Файл: Теория и практика разделения властей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы настоящего исследования обусловлена, прежде всего, тем, что из основополагающих принципов функционирования демократических стран стало разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Отсутствие монополии любого политического органа на власть является необходимым условием существования демократии, и, именно поэтому, демократия не должна допускать смешения ветвей власти.

Согласно принципу, закрепленному в статье десятой Конституции Российской Федерации, государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Данный принцип призван исключать возможность сосредоточения всей власти у одного органа (должностного лица) и установления диктатуры.

Принцип разделения властей является одним из основных принципов организации государственной власти и одним из основополагающих принципов организации и функционирования демократического, конституционного, правового государства.

Принцип разделения властей - это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

Самой большой опасностью всегда было и остается сосредоточение власти в одних руках, угрожающей демократическим принципам, порождающей бесправие и деспотизм.

Цель работы – изучение принципа разделения властей и их влияние на общественные отношения в государстве.

Объектом настоящего исследования выступает система разделения властей в Российской Федерации.

Предметом данного исследования является принцип разделения властей.

Задачи курсовой работы:

  1. Изучить, как возникла и развивалась теория разделения властей, как зарождался институт разделения властей;
  2. Исследовать сущность и содержание принципа разделения властей;
  3. Раскрыть конституционные основы разделения властей в РФ;
  4. Выявить проблемы реализации принципа разделения властей в РФ.

В данной работе использованы такие методы как: специально-юридический, сравнительно-правовой, исторический.

Курсовая работа состоит из введения; двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка используемой литературы.


1 Возникновение и развитие теории разделения властей

    1. Зарождение института разделения властей

Разделение властей начало свое зарождение еще с древнейших времен. В Афинской и в Римской республиках жители старались избежать сосредоточения власти в одних руках.

Так, для Древней Греции характерно существование нескольких политических институтов, которые не позволяли сосредотачивать власть в одних руках. После реформ Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла в стране образовались следующие взаимодействующие друг с другом органы:

1. Народное собрание, которое обладало законодательной инициативой;

2. Суд Гелиэя, следивший за Народным собранием и обладавший правом толкования законов;

3. Совет пятисот и коллегии стратегов и архонтов делили между собой исполнительную власть.

Особое народное собрание осуществляло за всеми органами власти контроль. Оно собиралось с периодичностью один раз в месяц и занималось проверкой деятельности властей и была ли эта деятельность правильной[1].

Схожее положение с Афинской республикой было и в Римской республике. Сенат в Риме был главным органом, который обладал правом толкования законов, а также, накладывать вето на некоторые решения народного собрания. Из сенаторов, ко всему прочему, выбирались народным собранием лица, которые должны были занимать государственные должности (консулы, преторы, эдилы и т.д.). Сенат мог назначать судебные коллегии, а также давать указания о производстве расследования, однако судебным органом не являлся. Вторым по значимости государственным органом являлось народное собрание. Все государственные служащие, за исключением диктаторов, отвечали перед народным собранием. Народными собраниями избирались коллегии, осуществлявшие правительственную связь. Правом принятия законов обладало Народное собрание. Плебейские (народные) трибуны занимали особое положение и имели право запрещать исполнение любых приказав, исключение составляли приказы диктаторов. Они обладали правом наложения вето на постановления сената. Трибуны, помимо того, был наделен правом арестовывать любое лицо, а также подвергать его публичному допросу. Судебные функции были возложены на восьмерых преторов, которые избирались сенатом. Каждые пять лет, помимо трибун, из бывших консулов избирались два цензора со сроком полномочий на 18 месяцев. В их полномочия входила проверка списка сената и исключение из него недостойных.


Роль противовеса неограниченной власти монарха в средние века частично выполняла церковь. Будучи духовным учреждением, церковь нередко вмешивалась в светские дела. Клятвы, обязательства, обещания, которые монарх давал на кресте нередко обязывали его к обязательному выполнению их[2].

Ограничивать власть правителя, помимо церкви, в той или иной степени пытались и его подданные. Именно результатом таких попыток сначала в Англии (парламент), а позднее и во Франции (генеральные штаты) появились сословно-представительные институты.

Принцип разделения властей, в полной мере, впервые был реализован в США, после принятия конституции 1787 года.

Так впервые за всю историю человечества теория разделения властей, которая долгое время развивалась в Европе, была осуществлена на другом континенте – в «Новом свете» появилось «новое» по своей сути государство[3].

Рассматривая вопрос о возникновении теорий разделения властей, необходимо отметить, что помимо объективных процессов, приведших народы к реализации принципов правового, демократического государства, также существовали и теоретические учения о строении и сущности государства, его управлении.

Мыслители античности (Аристотель, Сократ, Платон) пытались выяснить связи и взаимодействие между государственной связью и правом, которые обеспечили бы гармоничное функционирование общества определенной эпохи. Естественно, что они исходят из действительности современной им эпохи, и именно поэтому рассуждали о необходимости разделения труда между отдельными сословиями, говорили о существовании различных государственных органов, их составе, функциях и задачах, отмечая важность разграничения их полномочий.

Так, Платон (427-347 гг. до н.э.), говорит об основном принципе «идеального общества», который представляет собой «единый, и, вместе с тем, неделимый организм», признает разделение между различными сословиями труда, каждое из которых должно действовать в сфере, строго отведенной ему, при этом, не вмешиваясь в чужие дела, вместе с тем, обеспечивая общие потребности полиса как совместного поселения[4].

О разделении властей более отчетливо и последовательно говорил Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Он многообразие форм политического устройства объяснял тем, что государство представляет собой сложное и, вместе с тем, целостное общество, единство проявляется во множестве, состоящее из специфически различных, неподобных частей.


Во-первых, это «законосовещательный» орган, в виде народного собрания, в который входят и принимают участие все свободные граждане.

Во-вторых, это правительственный, или административный орган, в лице магистратуры, которая наделена властными полномочиями повелевать.

В-третьих, это органы судебной власти, которые наделены полномочиями вершить правосудие[5].

По мнению Аристотеля, основополагающим элементом в государстве, должен быть орган «законосовещательный», а закон, должен властвовать над всем. Таким образом, можно говорить о том, что орган управления должен быть органом подзаконным.

Что касается судебных органов, то, по мнению Аристотеля, непременным условием их организации является избрание судей из среды всех граждан, а также строгое определение отдельных видов судов, в зависимости от характера разбираемых ими дел. Все население Аристотель подразделял на три части – очень богатые, очень бедные, и те, кто «стоит посредине между ними».

Естественно, что в те времена Аристотель был еще весьма далек от принципа разделения властей, каким он понимается в настоящее время.

Особо в данном вопросе выделяются взгляды на государство и право английского философа Дж.Локка (1632-1704) и французского Ш.Монтескье (1689-1755). В своих взглядах Локк во многом придерживался позиции Гоббса, сторонника теории общественного договора. Вместе с тем, выражая симпатии монархии Дж. Локк считал, что монархия все-таки должна быть ограничена народным представительством и иметь четкое определение законом, который является обязательным для всех без исключения, включая и монарха[6]. Дж.Локк считает, что главная угроза заключается в неразделенности власти, а именно, в сосредоточенности власти в руках абсолютного монарха, который не только сам устанавливает законы, но и понуждает к их исполнению.

Ш.Л. Монтескье развил теорию разделения властей до современного ее понимания. По его мысли власть должна делиться на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Особое внимание исследователь придает системе взаимных сдержек и противовесов властей.

Недопустимым считает Монтескье объединение хотя бы двух ветвей властей в одном органе (руках). Хотя констатирует, что для большинства современных ему европейских государств характерным является то, что монарх обладает двумя первыми властями (законодательной и исполнительной). Идеальным вариантом для него видится вариант британской конституционной монархии, где данные виды власти отделены на практике, что обеспечивает сохранение свободы[7].


Рассматривая современный вариант принципа разделения властей, стоит отметить, что всеми современными демократическими теориями государства и права народ признают единственным источником и носителем власти. Как правило, народ власть осуществляет как непосредственно, путем референдума, законодательной народной инициативы, так и через своих представителей. Парламент является таким органом народного представительства, которому народ доверил решение самых важных государственных дел, а также установление законов государственного характера. Как в парламентских республиках, так и монархиях, главными институтами, которые образуют конституционный механизм власти, являются: глава государства, парламент, правительство и высшие судебные органы. Именно они представляют собой определенную ветвь власти, а также обладают необходимой предметной компетенцией.

Вместе с тем, стоит отметить, что на практике реальная схема разделения властей, а также механизм реализации данного принципа является намного сложнее. Это связано, прежде всего, с тем, что в данной группе стран, разделение властей, в отличие от президентской республики, проводится не столь жестко. Взаимопереплетение функций, а также компетенций между законодательной и исполнительной властями иногда столь значительно, что порой позволяет усомниться в реальности осуществления данного принципа. Все это дает право на точку зрения, что в действительности разделение властей в парламентских странах отсутствует[8].

Таким образом, теория разделения властей возникла не на пустом месте, она явилась логическим продолжением развития политико-правовых идей, возникших в 17 веке в Англии, теория разделения властей стала частью начинавшей формироваться теории правового государства.

1.2 Основное содержание принципа разделения властей

Какими бы ни были разными варианты механизма действия принципа разделения властей, теория в основе определяет следующее его содержание - законодательная власть обладает верховенством, поскольку устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления как внутренней, так и внешней политики страны, а следовательно, в конечном счете, определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Ее главенствующее положение в механизме правового государства обуславливает высшую юридическую силу законов, принимаемых ими, а также придает нормам права, выраженным в них общеобязательный характер.