Файл: Особенности проблемного обучения в учебном процессе.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1. Понятие и сущность проблемного обучения
1.2. Основные пути реализации проблемного обучения в учебном процессе
1.3. Методы и приемы реализации проблемного обучения в начальной школе
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Ученики наблюдают, что новое слово на строке не помещается.
-Что же мне делать, ребята?
-Надо перенести.
-А что значит перенести?
-Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.
-Какой знак нам нужен? (знак переноса -)
-Помогите мне перенести слово «ученик». Работайте в парах, результаты записывайте на листе.
-Посмотрим, что вы предлагаете (у-ченик, уч-еник, уче-ник, учени-к)
Проблемная ситуация!
-Задание было одно? (да).
-А выполнили его как? (по-разному).
Осознание противоречия!
-Почему так получилось? Что мы пока не знаем? На какой вопрос мы сегодня должны найти ответ?
-Как переносятся слова.
(Неточная формулировка темы)
-Верно. Тема урока сегодня «Правила переноса слов».
(Записывается тема на доске).
Я пишу: «Мычит корова»
Белым мелом на доске.
Что же делать, если слову
Мало места на строке?
Мне ответит на вопрос
Мой помощник-перенос.
-Сегодня на уроке мы будем говорить о том, как надо переносить слова в различных ситуациях, а в конце урока попробуем сформулировать правило переноса.
-Рассмотрите плакат, какое первое правило мы должны помнить, что бы правильно перенести слово?
«Слова переносятся с одной строки на другую по слогам».
-Рассмотрите следующий плакат, какое еще правило мы должны помнить?____________
«Одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку».
Учитель читает шуточное стихотворение Шибаева А.В.
Мы изучали перенос.
Вот как слова я перенес:
Едва- е-два,
И получил за это два.
Укол - у-кол,
И получил за это кол.
Опять- о-пять,
Теперь, наверно будет пять?
На доске запись:
Едва-е-два, укол-у-кол, опять-о-пять.
-Как вы думаете, получит ли мальчик «пять» за перенос этих слов? Почему?
Второе и третье слово переносить нельзя, можно перенести слово «ед-ва».
-Надо помнить, что встречаются слова, которые нельзя переносить, поэтому, если мало места остается на строке, необходимо заранее проанализировать, уместится ли слово.
6. Первичное закрепление. Учебник стр.36. Чтение правила.
Упражнение № 3.
Спишите слова, разделяя черточками для переноса.
Два ученика работают на обратной стороне доски.
-Проверьте, правильно ли выполнили задание ребята?
-Кто из вас выполнил все правильно?
7.Физминутка.
Каждый день мы по утрам делаем зарядку.
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать, Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать.
8.Самостоятельная работа.
На доске запись:
Школа, страна, ухо, площадь, урожай, озеро, Юра, игра, дружба, решаю, песня, одежда.
Найди слова, которые нельзя перенести с одной строки на другую.
Спиши слова, записанные на доске, раздели черточками для переноса.
Проверка в парах.
9.Тест стр.32 №17.
10. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке. Возьмите смайлики.
Покажите: зеленый – если все было понятно на уроке, и вы легко выполнили все задания; желтый - если необходимо еще поработать над данной темой; красный – если вам необходима помощь учителя и одноклассников.
11. Итог урока.
-Чему учились на уроке?
-Что нового узнали на уроке?
-Как мы будем использовать полученные знания?
-Какое задание было самым интересным?
-Что было трудным?
-Как правильно переносить слова с одной строки на другую?
Оценки за урок.
12. Домашнее задание.
Учебник стр. 38 правило, №4 (спиши только слова, которые нельзя перенести с одной строки на другую).
Также Никифоровой Т.В. был разработан конспект урока по математике в 1-ом классе с использованием технологии проблемного обучения (см. Приложение Г).
2.3. Результаты исследования и их обсуждение
После проведенных уроков с проблемным обучением была проведена повторная диагностика уровня осознанного отношения младшего школьника к проблемной ситуации, его поведения в решении проблемной ситуации.
В данной диагностике были использованы те же методики, что на и констатирующем этапе исследования.
Далее необходимо предоставить результаты исследования поведения ученика в проблемной ситуации (см. Таблицу 8).
Таблица 8 – Результаты исследования поведения ученика в проблемной ситуации (контрольный этап)
№ п/п |
Ф.И. ребенка |
Задание 1 |
Задание 2 |
Задание 3 |
Задание 4 |
Уровень |
||
Задача 1 |
Задача 2 |
Задача 1 |
Задача 2 |
|||||
1 |
Игорь Б. |
С |
С |
В |
В |
С |
С |
С |
2 |
Ира С. |
В |
В |
В |
С |
В |
В |
В |
3 |
Аня Б. |
С |
С |
С |
В |
В |
С |
С |
4 |
Вадим Б. |
С |
С |
С |
В |
С |
В |
С |
5 |
Надя С. |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
6 |
Олег Т. |
В |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
7 |
Никита Р. |
В |
С |
В |
С |
С |
С |
С |
8 |
Маша Т. |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
9 |
Вася С. |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
10 |
Оля К. |
С |
С |
С |
Н |
С |
С |
С |
11 |
Денис Л. |
В |
В |
С |
В |
В |
В |
В |
12 |
Кирилл Т. |
В |
С |
В |
В |
В |
С |
В |
13 |
Олег Б. |
С |
С |
Н |
Н |
С |
Н |
Н |
14 |
Света П. |
В |
С |
В |
В |
С |
В |
В |
15 |
Алена С. |
С |
С |
С |
В |
С |
С |
С |
16 |
Костя Т. |
В |
В |
В |
С |
В |
В |
В |
17 |
Степа Ф. |
В |
В |
В |
В |
В |
С |
В |
18 |
Вова Б. |
Н |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
19 |
Галя К. |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
20 |
Марина К. |
В |
С |
С |
В |
С |
С |
С |
Таким образом, исходя из Таблицы 8 следует отметить, что высокий уровень поведения ученика в проблемной ситуации был выявлен у 9 (45%) младших школьников, средний уровень был выявлен у 10 (50%) детей, низкий уровень был выявлен у одного (5%) ребенка (см. Рисунок 8).
Рис. 8. Результаты исследования поведения ученика в проблемной ситуации (контрольный этап)
Таким образом, исходя из проведенного исследования следует отметить, что практически у всех была сформирована устойчивая познавательная активность; младшие школьники проявляли высокую активность в поиске решения, осуществляли его самостоятельно; дети смогли встроить гипотезы; рассуждали по поводу перспектив своей деятельности и даваемых результатов, самостоятельно формулировали вопросы.
В результате проведенного исследования были получены следующие данные по методике С.В. Кудриной «Учебная деятельность младших школьников. Диагностика. Формирование». Наглядно анализ полученных данных на контрольном этапе представлен в Таблицах 9, 10, 11, 12,13.
Таблица 9 - Оценка способности ребенка вступать в контакт с педагогом, % (контрольный этап)
Баллы |
Количество учеников |
% |
0 |
2 |
10 |
1 |
8 |
40 |
2 |
10 |
50 |
3 |
- |
0 |
4 |
- |
0 |
Таким образом, анализируя полученные данные по первому заданию, были получены следующие результаты: 10 (50%) учеников среди любимых занятий называли прогулку, игры, развлечения, баловство и т.д., 8 (40%) учеников – среди любимых занятий выделяли чтение или рассматривание книг, рисование, лепку, занятия в кружках и т.д.; 2 (10%) ученика – не смогли дать развернутый ответ на поставленные вопросы (см. Рисунок 9).
Рис. 9. Оценка способности ребенка вступать в контакт с педагогом, % (контрольный этап)
Исходя из Рисунка 9 можно сделать вывод, что практически все дети вступали в контакт с педагогом и отвечали на заданные вопросы.
Таблица 10 - Оценка отношения ребенка к школе (контрольный этап)
Баллы |
Количество учеников |
% |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
2 |
4 |
20 |
3 |
16 |
80 |
4 |
- |
0 |
Ответы учеников на поставленное задание распределились следующим образом: 16 (80%) учащихся любят ходить в школу и отождествляют себя с учеником; 4 (20%) ученика – колеблются, выбирают то картинку со школой, то картинки с внешкольными занятиями (чаще занятия с родителями); все дети стремятся быть учениками; от выполнения задания никто не отказался (см. Рисунок 10).
Рис. 11. Оценка отношения ребенка к школе (контрольный этап)
Таблица 12 - Оценка интереса ребенка к школе
Баллы |
Количество учеников |
% |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
2 |
4 |
20 |
3 |
6 |
30 |
4 |
10 |
50 |
Таким образом, из опроса видно, что 10 (50%) учеников хотят в школу, интересуются содержательной стороной обучения; 6 (30%) учеников – интересуются операционной стороной обучения и его внешней атрибутикой; 4 (20%) ученика – колеблются или хотят в школу, проявляют интерес к игре или другой совместной с детьми деятельностью, интересуются музыкой, рисованием, физкультурой и т.д.; все дети хотят идти в школу; никто не отказался от участия в беседе (см. Рисунок 12).
Рис. 12. Оценка интереса ребенка к школе (контрольный этап)
Таблица 13 - Желание учеников посещать школу (контрольный этап)
Баллы |
Количество учеников |
% |
0 |
- |
0 |
1 |
0 |
0 |
2 |
3 |
15 |
3 |
17 |
85 |
4 |
- |
0 |
Анализируя данные таблицы, следует отметить, что 17 (85%) учащихся выразили желание идти в школу; 3 (30%) ученика – проявили колебания, неуверенность; все ученики хотят идти в школу; отказавшихся участвовать в беседе нет (см. Рисунок 13).
Рис. 13. Желание учеников посещать школу (контрольный этап)
Таблица 14 - Интерес детей к учебной деятельности (контрольный этап)
Баллы |
Количество учеников |
% |
0 |
- |
0 |
1 |
2 |
10 |
2 |
6 |
30 |
3 |
12 |
60 |
4 |
- |
0 |
У 12 (60%) учеников большая часть выбранных занятий связана с учебной деятельностью; у 6 (30%) учеников – большая часть выбранных занятий не связана с учебной деятельностью; у 2 (10%) учеников – среди выбранных занятий нет занятий, связанных с учебной деятельностью; отказавшихся участвовать в работе, нет (см. Рисунок 14).
Рис. 14. Интерес детей к учебной деятельности (контрольный этап)
Таким образом, исходя из полученных результатов на контрольном этапе исследования встреча с проблемной ситуацией не вызывала у детей никаких затруднений, младшие школьники смогли описать ее словесно. Младшие школьники смогли сконцентрировать свое внимание на конкретной проблеме.
Для наглядности необходимо сравнить результаты исследования на констатирующем и контрольном этапе, для того, чтобы выявить эффективность внедрения проблемного обучения в образовательный процесс (см. Рисунок 15).
Рис. 15. Сравнительные результаты исследования на констатирующем и контрольном этапе эксперимента
Таким образом, использование проблемного обучения в начальной школе способствует активизации познавательного интереса учащихся, ведет к развитию мотивации учения у младших школьников.
Выводы по Главе 2: Таким образом, встреча с проблемной ситуацией на констатирующем этапе вызывала у детей затруднения, часто они не могли оформить ее словесно. Младшие школьники не могли сконцентрировать свое внимание на конкретной проблеме, быстро теряли интерес к выявленной проблеме. Как показали наблюдения, в практической деятельности их больше привлекали либо игры с однообразными действиями (например, катание машин), либо настольные игры со знакомым содержанием, с отработанной последовательностью действий.
Отсюда следует вывод, что деятельность детей должна быть организованна таким образом, чтобы форма организации обучения детей была направлена на развитие поведения ученика в проблемной ситуации.
Так, использование проблемного обучения в начальной школе способствует активизации познавательного интереса учащихся, ведет к развитию мотивации учения у младших школьников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод:
С изменениями в обществе появилась необходимость реформации процесса подготовки подрастающего поколения. Появление такого инновационного веяния в образовании, как проблемное обучение связывают с идеями американского педагога и психолога Дж. Дьюи.