Файл: Особенности проблемного обучения в учебном процессе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Учащиеся осмысливают проблему, выдвигают гипотезы, проверяют их, используя ранее полученные знания.

3. При поиске решения школьники выявляют противоречия и истоки проблемы.

4. На следующем этапе возникает потребность в разрешении противоречия и выборе оптимального решения.

5. Заключительный шаг – самооценка и рефлексия.

Схема от первого до последнего этапа построена на взаимодействии и сотворчестве участников группы. Решая поставленную перед ними задачу, они вспомнят и используют те опыт и знания, которые кажутся давно забытыми.

Выбор типа урока зависит от подготовленности класса, его умения работать в группах, способности к исследовательской деятельности. В своей педагогической практике преподавания литературы использую технологию или элементы технологии проблемного обучения, когда проблема решается на уроке в ходе дискуссии с помощью логических аргументов, подтверждающих выдвинутую версию.

Проблемный вопрос– ведущий прием создания проблемной ситуации.

Постановка вопросов проблемного характера имеет свои особенности. Проблемные вопросы должны быть сложными настолько, чтобы вызвать затруднения у обучающихся, и в то же время они должны быть посильными для самостоятельного нахождения ответа.

Главным признаком проблемного вопроса является пробуждение интереса у обучающихся. Ответы на подобные вопросы побуждают обучающихся приводить сравнения, обобщения, делать выводы, сопоставлять факты.

Примеры вопросов проблемного характера при изучении повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»:

1. Какие качества русского национального характера можно выделить в образе Пугачева? Пугачев – злодей или народный герой?

2. Какова смысловое значение эпиграфов и их роль в повести?

3. Пугачев– злодей или защитник?

4. Почему Швабрин не стал другом Гринева?

5. Почему Пушкин и назвал свою повесть «Капитанская дочка» именем Маши Мироновой?

6. Почему Пушкин, наделяя Пугачева героя чертами русского национального характера: умом, сметливостью, широтой натуры, способностью совершать благородные поступки, смелостью и отвагой, не идеализирует бунтовщика?

7. Как могла бы сложиться жизнь Маши Мироновой, если бы государыня императрица не простила Петра Гринева?

Примеры вопросов проблемного характера при изучении романа М.А. Шолохова «Поднятая целина»:

1. В первоначальном варианте роман М.А. Шолохова «Поднятая целина» имел иное название – «С потом и кровью». Когда роман был переведен на польский язык, поляки дали книге свое название – «Стон и плач». Какое название для этого произведения выберешь ты?


2. Шолохов, создавая в романе действительность эпохи коллективизации, объективно оценивая события, показывает, как положительные, так и отрицательные стороны изменений в обществе. Почему?

3. Для чего Шолохов показывает всю противоречивость, болезненность и во многом чрезмерную жестокость раскулачивания крестьян?

4. Можно ли сказать, что события, показанные в романе, были естественными и во многом неизбежными?

5. Как вы считаете, коллективизация – это великий поворот в жизни крестьянства? Или это зло, которое сопровождалось жестокой борьбой между земляками, людьми одной страны?

6. Было ли отношение людей к колхозам однозначным?

Примеры вопросов проблемного характера при изучении рассказа В. Распутина «Женский разговор» [1, c.96]:

1. Как вы понимаете смысл утверждения Св. Иоанна Златоуста: «Ничто так не украшает юного возраста, как венец целомудрия»?

2. Как повлияло глубокое проникновение автора в народную жизнь, уважение к вековым традициям, обостренное внимание к нравственным проблемам, к судьбе родной земли и людей, живущих на этой земле, на написание рассказа?

3. Почему Распутин назвал свой рассказ «Женский разговор»?

4. Чем этот рассказ может заинтересовать современного читателя?

5. Какие противоречия можно найти в разговоре бабушки и внучки?

6. Как может сложиться жизнь главной героини рассказа Распутина «Женский разговор»? Ведущая роль в развитии творческого потенциала личности, обучающегося принадлежит проблемному обучению. Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала.

Применение технологии проблемного обучения способствует формированию более прочных знаний, умений и навыков, повышению интереса к знаниям, создает положительную мотивацию учения, улучшает морально психологические условия обучения.

Обучающиеся активно включаются в самостоятельную деятельность по осознанию проблемы и поиску ее решения. Решив проблемную задачу, ответив на проблемный вопрос, найдя выход из проблемной ситуации, обучающиеся добиваются осознанного понимания изучаемого материала, у них формируются такие важнейшие качества знаний, как глубина, прочность и осознанность. Обучающиеся овладевают навыками планирования учебной деятельности по разрешению затруднительных ситуаций; учатся проводить первичные исследования, анализировать, сравнивать, выделять главное, классифицировать, обобщать. От грамотного содержания и форм взаимодействия обучающихся и учителя зависит хороший урок.


1.3. Методы и приемы реализации проблемного обучения в начальной школе

Наиболее ярко продуктивные процессы мышления выступают при постановке и решении человеком различных проблем, выдвигаемых жизнью: экономических, социальных, юридических, педагогических, производственных, научных, учебных и т. д.

Это подтверждается тем, что проблемность - неотъемлемая черта познания, так как наличие проблем, проблемных ситуаций обусловлено всеобщей взаимосвязью и взаимообусловленностью в мире. Включение познаваемого объекта в новые системы связей и отношений с другими объектами позволяет открывать в нем новые свойства и признаки [4, c.93].

Следовательно, организация самостоятельного поиска учащихся начальной школы в процессе обучения создает оптимальные условия и для усвоения новых знаний, и для развития мышления.

Исследования А. А. Смирнова и П. И. Зинченко показывают, что при создании проблемных ситуаций процесс запоминания оказывается наиболее эффективным.

У младших школьников активизируется познавательная установка, что особенно важно при объяснении нового материала на уроке. Применение на уроке системы проблемных задач и вопросов, требующих сознательных усилий и активных поисков, создает, по мнению П. И. Зинченко, условия рационального использования непроизвольной и произвольной памяти учащихся в обучении [11, c.123].

В исследованиях, проводившихся под руководством Н.А. Менчинской и Г.С. Костюка, изучалась эффективность различных путей обучения. Ученые пришли к таким выводам: на первом этапе усвоение происходит быстрее в тех случаях, когда даются готовые указания о действиях, но на последующих этапах, когда для решения предлагаются относительно новые задачи и требуется самостоятельно применять знания к их решению, преимущество на стороне тех учащихся, которые обучаются проблемным методом.

По мнению многих исследователей, проблемное обучение является одним из наиболее эффективных путей умственного развития младших школьников, развития их самостоятельного, творческого мышления (А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, Г.С. Костюк, В.А. Крутецкий, А.М. Матюшкин, Н.А. Менчинская и др.).

Существует 5 базовых методов реализации проблемного обучения в начальной школе [15, c.132]:


1. Эвристический (его часто называют частично-поисковым). При таком подходе преподаватель самостоятельно формулирует проблему и вовлекает аудиторию в обсуждение, задавая наводящие вопросы. Преподаватель помогает учащимся в поиске решения. Недостаток в том, что ученики самостоятельны в творческо-мыслительной деятельности лишь частично, зато техника подходит для начальных классов.

2. Проблемное изложение сходно с эвристическим вариантом в том, что главная роль остается за преподавателем, а существенная разница в том, что учащимся отводится роль наблюдателей. Педагог сам формулирует проблему, находит противоречия, ищет решение и обосновывает его правильность. Такой подход используется при изучении сложных тем, чтобы показать на конкретном примере ход и логику размышлений.

3. Репродуктивный метод строится на примерах. Через них учитель объясняет, как искать противоречия, ответы на вопросы, какими данными пользоваться.

4. Программированные задания – каждое из них включает несколько отдельных кадров. Каждый кадр – это часть пройденного ранее или нового материала. Она формулируется в вопросах, заданиях, упражнениях.

5. Исследовательский способ считается самым сложным, потому что участие педагога в процессе ограничивается озвучиванием неоднозначной ситуации. Вся дальнейшая цепочка – от поиска противоречий до версий и их обоснования – самостоятельная работа учеников.

Главная сложность любого из перечисленных методов – создание правильной проблемной ситуации, доступной для конкретной возрастной аудитории. Чем она необычнее, тем больший интерес у школьников она вызывает. Важно, чтобы решение находилось в рамках их знаний.

Схема проблемного обучения в начальной школе представлена на Рисунке 1.

Рис. 1. Схема проблемного обучения в начальной школе

Основные условия для успешного применения проблемного обучения в начальной школе следующие: проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний; быть доступным для учащихся и соответствовать их познавательным способностям; должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность; задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Методические приемы создания проблемных ситуаций [21, c.107]:

  • учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

  • сталкивает противоречия практической деятельности;

  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

  • предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, с позиций кибернетика, врача, художника);

  • побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

  • ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

  • определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);

  • ставит проблемные задачи: с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; на преодоление «психологической инерции» и др.


Таким образом, проблемное обучение является актуальной областью педагогических дискуссий и открытий. На сегодняшний день такая форма работы еще недостаточно научно сформулирована. Но это не мешает работникам педагогической сферы реализовывать свои творческие наработки в этой области, проявлять инициативность, креативность при разработке инновационных форм работы с младшими школьниками.

Важно помнить, что познавательная активность и любознательность малышей заложена природой, и задача воспитателя развивать эти прирожденные способности детей, активизировать задатки, творческий потенциал воспитанников, поощрять самостоятельность и инициативность.

Выводы по Главе 1: Технология проблемного обучения – такой подход к урокам, который основан на создании сложных ситуаций и самостоятельном поиске учащимися эффективных решений.

Обучающиеся активно включаются в самостоятельную деятельность по осознанию проблемы и поиску ее решения. Решив проблемную задачу, ответив на проблемный вопрос, найдя выход из проблемной ситуации, обучающиеся добиваются осознанного понимания изучаемого материала, у них формируются такие важнейшие качества знаний, как глубина, прочность и осознанность.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1. Диагностика уровня осознанного отношения младшего школьника к проблемной ситуации, его поведения в решении проблемной ситуации

Цель экспериментального исследования - реализовать технологию проблемного обучения в начальной школе.

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. Выявить уровень осознанного отношения младшего школьника к проблемной ситуации, его поведения в решении проблемной ситуации.