Файл: Менеджмент как организационно – целевое управление (ОАО «Березовские минеральные воды»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
1.1. Понятие, цель и функции менеджмента
1.2. Организационное управление
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ОАО «БЕРЕЗОВСКИЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ»
2.1. Характеристика организации и ее организационной структуры
2.2. Формирование матрицы SWOT – анализа и определение основных проблем организации
2.3. Предложения по введению изменений в организационную структуру и эффективность ее мероприятий
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Менеджмент является неотъемлемой частью любой предпринимательской деятельности, оно сопровождает все организации, работающие на современном рынке. В связи с этим основной задачей управления предприятием является умение контролировать и управлять управлением своей компании. Это является обязательным условием нормальной работы предприятия. Управление на предприятии позволяет ему получить преимущество в конкурентной борьбе, так как оно дает ему актуальную и важную информацию. Успешное управление позволяет компании иметь финансовую стабильность, высокую конкурентоспособность и прибыльность.
Актуальность менеджмента обусловлена объективным усложнением процессов управления и одновременно усилением их роли в жизни предприятия. В настоящее время руководство предприятия занимает важное место в его успешной работе. Он направлен на обеспечение адаптируемости организации к меняющимся рыночным условиям.
Сейчас рынок развивается: фирмы предоставляют новые товары и услуги, повышают качество старых товаров. Бизнес универсален и быстро адаптируется к рыночным условиям. Это во многом зависит от грамотного и компетентного привлечения средств или других необходимых ресурсов для организации. В связи с этим роль менеджмента растет.
Чтобы компания двигалась вперед, она стала популярной и зарекомендовала себя на рынке, менеджеры используют менеджмент. Тем не менее, в настоящее время управленческая работа не всегда выполняется должным образом; Есть предприятия, которые недостаточно эффективно используют управление для создания и поддержания продуктивных отношений с целевой аудиторией. Менеджмент помогает показать прибыльность компании для целевой аудитории и для общества в целом. Правильный менеджмент позволяет создать конкурентное преимущество для него. Грамотное осуществление деятельности позволяет повысить социальный статус, имидж и уровень продаж.
Таким образом, руководство стремится обеспечить адаптивность организации к изменяющимся рыночным условиям. Использование менеджмента на практике создает предпосылки для его совершенствования. Кроме того, внешняя среда находится в постоянном движении, что требует обновления построенных моделей управления. Все вышеперечисленное убедительно доказывает важность темы и ее актуальность для изучения.
Цель курсовой работы – раскрыть различные факторы, влияющие на эффективность менеджмента на предприятии.
Задачи исследования:
- Изучить и проанализировать менеджмент как организационно-целевое управление.
- Провести анализ управления организации на примере ОАО «Березовские минеральные воды».
- Предложить мероприятия по совершенствованию организационной структуры управления предприятием.
Предметом исследования является предприятие ОАО «Березовские минеральные воды».
Объект исследования – система управления организацией.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
1.1. Понятие, цель и функции менеджмента
Менеджмент - это управление социально-экономическими организациями в условиях рыночной экономики, целями которых, как правило, являются экономические [2, с. 67].
Менеджмент - это область знаний и профессиональной деятельности, направленная на формирование и обеспечение достижения целей организации за счет рационального использования имеющихся ресурсов. Первоначально менеджмент начал развиваться как теория управления производством, а затем был преобразован в теорию управления деятельностью людей [4, с. 34].
Основной целью управления является обеспечение гармонии в развитии организации, то есть скоординированного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.
Задача гармонизации по отношению к организации имеет внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные) аспекты.
На содержание управления влияют две группы факторов: тенденция развития организации; специфические национальные факторы экономического развития [6, с. 12].
Категория управления - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существующие свойства и устойчивые отношения в процессах управления организации.
Состав основных категорий управления: объекты и субъекты управления; функции управления; виды управления; методы управления; принципы управления.
Содержание, формы и методы управления зависят от иерархического уровня его внедрения в организации. Как правило, в компании можно выделить три иерархических уровня управления: высший, средний и низовой.
Органы управления, менеджеры - руководители разных уровней, занимающие постоянные должности в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.
Категория «менеджер» относится к: руководителям организации; руководители структурных связей и центров прибыли; организаторы определенных видов работ (администраторы) [5, с. 23].
Типы управления - особые направления управленческой деятельности, связанные с решением определенных управленческих задач.
На основании объекта различают общее и функциональное управление (рис. 1.1).
Общее или общее управление заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее независимых бизнес-единиц (центров прибыли).
Функциональный или специальный менеджмент - это управление определенными областями организации или ее звеньями. Например, инновации, персонал, маркетинг, финансы и т. д.
Рис. 1.1. Объекты и виды менеджмента
На основе содержания различают нормативное, стратегическое и оперативное управление [8, с. 56].
Нормативное управление предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее деловой политики, определение позиции организации в конкурентной рыночной нише и формирование общих стратегических намерений.
Стратегическое управление предполагает разработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией.
Оперативное управление предполагает разработку тактических и оперативных мероприятий, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.
Методы управления - это система правил и процедур для решения различных управленческих задач с целью обеспечения эффективного развития организации [10, с. 54].
Принципами управления являются общие законы и устойчивые требования, соблюдение которых обеспечивает эффективное развитие организации.
Наиболее важные принципы эффективного управления включают следующие принципы: честность; иерархическое упорядочение; целевая ориентация и оптимальность; сочетание централизации и децентрализации; демократизация [9, с. 78].
Есть несколько подходов к управлению [11, с. 32]:
• процессный подход: управление рассматривается как процесс (планирование, организация, мотивация, контроль);
• системный подход: цели, задачи указываются в экспоненциальной форме. Построено целевое дерево, в котором система делится на подсистемы, например, организация делится на единицы (рис. 1.2):
Рис. 1.2. Дерево целей
Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения.
Они имеют общие задачи и направления управленческих работ, состав и предложение которых в наименьшей степени зависит от специфики конкретной организации (ее отраслевой принадлежности, размера, организационно-правовой формы и т. п.).
Дифференциация функций менеджмента позволяет выделить отдельные задачи и виды управленческой деятельности и регламентировать рациональные правила и процедуры их осуществления.
Рассмотрение менеджмента как совокупности процесса взаимосвязанных функций обеспечивает синтез различных школ научного управления и возможность реализации ситуационного подхода при принятии управленческих решений.
Различные концепции менеджмента предусматривают большое разнообразие состава и содержания функций менеджмента.
При системном рассмотрении можно выделить три группы функций менеджмента, являющихся наиболее общими для всех видов организаций и любых условий функционирования (рис. 1.3): общие функции менеджмента; социально-психологические функции менеджмента; технологические функции менеджмента [4, с. 91].
Рис. 1.3. Система функций менеджмента
Таким образом, менеджмент - это управление производством или коммерцией; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
1.2. Организационное управление
Организационный менеджмент понимается как набор решений, которые определяют, какие люди, в какое время и какие технологические процессы выполняются для получения определенного конкретного, совместного конечного результата. Поэтому организационное управление - это управление персоналом организации [15, с. 89].
1. Персонал как объект управления
Персонал - это персонал организаций, включая всех наемных работников, а также работающих владельцев и совладельцев. Признаки персонала - наличие трудовых отношений с работодателем, которые должны быть юридически оформлены; обладание определенными качественными характеристиками; целевая направленность деятельности персонала, т. е. обеспечение достижения целей организации.
Персонал организации можно классифицировать по качественным характеристикам: по месту в структуре управления персонал можно разделить на руководителей, специалистов, технический персонал, рабочих, обслуживающий персонал; по профессиональной структуре - инженерно-технические работники, маркетологи, экономисты; по уровню квалификации; по полу и возрастной структуре; по опыту работы; по уровню образования [15, с. 32].
Управление персоналом на предприятии - это процесс воздействия на потенциальных и реальных сотрудников с использованием комбинации специальных методов для эффективного и результативного достижения целей организации.
Современные кадровые службы существенно отличаются от традиционных кадровых отделов своей функциональностью, методологией, принципами, технологией функционирования и т. д. Кадровые характеристики советской эпохи в основном выполнялись бухгалтерскими или кадровыми работами.
Для современного этапа развития науки управления персоналом характерно включение управления персоналом в общую стратегию организации. Суть современного этапа управления персоналом заключается в [2, с. 67]:
• назначение функции управления персоналом на высший уровень управления организацией;
• участие управления человеческими ресурсами в определении стратегии и организационной структуры компании;
• участие всех менеджеров на разных уровнях в реализации единой кадровой политики;
• интеграция деятельности кадровых офицеров и менеджеров, постоянное участие первых в качестве советников менеджеров в решении вопросов, связанных с персоналом во всех подразделениях и на всех уровнях корпорации;
• систематическое, комплексное решение проблем управления человеческим капиталом, основанное на единой кадровой концепции предприятия.
2. Функции управлением персонала
Функции управления персоналом организации как основные направления управления персоналом компании включают в себя [18, с. 68]:
• найм, подбор и прием персонала;
• оценка бизнеса персонала при приеме, аттестации, отборе;
• профориентация и трудовая адаптация;
• мотивация трудовой деятельности персонала;
• организация труда и этика деловых отношений;
• управление конфликтами и стрессами;
• обеспечение безопасности персонала;
• управление инновациями в кадровой работе;
• обучение, повышение квалификации и переподготовка кадров;
• управление деловой карьерой и продвижением по службе;