Файл: Сетевая форма организации бизнеса (История сетевого бизнеса в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– прежде всего, в отличие от традиционных компаний, которые предпочитают обладать всеми необходимыми ресурсами, компании, входящие в сети, используют общие ресурсы (активы), находящиеся в собственности нескольких компаний, располагающихся в различных звеньях сформированной цепи;

– в процессе своего функционирования сетевые компании отдают предпочтение рыночным механизмам, предпочитая не использовать административные формы управления потоками ресурсов: структурные компоненты сети обмениваются различными видами ресурсов, формируют различные виды отношений в целях кооперации и удержания определенной позиции в сети и на рынке;

– для оптимизации работы сетевых компаний отношения между ними строятся на основе добровольного участия и разработанных принципов корпоративного поведения и участия, что способствует повышению уровня доверия, положительно влияет на конечный результат деятельности и улучшает итоговый результат;

– в отдельных отраслях, обладающих особым значением с точки зрения инновационного и технологического развития (компьютерная, автомобильная промышленность) сети основаны на процессах кооперации и взаимного владения акциями участников группы, в числе которых производители, поставщики, торговые и финансовые компании [6, c. 161].

Хотя сетевые организации обладают отличительными чертами, стабильные, динамичные и внутренние сети включают в себя элементы разных организационных структур как базовых составляющих новых форм. Результатом этих изменений может стать стабильная сетевая организация: фирма-ядро объединяется с ограниченным числом тщательно отобранных партнёров. Напротив, крупная матричная многонациональная организация, состоящая из различных проектных, производственных и торговых единиц, может решить заменить централизованное ценообразование отношениями купли-продажи между своими подразделениями со свободным установлением цен. Результатом станет тип сети, называемый «внутренним рынком». Наконец, в некоторых отраслях быстрые технологические и рыночные изменения могут побудить дивизиональные организационные структуры перейти к форме динамичной многоструктурной сети проектантов, поставщиков, производителей и продавцов, которые владеют активами. Это оказалось наиболее характерным в последние два десятилетия для издательских фирм.

В итоге сетевая организация включает в себя элементы специализации функциональной формы, автономность дивизиональной структуры и возможность переброски ресурсов, характерную для матричной организации.


Таким образом, проведенное исследование позволило выявить основные этапы возникновения сетевых компаний, их отдельные разновидности и ключевые особенности. В соответствии с тем, что сетевой бизнес начал развиваться за рубежом, в России он имел собственную историю.

2.2. История сетевого бизнеса в России

Сетевые компании в России начали развиваться с появлением сетей общественного питания и сетевых торговых предприятий.

Общественное питание в России (да и за рубежом) устроено так, что сетевые бренды и компании существенно превалируют над ресторанами высокой и авторской кухни, семейными заведениями и прочими способами насытиться вне дома.

В России рестораны быстрого питания появились вместе со становлением рынка и рыночных отношений вообще. После распада Советского Союза активно начала развиваться негосударственная торговля, в том числе и в системе питания.

Появление первых частных предприятий общественного питания относится уже к первой половине 90-х годов. Более крупные игроки начинают появляться в столице. Например, в 1998 году стала работать компания быстрого питания «Теремок», которая менее чем за год стала перерастать в сеть предприятий быстрого обслуживания. Компания открывала кафе и другие точки предоставления услуг фаст-фуда под названием «русские блины», в последующем используя сетевое название «Теремок» только как подтверждающий репутации компании бренд. В конце 1999 года киоски быстрого питания «Теремок» появляются и в Санкт-Петербурге. Начиная с мини-точек питания, «Теремок» сумел дорасти до стационарных помещений. Осенью 2001 года под этим брендом стала работать первая стационарная блинная. Компания развивалась в крупных городах по автоматизированной схеме индустрии и особой организации управления сетью. По аналогичной схеме стали развиваться и другие сетевые компании общественного питания [6, c. 161].

С изменением ситуации в экономике в Россию пришли и иностранные сети. В частности, открытие в России «Макдоналдса» планировалось с 1976 года, но осуществилось лишь в 1990 году. Первая точка заработала 31 декабря на Пушкинской площади в Москве. Уже в день открытия она обслужила 30 тысяч покупателей. В 1996 году заработали еще несколько ресторанов, а также была введена функция «МакАвто». Сейчас почти половину ежегодного оборота компании составляет выручка от заказов посетителей на автомобилях. Сегодня на рынке общественного питания России представлены такие крупнейшие сети как «Baskin-Robbins», «Subway», «Burger King» и др.


В целом представленные сегодня в среде общественного питания сети могут быть классифицированы следующим образом:

1. Сети по России и СНГ - российские компании, осуществляющие свою деятельность как в России, так и на территории некоторых странах СНГ. Оборот сети формируется преимущественно за счет деятельности компании в России. Это «Росинтер», «Тануки», «Евразия», «Шоколадница», «Ташир-пицца» и др.

2. Федеральная сеть питания – российские компании, осуществляющие деятельность в ряде федеральных округов России. При этом оборот сети формируется за счет нескольких ФО, а количество точек в разных ФО сопоставимо «Чайная ложка», «Теремок», «Восточный базар», «YamKee», «Япоша», «Ёлки-Палки» и др.

2. Региональная сеть - компании, работающие в рамках нескольких регионов или в пределах одного федерального округа «Viva la Pizza», «Му- Му», «Подорожник» и др.

3. Локальная сеть - компании, работающие в рамках одного или нескольких городов, расположенных в пределах одного субъекта РФ «Чайхона №1», «Healthy food», «Хит- дог», «PandoHit», «Воккер» и др. [6, c. 162].

Другим направлением развития сетевого бизнеса в России стала торговля. Появление сетевых супермаркетов стало значительным событием на российском потребительском рынке. Развитие шло стремительно. Если на Западе рождение продуктовых сетей, прежде всего, связывалось с новой формой магазинов самообслуживания, то для России сама идея самообслуживания была знакома. Другое дело - разнообразие ассортимента, качество товаров и обслуживания, которые были недоступны и незнакомы массовому советскому потребителю. В 1990-х гг. значительная часть населения пользовалась оптовыми и мелкооптовыми продуктовыми рынками. Супермаркеты демонстрировали новый образ жизни, воскресные походы за продуктами и сопутствующими товарами зачастую превращались в своего рода экскурсионную программу и развлечение для всей семьи. В тот период сетевая торговля в основном концентрировалась в столичных городах, но и здесь они занимали весьма небольшую долю в общем товарообороте: в 1997 г. - всего 1,7%.

Кризисные явления конца 1990-х гг., связанные с дефолтом, мало отразились на снижении объемов оборота супермаркетов, но дали новый импульс их развитию. По мнению отдельных экспертов, кризис 1998 г. даже оказал благотворное влияние на развитие отечественных сетей, поскольку дал возможность им окрепнуть до прихода западных конкурентов. Поначалу наметилось снижение доли супермаркетов до менее чем 1%, несмотря на то, что на рынке появились новые продуктовые сети: «Копейка», «Азбука вкуса», «Бин» и др. Но уже с 1999 по 2000 г. розничный товарооборот в Москве дал рост на 69%. В 1999 г. уровень оборота всех московских супермаркетов составлял порядка 12% от объема продаж на оптовых и мелкооптовых продовольственных рынках (600 млн. долл. против 5 млрд. долл.), при этом 30-35% приходилось на лидеров. Действия московских властей по закрытию рынков оказали значительное влияние на их рост. В 2000 г. лидеры столичной торговли: «Рамстор», «Седьмой континент» и «Перекресток» дали прирост оборотов: на 130 млн. долл., на 70% (с 70 млн. долл.) и на 54% (до 150 млн. долл.) соответственно по сравнению с уровнем 1999 г. [2, c. 115].


В начале 2000-х годов сети продолжили свое развитие, как за счет расширения лидеров и появления новых отечественных групп, так и за счет прихода западных торговых представителей с солидной репутацией. Это, прежде всего, насчитывавшие уже почти полувековую историю сети «Groupe Auchan SA» (основанная в 1961 г., Франция, Лилль), «Metro AG» (1964 г., Германия, Дюссельдорф), «Billa» (1953 г., Австрия, Винер-Нойдорф). При этом «Metro» занимала здесь особое место, поскольку компания позиционировала себя на продовольственном рынке в основном как предприятие мелкооптовой торговли. «Ашан» и «Билла» определили рынок территориально достаточно широко, распространяя его на регионы Центральной России («Билла») и даже Европейской России («Ашан») с включением Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Северного Кавказа. Постепенно сети в продовольственном и непродовольственном секторе получили распространение на территории всей страны, в различных городах которой функционируют сегодня магазины сетей «Магнит», «Пятерочка», «Перекресток» [2, c. 116].

Таким образом, особенности и направления развития сетевого бизнеса в России и за рубежом свидетельствует о его эффективности и обоснованности требованиями времени.

3. Проблемы и перспектив развития сетевых форм организации бизнеса

3.1. Основные проблемы организации сетевых форм бизнеса

В числе основных проблем, связанных с функционированием современных сетевых компаний, могут быть названы следующие аспекты:

– при формировании сетевых моделей предпочтение отдается специализации, концентрации на ключевых компетенциях, тогда как современные тенденции развития компаний, наоборот, говорят о необходимости ориентации на многоплановую квалификацию общего профиля. Именно этот недостаток (специализация сегментов) как раз и повышает эффективность сети, а многоплановая квалификация, очевидно, характеризует подготовленность исполнителей в сегментах;

– существует опасность чрезмерного усложнения, вытекающая, в частности, из разнородности участников компании, неясности в отношении членства в ней, открытости сетей, динамики самоорганизации, неопределенности в планировании для членов сети. Думается, что этот недостаток может быть преодолен эффективным менеджментом стержневой компании в сети, призванным регулировать организационные, экономические и правовые аспекты деятельности всех участников сети;


– при сетевых структурах возникает чрезмерная зависимость от кадрового состава. Возрастают риски, связанные с текучестью кадров. Практически отсутствует материальная и социальная поддержка участников сети вследствие отказа от классических долгосрочных договорных форм и обычных трудовых отношений. С этим недостатком, наверное, можно бороться посредством эффективной мотивации и сильной позитивной культуры сети;

– отход от испытанных принципов особенно отражается на предпринимательстве. Принципы сети тормозят развитие предпринимательства, т.к. предопределяют «дефицит» автаркии и мотивации предпринимателей, входящих в сеть [9, c. 202].

Дефицит автаркии связан с усилением зависимости сегментов сети: специализация и ограниченная занятость резко снижают самостоятельность членов сети. Кроме того, возрастает ресурсная зависимость в тех случаях, когда сетевая компания наряду с собственными мощностями и персоналом использует на договорных условиях необходимые здания, сооружения, транспорт и персонал других компаний.

Дефицит мотивации в сетевых компаниях отмечают многие исследователи. Действительно, «разброс» исполнителей в сети может привести к низкой лояльности сотрудников, к отсутствию возможности непосредственного контроля за их деятельностью.

Для возмещения упраздненных традиционных принципов менеджмента появляются новые специфические принципы. Основные из них: сетевая культура, принцип взаимности и доверие.

Формирование корпоративной культуры – длительное дорогостоящее занятие. Сетевые компании, которые могут создаваться и создаются как временные организационные формы, не имеют времени на развитие собственной культуры. Поэтому может иметь место «импорт» культуры через глобальные связи единого хозяйственного пространства, всемирные нормативные сообщества, такие как ИСО, «Интернет».

Типичным для сетей рискам чрезмерной зависимости от центра могут противостоять взаимные связи, симметричное влияние и обоюдное сближение сегментов сети. Под взаимностью понимается при этом испытанный и надежный способ кооперации, служащий инструментом достижения равновесия между стимулами и вкладами партнеров в рамках двусторонних кооперационных связей. Сложность реализации этого принципа связана с обилием связей в сети, открытостью сетей и неясностью членства (кто-то еще в составе сети, а кто-то уже выбыл из сети).

Виртуальное управление в сети и функционирование сетевой компании нуждается в климате доверия, которое должно быть основано, на традиционных системах и институтах сохранения коммерческих секретов сети и на корпоративной культуре.