Файл: Государственная политика в сфере поддержки социально-незащищенных категорий граждан: современное состояние и перспективы совершенствования..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) социально-экономическая поддержка неимущих стимулирует экономическое состояние различных групп и слоев населения, тем самым, снижая социальное напряжение в обществе.

Главная цель социальной защиты состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации.

Таким образом, значение государственной политики в сфере социальной защиты граждан, как в широком, означающем предоставление государством гарантии реализации прав и свобод всем гражданам, так и в более узком смысле этого слова, как системы мер жизненной поддержки наиболее уязвимых, находящихся в сложной жизненной ситуации слоев населения, особенно усиливается в периоды глубоких экономических реформ, само проведение которых невозможно без поддержки основной массы населения [19, с. 22].

1.2 Организационные основы социальной защиты

Главный субъект системы управления социальным обслуживанием в РФ – Министерство труда и социальной защиты РФ. Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности [6].

Таким образом, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет как координацию, так и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости, осуществляет руководство и контроль деятельности подведомственных федеральных государственных учреждений, в том числе федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, федеральных государственных унитарных предприятий, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.


Министерство труда и социальной защиты РФ осуществляет свою деятельность непосредственно через подведомственные Министерству организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями [6].

Вопросы социального обслуживания населения и предоставления социальных услуг, в том числе семьям с детьми, гражданам пожилого возраста и инвалидам, непосредственно относятся к Департаменту демографической политики и социальной защиты населения и к Департаменту по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты РФ.

Среди основных задач Департамента демографической политики и социальной защиты населения: обеспечение взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам социального обслуживания населения и предоставления социальных услуг; обеспечение взаимодействия с негосударственными организациями, работающими в сфере социального обслуживания населения.

Основными функциями Департамента в сфере социального обслуживания населения являются следующие:

- методическое и информационное обеспечение уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития социального обслуживания, стандартизации, нормирования социальных услуг, формирования рынка социальных услуг с участием государственных и негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги; а также внедрения новых технологий, повышения доступности и качества социальных услуг;

- разработка рекомендаций по улучшению условий труда работников учреждений социального обслуживания, обеспечению мероприятий по охране труда, пожарной безопасности и производственной санитарии;

- проведение мониторинга количественных и качественных изменений в области социального обслуживания населения, включая развитие системы предоставления социальных услуг, в том числе, развития системы социального обслуживания семьи и детей.

К ведению Департамента по делам инвалидов относятся вопросы совершенствования законодательства и выработки единой стратегии в сфере социальной реабилитации и интеграции инвалидов; разработки и реализации государственной программы по созданию и устойчивому развитию доступной для инвалидов среды и равных возможностей; организации деятельности по социальной реабилитации инвалидов [6].


Управление государственной системой социальных служб осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с их полномочиями.

На региональном уровне за государственную политику в сфере социальной защиты отвечает Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия.

Таким образом, Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия является исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контроль (надзор) и предоставление государственных услуг в области социальной защиты населения и социального обслуживания граждан, в области труда, содействия занятости населения и миграционной политики [25].

Среди основных задач Министерства в сфере социального обслуживания населения – организация предоставления социального обслуживания населению в соответствии с действующим законодательством. Министерство выполняет следующие функции в области социальной поддержки населения и социального обслуживания граждан:

- организует предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных действующим законодательством;

- осуществляет организацию социального обслуживания семей с детьми, престарелых граждан, инвалидов и других групп населения, нуждающихся в государственной поддержке, оказание адресной социальной помощи;

- разрабатывает и реализует республиканские, ведомственные программы по социальной поддержке малообеспеченных граждан;

- координирует работу организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, полустационарной форме, в форме социального обслуживания на дому, срочные социальные услуги, а также организующих социальное сопровождение семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи [25].;

- осуществляет контроль за работой подведомственных Министерству организаций социального обслуживания для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по вопросам профилактики беспризорности, безнадзорности и социальной реабилитации несовершеннолетних;

- содействует созданию негосударственных организаций социального обслуживания, оказывающих социальную помощь и услуги гражданам, нуждающимся в государственной поддержке;

- организует отдых и оздоровление детей и подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;


- изучает и внедряет передовой опыт в области социального обслуживания граждан;

- организует социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, детей-инвалидов через сеть организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;

- координирует деятельность подведомственных Министерству организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, обеспечивает развитие и укрепление их материально- технической базы;

- разрабатывает предложения по совершенствованию существующих, разработке и внедрению новых форм социального обслуживания граждан;

- участвует в формировании государственной политики в области обеспечения доступности объектов инфраструктуры для инвалидов;

- определяет (подтверждает) право на получение мер социальной поддержки по проезду отдельным категориям граждан [5].

Таким образом, в систему социального обслуживания входят: государственные органы, осуществляющие управление в данной области; центры социального обслуживания различных категорий населения (семей, детей, молодежи, граждан пожилого возраста, инвалидов и т.п.); социально- реабилитационные центры и при­юты; специальные клиники для безнадежно больных людей (хосписы); центры психолого-педиатрической помощи, социальной помощи на дому, а также временного пребывания и патронажа; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты и др.); геронтологические центры; организации, изготавливающие средства реабилитации; реабилитационно-трудовые мастерские; физические и юридические лица, предоставляющие социальные услуги в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством.

Глава 2. Социальная защита в Республике Мордовия: состояние и перспективы развития

2.1 Практика реализации социальной защиты в Республике Мордовия

Известно, что на демографические процессы оказывает большое влияние миграция населения. В республике третий год сохраняется миграционный прирост населения: за 2018 год величина составила 523 человека (2017 год – 4545 человек).

Основу миграционного оттока составляет миграционный обмен с регионами Российской Федерации. Из республики в прошедшем году выбыли более 13 тысяч человек, а прибыли около 9 тысяч, то есть миграционная убыль по данному потоку составила свыше 4 тысяч человек (за аналогичный период 2017 года миграционная убыль была меньше и составляла 3201 человек).


Основными причинами миграционного оттока являются:

- семейные обстоятельства (вступление в брак/перемена места работы супруга(и) / переезд к родственникам);

- возвращение на прежнее место жительства;

- трудоустройство на более высокооплачиваемую работу;

- улучшение жилищных условий (приобретение / наследование жилья);

- учеба в более престижных ВУЗах;

Совместная работа администраций районов, сельских поселений, центров занятости населения и работодателей должна быть направлена на достижение показателей по снижению миграционной убыли и достижению показателей миграционного прироста, предусмотренных Соглашениями между органами исполнительной власти Республики Мордовия и администрациями муниципальных районов.

Одним из инструментов решения этой задачи является реализация Государственной программы «Оказание содействия добровольному переселению в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом, на 2015-2020 годы».

В 2018 году планировалось привлечение в республику 280 соотечественников. Прибыли 420 человек, что в 1,5 раза превышает программный показатель. Участниками Программы стали граждане из 12 стран. В реализации Программы приняли участие все районы республики.

Наиболее активно – г. Саранск (230 чел.), Лямбирский (39 чел.), Рузаевский (28 чел.). На реализацию мероприятий Программы в 2017 году было предусмотрено почти 1,3 млн. рублей. Все средства, предусмотренные на реализацию мероприятий, освоены в полном объеме.

Ежегодно проводятся социально значимые мероприятия, направленные на повышение в обществе роли семьи, материнства и детства, среди которых: День семьи, День матери, День защиты детей, День семьи, любви и верности и др. В 2018 году почетными наградами в рамках республиканских мероприятий награждена 21 многодетная мать («Почетным дипломом многодетной матери») и 18 многодетных семей (Почетный диплом «За заслуги в воспитании детей»).

В 2018 году Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проведен конкурсный отбор комплексов мер субъектов России, направленных на формирование современной инфраструктуры служб ранней помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время на учете в учреждениях по социальной защите населения находятся более 1400 семей в социально опасном положении, воспитывающих почти 2,5 тысячи детей.

В результате совместных действий органов и учреждений системы профилактики республики количество семей, находящихся в социально опасном положении, с которыми проводилась индивидуальная профилактическая работа, в 2018 году уменьшилось почти на четверть (24,8%) по отношению к 2017 году.