Файл: Особенности проблемного обучения в учебном процессе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Я читаю задание, вы находите нужный ответ на своих листочках и соединяете его с предыдущим. В результате у вас получится изображение.

А вот какое, вы мне скажите сами.

Математический диктант:

  1. Сложите 3 и 4

  2. Найдите разность чисел 10 и 5

  3. К 6 прибавьте 3

  4. Вычтите 2 из 5

  5. Найдите сумму чисел 4 и 4

  6. 8 минус 8

- Что у вас получилось? (Получился вагончик). Соедините два колеса между собой. Проверьте себя.

- Что за линию вы провели? (Мы провели отрезок).

-Чем эта линия отличается от прямой. У отрезка есть концы, а прямая бесконечна.

- На какую геометрическую фигуру похож вагончик? (На прямоугольник)

- С какими еще геометрическими фигурами мы знакомились на уроках математики. (Квадрат, треугольник, круг, овал).

-Как называются эти фигуры? (Плоские)

-А какие еще фигуры есть? (Объемные).

-Посмотрите на экран. Каждой паре необходимо соотнести изображение фигуры (геометрического тела) с названием. Работу выполняем на отдельных листочках.

1 конус

2 параллелепипед

3 куб

4 цилиндр

5 шар

6 пирамида

Самопроверка.

Самооценка.

Оцените сами себя с помощью смайликов. Красный - нет ни одной ошибки, зеленый - 1 ошибка, и синий, если допущено 2-3 ошибки.

-Поднимите свои смайлики.

- Молодцы.

- Наши вагончики сами не поедут. Что понадобится? (Нам понадобится паровоз).

Паровоз наш не простой, он приехал к нам из Ромашково. У детского писателя Геннадия Цыферова есть замечательная сказка «Паровозик из Ромашково», о том, как маленький паровозик всегда и везде опаздывал. А почему так происходило, вы можете узнать, прочитав эту сказку. А вот как выглядит этот Паровозик.

Картинка Паровозика.

- Ребята, я вчера получил необычное смс сообщение. Вот послушайте.

- Здравствуйте, Наталья Юрьевна. Я - королева Математики. Я очень люблю считать, измерять, изучать и решать задачи. Но с каждым годом управлять математической страной становится все сложнее. Мои знания устарели, мне нужны новые знания. Поэтому, я приглашаю Вас и ваших учеников к себе в гости - в страну Математики. Добраться до меня можно по железной дороге, которая проходит рядом с волшебным лесом. Своим помощникам я вручила задания для вас. Помните: необходимо правильно выполнить все задания.


-Думаю, нам не стоит отказываться от такого предложения. Тем более у нас есть Паровозик, который поможет нам попасть в страну Математики. Но сначала вспомним правила поведения в лесу.

1. Не оставляй мусор в лесу.

2.Не пугай птиц и зверей громкими звуками.

3. Не разоряй птичьи гнезда. Приготовились, мы отправляемся!

Коммуникативные УУД:

  1. Уметь выполнять вычисления в пределах девяти

  2. Уметь отличать прямую от отрезка.

  3. Закрепление представления и плоских и объемных геометрических фигурах.

  4. Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД:

  1. Уметь ориентироваться в своей системе знаний, строить небольшие математические высказывания.

  2. Формирование умения работать в паре. 

Личностные УУД:

  1. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

III. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Цели:

- организовать формулирование темы урока обучающимися;

- организовать постановку цели урока учащимися.

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.

Картинки с изображением зимнего леса, которые появляются друг за другом.

- Послушайте, о ком идет речь:

Вот добрый волшебник по лесу прошел

Вдруг в инее стали ветви деревьев

А на земле появился белоснежный ковер. (Мороз)

- Мороз предлагает выполнить следующее задание.

1 задание. УСЛО…ИЕ

…ОПРОС

- В этих словах пропала буква. Подсказка: Именно с этой буквы начинается название животного, обитающего в лесу, похожего на собаку. Это животное еще называют санитаром леса. (Это волк).

Мороз поздравляет нас с успешным выполнением этого задания.

- Назовите эти слова. (Условие, вопрос)

- В каких заданиях мы употребляем слова «условие», «вопрос»? (В задачах)

- Чтобы ответить на вопрос задачи необходимо ее решить.

- Сформулируйте тему нашего урока (Решение задач).

- Скажите, а мы с вами решали задачи, если да, то похлопайте в ладоши. (Да)

- Какую цель мы можем поставить перед собой? (Вспомнить как решаются задачи).

-Нам необходимо свои знания по данной теме закрепить.

Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь определять тему урока, формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).


IV. Физкультминутка (2 мин)

Цели:

- осуществление профилактики утомления, создание положительного эмоционального настроя для дальнейшей работы.

Выполняют упражнения с проговариванием текста.

Организует работу по проведению физкультминутки

Мороз очень любит есть снежные комочки. Предлагаю Вам угостить его.

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили.

Очень круглый, крепкий, гладкий

И совсем, совсем не сладкий.

Раз - подбросим.

Два - поймаем.

Три - снежки все соберем

И Морозу отнесем.

Формирование навыков двигательной активности, положительных эмоций (Личностные УУД)

V. Закрепление знаний (15 мин)

Цель:

- закрепить знание частей задачи и навыки записи;

- закрепить умение решения задач на разностное сравнение; на нахождение меньшего числа.

Самостоятельно решают задачу.

Выполняют самопроверку по образцу и самооценку.

Самостоятельно решают задачу.

Выполняют взаимопроверку по образцу. Оценивают правильность выполнения задания у соседа по парте.

Работают самостоятельно.

Выполняют самопроверку по образцу и самооценку.

Работают в парах.

Организует самопроверку.

Организует взаимопроверку.

Организует самопроверку.

Организует работу в парах.

Мороз остался доволен. Теперь мы можем двигаться дальше. Мороз мне шепнул на ушко, что нам необходимо найти зверька, который ловко скачет по веткам деревьев. У этого зверька пушистый хвост. Узнали? (Это белка).

- Ребята, пришло время выполнить второе задание королевы Математики.

2 задание.

Мама попросила Максима сходить в магазин для того, чтобы купить яблоки и груши. Мальчик купил 4 груши и 6 яблок. На сколько яблок он купил больше, чем груш? На сколько груш он купил меньше, чем яблок?

(На доске пакеты с яблоками и грушами).

- Сколько груш купил Максим?

- Сколько яблок купил мальчик? Используем конкретную наглядность.

(на доске при помощи магнитов один обучающийся вывешивает наглядность: картинки груш и яблок).

- Скажите, как определить, чего больше, а чего меньше? (Составить пары)

- Как называют то, что нам известно в задаче? (Условие)

- Что нужно найти? (На сколько груш купил меньше, чем яблок? На сколько яблок купил больше, чем груш?). По-другому, это вопрос.

- Какое правило нам поможет при решении этой задачи? (Чтобы узнать насколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.)

- Скажите, чего больше купил Максим? (яблок).


-Сколько яблок? (6, а 6 больше чем 4). Значит 6, это какое число? (Большее). А 4 какое число? (Меньшее).

- Определите вид задачи. (Задача на разностное сравнение).

Самостоятельно запишите решение и ответ этой задачи.

- Проверьте правильность записи решения и ответа.

Самопроверка.

6-4=2

Ответ: на 2 груши меньше, на 2 яблока больше.

Самооценка.

Оцените сами себя с помощью смайликов.

- Молодцы.

- Белочка поздравляет нас с успешным выполнением задания.

Для закрепления белочка просит решить еще задачу. Все внимание на экран.

3 задание.

Дед Мороз за отличное выступление на новогодней елке угостил зайца сладким подарком. В этом подарке было 3 шоколадных конфеты и 7 шоколадных фигурок. На сколько шоколадных фигурок было больше, чем конфет? На сколько конфет было меньше?

- Решаем задачу самостоятельно. Кто решит, обменяйтесь листочками и проверьте правильность решения (используя ручку красного цвета).

- Проверьте правильность выполнения.

7-3=4

Ответ: на 4 шоколадных фигурки больше, чем конфет. На 4 конфеты меньше. Оцените работу соседа по парте с помощью смайликов.

Теперь мы можем продолжать свой путь в страну Математики.

- Белочка мне сказала по секрету, что следующий помощник королевы Математики будет зверь, который меняет свою окраску к зиме. В сказках его называют трусливым?

- Догадались, кто это? (Заяц). Вот уже четвертое задание от королевы Математики.

4 задание.

В огороде у зайчишки выросло 8 морковок, а редиски на 3 меньше. Сколько редиски выросло в огороде?

-Какую геометрическую фигуру вам напоминает морковь? (треугольник). А редиска? (круг).

- Изобразим условие задачи с помощью треугольников и кругов, то есть с помощью условного рисунка.

- Сколько выросло морковок? (8). Кто готов изобразить это, используя треугольники?

- Что говорится про редиску? (На 3 меньше).

- Изобразите, используя круги.

- Посмотрите, чего больше: треугольников или кругов? (Треугольников). Значит 8 это какое число? (Большее).

-Изобразим в виде длинного отрезка? Что сказано в задаче про редиску? (На 3 меньше). Какой отрезок будет по длине? (Короткий).

- Значит число, обозначающее количество редиски будет меньшим числом. Мы знаем точное количество редиски? (Нет, нам это не известно). Значит мы должны это найти.

- Что обозначает число3? (Разница между отрезками).

- Вспомните правило на нахождение меньшего числа? (Чтобы найти меньшее число, надо из большего числа вычесть разность)

- Выберете нужную схему из предложенных на доске и решите задачу?


Проверьте себя.

8-3=5 (р.)

Ответ: 5 редисок.

Самооценка.

Оцените сами себя с помощью смайликов.

- Молодцы.

- И, наконец, последнее задание.

5 задание.

- А теперь попробуйте определить кого больше бабочек или божьих коровок на сколько?

- Используя конкретную наглядность мы можем быстро выполнить это задание? (Нет, на это уйдет время). Скажите, при решении задач с большими числами можно использовать условный рисунок или нет? (Нет, это тоже займет немало времени).

- Значит, при решении задач с большими числами мы будем рисовать схему.

- А теперь поработаем в парах. Составьте задачу, если известно божьих коровок 10, а бабочек - на 10 больше.

- Божьих коровок меньше, значит это меньшее число и нарисуйте схему. Бабочек больше это большее число, но точное их количество мы не знаем.

- Вспомните правило, как найти большее число?

- Чья пара готова. Один зачитывает задачу, другой рисует схему.

- Самостоятельно решите задачу.

- Проверьте себя.

10+10=20 (б.)

Ответ: 20 бабочек.

- Заяц благодарит нас за работу. Молодцы!

- Наконец-то мы добрались до страны Математики.

А вот и замок королевы

Математики. Посмотрите, нас встречает сама королева.

- Ребята, за успешное выполнение всех заданий королева награждает всех медальками «Самому лучшему математику». Похлопайте друг другу. К сожалению, нам пора возвращаться. Королева Математики немного расстроилась, ведь ей не удалось показать нам свой математический замок. Но она пообещала, что обязательно пригласить нас еще.

Уметь выделять ее части и анализировать содержание текстовой задачи.

Уметь самостоятельно определять тип задачи.

Уметь выполнять вычисления в пределах девяти.

Уметь самостоятельно определять тип задачи.

Уметь самостоятельно определять тип задачи.

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

(Личностные УУД)

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

(Личностные УУД)

Уметь составлять математические выражения по рисункам, схемам.

(Познавательные УУД).

Формирование умения работать в паре. Коммуникативные УУД).

Уметь составлять математические выражения по рисункам, схемам.

(Познавательные УУД).

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:

- зафиксировать содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.