Файл: Сетевая форма организации бизнеса (История сетевого бизнеса в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, основные сложности и проблемы функционирования сетевых компаний во внешней среде определяются ее слабыми моментами и недостатками, которые, в целом, свойственны практически любой современной бизнес-структуре, но в случае с сетевыми компаниями – компенсируются за счет ее достоинств.

3.2. Перспективы развития сетевых компаний

Несмотря на наличие определенных организационных проблем, связанных с функционированием сетевой формы организации бизнеса в современной России, думается, что данная форма в условиях современной экономики не только обладает рядом перечисленных ранее преимуществ, но вместе с тем характеризуется и значительным потенциалом развития, в связи с чем будет активно использоваться в дальнейшем. Гибкость и мобильность, свойственная сетевым структурам, максимально востребованы в условиях повышенного уровня риска, свойственного современной экономике.

Переход на сетевые формы организации бизнеса – это эволюционный шаг, который предпринимают компании для получения конкурентных преимуществ при увеличении рисков, связанных с переходом экономики от индустриальной фазы к информационной. Это выражается в резком повышении значения инноваций и способности фирм быстро и эффективно их разрабатывать и внедрять. Такая гибкость более свойственна, как правило, небольшим компаниям, а не гигантским, главенствующим в период индустриальной экономики.

Наиболее благоприятные предпосылки для развития сетей имеют компании, уже внедрившие современное программное обеспечение, имеющие профессиональный топ-менеджмент и развитую корпоративную культуру. Это прежде всего предприятия, входящие в систему РАО ЕЭС, нефтяные компании, отдельные машиностроительные предприятия, а также компании, развивающие инновационные продукты.

Для российских предприятий также перспективно развитие взаимоотношений и создание сетей с азиатскими, в основном китайскими, производителями, гибко реагирующими на изменение потребностей, поскольку они имеют своих представителей («шпионов») на всех основных глобальных рынках.

Большие возможности открываются и перед региональными сетями малых предприятий, объединяющих производственные мощности для оптимизации размещения заказов и повышения среднегодового коэффициента загрузки. Создание международных сетевых организаций является только одним из перспективных направлений развития сетевого бизнеса, однако, непосредственно указывает на имеющийся у таких компаний потенциал.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование особенностей и направлений развития сетевой формы организации бизнеса позволяет сделать следующие выводы.

1. Современные условия развития национальных экономик и международных экономических отношений отличаются нестабильностью, высоким уровнем риска, повышенным количеством случаев возникновения кризисных ситуаций, которые негативно влияют на деловую активность и эффективность работы компании, повышают уровень конкуренции и необходимость разработки дополнительных направлений совершенствования и повышения качества работы. В соответствии с этим возникает необходимость совершенствования используемых организационных структур и принципов управления, использование которых положительно повлияло бы на гибкость и мобильность компании, ее способность положительно влиять на эффективность работы и уровень конкурентоспособности. Всем перечисленным условиям соответствует сетевая форма организации бизнеса.

2. Сетевая форма бизнеса представляет собой формирование устойчивых типов взаимосвязей между экономическими субъектами и агентами, которые при этом обладают большей или меньшей степенью самостоятельности, соответственно сеть характеризуется как самостоятельное образование, сформированное на основе договоренности экономическими субъектами, характеризующимся самостоятельностью. Вследствие наличия определенных признаков отношения между участниками сети являются более постоянными и стабильными, выступая основой доверительных принципов взаимодействия и пониженным уровнем риска. Для повышения качества взаимодействия внутри сети субъектами разрабатывается определенная стратегия, модель поведения, включающая собственные правила, нормы и принципы взаимодействия и общие цели, которые участники сети разделяют в долгосрочной перспективе.

3. В числе целей формирования сетевых компаний выделяется повышение уровня конкурентоспособности, повышение потенциала компании, предоставление возможности для пользования различными видами ресурсов, формирование условий, необходимых для устойчивого развития компаний, являющихся участниками сети, создание общей ресурсной базы, максимизация совокупной величины получаемых доходов за счет возникновения системного (синергетического) эффекта, снижение издержек и рост доходов.

4. Основными причинами возникновения и активного развития сетевой формы бизнеса выступают такие факторы, как: развитие различных форм производства, глобализация, повышение конкуренции, желание субъектов экономической деятельности сократить уровень риска и неопределенности посредством налаживания доверительных отношений между участниками экономических отношений; стремительные темпы развития научно-технического прогресса, в соответствии с которыми востребованной становится высокая степень мобильности, оперативности и гибкости внешней и внутренней среды; возрастающее значение времени и информации в качестве ресурсов организации хозяйственной деятельности.


5. Проведенное исследование свидетельствует о том, что зарождение сетевого бизнеса состоялось первоначально на этапе поиска более гибких и эффективных вариантов управления и самих организационных структур, но постепенно, после осознания неэффективности слияний и поглощений стали зарождаться и активно развиваться сами сетевые компании. В соответствии с тем, что сетевой бизнес начал развиваться за рубежом, в России он имел собственную историю. Сетевые компании в России начали развиваться с появлением сетей общественного питания и сетевых торговых предприятий.

6. Проблемы развития сетевой формы организации бизнеса связаны с определенными недостатками, свойственными данному типу структуры. Несмотря на ряд проблем, которые были перечислены в содержании работы, преимущества от использования данной формы перекрывают возможные сложности ее использования, в соответствии с чем можно предположить, что данная форма будет активно использоваться в течение ближайшего времени. Гибкость и мобильность, свойственная сетевым структурам, максимально востребованы в условиях повышенного уровня риска, свойственного современной экономике. Это доказывает, в частности, активное использование сетевого принципа организации бизнеса и на международном уровне, а также вовлечение его в систему политических связей и государственного управления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Агарков А.П. Теория организации. Организация производства: Интегрированное: Учебное пособие для бакалавров / А.П. Агарков, Р.С. Голов. - М.: Дашков и К, 2015. - 272 c.

2. Акулов В. Б., Рудаков М. Н Сетизация, отказ от вертикальных структур организации, виды сетевых структур / В кн.: Теория организации. Учебное пособие. - Петрозаводск, 2014. – С. 113 – 122.

3. Балашов А.П. Теория организации: Учебное пособие. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 208 c.

4. Веснин В.Р. Теория организации: Учебник. - М.: Проспект, 2015. - 272 c.

5. Жигун Л.А. Теория организации. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 116 c.

6. Кашин А.В., Никульшина А.А. Сетевые предприятия общественного питания: история, современное состояние и конкурентоспособность // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 12. – № 1. – С. 158-163.

7. Кеворков В.В. Теория организации / В.В. Кеворков, Д.В. Кеворков. - М.: КноРус, 2014. - 432 c.

8. Кузнецов Ю.В. Теория организации: Учебник для бакалавров / Ю.В. Кузнецов, Е.В. Мелякова. - М.: Юрайт, 2015. - 365 c.