Файл: Менеджмент как организационно – целевое управление (ОАО «Березовские минеральные воды»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Менеджмент является неотъемлемой частью любой предпринимательской деятельности, оно сопровождает все организации, работающие на современном рынке. В связи с этим основной задачей управления предприятием является умение контролировать и управлять управлением своей компании. Это является обязательным условием нормальной работы предприятия. Управление на предприятии позволяет ему получить преимущество в конкурентной борьбе, так как оно дает ему актуальную и важную информацию. Успешное управление позволяет компании иметь финансовую стабильность, высокую конкурентоспособность и прибыльность.

Актуальность менеджмента обусловлена ​​объективным усложнением процессов управления и одновременно усилением их роли в жизни предприятия. В настоящее время руководство предприятия занимает важное место в его успешной работе. Он направлен на обеспечение адаптируемости организации к меняющимся рыночным условиям.

Сейчас рынок развивается: фирмы предоставляют новые товары и услуги, повышают качество старых товаров. Бизнес универсален и быстро адаптируется к рыночным условиям. Это во многом зависит от грамотного и компетентного привлечения средств или других необходимых ресурсов для организации. В связи с этим роль менеджмента растет.

Чтобы компания двигалась вперед, она стала популярной и зарекомендовала себя на рынке, менеджеры используют менеджмент. Тем не менее, в настоящее время управленческая работа не всегда выполняется должным образом; Есть предприятия, которые недостаточно эффективно используют управление для создания и поддержания продуктивных отношений с целевой аудиторией. Менеджмент помогает показать прибыльность компании для целевой аудитории и для общества в целом. Правильный менеджмент позволяет создать конкурентное преимущество для него. Грамотное осуществление деятельности позволяет повысить социальный статус, имидж и уровень продаж.

Таким образом, руководство стремится обеспечить адаптивность организации к изменяющимся рыночным условиям. Использование менеджмента на практике создает предпосылки для его совершенствования. Кроме того, внешняя среда находится в постоянном движении, что требует обновления построенных моделей управления. Все вышеперечисленное убедительно доказывает важность темы и ее актуальность для изучения.

Цель курсовой работы – раскрыть различные факторы, влияющие на эффективность менеджмента на предприятии.


Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать менеджмент как организационно-целевое управление.
  2. Провести анализ управления организации на примере ОАО «Березовские минеральные воды».
  3. Предложить мероприятия по совершенствованию организационной структуры управления предприятием.

Предметом исследования является предприятие ОАО «Березовские минеральные воды».

Объект исследования – система управления организацией.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

1.1. Понятие, цель и функции менеджмента

Менеджмент - это управление социально-экономическими организациями в условиях рыночной экономики, целями которых, как правило, являются экономические [2, с. 67].

Менеджмент - это область знаний и профессиональной деятельности, направленная на формирование и обеспечение достижения целей организации за счет рационального использования имеющихся ресурсов. Первоначально менеджмент начал развиваться как теория управления производством, а затем был преобразован в теорию управления деятельностью людей [4, с. 34].

Основной целью управления является обеспечение гармонии в развитии организации, то есть скоординированного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.

Задача гармонизации по отношению к организации имеет внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные) аспекты.

На содержание управления влияют две группы факторов: тенденция развития организации; специфические национальные факторы экономического развития [6, с. 12].

Категория управления - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существующие свойства и устойчивые отношения в процессах управления организации.

Состав основных категорий управления: объекты и субъекты управления; функции управления; виды управления; методы управления; принципы управления.

Содержание, формы и методы управления зависят от иерархического уровня его внедрения в организации. Как правило, в компании можно выделить три иерархических уровня управления: высший, средний и низовой.


Органы управления, менеджеры - руководители разных уровней, занимающие постоянные должности в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

Категория «менеджер» относится к: руководителям организации; руководители структурных связей и центров прибыли; организаторы определенных видов работ (администраторы) [5, с. 23].

Типы управления - особые направления управленческой деятельности, связанные с решением определенных управленческих задач.

На основании объекта различают общее и функциональное управление (рис. 1.1).

Общее или общее управление заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее независимых бизнес-единиц (центров прибыли).

Функциональный или специальный менеджмент - это управление определенными областями организации или ее звеньями. Например, инновации, персонал, маркетинг, финансы и т. д.

Рис. 1.1. Объекты и виды менеджмента

На основе содержания различают нормативное, стратегическое и оперативное управление [8, с. 56].

Нормативное управление предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее деловой политики, определение позиции организации в конкурентной рыночной нише и формирование общих стратегических намерений.

Стратегическое управление предполагает разработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией.

Оперативное управление предполагает разработку тактических и оперативных мероприятий, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.

Методы управления - это система правил и процедур для решения различных управленческих задач с целью обеспечения эффективного развития организации [10, с. 54].

Принципами управления являются общие законы и устойчивые требования, соблюдение которых обеспечивает эффективное развитие организации.

Наиболее важные принципы эффективного управления включают следующие принципы: честность; иерархическое упорядочение; целевая ориентация и оптимальность; сочетание централизации и децентрализации; демократизация [9, с. 78].

Есть несколько подходов к управлению [11, с. 32]:

• процессный подход: управление рассматривается как процесс (планирование, организация, мотивация, контроль);

• системный подход: цели, задачи указываются в экспоненциальной форме. Построено целевое дерево, в котором система делится на подсистемы, например, организация делится на единицы (рис. 1.2):


Рис. 1.2. Дерево целей

Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения.

Они имеют общие задачи и направления управленческих работ, состав и предложение которых в наименьшей степени зависит от специфики конкретной организации (ее отраслевой принадлежности, размера, организационно-правовой формы и т. п.).

Дифференциация функций менеджмента позволяет выделить отдельные задачи и виды управленческой деятельности и регламентировать рациональные правила и процедуры их осуществления.

Рассмотрение менеджмента как совокупности процесса взаимосвязанных функций обеспечивает синтез различных школ научного управления и возможность реализации ситуационного подхода при принятии управленческих решений.

Различные концепции менеджмента предусматривают большое разнообразие состава и содержания функций менеджмента.

При системном рассмотрении можно выделить три группы функций менеджмента, являющихся наиболее общими для всех видов организаций и любых условий функционирования (рис. 1.3): общие функции менеджмента; социально-психологические функции менеджмента; технологические функции менеджмента [4, с. 91].

Рис. 1.3. Система функций менеджмента

Таким образом, менеджмент - это управление производством или коммерцией; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

1.2. Организационное управление

Организационный менеджмент понимается как набор решений, которые определяют, какие люди, в какое время и какие технологические процессы выполняются для получения определенного конкретного, совместного конечного результата. Поэтому организационное управление - это управление персоналом организации [15, с. 89].

1. Персонал как объект управления

Персонал - это персонал организаций, включая всех наемных работников, а также работающих владельцев и совладельцев. Признаки персонала - наличие трудовых отношений с работодателем, которые должны быть юридически оформлены; обладание определенными качественными характеристиками; целевая направленность деятельности персонала, т. е. обеспечение достижения целей организации.


Персонал организации можно классифицировать по качественным характеристикам: по месту в структуре управления персонал можно разделить на руководителей, специалистов, технический персонал, рабочих, обслуживающий персонал; по профессиональной структуре - инженерно-технические работники, маркетологи, экономисты; по уровню квалификации; по полу и возрастной структуре; по опыту работы; по уровню образования [15, с. 32].

Управление персоналом на предприятии - это процесс воздействия на потенциальных и реальных сотрудников с использованием комбинации специальных методов для эффективного и результативного достижения целей организации.

Современные кадровые службы существенно отличаются от традиционных кадровых отделов своей функциональностью, методологией, принципами, технологией функционирования и т. д. Кадровые характеристики советской эпохи в основном выполнялись бухгалтерскими или кадровыми работами.

Для современного этапа развития науки управления персоналом характерно включение управления персоналом в общую стратегию организации. Суть современного этапа управления персоналом заключается в [2, с. 67]:

• назначение функции управления персоналом на высший уровень управления организацией;

• участие управления человеческими ресурсами в определении стратегии и организационной структуры компании;

• участие всех менеджеров на разных уровнях в реализации единой кадровой политики;

• интеграция деятельности кадровых офицеров и менеджеров, постоянное участие первых в качестве советников менеджеров в решении вопросов, связанных с персоналом во всех подразделениях и на всех уровнях корпорации;

• систематическое, комплексное решение проблем управления человеческим капиталом, основанное на единой кадровой концепции предприятия.

2. Функции управлением персонала

Функции управления персоналом организации как основные направления управления персоналом компании включают в себя [18, с. 68]:

• найм, подбор и прием персонала;

• оценка бизнеса персонала при приеме, аттестации, отборе;

• профориентация и трудовая адаптация;

• мотивация трудовой деятельности персонала;

• организация труда и этика деловых отношений;

• управление конфликтами и стрессами;

• обеспечение безопасности персонала;

• управление инновациями в кадровой работе;

• обучение, повышение квалификации и переподготовка кадров;

• управление деловой карьерой и продвижением по службе;