Файл: Особенности проблемного обучения в учебном процессе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ученики наблюдают, что новое слово на строке не помещается.

-Что же мне делать, ребята?

-Надо перенести.

-А что значит перенести?

-Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.

-Какой знак нам нужен? (знак переноса -)

-Помогите мне перенести слово «ученик». Работайте в парах, результаты записывайте на листе.

-Посмотрим, что вы предлагаете (у-ченик, уч-еник, уче-ник, учени-к)

Проблемная ситуация!

-Задание было одно? (да).

-А выполнили его как? (по-разному).

Осознание противоречия!

-Почему так получилось? Что мы пока не знаем? На какой вопрос мы сегодня должны найти ответ?

-Как переносятся слова.

(Неточная формулировка темы)

-Верно. Тема урока сегодня «Правила переноса слов».

(Записывается тема на доске).

Я пишу: «Мычит корова»

Белым мелом на доске.

Что же делать, если слову

Мало места на строке?

Мне ответит на вопрос

Мой помощник-перенос.

-Сегодня на уроке мы будем говорить о том, как надо переносить слова в различных ситуациях, а в конце урока попробуем сформулировать правило переноса.

-Рассмотрите плакат, какое первое правило мы должны помнить, что бы правильно перенести слово?

«Слова переносятся с одной строки на другую по слогам».

-Рассмотрите следующий плакат, какое еще правило мы должны помнить?____________

«Одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку».

Учитель читает шуточное стихотворение Шибаева А.В.

Мы изучали перенос.

Вот как слова я перенес:

Едва- е-два,

И получил за это два.

Укол - у-кол,

И получил за это кол.

Опять- о-пять,

Теперь, наверно будет пять?

На доске запись:

Едва-е-два, укол-у-кол, опять-о-пять.

-Как вы думаете, получит ли мальчик «пять» за перенос этих слов? Почему?

Второе и третье слово переносить нельзя, можно перенести слово «ед-ва».

-Надо помнить, что встречаются слова, которые нельзя переносить, поэтому, если мало места остается на строке, необходимо заранее проанализировать, уместится ли слово.

6. Первичное закрепление. Учебник стр.36. Чтение правила.

Упражнение № 3.

Спишите слова, разделяя черточками для переноса.

Два ученика работают на обратной стороне доски.

-Проверьте, правильно ли выполнили задание ребята?

-Кто из вас выполнил все правильно?

7.Физминутка.

Каждый день мы по утрам делаем зарядку.

Очень нравится нам делать по порядку:

 Весело шагать, Руки поднимать,

Приседать и вставать,


Прыгать и скакать.

8.Самостоятельная работа.

На доске запись:

Школа, страна, ухо, площадь, урожай, озеро, Юра, игра, дружба, решаю, песня, одежда.

Найди слова, которые нельзя перенести с одной строки на другую.

Спиши слова, записанные на доске, раздели черточками для переноса.

Проверка в парах.

9.Тест стр.32 №17.

10. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке. Возьмите смайлики.  

Покажите: зеленый – если все было понятно на уроке, и вы легко выполнили все задания; желтый - если необходимо еще поработать над данной темой; красный – если вам необходима помощь учителя и одноклассников.

11. Итог урока.

-Чему учились на уроке?

-Что нового узнали на уроке?

-Как мы будем использовать полученные знания?

-Какое задание было самым интересным?

-Что было трудным?

-Как правильно переносить слова с одной строки на другую?

Оценки за урок.

12. Домашнее задание.

Учебник стр. 38 правило, №4 (спиши только слова, которые нельзя перенести с одной строки на другую).

Также Никифоровой Т.В. был разработан конспект урока по математике в 1-ом классе с использованием технологии проблемного обучения (см. Приложение Г).

2.3. Результаты исследования и их обсуждение

После проведенных уроков с проблемным обучением была проведена повторная диагностика уровня осознанного отношения младшего школьника к проблемной ситуации, его поведения в решении проблемной ситуации.

В данной диагностике были использованы те же методики, что на и констатирующем этапе исследования.

Далее необходимо предоставить результаты исследования поведения ученика в проблемной ситуации (см. Таблицу 8).

Таблица 8 – Результаты исследования поведения ученика в проблемной ситуации (контрольный этап)

№ п/п

Ф.И. ребенка

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Уровень

Задача 1

Задача 2

Задача 1

Задача 2

1

Игорь Б.

С

С

В

В

С

С

С

2

Ира С.

В

В

В

С

В

В

В

3

Аня Б.

С

С

С

В

В

С

С

4

Вадим Б.

С

С

С

В

С

В

С

5

Надя С.

В

В

В

В

В

В

В

6

Олег Т.

В

С

С

С

С

С

С

7

Никита Р.

В

С

В

С

С

С

С

8

Маша Т.

В

В

В

В

В

В

В

9

Вася С.

С

В

С

В

С

В

С

10

Оля К.

С

С

С

Н

С

С

С

11

Денис Л.

В

В

С

В

В

В

В

12

Кирилл Т.

В

С

В

В

В

С

В

13

Олег Б.

С

С

Н

Н

С

Н

Н

14

Света П.

В

С

В

В

С

В

В

15

Алена С.

С

С

С

В

С

С

С

16

Костя Т.

В

В

В

С

В

В

В

17

Степа Ф.

В

В

В

В

В

С

В

18

Вова Б.

Н

С

С

С

С

С

С

19

Галя К.

В

В

В

В

В

В

В

20

Марина К.

В

С

С

В

С

С

С


Таким образом, исходя из Таблицы 8 следует отметить, что высокий уровень поведения ученика в проблемной ситуации был выявлен у 9 (45%) младших школьников, средний уровень был выявлен у 10 (50%) детей, низкий уровень был выявлен у одного (5%) ребенка (см. Рисунок 8).

Рис. 8. Результаты исследования поведения ученика в проблемной ситуации (контрольный этап)

Таким образом, исходя из проведенного исследования следует отметить, что практически у всех была сформирована устойчивая познавательная активность; младшие школьники проявляли высокую активность в поиске решения, осуществляли его самостоятельно; дети смогли встроить гипотезы; рассуждали по поводу перспектив своей деятельности и даваемых результатов, самостоятельно формулировали вопросы.

В результате проведенного исследования были получены следующие данные по методике С.В. Кудриной «Учебная деятельность младших школьников. Диагностика. Формирование». Наглядно анализ полученных данных на контрольном этапе представлен в Таблицах 9, 10, 11, 12,13.

Таблица 9 - Оценка способности ребенка вступать в контакт с педагогом, % (контрольный этап)

Баллы

Количество учеников

%

0

2

10

1

8

40

2

10

50

3

-

0

4

-

0

Таким образом, анализируя полученные данные по первому заданию, были получены следующие результаты: 10 (50%) учеников среди любимых занятий называли прогулку, игры, развлечения, баловство и т.д., 8 (40%) учеников – среди любимых занятий выделяли чтение или рассматривание книг, рисование, лепку, занятия в кружках и т.д.; 2 (10%) ученика – не смогли дать развернутый ответ на поставленные вопросы (см. Рисунок 9).

Рис. 9. Оценка способности ребенка вступать в контакт с педагогом, % (контрольный этап)

Исходя из Рисунка 9 можно сделать вывод, что практически все дети вступали в контакт с педагогом и отвечали на заданные вопросы.

Таблица 10 - Оценка отношения ребенка к школе (контрольный этап)

Баллы

Количество учеников

%

0

0

0

1

0

0

2

4

20

3

16

80

4

-

0


Ответы учеников на поставленное задание распределились следующим образом: 16 (80%) учащихся любят ходить в школу и отождествляют себя с учеником; 4 (20%) ученика – колеблются, выбирают то картинку со школой, то картинки с внешкольными занятиями (чаще занятия с родителями); все дети стремятся быть учениками; от выполнения задания никто не отказался (см. Рисунок 10).

Рис. 11. Оценка отношения ребенка к школе (контрольный этап)

Таблица 12 - Оценка интереса ребенка к школе

Баллы

Количество учеников

%

0

0

0

1

0

0

2

4

20

3

6

30

4

10

50

Таким образом, из опроса видно, что 10 (50%) учеников хотят в школу, интересуются содержательной стороной обучения; 6 (30%) учеников – интересуются операционной стороной обучения и его внешней атрибутикой; 4 (20%) ученика – колеблются или хотят в школу, проявляют интерес к игре или другой совместной с детьми деятельностью, интересуются музыкой, рисованием, физкультурой и т.д.; все дети хотят идти в школу; никто не отказался от участия в беседе (см. Рисунок 12).

Рис. 12. Оценка интереса ребенка к школе (контрольный этап)

Таблица 13 - Желание учеников посещать школу (контрольный этап)

Баллы

Количество учеников

%

0

-

0

1

0

0

2

3

15

3

17

85

4

-

0

Анализируя данные таблицы, следует отметить, что 17 (85%) учащихся выразили желание идти в школу; 3 (30%) ученика – проявили колебания, неуверенность; все ученики хотят идти в школу; отказавшихся участвовать в беседе нет (см. Рисунок 13).

Рис. 13. Желание учеников посещать школу (контрольный этап)

Таблица 14 - Интерес детей к учебной деятельности (контрольный этап)

Баллы

Количество учеников

%

0

-

0

1

2

10

2

6

30

3

12

60

4

-

0


У 12 (60%) учеников большая часть выбранных занятий связана с учебной деятельностью; у 6 (30%) учеников – большая часть выбранных занятий не связана с учебной деятельностью; у 2 (10%) учеников – среди выбранных занятий нет занятий, связанных с учебной деятельностью; отказавшихся участвовать в работе, нет (см. Рисунок 14).

Рис. 14. Интерес детей к учебной деятельности (контрольный этап)

Таким образом, исходя из полученных результатов на контрольном этапе исследования встреча с проблемной ситуацией не вызывала у детей никаких затруднений, младшие школьники смогли описать ее словесно. Младшие школьники смогли сконцентрировать свое внимание на конкретной проблеме.

Для наглядности необходимо сравнить результаты исследования на констатирующем и контрольном этапе, для того, чтобы выявить эффективность внедрения проблемного обучения в образовательный процесс (см. Рисунок 15).

Рис. 15. Сравнительные результаты исследования на констатирующем и контрольном этапе эксперимента

Таким образом, использование проблемного обучения в начальной школе способствует активизации познавательного интереса учащихся, ведет к развитию мотивации учения у младших школьников.

Выводы по Главе 2: Таким образом, встреча с проблемной ситуацией на констатирующем этапе вызывала у детей затруднения, часто они не могли оформить ее словесно. Младшие школьники не могли сконцентрировать свое внимание на конкретной проблеме, быстро теряли интерес к выявленной проблеме. Как показали наблюдения, в практической деятельности их больше привлекали либо игры с однообразными действиями (например, катание машин), либо настольные игры со знакомым содержанием, с отработанной последовательностью действий.

Отсюда следует вывод, что деятельность детей должна быть организованна таким образом, чтобы форма организации обучения детей была направлена на развитие поведения ученика в проблемной ситуации.

Так, использование проблемного обучения в начальной школе способствует активизации познавательного интереса учащихся, ведет к развитию мотивации учения у младших школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод:

С изменениями в обществе появилась необходимость реформации процесса подготовки подрастающего поколения. Появление такого инновационного веяния в образовании, как проблемное обучение связывают с идеями американского педагога и психолога Дж. Дьюи.