Файл: Особенности проблемного обучения в учебном процессе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность курсовой работы заключается в недостаточной изученности особенностей проблемного обучения, на что и будет направлено данное исследование. Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого.

Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач.

Успех интеллектуального развития младшего школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.

Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.

Так, разработкой проблемного обучения занимались такие педагоги и психологи: В.Ф. Аитов, Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, Е.В. Ковалевская, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, Н.А. Менчинская, М.Н. Скаткин, А.В. Хуторскойи др.

По результатам анализов многочисленных исследований, проводимых в педагогике, можно убедиться, что большинство педагогов-практиков правильно понимает значение проблемного обучения, его функции. Однако четкого представления о конкретных путях осуществления проблемного обучения и об его основном звене - проблемных ситуациях - учителя не имеют. В связи с чем была выбрана данная тема исследования.

Объект исследования – технология проблемного обучения.

Предмет исследования - особенности проблемного обучения в начальной школе.

Цель данной работы состоят в подробном рассмотрении особенностей проблемного обучения.

Задачи работы:

  1. Изучить понятие и сущность проблемного обучения.

  2. Рассмотреть основные пути реализации проблемного обучения в учебном процессе.

  3. Рассмотреть методы и приемы реализации проблемного обучения в начальной школе.

  4. Провести диагностику уровня осознанного отношения младшего школьника к проблемной ситуации, его поведения в решении проблемной ситуации.

  5. Изучить работу учителя по применению проблемного обучения в своей педагогической деятельности.

  6. Предоставить результаты исследования и их обсуждение.


Гипотеза исследования: проблемная ситуация становится фактором, реализующим возможности проблемного обучения, если: она создается систематически; учитывает индивидуальные особенности обучающихся; ведет к развитию мотивации к учению и познавательных интересов младших школьников.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, анкетирование, анализ деятельности младших школьников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

1.1. Понятие и сущность проблемного обучения

В 1894 году в Чикаго открылась экспериментальная школа, в которой вместо привычного учебного плана использовалось трудовое и игровое обучение. Школьники изучали чтение, письмо, арифметику, руководствуясь спонтанными инстинктами. В качестве инструментов для удовлетворения названных инстинктов педагоги предлагали детям картины, слово, конструкторы, практическую деятельность. Основал необычную школу американский психолог Дьюи – впоследствии его идеи успешно использовались при проблемной технологии обучения в США и СССР [2, с.67].

В 1923 году в Советском Союзе система классных уроков не использовалась как отжившая себя. Ее заменили более эффективная лабораторно-бригадная работа и комплексные проекты по методу Дьюи. Они просуществовали до 1932 года, после чего были объявлены прожектерством и забыты почти на 70 лет.

Глубокие исследования в области проблемного обучения начались в 60-х годах ХХ века. Идея и принципы проблемного обучения в русле исследования психологии мышления разрабатывались советскими психологами С.Л. Рубинштейном, Д.Н. Богоявленским, Н.А. Менчинской, А.М. Матюшкиным, а в применении к школьному обучению такими дидактами, как: М.А. Данилов, М.Н. Скаткин. Много этими вопросами занимались Т.В. Кудрявцев, Д.В. Вилькеев, Ю.К. Бабанский, М.И. Махмутов и И.Я. Лернер. Исследования в этой области ведутся сейчас и другими представителями педагогической науки [2, c.69].

Сегодня интерес к технологии проблемного обучения возрождается.

Технология проблемного обучения – такой подход к урокам, который основан на создании сложных ситуаций и самостоятельном поиске учащимися эффективных решений.


Технология проблемного обучения дает получение профессиональных знаний и навыков через творческий процесс, стимулирование мыслительных процессов. Традиционный подход этого не обеспечивает, так как дошкольники и школьники получают готовые знания от педагога, подкрепленные примерами, результатами исследований, графической и другой информацией, упрощающей запоминание материала.

Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, при котором преподаватель обеспечивает оптимальное сочетание самостоятельной поисковой деятельности обучающихся с усвоением ими готовых выводов науки [5, c.33].

Различают общие и специальные цели проблемного обучения (см. Таблицу 1).

Таблица 1 - Общие и специальные цели проблемного обучения

Схема классического урока проста. Преподаватель транслирует знания аудитории – аудитория их воспринимает, осмысливает, запоминает. Чтобы упростить запоминание, учитель стремится интересно и увлекательно подать новый материал.

При проблемной технологии обучаемые не получают знаний в чистом виде – педагог ставит перед ними задачу, стремится заинтересовать учащихся и побудить их к поиску эффективного ответа.

Проблемное обучение состоит из нескольких этапов, главный из которых – формирование противоречия. Именно возникновение в проблемной ситуации противоречия вынуждает ребенка активизировать мыслительную деятельность, побуждает к поиску вариантов решения задачи.

С.Л. Рубинштейн отмечает что особенно острую проблемность ситуация приобретает при обнаружении в ней противоречия. Наличие в проблемной ситуации противоречивых данных с необходимостью порождает процесс мышления, направленной на их «снятие [19, c.115].

Следующим этапом является постановка конкретной проблемной задачи и организация процесса поиска решения. Этот компонент представляет двухстороннюю деятельность воспитателя и детей. Но все же ведущая роль отводится педагогу. На этом этапе важно правильно составить эвристическую беседу с малышами, подготовить наглядный материал, благодаря которому дети смогут найти правильное решение задачи. В данном случае следует обратить внимание детей на то, что облака похожи на легкие пушинки. Для этого можно продемонстрировать слайды, видеоматериалы, обговаривая увиденное.

Таким образом, дети, сопоставляя полученные знания с уже имеющимися, приходят к правильному выводу. Последним этапом является закрепление полученных новых знаний. Тут можно предложить исследовательскую или экспериментальную работу. Например, такую: из ваты сделать «облачка»; при направлении на них потока воздуха их фена, дети увидят, как они разлетаются – вот и подтверждение того, что облака плывут из-за ветра.


В Приложении А наглядно представлены этапы организации проблемного обучения.

М.И. Махмутов предложил следующую классификацию проблемных ситуаций в образовательном процессе [12, c.44]:

1. Недостаток имеющихся у ребенка знаний и умений для решения поставленной задачи.

2. Необходимость применения имеющихся знаний и умений в новых условиях.

3. Возникновение противоречия, между тем как теоретически можно решить проблему и невозможностью реализации выбранного способа на практике.

4. Возникновение противоречия между достигнутым практическим результатом и отсутствием теоретического обоснования.

Особенность проблемного обучения в том, что оно относится к группе интерактивных технологий и предполагает вовлечение школьника в процесс, его переход из разряда слушателя в разряд участников. Деятельность учащегося приобретает направленный характер.

Исследования, проведенные учеными в разных странах, показывают, что комбинированный подход позволяет активизировать произвольную и непроизвольную память, ускоряет запоминание материала.

1.2. Основные пути реализации проблемного обучения в учебном процессе

Проблемное обучение не может и не должно стать ни единственной, ни преобладающей системой обучения. Если бы школа стала на этот путь, оказалось бы, что молодое поколение вынуждено самостоятельно пройти значительную часть пути познания тяжести своей истории. Проблемное обучение строится в зависимости от того, насколько это допускает учебный материал.

Применять усвоенные знания и умения обучающиеся должны научиться творчески. Учитель же, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность обучающихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов.

Применение технологии проблемного обучения на уроках имеет ряд несомненных преимуществ [13, c.56]:

  • обучающиеся получают новую информацию в ходе решения теоретических и практических проблем;

  • повышается уровень активности и самостоятельности обучающихся в ходе решения теоретических и практических проблем;

  • повышенная активность обучающихся способствует развитию положительных мотивов учения;

  • обучающиеся достигают высоких и устойчивых результатов;

  • полученные знания в новых ситуациях применяются обучающимися более творчески.


На уроках в начальной школе проблемными являются задания по выявлению новых фактов, явлений, с использованием приема сравнения, формирование оценочного суждения, установления причинно-следственных связей и др.

С помощью заданий такого рода можно поставить учебную проблему перед изучением нового материала с целью пробуждения интереса у обучающихся или завершить таким заданием изучение произведения.

Проблемная технология предполагает создание преподавателем соответствующих ситуаций.

Признаками такой ситуации считаются [21, c.89]:

  1. Возможность неоднозначного способа решения поставленной задачи.

  2. Содержание известных и неизвестных элементов.

  3. Условия, побуждающие к открытию неизвестных элементов.

  4. Ограниченные исходные данные.

Для того чтобы проблемное обучение принесло образовательную и воспитательную пользу, рекомендуется придерживаться следующих правил создания проблемной ситуации [23, c.88]:

1. «Правило золотой середины» касается уровня сложности поставленной задачи. Так, слишком простая и легко решаемая проблема не активизирует критическое мышление, познавательную и исследовательскую активность школьников. В то же время непосильное задание снизит интерес детей к поиску его решения и мотивацию к самостоятельной деятельности, а иногда может привести и к личностно-психологическим проблемам у учеников: неуверенности в собственных силах, замкнутости, неумении отстоять собственную точку зрения и т. д.

2. Решение проблемной ситуации должно сопровождаться конкретным наглядным результатом, а именно, дети должны освоить какой-либо программный материал. Например, в нашем примере дети знакомятся с понятием ветра как природного явления.

3. Активизация эмоциональной сферы школьника. Интерес, удивление, волнение, радость успеха значительно повышают педагогический эффект «проблемного обучения».

Приведем несколько примеров.

Учитель биологии задает вопрос школьникам: «Почему комнатные растения зеленые и цветут в морозы, когда живое в природе засыпает?»

Вопрос на уроке географии: «Тысячи рек впадают в моря. Почему тогда вода в море не выходит из берегов и не затапливает сушу?».

Для создания подобных ситуаций могут использоваться разные приемы, но схема всегда одинакова.

Этапы, из которых состоит технология проблемного обучения [8, c.21]:

1. Преподаватель ставит перед группой задачу с одним или несколькими неизвестными. Условия должны быть сформулированы так, чтобы побудить группу к поиску этого неизвестного.