Файл: Менеджмент как организационно – целевое управление (ОАО «Березовские минеральные воды»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
1.1. Понятие, цель и функции менеджмента
1.2. Организационное управление
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ОАО «БЕРЕЗОВСКИЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ»
2.1. Характеристика организации и ее организационной структуры
2.2. Формирование матрицы SWOT – анализа и определение основных проблем организации
2.3. Предложения по введению изменений в организационную структуру и эффективность ее мероприятий
Зарегистрирован по адресу г.Тула, ул. Севастопольская д. 67.
Завод осуществляет производство разных видов минеральной газированной воды и напитков, что является основой деятельности предприятия.
Каждое предприятие не зависимо от сферы деятельности с формы собственности имеет свою организационную структуру.
Организационная структура предприятия ОАО «Березовские минеральные воды» изображена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1. Организационная структура ОАО «Березовские минеральные воды»
Структура управления предприятием линейно-функциональная. Линейно-функциональная структура – ступенчатая, иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления.
Иногда такую систему называют штабной, так как функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного руководителя.
Линейно-функциональная система обеспечивает, начиная со второго уровня иерархии, деление задачи управления «по функциям».
Эта структура управления характеризуется:
- высокой централизацией стратегических решений и децентрализацией оперативных;
- организацией директивных связей по однолинейному принципу, преобладающим применением инструментов координации с технической поддержкой.
По идее штабы должны давать консультации и участвовать в подготовке решений, но не давать конкретных директив. Однако вследствие своей профессиональной компетентности их сотрудники часто оказывают сильное неформальное влияние на линейных руководителей. Если же они выполняют только рекомендательную функцию, то возникает риск, что их работа слабо влияет на ход производственных процессов.
Структура имеет следующие преимущества:
- обеспечивает высокую профессиональную специализацию сотрудников;
- позволяет точно определить места принятия решений и необходимые ресурсы (кадровые);
- способствует стандартизации, формализации и программированию процессов управления.
Недостатки:
- образование специфических для функциональных подразделений целей затрудняет горизонтальное согласование;
- структура жестка и с трудом реагирует на изменения. [2]
Чтобы коллектив функционировал эффективно, его члены должны способствовать достижению общих целей. Это часть культуры компании.
2.2. Формирование матрицы SWOT – анализа и определение основных проблем организации
Основным инструментом регулярного стратегического управления или матрицей качественного стратегического анализа является SWOT.
SWOT – это аббревиатура начальных букв английских слов:
- Strengths – силы;
- Weaknesses – слабости;
- Opportunities – возможности;
- Threats – угрозы.
Таким образом, SWOT – анализ – это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).
Процедура проведения SWOT – анализа в общем виде сводится к заполнению матрицы, в которой отражаются и затем сопоставляются сильные и слабые стороны предприятия, а также возможности и угрозы рынка. Это сопоставление позволяет чётко определить, какие шаги могут быть предприняты для развития компании и, на какие проблемы необходимо обратить особое внимание.
Данная матрица предоставляет руководителям компании структурированное информационное поле, в котором они могут стратегически ориентироваться и принимать решения.
Оценка сильных и слабых сторон предприятия по отношению к возможностям и угрозам внешней среды определяет наличие у фирмы стратегических перспектив и возможность их реализации. Понятно, что при этом будут возникать препятствия (угрозы), которые необходимо преодолевать. Отсюда следует переориентация методов управления развитием предприятия с опоры на уже достигнутые результаты, освоенные товары и используемые технологии (внутренние факторы) на изучение ограничений, накладываемых внешней рыночной средой (внешние факторы).
Итак, матрица SWOT – анализа представляет собой удобный инструмент структурного описания стратегических характеристик среды и предприятия. Необходимо точно обозначить цель матрицы стратегического анализа предприятия. Цель SWOT – анализа – сформулировать основные направления развития предприятия через систематизацию имеющейся информации о сильных и слабых сторонах фирмы, а также о потенциальных возможностях и угрозах.
Задачи SWOT – анализа:
- Выявить сильные и слабые стороны по сравнению с конкурентами;
- Выявить возможности и угрозы внешней среды;
- Связать сильные и слабые стороны с возможностями и угрозами;
- Сформулировать основные направления развития предприятия.
Для построения SWOT-анализа формируется список из сильных и слабых сторон организации, а также ее возможностей и угроз, которые представлены в таблице 1. По результатам оценки составляется обобщенная матрица анализа, где по горизонтальной оси располагаются сильные и слабые стороны внутренней среды предприятия, по – вертикальной возможности и угрозы внешней среды (таблица 2).
Таблица 1. Силы/Слабости и Возможности/Угрозы
Слабые стороны |
|
Высокое качество продукции, способствующей укреплению здоровья человека |
Отсутствие свободных оборотных финансовых средств у предприятия в данный момент |
Давний опыт работы на рынке данной отрасли в разнообразных условиях |
Низкая платёжеспособность потребителя на протяжении многих лет |
Широкая клиентурная база предприятия, сложившаяся к данному моменту |
Сильное налоговое давление на предприятие в силу существующего законодательства |
Снижение материальных расходов на производство за прошедший период |
Не высокий технологический уровень производственной базы предприятия |
Собственная сырьевая база для производства основной продукции предприятия |
Неудовлетворительное состояние окружающей среды в государстве и в регионе |
Возможность оказания услуг по доставке продукции для посредников предприятия |
Не достаточно широкий ассортимент продукции |
Возможности |
Угрозы |
Положительные тенденции изменения среднего спроса на выпускаемую предприятием продукцию за последнее несколько лет |
Непоследовательное, поспешное принятие законодательных актов властями страны |
Удержание лидерства в ценовой политике приводит к привлечению основной массы потребителей |
Угроза истощения резервных финансовых возможностей предприятия, необходимых на оплату налогов |
Возможность расширения рынков сбыта без организации собственных торговых точек |
Нестабильность курса национальной валюты может снизить прибыльность внутренних поставок |
Снижение затрат на производство даёт возможность понижать и делать более конкурентоспособной цену реализации |
Повышение цен на материалы, упаковку, этикетки и другие необходимые сопутствующие товары может сократить прибыльность |
Небольшое количество действительно сильных конкурентов организации |
Понижение цен конкурентами может привлечь значительную часть клиентов предприятия |
Возможность расширения производства за счёт собственных производственных мощностей |
Недоверие рекламе в средствах массовой информации снизит эффективность затрат на рекламу |
По пятибалльной системе определяют экспертные оценки парных сочетаний «сильная сторона – угроза», «слабая сторона – угроза», «сильная сторона – возможность», «слабая сторона – возможность». При большей оценке – связь более значима.
Таблица 2. Обобщённая матрица SWOT-анализа
При проведении SWOT-анализа особое внимание обращается на квадрат «Сила – Возможности» и квадрат «Слабость – Угрозы». На основании данных первого квадрата формируют стратегии, позволяющие воспользоваться возможностями. На основании данных второго – стратегии, минимизирующие слабости и помогающие избегать угроз.
Составляется матрица Проблемное поле предприятия/Ранжирование проблем предприятия по значимости (таблица 3).
Таблица 3. Проблемное поле предприятия/Ранжирование проблем предприятия по значимости
Для оценки каждой из проблем из таблицы строится «проблемное поле предприятия» (таблица 3), которое представляет собой матрицу, аналогичную обобщенной матрице SWOT-анализа (таблица 2), но на пересечении строк и столбцов которой помещается номер проблемы по порядку из таблицы 3 (№), перекрывающей эту ячейку. Оценка проблемы, которую выставляется в таблице 3, равна сумме экспертных оценок ячеек из таблицы 2, перекрываемых рассматриваемой проблемой в таблице 3.
Ранжирование проблем в последнем столбце в таблице 3 проводится по убыванию оценок.
Наглядно проблемы организации показаны на диаграммах 1 и 2.
Диаграмма 1. Проблемы организации
Диаграмма 2. Проблемы организации
Функциональные стратегии развития организации
Итак, можно подвести итоги проведенного анализа деятельности предприятия ОАО «Завод «Березовские минеральные воды» и сформулировать наиболее подходящую и эффективную стратегию.
Предприятие выбирает стратегию усиления позиций на рынке, которая подразумевает углубление маркетинговой деятельности. Что же касается основных методов борьбы, то в этом плане выбирается либерализация ценовой политики.
Кратко функциональную стратегию развития предприятия ОАО «Завод «Березовские минеральные воды» можно выразить в следующих пунктах:
- В рамках маркетинговой деятельности необходимо провести рекламную компанию, включающую:
- размещение рекламы, направленной на конкретного потребителя в средствах массовой информации, на рекламных щитах и стендах, размещение рекламы в транспорте и в магазинах;
- проведение дегустаций в точках продаж и в наиболее проходимых участках населенных пунктов;
- необходимость проводить рекламно-ознакомительные семинары в других областях и регионах с целью направления продукции на экспорт.
- В рамках организационной структуры предприятия будет проведено повышение квалификации работников отдела сбыта с целью получения более продуктивных результатов их деятельности.
- Внедрение новых видов продукции в рамках сравнительно небольшой ценовой политикой, ориентированную на потребителя.
2.3. Предложения по введению изменений в организационную структуру и эффективность ее мероприятий
Каждый работник ОАО «Березовские минеральные воды», выполняя свои должностные обязанности, должен быть ответственным и инициативным. На предприятии поощряется инициатива, внесение рационализаторских предложений, способствующих повышению эффективности работы.
Если рассматривать организационную структуру, как систему, призванную грамотно выполнять заказы клиентов, то на каждом участке необходимо ответственно подходить к поставленной цели. Если производственные цена не будут выполнять свои функции, то подразделение продаж не сможет выполнять свои функции. Если подразделение продаж будет работать плохо, т.е. игнорировать новые возможности реализации, то производственное подразделение не сможет полноценно выполнять свои функции, т.к. возникнет затоваривание складов, следовательно, оборот средств на предприятии прекратиться. Это гарантировано прекращение деятельности предприятия.
Для нормального функционирования всех подразделений необходима слаженная работа всего коллектива.
Предложения по изменению в организационной структуре
Проект по совершенствованию организационной структуры в ОАО «Березовские минеральные воды» предполагает:
- введение в штат двух новых должностей – руководителя направления разработки фирменного стиля; руководителя направления рекламных предложений;
- создание департамента стратегии, который будет заниматься стратегическим планированием;
- введение в штат организации должности директора отдела по управлению персоналом;
- прием на работу дополнительно двух маркетологов, менеджера по управлению персоналом.