Файл: Формирование группового поведения в организации (Понятие группового поведения ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические вопросы изучения влияния эмпатии на социально-психологический климат группы
1.1. Особенности социально-психологического климата в коллективе
1.2. Понятие группового поведения
1.3. Факторы, влияющие на формирование социально-психологического климата в коллективе
Глава 2. Изучение влияния группового поведения на социально-психологический климат группы
2.1. Цель и задачи исследования
Рис.2 – График показателей исследования по методике диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко
ТЕСТ «ПУЛЬСАР». Автор Почебут Л.Г.
После проведения эксперимента исследования все показатели были помещены в общую таблицу 3.
Таблица 3
Общие показатели теста «Пульсар»
уровни |
Оценка результата |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
Констатирующий эксперимент |
||||||||||||
уровни |
Оценка результата |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
подготовленность к деятельности |
+ |
|||||||||||
направленность |
+ |
|||||||||||
организованность |
||||||||||||
активность |
+ |
|||||||||||
сплоченность |
+ |
|||||||||||
интегративность |
+ |
|||||||||||
референтность |
+ |
|||||||||||
Контрольный эксперимент |
||||||||||||
уровни |
Оценка результата |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
подготовленность к деятельности |
+ |
|||||||||||
направленность |
+ |
|||||||||||
организованность |
+ |
|||||||||||
активность |
+ |
|||||||||||
сплоченность |
+ |
|||||||||||
интегративность |
+ |
|||||||||||
референтность |
+ |
В данном исследовании мы брали усредненные показатели по каждой категории. По данным из таблицы 3 построим график (рис.3).
Рис.3 – График социально-психологического климата в группах по тесту «Пульсар»
Из рисунка 3 видно, что уровень социально-психологического климата значительно высокий.
После проведения исследования мы создали таблицу 4 сравнения для обеих групп.
Таблица 4
Таблица сравнения (%)
группа |
Экспресс-тест |
Тест В.В.Бойко |
Тест «Пульсар» |
|||
до |
после |
до |
после |
до |
после |
|
1 группа |
48 |
62 |
46 |
57 |
59 |
70 |
2 группа |
23 |
39 |
33 |
45 |
45 |
56 |
Опираясь на таблицу 6, построим диаграмму сравнения.
Рисунок 4. Диаграмма сравнения
Из полученной диаграммы видно, что уровень формирования группового поведения во 2 группе значительно выше чем в первой. Поэтому руководителю предприятия следует обратить на это внимание и принять соответствующие действия.
Для полной характеристики проведенных нами методов и их анализа, мы провели расчеты с помощью математической статистики. Для этого воспользуемся программой «t-КРИТЕРИЙ СТЬЮДЕНТА - МЕТОД ОЦЕНКИ ЗНАЧИМОСТИ РАЗЛИЧИЙ СРЕДНИХ ВЕЛИЧИН».
Для сравнения средних величин t-критерий Стьюдента рассчитывается по следующей формуле:
(1)
Где
М1 - средняя арифметическая первой сравниваемой совокупности (группы),
М2 - средняя арифметическая второй сравниваемой совокупности (группы),
m1 - средняя ошибка первой средней арифметической,
m2 - средняя ошибка второй средней арифметической.
- Для теста эмпатийного потенциала личности (метод экспресс -диагностики эмпатии), разработанного И. М. Юсуповым
Среднее значение в 1 группе = 115,4
Во 2 группе = 103,7
Сравниваемые совокупности имеют нормальное распределение.
Делаем расчет по формуле 1:
t =
После выполнения расчетов, значение t-критерия оказалось равным 4,51. Находим число степеней свободы как (18 + 17) - 2 = 31. Сравниваем полученное значение t-критерия Стьюдента 4,51 с критическим при р=0,05 значением, указанным в таблице: 2,037. Так как рассчитанное значение критерия больше критического, делаем вывод о том, что наблюдаемые различия статистически значимы (уровень значимости р<0,05).
- Для метода диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко
Среднее значение в 1 группе = 97,3
Во 2 группе = 65,7
Сравниваемые совокупности имеют нормальное распределение.
Делаем расчет по формуле 1:
t =
После выполнения расчетов, значение t-критерия оказалось равным 2,23. Находим число степеней свободы как (34 + 40) - 2 = 72. Сравниваем полученное значение t-критерия Стьюдента 4,51 с критическим при р=0,05 значением, указанным в таблице: 2,037. Так как рассчитанное значение критерия больше критического, делаем вывод о том, что наблюдаемые различия статистически значимы (уровень значимости р<0,05).
- Для теста «ПУЛЬСАР». Автор Почебут Л.Г.
Среднее значение в 1 группе = 118,1
Во 2 группе = 101,5
Сравниваемые совокупности имеют нормальное распределение.
Делаем расчет по формуле 1:
t =
После выполнения расчетов, значение t-критерия оказалось равным 3,11. Находим число степеней свободы как (34 + 40) - 2 = 72. Сравниваем полученное значение t-критерия Стьюдента 4,51 с критическим при р=0,05 значением, указанным в таблице: 2,037. Так как рассчитанное значение критерия больше критического, делаем вывод о том, что наблюдаемые различия статистически значимы (уровень значимости р<0,05).
Рассматривая все полученные данные нашего исследования можно прийти к единственному выводу:
- Высокую степень готовности членов группы 2 цеха к решению поставленной задачи.
- Четкое, согласованное осознание членами группы ее целей, интересов, норм, способов и средств деятельности, а также критериев оценки результатов.
- Имеет четкое распределение ролей и статусов в группах.
- Данные группы способны совершать общественно значимую деятельность.
- Группы характеризуется устойчивостью и единством межличностных взаимоотношений и взаимодействий, что обеспечивает стабильность и преемственность деятельности группы.
- У группы наблюдается согласованность внутригрупповых процессов.
- Членство в группе представляется старшеклассникам наиболее ценным и значимым.
Это еще раз подтверждает наше предположение, что чем выше уровень группового поведения в рабочем коллективе, тем стабильнее и продуктивнее социально-психологический климат группы.
Вывод:
Рассматривая процентное соотношение представленных показателей, мы можем заключить, что в исследуемых коллективах преобладает «высокий уровень эмпатии» (42%).
Характеризуя данных испытуемых, мы можем сказать, что им присуща чувствительность к нуждам и проблемам сослуживцев, эмоционально отзывчивы и общительны. Так высокий уровень эмпатии позволяет им устанавливать более доверительные отношения в личных взаимоотношениях.
Им не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем.
В целом среди всех испытуемых преобладает необходимый уровень, что благоприятно сказывается на социально-психологическом климате коллектива.
Заключение
В современном обществе, социальная жизнь организована так, что человеку мало что удаётся сделать в одиночку, не прибегая к участию в сообществе себе подобных. На протяжении жизни разные социальные группы предполагают реализацию разных социальных ролей личности.
В процессе своего исследования мы достигли поставленной цели, определили и доказали существующую связь между групповым отношением и социально-психологическим климатом группы.
В своей работе для определения связи между групповым отношением и социально-психологическим климатом в группе сотрудников и рабочих цехов, мы использовали методы:
- Тест эмпатийного потенциала личности (метод экспресс-диагностики), разработанного И. М. Юсуповым
- Метод диагностики В.В. Бойко.
- ТЕСТ «ПУЛЬСАР». Автор Почебут Л.Г.
Так же в процессе своей работы мы выполнили следующие задачи:
- Изучили имеющуюся литературу по теме нашего исследования.
- Сделали анализ понятий групповым отношением и социально-психологический климат коллектива.
- Установили возможные связи между составляющими социально-психологического климата коллектива и уровнем групповых отношений внутри его.
- Провели исследования влияния групповых отношений на социально-психологический климат коллектива.
- Провели эмпирическое исследование и сделали анализ полученных результатов.
Данная работа может использоваться в работе руководителей различных предприятий и фирм. А так же студентами Вузов при изучении данной темы.
Список литературы
- Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 288 с.
- Барышева, Евгения Изучение социально-психологических особенностей студентов- психологов / Евгения Барышева. [Текст] / - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. - 196 c.
- Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения / П.П. Блонский. - М.: Педагогика, 2016. - 400 c.
- Бояцис, Ричард На одной волне. Как управлять эмоциональным климатом в коллективе: моногр. / Ричард Бояцис , Энни Макки. [Текст] / - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 304 c.
- Василенко, М. А. Основы социально-психологического тренинга: моногр. / М.А. Василенко. - М.: Феникс, 2014. - 128 c.
- Дагаева, Елена Имидж как социально-психологический феномен / Елена Дагаева. [Текст] / - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 140 c.
- Дубинская, В. В. "Мой мир". Курс социально-психологической поддержки учащихся старших класов / В.В. Дубинская, З.Л. Баскакова. - М.: Московский Институт Гештальта и Психодрамы, 2014. - 72 c.
- Климов, Е. А. Психология труда, инженерная психология и эргономика [Текст]: учебник для академического бакалавриата / Е. А. Климов, О. Г. Носковой [и др.]. – Москва: Юрайт, 2017. – 529 с.
- Ковалев, А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства / А.Г. Ковалев. - М.: Издательство политической литературы, 2014. - 272 c.
- Козьяков, Р. В. Психология управления [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов по специальности «Менеджмент» / Р. В. Козьяков. – Москва : Директ-Медиа, 2014. – 201с.
- Копытова, Н. Н. Организация методической работы старшего воспитателя с педагогическим коллективом ДОУ / Н.Н. Копытова. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 96 c.
- Креативный менеджмент. Социальные, психологические и творческие аспекты экономики труда. Учебное пособие: моногр. / О.Э. Башина и др. - М.: Форум, Инфра-М, 2015. - 272 c.
- Личность ученого. Социально-психологический портрет. - М.: ИНИОН РАН, [Текст] / 2016. - 134 c.
- Львов, Д. Е. Метод активного социально-психологического воздействия / Д.Е. Львов. - М.: ERGO, 2016. - 124 c.
- Матяш, Н. В. Методы активного социально-психологического обучения / Н.В. Матяш, Т.А. Павлова. - М.: Academia, 2012. - 96 c.
- Методические занятия с педагогическим коллективом. Гражданское образование и воспитание. - М.: Учитель, 2016. - 112 c.
- Микляева, А. В. Возростная дискриминация как социально-психологический феномен / А.В. Микляева. - М.: Речь, 2012. - 160 c.
- Модестова, Н. А. Комиссар Мегрэ и его автор. Социально-психологический детектив Жоржа Сименона / Н.А. Модестова. - М.: Издательство киевского университета, 2013. - 186 c.
- Модестова, Н.А. Комиссар Мегрэ и его автор: Социально-психологический детектив Жоржа Сименона / Н.А. Модестова. - М.: Киев: Киевский университет, 2014. - 184 c.
- Оганесян, Н. Т. Методы активного социально-психологического обучения / Н.Т. Оганесян. [Текст] / - М.: Ось-89, 2015. - 176 c.
- Павлова, О. С. Черты социально-психологического портрета / О.С. Павлова. - М.: Форум, 2012. - 384 c.
- Северный, А.А. Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья / А.А. Северный. - М.: Книга по Требованию, 2013. - 418 c.
- Северный, А.А. Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья / А.А. Северный. - М.: Книга по Требованию, 2015. - 292 c.
- Семенов, В.Е. Искусство созидающее, искусство разрушающее: Актуальные социально-психологические проблемы [Текст] / В.Е. Семенов. - М.: Лениздат, 2012. - 127 c.
- Слепухина, Г.В. Нравственное развитие старшеклассников в социально-педагогическом процессе: Учебно-методическое пособие / Г.В. Слепухина. - М.: МПСИ, 2014. - 188 c.
- Степкин, Юрий Авторитет личности.Системное социально-психологическое исследование / Юрий Степкин. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. - 280 c.
- Субботина, М. С. Связь акцентуаций характера с профессиональной направленностью в юношеском возрасте [Электронный ресурс] / М. С. Субботина. – Режим доступа: http://forum-nauka.ru/domains_data/files/4/Subbotinastatya.pdf. Дата обращения: 09.12.2017
- Фирсов, Н. Н. Герои 14-го декабря. Популярный очерк: Социально-психологическая характеристика / Н.Н. Фирсов. - М.: Былое, 2013. - 92 c.
- Шмидт, М. А. Исследование структуры профессиональной направленности личности [Электронный ресурс] / М. А. Шмидт. – Режим доступа: http://docplayer.ru/37417197-Issledovanie-struktury-professionalnoy-napravlennosti-lichnosti.html. Дата обращения: 03.12.2017.
- Штроо, В. А. Методы активного социально-психологического обучения. Учебник и практикум / В.А. Штроо. - М.: Юрайт, 2015. - 278 c.
- Шуванов, И. Б. Дружининские чтения: материалы XIV Всерос. науч-практ. конф. [Электронный ресурс] / под ред. С. В. Воронина, В. П. Шувановой, С. А. Барановой. – Режим доступа: http://www.kon-ferenc.ru/konferenc15_05_16_3.html. Дата обращения: 01.12.2017.
- http://bookap.info/othosheniy/ilin_psihologiya_obshcheniya_i_mezhlichnostnyh_otnosheniy/gl164.shtm)
Приложения
Приложение 1
Метод экспресс - диагностики эмпатии (разработчик И.М.Юсупов).
№ 1 группа |
шкалы |
∑ |
уровень |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||
1 |
1 |
4 |
2 |
3 |
4 |
1 |
15 |
средний |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
14 |
средний |
3 |
1 |
5 |
4 |
4 |
3 |
4 |
21 |
высокий |
4 |
3 |
5 |
4 |
5 |
3 |
2 |
22 |
высокий |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
2 |
3 |
22 |
высокий |
6 |
5 |
4 |
5 |
1 |
3 |
5 |
23 |
высокий |
7 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
25 |
высокий |
8 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
24 |
высокий |
9 |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
4 |
27 |
очень высокий |
10 |
4 |
5 |
3 |
3 |
4 |
5 |
24 |
высокий |
11 |
4 |
5 |
2 |
5 |
5 |
4 |
25 |
высокий |
12 |
5 |
4 |
5 |
1 |
3 |
5 |
23 |
высокий |
13 |
4 |
4 |
4 |
5 |
2 |
3 |
22 |
высокий |
14 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
29 |
очень высокий |
15 |
5 |
4 |
5 |
1 |
3 |
5 |
23 |
высокий |
16 |
5 |
4 |
5 |
1 |
3 |
5 |
28 |
очень высокий |
17 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
30 |
очень высокий |
18 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
29 |
очень высокий |