Файл: Государственная политика в сфере поддержки социально-незащищенных категорий граждан: современное состояние и перспективы совершенствования..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оказание социальных услуг негосударственными организациями позволяет обеспечить доступность и существенно повысить эффективность и качество предоставления населению социальных услуг, поскольку автономные некоммерческие организации оперативно реагируют на запросы населения в части расширения спектра предоставляемых услуг и дополнительного привлечения социальных работников с целью обеспечения социальными услугами граждан, проживающих в отдаленных сельских населенных пунктах и нуждающихся в социальном обслуживании.

Очередность на предоставление социальных услуг на дому в республике отсутствует. Для обеспечения жильем граждан из числа ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на данный учет до 1 января 2005 года (в соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от

24 апреля 2006 г. № 155 «О Порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий») из федерального бюджета в 2018 году поступило 23778,3 тыс.рублей, за счет которых жилищные условия улучшили 38 граждан указанных категорий.

На 31 декабря 2018 года количество граждан данных категорий, состоящих на учете, составляет 695 человек.

В 2013 году Министерству переданы полномочия по обеспечению жильем льготных категорий в соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 16 января 2008 года № 7 «О предоставлении гражданам социальных выплат на строительство, реконструкцию, приобретение жилья, оказания содействия в индивидуальном жилищном строительстве в Республике Мордовия».

В 2018 году 14 человек получили свидетельства о предоставлении социальных выплат и улучшили свои жилищные условия. Общая сумма расходов республиканского бюджета Республики Мордовия в 2018 году составила 4837633,4 тыс. рублей.

Предусмотренные на 2019 год средства в размере 41396,3 тыс.руб. позволят обеспечить жильем в среднем 22 человека. По предварительной оценке Мордовиястата, на 1 января 2019 года численность населения в республике составит 805,1 тыс.человек.

Глава 3. Основные проблемы и перспективы их преодоления в сфере социальной защиты в Республике Мордовия

Социальной защите населения всегда отводится огромная роль. Чтобы развиваться и процветать государство должно воплощать в себе право и справедливость, поддержку своего населения. От состояния социальной сферы, эффективности проводимой государством политики в сфере социальной поддержки граждан зависит стабильность общества, его устойчивое развитие, а в итоге его национальная безопасность.


На данный момент, главной проблемой государственной социальной поддержки населения в Российской Федерации служит отсутствие единого Федерального закона, при помощи которого можно было бы регулировать государственную поддержку семей России. На данный момент времени, существует пока, что только проект данного Федерального закона: «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации», он определяет правовые основы государственной поддержки семьи, основные цели, а так же принципы и приоритеты государственной поддержки семьи как важного направления государственной социальной политики.

Не смотря на то, что в настоящее время Россия предприняла ряд мер, осуществление которых смогло бы улучшить материальное положение пенсионеров, семей с детьми, а так же безработных и инвалидов, в сфере социального обеспечения все еще расположены ряд острых наболевших проблем. Особое место занимает проблема, связанная с состоянием и перспективами развития пенсионной системы.

Вышеназванные проблемы нельзя ограничить вопросами о возрасте выхода на пенсию. В настоящее время существуют предложения по развитию пенсионной системы при помощи отмены обязательных пенсионных накоплений, перехода на добровольные накопления, при помощи которых будет простимулировано государство. Решение этих проблем зависит не только от состояния экономики страны, но и от новой концепции пенсионного обеспечения.

Одной из актуальных проблемой обнаруживается оказание социальной поддержки людям, оказавшимся в тяжелых жизненных условиях. К данной категории людей относят бездомных, беженцев, мигрантов и переселенцев. С целью решения названной проблемы существует необходимость при помощи совместных усилий территориальных органов социальной защиты с другими заинтересованными службами способствовать решению вопросов организации домов ночного пребывания, а еще социальных приютов и гостиниц.

В настоящее время остро стоит проблема минимизации случаев отказа в помощи людям, тех, которые попали в экстренную ситуацию. В Российской Федерации присутствует проблема, которая определяет систему мер социальной поддержки населению по категориальному признаку.

Безусловно, ориентируясь на уже имеющийся статус гражданина, он определен как федеральным, так и региональным законодательством. Следовательно, при данном методе меры социальной поддержки предоставляются как ветеранам труда, так и труженикам тыла, жертвам политических репрессий, а еще отдельным категориям сельских специалистов и другим.


Предоставление иных мер социальной поддержки осуществляется с учетом нуждаемости, которая основывается на оценке доходов, имущества или потребности в жилье. Большинство мер социальной поддержки финансируется из средств бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом наблюдается региональная дифференциация удельного веса мер социальной поддержки, предоставляемых за счет бюджетов субъектов Российской Федерации в общем числе предоставляемых мер социальной поддержки.

Важной проблемой социальной поддержки населения можно назвать присутствие иждивенческого настроя у населения, и еще отсутствие у некоторых категорий граждан заинтересованности в улучшении собственного благосостояния.

Региональная социальная защита, особенно малообеспеченных слоев населения, нуждается в серьезном переосмыслении и совершенствовании. Исходя из этого, главной из задач является - максимальное увеличение самостоятельности территорий при принятии решений:

– какие конкретно выплаты нужны на данной территории,

– в каких размерах, и в какую форму они должны быть облачены.

Известно, что задачей федеральной власти, в данном случае, является - уменьшение социальной дифференциации и борьба с бедностью при использовании методов выравнивания бюджета, повышения эффективности системы защиты населения.

Таким образом, решение данной проблемы (экономической и этической) возможно лишь во взаимосвязи с другими проблемами:

- доходов и расходов населения, а так же, в сфере доходов от трудовой деятельности;

- реформирования пенсионной системы;

- упорядочения медицинского и пенсионного страхования;

- соблюдения государством как конституционных, так и других нормативно-правовых гарантий социальных обязательств;

- образование рынка социальных товаров и услуг, а так же защита населения от недобросовестных производителей социальных товаров и услуг;

- воспитание культуры населения в сфере рыночных взаимоотношений социальной сферы.

Социальной защите населения всегда отводится огромная роль. Для развития и процветания государство должно олицетворять в себе право и справедливость, а так же поддержку своего населения. От уровня развития социальной сферы, а так же эффективности выбранной государством социальной политики напрямую зависит стабильность общества, а так же устойчивое развитие, а в целом национальная безопасность.

Правительством Российской Федерации планируется введение ряда мер направленных на повышение эффективности социальной помощи населению до 2020 года:


- модернизация рынка труда. В России относительно низкий уровень безработицы. Требуются эффективные меры по задействованию имеющихся трудовых ресурсов, распределение их в точках экономического роста. Для достижения данной цели необходимо снижение затрат на переезд к новым местам работы, а также обеспечить доступность инфраструктуры на всей территории страны.

- создать новые возможности с целью развития отраслей человеческого капитала, а конкретно образования и здравоохранения.

- оказать семьям с детьми интенсивную поддержку. К примеру, материнский капитал, который занял важное место в социальной политике. Правительство расширяет сферы применения, а так же продлевает сроки реализации данной программы.

- продолжить выплаты ежемесячных пособий многодетным семьям, а именно дотации на жилищно-коммунальные услуги.

- ликвидировать очередь на земельные участки для многодетных семей или же предоставление им жилья. Данную проблему Правительство РФ планирует решить в следующие три года.

- выработать комплексную программу помощи пожилым людям. Данная программа будет устремлена на получение адекватной медицинской помощи. Необходимым видится обновление системы поддержки людей пожилого возраста, в целом, она будет соответствовать запросам современного общества. Структура современной жизни должна обеспечивать и структуру жизни пожилых людей.

- модернизация системы здравоохранения, так как качество жизни любого гражданина определяется данным показателем.

Эта задача достаточно сложна в исполнении. Так как это напрямую связано с большими затратами. К примеру, денежные средства, вложенные в последние годы в современное медицинское оборудование, по уровню превышают все ранее проведенные изменения.

- наиболее четкие формулировки государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. Главным видится развитие первичной санитарной помощи, телемедицина, а так же внедрение единой электронной карты пациента.

- доступность и улучшения качества лекарственных препаратов. Данная задача является наиболее важной для страны.

Важно, чтобы была высокая доступность лекарственных препаратов для всех категорий граждан. Необходимым видится увеличение эффективности системы контроля за качеством изготовляемых препаратов, медицинской техники, а так же медикаментов.

Модернизация политики льгот, а именно так следует рассматривать эту проблему, требует концептуальной проработки, терпения и мудрости государственных и политических деятелей, привлечения к ее решению квалифицированных специалистов, владеющих проблемой.


В современном обществе социально-экономическая сфера приобрела крайне важное значение. Изменения в социальной структуре общества, а так же базовых социальных институтов, некоторые экономические сложности приумножили за последние годы количество граждан, которые нуждаются в социальной защите, поддержке, получении минимальных гарантий от государства, которые связаны с безработицей, а так же несчастными случаями, и иными социальными рисками.

Можно отметить, в продолжающийся экономический и социальный кризис ставится под угрозу жизненное благополучие большого количества людей в мировой экономике.

Кроме, понижения затрат на оплату труда, многие государства во время мирового кризиса прочувствовали на себе проблемы в трудовой сфере, такие как массовые увольнения рабочих, а так же сокращения трудовой недели, процессы отмены ряда социальных выплат и т. д. Данные способы, безоговорочно, не могут не привести к многочисленным социальным протестам.

Действительно, в данной экономической ситуации жизненно неоьходимы меры по социальной поддержке жителей.

Наиболее эффективным методом по снижению уровня бедности, среди трудящихся, а так же иных категорий граждан, является социальная защита населения.

Следовательно, необходимым для правительств большинства стран становится планировка мероприятий, которые направлены — вне зависимости от имеющейся экономической ситуации — на удовлетворение неизменно имеющихся, неотъемлемых потребностей жителей всего мира. Наша страна не является исключением.

Актуально, что современная социально-экономическая и демографическая ситуация в регионах России, многие из которых бедные, малообеспеченные и маргинализированые слои населения, имеют неблагополучные показатели здоровья актуализируют роль и статус социальной защиты как науки, а так же вида социальной деятельности.

Обеспечение гарантированных, минимально достаточных условий жизни для наиболее уязвимых слоев населения остается важнейшей социальной функцией региональных властей.

Важными направлениями становления социальной защиты населения на региональном уровне является обслуживание пожилых людей, а так же инвалидов, детей, которые остались без попечения родителей, находятся в трудной жизненной ситуации, и детей с ограниченными возможностями.

Важной подсистемой социальной защиты населения в субъектах РФ является социальное обслуживание. В связи с тем, что отсутствуют государственные стандарты в сфере социального обслуживания и отработанный механизм лицензирования деятельности в области социальных услуг, данная проблема влияет на управленческие отношения, при этом не происходит превращения субъектов социального обслуживания единую взаимосвязанную цепь, которая смогла бы обеспечить высокий уровень качества услуг.