Идеальным вариантом для него видится вариант британской конституционной монархии, где данные виды власти отделены на практике, что обеспечивает сохранение свободы 6 . Рассматривая современный вариант принципа разделения властей, стоит отметить, что всеми современными демократическими теориями государства и права народ признают единственным источником и носителем власти.


Следует отметить, что принцип разделения властей является одним из принципов правового государства и эффективно может действовать только с принципами, свойственными правовому государству, важнейшими из которых являются: принцип законности, взаимная ответственность государства и личности, реальность прав личности 8 . При разделении властей исполнительные, законодательные и судебные институты, будучи независимыми друг от друга в рамках своей компетенции, взаимно контролируют друг друга и препятствуют опасной для демократических процессов концентрации власти в руках представителей какой-либо одной ее ветви.

Одним из таких реально 11 Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) 16 действующих механизмов в ближайшем будущем может стать институт ежегодной подотчетности Правительства России перед Государственной думой по итогам деятельности и по вопросам, поставленным непосредственно Парламентом, если Послание президента будет притворено в жизнь.

Вместе с тем, Конституция устанавливает, что власть в России вершит не Президент, а ее осуществляют все ветви власти, каждая из которых действует в пределах своей компетенции и методами, свойственными ей. Президент выступает в качестве координатора и должен согласовывать действия всех органов власти. Вместе с тем, Президент действует не в качестве указующей инстанции, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени в каждой из них.

Подводя итог вышесказанному, Конституция Российской Федерации закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а тек же самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

2.2 Проблема реализации принципа разделения властей в РФ

В данном параграфе рассмотрены такие спорные и проблемные вопросы, как контроль парламента над исполнительной властью, определение места и роли главы государства в органах власти и управления, а также сложность и неразработанность системы судебной власти.

Федеральное Собрание Российской Федерации как орган законодательной власти наряду с осуществлением основной функции — принятия законов — реализует и другие функции: представительство народа, участие в формировании других государственных органов и назначении ряда высших государ­ственных должностных лиц, парламентский контроль.


Как считает политолог Лайтер А.В, явным недостатком Конституции Россий­ской Федерации является ограниченный набор контрольных полномочий парламента в отношении органов исполнитель­ной власти. В своей статье о проблемах реализации принципа разделения властей, опубликованной в Евразийском юридическом журнале, автор говорит о том, что контрольные полномочия в целом сведены к контролю за исполнением федерального бюджета (в этом вопросе парламент может опе­реться на Счетную палату), решению вопроса о доверии пра­вительству в целом, ратификации международных договоров и ежегодному отчету Правительства Российской Федерации о результатах своей деятельности[16].

Как отмечает конституционалист В. Е. Чиркин, в практи­ке зарубежных государств существуют более разнообразные формы контроля парламента. Так, например: вопросы к прави­тельству и непосредственно к премьер-министру, дебаты по об­щей политике формирования и функционирования органов исполнительной власти, парламентские слушания, контроль за делегированным законодательством и др.

Однако Федеральный конституционный закон «О прави­тельстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г.[17] № 2-ФКЗ и Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. № 196-ФЗ «О парла­ментском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» предусматривают недостаточное количество форм парламентского контроля за деятельностью Правительства Рос­сии: решение вопроса о доверии, вотум недоверия, депутатские запросы и вопросы, предоставление информации Правитель­ством о ходе исполнения федерального бюджета, письменные обращения комитетов и комиссий палат Федерального Со­брания к членам Правительства и руководителям федераль­ных органов исполнительной власти (ст. 37-41), проведение парламентских расследований, что исключает возможность функционирования эффективного парламентского контро­ля, основанного на регулярном необходимом взаимодействии и сотрудничестве с исполнительной властью[18].

Говоря об определение места и роли Президента России в органах власти и управления, обратимся к словам профессора Г. Н. Чеботарева, он выделяя наряду с традиционными вет­вями власти в качестве самостоятельной президентскую власть, ставит ее во главу угла. Данная позиция представляет опреде­ленный интерес, однако подкрепляется лишь гипертрофированностью властных полномочий главы государства (в том чис­ле в формировании судебной власти), сложившейся практикой издания Президентом страны указов по вопросам, отнесенным к компетенции Федерального Собрания и Правительства Рос­сии (например, о социальных выплатах), в силу того, что от­сутствует перечень вопросов, подлежащих регулированию ис­ключительно законом. По мнению доктора юридических наук С. М. Шахрая, являющегося одним из разработчиков Консти­туции Российской Федерации 1993 г., роль Президента заклю­чается в консолидации власти, общества и государства в целом. Согласно С.М. Шахраю: «... федератив­ное, огромное по территории, с характерными региональными особенностями и разнообразием, и с большим потенциалом центробежных и центростремительных тенденций государство должно в центре иметь стержень, и таким стержнем должна быть фигура всенародно избранного президента. В глазах избирателей это арбитр и согласователь интересов, гарант приве­дения в действие механизмов в необходимых случаях федераль­ного принуждения и других институтов обеспечения единства Российского государства. России необходима сильная власть, рука настоящего хозяина». Вместе с тем С. М. Шахрай отмеча­ет, что в сфере государственного устройства российская Кон­ституция закрепляет модель не «суперпрезидентской», как это часто принято считать, а президентско-парламентской республики[19]. Более того, по мнению С. М. Шахрая, Конституция не содержит прямых запретов на некоторые изменения в балансе ветвей власти, например на переход к правительству парламентского большинства. Чтобы реализовать на практике этот принцип, достаточно внести ряд изменений в Федераль­ный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и регламенты обеих палат Федерального Собрания.


Соглашусь с политологом Лайтером А.В. в том, что, более правильной представляется все же точка зрения той части авторов, которые считают, что формой правления в России является суперпрезидентская республика, где глава государства фактически возглавляет систему исполни­тельной власти[20]. В качестве аргумента можно привести анализ всех полномочий главы государства, проведенный профес­сором М. А. Красновым. Так, по его подсчетам, только с 2000 по 2011 гг. Президент Российской Федерации законодательно оформил за собой более ста полномочий, которые выходят за рамки Конституции Российской Федерации. В 2002 г. Пре­зиденту Российской Федерации было передано право опреде­лять порядок взаимодействия федерального органа государ­ственной регистрации с уполномоченным регистрирующим органом по вопросу государственной регистрации обществен­ных объединений, создаваемых путем реорганизации, и в связи с их ликвидацией; право определять порядок формирования Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений на паритетной основе из представителей обще­российских объединений профессиональных союзов и обще­российских объединений работодателей, а также иных обще­ственных объединений и организаций. В 2004 г. был принят пакет известных законодательных поправок, ставящих под полный президентский контроль не только глав субъектов Рос­сийской Федерации, но и региональные законодательные орга­ны. В 2007 г. Президент Российской Федерации получил право представления кандидатур в палаты Федерального Собрания Российской Федерации для назначения на должность (сроком на шесть лет) и об освобождении от должности Председателя, заместителя Председателя и аудиторов Счетной палаты Рос­сийской Федерации — органа, который по своей сути должен являться органом сугубо парламентского контроля, а значит, быть независимым от Президента Российской Федерации и че­рез него — от исполнительной власти. Кстати, новый Федераль­ный закон о Счетной палате, принятый в 2013 г., оставил эти полномочия за Президентом Российской Федерации[21]. Также Президенту Российской Федерации были предоставлены пра­ва: определять порядок утверждения перечня показателей для оценки эффективности деятельности органов местного само­управления; право определять поставщика (исполнителя, под­рядчика) в качестве единственного, у которого осуществляется размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд; в 2008 г. — право определять федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государ­ственного контроля; в 2009 г. — право представления в Совет Федерации Российской Федерации кандидатуры для назначе­ния на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его двух заместителей; право назначения на должность и освобождения от должности, определение срока полномочий ректоров Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета; в 2010 г. — право вносить пред­ставление в Совет Федерации Российской Федерации о до­срочном прекращении полномочий Председателя или заме­стителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации в случае, если решением Конституционного Суда установлено, что Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда не исполняет должностные обязан­ности или исполняет их ненадлежащим образом.