Файл: Сетевая форма организации бизнеса (История сетевого бизнеса в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– желание субъектов экономической деятельности сократить уровень риска и неопределенности посредством налаживания доверительных отношений между участниками экономических отношений;

– высокие темпы технологических и структурных изменений внешней среды хозяйствования, в соответствии с которыми востребованной становится высокая степень мобильности, оперативности и гибкости внешней и внутренней среды;

– возрастающая роль и значение времени и информации как ресурсов организации хозяйственной деятельности;

– стремление получения доступа к основным ресурсам рынка, которые при этом контролируются другими участниками рынка и могут быть использованы в качестве основы для повышения конкурентоспособности и положения на рынке в целом [6, c. 158].

Прежде всего, сеть представляет собой совокупность предприятий, которые взаимодействуют на рынке в целях оптимизации производственных ресурсов на взаимовыгодных для них условиях. Использование сетевой формы организации бизнесе способствует повышению конкурентоспособности всех участников сети, так как в результате такого объединения они получают доступ ко всем ресурсам, которые контролируются другими членами сети (капитал, ноу-хау, партнерские связи, инновационные ресурсы, информация). В результате совместного использования всех ресурсов, которыми обладает сеть субъекты экономической деятельности могут снизить основные виды и сумму издержек, сократить количество средств, направляемых на исследование рынка, научно-техническое развитие, получая более высокую отдачу и прибыль. В результате этого, при одновременном сокращении величины затрат, растет и рентабельность бизнеса. Одновременно для лоббирования интересов субъектов экономического взаимодействия и достижения согласия по ключевым вопросам в рамках сетевых объединений образуются ассоциации и координационные советы.

В соответствии с особенностями и закономерностями работы сетей необходимо отметить, что любая сеть представляет собой не только совокупность организаций и ресурсов, но и объединение сотрудников, работающих в рамках сети. А трудовой потенциал любого современного предприятия представляет собой один из основных ресурсов, оказывающих непосредственное влияние на качество и эффективность его работы. В соответствии с закономерностями управления и функционирования любого современного предприятия многие исследователи указывают на необходимость формирования в рамках хозяйствующих субъектов команд, которые могли бы способствовать быстрой реализации отдельных проектов и решений, а также позволять участникам экономических отношений оперативно реагировать на потребности рынка и меняющейся внешней среды. Соответственно, использование сетевых форм организации бизнеса способствует не только организации целесообразных в определенных условиях связей между предприятиями сети, но и выступают выгодной формой взаимодействия сотрудников, работающих на этих предприятиях в целях повышения качества, эффективности, производительности труда, разработки и реализации отдельных проектов и решений, которые могут оказать положительное влияние на эффективность работы как отдельных предприятий, так и сети в целом [4, c. 234].


В процессе своего становления и развития сетевые компании прошли довольно длительный путь развития. В частности, более ранний экономический опыт свидетельствует, в частности, о том, что иностранные (преимущественно, западные) компании в качестве первоначального направления борьбы с усилившейся конкуренцией использовали слияние и поглощение. Однако их опыт показал, что основное количество осуществленных слияний и поглощений не привели к нужному эффекту, так как более слабые и мелкие компании в этом случае продолжают отставать в развитии и не оправдывают вложенных в них финансовых средств. Особенно показательно это следствие проявило себя в период мирового финансово-экономического кризиса 2008 – 2010 года. когда результатом подобного отставания стало снижение деловой активности и эффективности работы предприятия в целом.

Еще одним преимуществом и одновременно причиной образования сетей становится стремление участников снизить уровень риска и повысить уровень доверия к партнерам. Рассматривая особенности и факторы, оказывающие влияние на взаимоотношения внутри сети, многие авторы указывают на то, что сеть может быть охарактеризована как группа экономических агентов, основой взаимоотношений между которыми одновременно являются: традиционные нормы и правила, рыночные трансакции и соответствующие виды отношений, а также неформальные нормы и ценности, которые оказываются важными с точки зрения укрепления доверия и снижения уровня риска между партнерами. Таким образом, установление отношений между участниками сети обеспечивается не только на основе санкций и официальных норм и правил, но и на основе использования определенных неформальных механизмов, разработка и принятие которых добровольны, тогда как налаживание доверительных отношений выступает как основное средство избегания конфликтов. В результате между субъектами сети формируется определенная корпоративная модель отношений, имеющая собственное содержание, принципы и правила. Ее основой и главной ценностью выступает стремление обеспечить устойчивое развитие. Основой формирования отношений в сети выступает понимание партнерами особенностей и принципов работы друг друга, доступность и прозрачность субъектов бизнеса.

Значительное влияние на формирование сетей оказывает также уровень технологических изменений. В соответствии с уровнем научно-технического прогресса и стремительным технологическим развитием быстрыми темпами растет уровень конкуренции, темпы увеличения предложения товаров и их постоянного совершенствования. Это требует от участников экономических отношений постоянного совершенствования, улучшения продуктов, срок жизни которых заметно сокращается. Увеличиваются также и уровни инновационных рисков, объемы инвестиций, направляемых в научные исследования и разработки. При этом далеко не каждый инновационный проект, в который вкладываются средства, оказывается впоследствии жизнеспособным. Востребованными в реальности, согласно усредненным статистическим данным, являются только около 15% инновационных идей, тогда как остальные представляют собой бессмысленные проекты, по определенным причинам не реализованные на практике, в которые, однако, были вложены определенные финансовые средства, снижающие ликвидность и устойчивость компании. В результате образования сети ее участники получают реальную возможность для вступления в проект и взаимодействия уже на стадии НИОКР, что позволяет и сэкономить средства, и оказать положительное влияние на уровень конкурентоспособности. В результате подобного научно-технического объединения появляется возможность для формирования и сохранения технологического лидерства в определенной сфере. Участники сети получают возможность для обмена научными разработками и технологиями, объединение имеющихся ресурсов позволяет проводить совместные научные изыскания и проекты, в соответствии с чем субъекты экономического взаимодействия получают доступ к инновационным технологиям и идеям [4, c. 236].


Еще одной важной причиной образования сетей выступает стремление экономических субъектов получить доступ к тем ресурсам, которыми обладают другие компании. В соответствии с этим современным предприятиям свойственно стремление к взаимодействию, прежде всего, для получения синергетического эффекта от комбинирования различных видов ресурсов. В результате обмена ресурсами и обеспечения свободного доступа к определенным видам ресурсов для участников сети субъекты экономического взаимодействия получают возможность для реального роста конкурентоспособности и повышения рентабельности. В частности, для производственных предприятий характерно стремление к объединению с лидерами отрасли для получения преимущественного права представления на рынке и получения производственных компетенций. В результате лидеры отрасли получают дополнительные производственные ресурсы, а производственные предприятия снижают риски внедрения на рынок новых продуктов и услуг, достигают эффекта масштаба и получают реальные возможности для совершенствования производственного процесса. В рамках маркетинговых объединений реализуется стремление к быстрому освоению определенного объема рыночного пространства и получения эксклюзивного доступа к каналам распределения, рыночным ресурсам, новым рынкам и более широкому кругу потребителей.

Одним из безусловных конкурентных преимуществ сетей выступают их адаптивные способности. Сети являются одним из наиболее гибких образований, которые оптимальным образом оперативно реагируют на изменения внешней среды, внедрение технологических инноваций и изменение запросов потребителей. По сравнению с корпорациями или единичными предприятиями они быстрее и легче приспосабливаются к условиям внешней среды и любым изменениям в ней. Крупные корпорации являются менее восприимчивыми к изменяющимся запросам потребителей и инновационному воздействию. Совокупность участников сети в условиях объединения получает явные преимущества использования и распределения ресурсов, связанных с инновационным развитием [4, c. 238].

В соответствии с перечисленными особенностями и причинами образования сетевых структур бизнеса необходимо отметить, что им свойственен ситуационный характер.

Перечисленные преимущества сетей являются последствиями их особенностей и позволяют субъектам экономического взаимодействия полноценно использовать все возможности для развития как отдельного предприятия, так и совершенствования параметров и показателей работы сети в целом. Несмотря на все перечисленные преимущества сетей, они, безусловно, обладают и определенными ограничениями. В частности, сам процесс создания сети является очень длительным и сопряжен с дополнительными финансовыми издержками. Несмотря на это, в условиях современной экономики сети представляет собой эффективный и действенный инструмент развития и преодоления рисков и опасностей современной экономики, минимизации влияния кризисных ситуаций и реальным способом повышения конкурентоспособности предприятия, выступая реальным ответом на глобальные вызовы современности.


2. Практические аспекты функционирования сетевых форм организации бизнеса

2.1. Особенности и основные этапы развития сетевых форм предпринимательства, их признаки

Основой и первоначальным этапом развития сетевых форм организации бизнеса является усложнение организационных структур крупных компаний. В 20-30 гг. XX столетия в практике менеджмента появляется опыт использования дивизиональной формы управления. Несмотря на явные преимущества она получила реальное распространение только спустя четверть века. Главной особенностью данной формы, ставшей основой ее активного развития впоследствии, стала ориентация на определенный сегмент рынка. Следующим этапом развития сетевого бизнеса стало появление матричных структур.

Появление матричной формы управления относится к 60-70 гг. XX века. Она была спроектирована и стала реализовываться для повышения эффективности использования труда отдельных специалистов, руководителей и ученых, которые для повышения эффективности деятельности стали перемещаться внутри структурных подразделений в составе проектных или продуктовых групп. Основное количество современных матричных организаций являются куда более сложными, так как сочетают в себе несколько глобальных подразделений с проектными группами, которые ориентированы на определенные регионы, продукты или сегменты рынка [7, c. 211].

Этап непосредственного развития сетевых организаций начинается в 80-годы XX века в связи с глобализацией рынка и активным развитием отдельных рыночных сегментов, наряду с высоким уровнем и темпами технологических изменений и реструктуризации национальных экономик, а также с ростом конкуренции и увеличением параметров конкурентоспособности. В результате руководители предприятий пытались, путем научных изысканий и экспериментирования определить наиболее гибкие и эффективно работающие в изменившихся условиях организационные структуры, которые мобильно и оперативно реагировали бы на основные изменения рынка и были способны обеспечить высокую эффективность и конкурентоспособность предприятия. В связи с распределением ресурсов в рамках рынка организационным структурам стала свойственна дезинтеграция при одновременном стремлении к сотрудничеству между стратегическими партнерами и экономическими субъектами рынка, объединения их в различные типы сетевых структур.


В современной экономике развитых стран используются следующие виды сетевых организаций, которые, в целом демонстрируют основные тенденции развития и эволюции сетевых организаций:

1. Сетевая организация, используемая при реализации крупных проектов. Работа данных компаний основана на реализацию специфических крупных проектов и предполагает формирование временных коллективов, состоящих из квалифицированных сотрудников различного профиля, в соответствии со специализацией компании (промышленные проекты, строительные проекты, научно-технологические проекты, проекты в сфере определенной культурной сферы).

2. Сетевые организации, функционирующие в районах с малыми производственными фирмами. Такие объединения характерны для промышленных регионов небольших стран. В частности, они развиваются в северных итальянских промышленных районах (в качестве примера можно привести, например, текстильные компании, такие, как «Бенеттон») или фирмы по производству полупроводников в Силиконовой долине (США).

3. Крупные производственные предприятия, которые рассредоточены с географической точки зрения, но объединены в единую систему в организационном плане. Это, в частности, известные в истории экономики и ярко представленные в современных экономических отношениях азиатские коммерческие объединения («keiretsu»), кооперационные связи, существующие между ведущими сборочными компаниями и разнообразными мелкими поставщиками машиностроительных предприятий (например, «Вольво», в Швеции).

4. Стратегические союзы. Данные компании распространены в самых разных отраслях производства среди предприятий различного масштаба, в частности, часто встречаются среди крупных компаний, стремящихся обеспечить конкурентоспособные преимущества в глобальном масштабе [6, c. 160].

Также могут образовываться сетевые компании, образованные по принципу объединения производителей, поставщиков и компаний, реализующую продукцию, между которыми возникают стабильные долгосрочные отношения, обладающие соответствующим потенциалом. Другие сети являются менее долгосрочными и более динамичными, представляя собой объединения, созданные для реализации отдельного проекта или производства продукции на протяжение незначительного по времени периода. После завершения проекта такие сети обычно распадаются. Все перечисленные формы сетевых компаний, несмотря на определенные разновидности и основания их классификации обладают общими отличительными признаками: