Файл: Особенности проблемного обучения в учебном процессе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автор разработал целую систему образования, которую позже назвали «обучение путем делания». Педагог организовал экспериментальную школу, в которой основным принципом было получение знаний путем самостоятельной исследовательской работы детей.

Дж. Дьюи отмечал, что для разностороннего интеллектуального развития достаточно лишь естественной познавательной активности и прирожденной любознательности малыша. Такие кардинальные идеи в то время не прижились и были подвержены критики.

В России зарождение проблемного обучения началось лишь в 60-е годы ХХ века, что связано с социальными и историческими изменениями в обществе. Педагоги-новаторы выдвинули идеи о ведущей роли воспитанника в процессе обучения, важности самостоятельной работы. Кардинально поменялась и роль воспитателя: от человека, который предоставляет готовые знания к старшему советчику, который поможет, направит деятельность малышей.

Сегодня интерес к технологии проблемного обучения возрождается.

Проблемное обучение - это решение детьми познавательных задач, когда роль воспитателя – направить детей на поисковую самостоятельную деятельность.

Технология проблемного обучения – такой подход к урокам, который основан на создании сложных ситуаций и самостоятельном поиске учащимися эффективных решений.

Обучающиеся активно включаются в самостоятельную деятельность по осознанию проблемы и поиску ее решения. Решив проблемную задачу, ответив на проблемный вопрос, найдя выход из проблемной ситуации, обучающиеся добиваются осознанного понимания изучаемого материала, у них формируются такие важнейшие качества знаний, как глубина, прочность и осознанность.

Обучающиеся овладевают навыками планирования учебной деятельности по разрешению затруднительных ситуаций; учатся проводить первичные исследования, анализировать, сравнивать, выделять главное, классифицировать, обобщать. От грамотного содержания и форм взаимодействия обучающихся и учителя зависит хороший урок.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ школа № 152 г. Самара. В исследовании приняли участие 20 младших школьника 1-а класса. Из них 12 мальчиков и 8 девочек.

Таким образом, встреча с проблемной ситуацией вызывала у детей затруднения, часто они не могли оформить ее словесно. Вызывала затруднения и ситуация связанная с задаванием вопросов. В свободной беседе дети задавали вопросы, в которых четко и ясно сформулировано то, что они хотят узнать.


Младшие школьники не могли сконцентрировать свое внимание на конкретной проблеме, быстро теряли интерес к выявленной проблеме. Как показали наблюдения, в практической деятельности их больше привлекали либо игры с однообразными действиями (например, катание машин), либо настольные игры со знакомым содержанием, с отработанной последовательностью действий.

Таким образом, использование проблемного обучения в начальной школе способствует активизации познавательного интереса учащихся, ведет к развитию мотивации учения у младших школьников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. Ростов-на-Дону, 2012. – 321 с.

  2. Басова В.Н. Основы педагогики и психологии. – М.: Педагогика, 2014. – 229 с.

  3. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М.: «Знание», 2013. - 96 с.

  4. Гин А.А. Приемы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. М.: Вита-Пресс, 2012. – 306 с.

  5. Дорно И.В. Проблемное обучение в школе. – М.: Просвещение, 2013. – 202 с.

  6. Идиатулин В. С. Принцип проблемности в обучении // Школьные технологии. - 2014. - N 4. - С. 29-42.

  7. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 2011. – 80 с.

  8. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: «Знание», 2014. - 64 с.

  9. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. Заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 2013. – 464 с.

  10. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 2014. – 296 с.

  11. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, 2013. - 290с.

  12. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М., 2013. – 278 с.

  13. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 2015. – 237 с.

  14. Мочалова Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения. – Казань: ТБК. 2013. - 237 с.

  15. Начальное общее образование: федеральный государственный стандарт: сборник нормативно-правовых материалов. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 160 с.

  16. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов / Под. ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 576 с.

  17. Педагогические технологии / Под общей ред. B.C. Кукушина. – Ростов–на–Дону: «МарТ», 2014. – 336с.

  18. Психология: Учеб. для. студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4–е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 608 с.

  19. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб. Питер, 2012. – 400 с.

  20. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 368 с.

  21. Сыропятова Г.И. Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе. - М., 2014. – 333 c.

  22. Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС НОО / Мельникова Е.Л. – М.: Баласс, 2011. – 291 с.

  23. Шамова Т.И. Проблемный подход в обучении. УЦ «Перспектива», 2013. – 288 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Этапы проблемного обучения

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Методика С.В. Кудриной «Учебная деятельность младших школьников. Диагностика. Формирование»

Первый комплекс.

Задание 1.1 В ходе индивидуальной беседы с ребенком задаются следующие вопросы: В каком классе (школе) ты учишься? Куда ты ходил раньше: в детский сад, другую школу или был дома? Тебе нравилось ходить в детский сад (другую школу, находиться дома)? Чем ты любил там заниматься?

Оценка: 2 балла – отвечает на вопросы, среди любимых занятий называет чтение или рассматривание книг, рисование, лепку, занятия в кружках и т.д.; 1 балл – отвечает на вопросы, среди любимых занятий называет прогулку, игры, развлечения, баловство и т.д.; 0 баллов – ответить не может.

Второй комплекс.

Задание 2.1. Инструкция: рассмотри картинки:

Покажи, где бы хотел быть ты. Объясни, почему?

Оценка: 3 балла – хочет в школу, отождествляет себя с учеником; 2 балла – колеблется, выбирает то картинку со школой, то картинки с внешкольными занятиями (чаще занятия с родителями); 1 балл - не стремится быть учеником, предпочитает игры с детьми; 0 баллов – отказывается от выполнения задания.

Задание 2.2. В процессе беседы ребенку задаются следующие вопросы:

Нравится ли тебе учиться в школе? Чем ты любишь заниматься в школе? Есть ли у тебя любимый предмет? Какой? Чем он тебе нравится? Есть ли учебные предметы, которые тебе не нравятся? Почему они тебе не нравятся? Нравится ли тебе выполнять домашние задания? Почему? Чем ты любишь заниматься в свободное время? Почему?

Оценка: 4 балла – хочет в школу, интересуется содержательной стороной обучения; 3 балла – хочет в школу; 2 балла - колеблется или хочет в школу, проявляя интерес к игре или другой совместной с детьми деятельностью, интересуется музыкой, рисованием, физкультурой и т.д.; 1 балл – в школу идти не хочет; 0 баллов - отказывается от участия в беседе.


Задание 2.3. Ребенку предлагается следующая ситуация и задается вопрос. Ситуация: Представь, что сегодня воскресенье. Вопрос: Что ты хочешь делать в понедельник?

Оценка: 3 балла – выраженное желание идти в школу; 2 балла – колебания, неуверенность; 1 балл – не хочет идти в школу; 0 баллов – отказывается участвовать в беседе.

Задание 2.4.

Оборудование: карточка с перечнем возможных занятий, каждое из которых написано на отдельной строке (смотреть телевизор, делать домашние задания, читать книги, играть с ребятами на улице, решать разные задачи, заниматься в кружке, гулять, рисовать, играть в настольные игры).

Инструкция: Прочитай слова, написанные на карточке. Выбери из них пять таких, которыми ты больше всего любишь заниматься в свободное время.

Оценка:

3 балла – большая часть выбранных занятий связана с учебной деятельностью;

2 балла – большая часть выбранных занятий не связана с учебной деятельностью;

1 балл - среди выбранных занятий нет занятий, связанных с учебной деятельностью;

0 баллов - отказ от работы.

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Тема: «Решение задач. Закрепление»

Учебник: Математика (Л.Г. Петерсон) часть 2, с 54-58.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Методы обучения: проблемный, частично - поисковый.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная, работа в паре.

Используемые технологии: ИКТ, технология проблемного обучения, технология деятельностного подхода.

Техническое оборудование: ноутбук, телевизор.

Раздаточный материал: карточки с изображением объемных геометрических фигур.

Дидактическая цель деятельности учителя: закрепить знание частей задачи, умение решать задачи, используя метод моделирования, умение определять тип задачи.

Ключевые слова: условие, вопрос, задача, разность, большее число, меньшее число.

Задачи:

  • закрепить решение задач на разностное сравнение чисел, на нахождение большего и меньшего числа; навыки счета в пределах девяти;

  • развивать внимание и мышление, умение ориентироваться в пространстве;

  • прививать любовь к природе, умение ее беречь и охранять, воспитывать доброе отношение друг другу.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать структуру задачи;

- уметь решать задачи в одно действие;

- уметь выполнять вычисления в пределах девяти;

- уметь выделять ее части и анализировать содержание текстовой задачи;


- уметь самостоятельно определять тип задачи;

- уметь решать задачи, используя метод моделирования.

Личностные:

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- уметь определять тему и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

- уметь осуществлять логические операции;

- уметь составлять математические выражения по рисункам, схемам.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний, строить небольшие математические высказывания.

Коммуникативные УУД:

- уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

- формирование умения работать в паре.

Технологическая карта проведения урока

«Решение задач. Закрепление»

Технология проведения

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Проговаривают стихотворение - правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Организует проговаривание правил поведения на уроке.

1. Один, два, три, четыре, пять

Я хочу успешным стать,

Буду я стараться,

Будет получаться!

2. Прозвенел уже звонок.

Он позвал нас на урок.

Повернитесь все назад,

Гости там у нас сидят.

Мило им вы улыбнитесь,

Обратно повернитесь.

И тихонечко садитесь.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация знаний (7 мин.)

Индивидуально выполняют устные задания на листе в клетку ручкой синего цвета.

Устно отвечают на вопросы.

Работают в парах.

Выполняют самопроверку по образцу, фиксируя правильные и неправильные ответы знаком «+» и «-».

Организует работу по выполнению устных заданий.

Организует коллективный опрос обучающихся.

Уточняет правила работы в парах и контролирует работу.

Организует самопроверку.

- Начнем работу с устной разминки.